С образованием в 1988 г. системы природоохранных органов, а также в связи с изменением отношений собственности осуществлялась подготовительная работа по введению новых платежей, в частности – за право пользования природными ресурсами. Эта плата является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов и их пользователем. По существу, это форма выражения абсолютной ренты, связанной с собственностью на природные ресурсы как на объект хозяйства. Базовые нормативы платы могут устанавливаться в виде фиксированных отчислений (роялти) от стоимости объемы добычи (изъятия) природных ресурсов.
Применяемая в современных условиях система платежей за природные ресурсы включает:
• Платежи за пользование природными ресурсами;
• Платежи на охрану и воспроизводство природных ресурсов;
• Санкции за сверхлимитное (нерациональное) использование природных ресурсов.
Опыт показывает, что эффективно экономическое регулирование природопользования может осуществляться при одновременном использовании двух видов платежей за природные ресурсы: за их расход (потребление) и за право пользования природными объектами в пределах определенной территории. Санкции также необходимы, чтобы требования к пользователям ресурсов выполнялись в полном объеме. С помощью первого вида платежей (расход запасов полезных ископаемых, вырубка леса, забор воды из природных источников) регулируется интенсивность использования природных ресурсов их владельцами (арендаторами, пользователями) и обеспечивается накопление средств на их воспроизводство и охрану. Платежи за право пользования природными ресурсами (объектами) в пределах определенной территории (за земельный, горный отводы, за право забора воды из природного источника, право вырубки леса и осуществления других видов хозяйственной деятельности на землях лесного фонда и т. п.) призваны регулировать распределение территории между конкурирующими видами природопользования. За счет поступлений по этим платежам может осуществляться финансирование не только природоохранных, но и других социальных и экологических нужд данной территории (развитие инфраструктуры, повышение уровня жизни населения и др.).
При определении размера этого вида платы следует учитывать:
- данные платежи должны включать в себя часть дифференциальной ренты, поскольку затраты на восстановление ресурсов в лучших условиях будут меньше, чем в худших. Следовательно, размеры платежей должны быть дифференцированы в зависимости от условий использования;
- при определении затрат специализированных природоохранных служб необходимо учитывать их экономическую эффективность с тем, чтобы свести к минимуму субъективные факторы при определении размеров платежей.
В целом виды платы за природные ресурсы и ее структура показаны на рис. 3 и 4.
Рисунок 3 – Виды платы за природные ресурсы
Рисунок 4 – Структура платы за природные ресурсы
Если размер платежа за пользование или на воспроизводство ресурсов установлен, то санкции за сверхлимитное использование природных ресурсов предполагают увеличение ставки платежа в 5 раз.
Следует отметить, что система платежей за пользование природными ресурсами должна включать не только способы определения размеров платы, но также и механизмы ее установления, изъятия и использования, что отражается в законодательно-нормативных документах.
В России правовая основа платности природопользования впервые была заложена в Законе РФ от 19.12.1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды». В настоящее время правовой основой регулирования платности в сфере природопользования является Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».
Необходимо также отметить двойственную роль платежей за пользование природными ресурсами. С одной стороны, в условиях перехода к рыночным отношениям уровень этих платежей должен коррелировать с рыночными ценами на соответствующее сырье на основе реальных экономических законов спроса и предложения. С другой стороны, они должны служить эффективным рычагом управления и способствовать, прежде всего, целям ресурсосбережения и охраны окружающей среды. Другими словами, при установлении ставок платы необходимо учитывать эколого-экономическую эффективность добычи и использования природных ресурсов для конкретного региона, влияя в свою очередь на конъюнктуру рынка.