Западная Церковь в XI веке.




 

К XI веку на Западе сложилась система, в которой Рим играл центральную роль. За спасение людей отвечала Церковь, она просвещала варварские народы, постепенно выстраивая культуру Западной Европы. Рим играет главенствующую роль на Западе и для Запада, всё опиралось на опыт Церкви. Такие папы, как Лев I, Лев III, и т.д. Церковь играла ключевую роль в построении европейского христианского общества. Деление на светское и церковное, государственное и церковное не было. Папы, начиная с Карла Великого, играют большую роль, чем епископы на Востоке. Но право выбора папы принадлежит королям, и Церковь зависит от светской власти. Короли ставили «своих людей». Развивается полная развращённость Церкви. Это была эпоха «наивной» веры с «наивными» безобразиями (дал в морду, а потом кается и т.д.). Это происходило от искренней веры во Христа, плюс некая удаль. Так как епископы назначались со стороны светской власти, то клир развратился: появилась симония, конкубинат среди монашества (сожительство с женщинами), пристрастие к виноградным изделиям и т.д. Папы к XI веку не представляли высокого морального авторитета. В XI веке напротив папского дворца располагался публичный дом (для паломников). Встал вопрос: как с этим бороться?

На безобразия реагировали монахи. Они задумались о борьбе с этим явлением. Центром оппозиции в моральном отношении к власти стал монастырь в Клюни. Они поставили своей целью воспитание и поставление епископов из своей среды (особенно папы). Была создана конгрегация с центром в Клюни, которая охватывала тысячи монастырей по всей Европе. Раз в 10 лет они собирались для обсуждения монашеских и церковных проблем. Монастыри, входившие в конгрегацию, стали рассадником для монашеского образования и высокоморального образа жизни.

Главным препятствием была светская инвеститура (назначение) епископа на кафедру (не путать с хиротонией). До клюнийцев инвеститура была полностью в руках светских правителей. В 1048 году, воспользовавшись малолетством императора Генриха IV, клюнийцы поставили папу из своей среды Льва IX (разделение церквей). Историки считают, что факт разделения церквей коренится в таком активном движении клюнийцев, выступивших за сильную Церковь, способную сказать «нет» или «да» светской власти. Церковь должна контролировать все действия светской власти. В России эта идея будет осуществлена в XVI – XVII веках. В этом видят папскую позицию по отношению к Востоку Льва IX. В римской церкви до сих пор сохранилось право выбора папой имени. Это означает какую линию будет вести папа. Избранием имени Лев (в честь Льва I, который остановил гуннов), папа указал, что он будет вести линию охраны Церкви от светской власти. По его смерти в 1054 году в Рим пришли германские рыцари, и всё вернулось к инвеституре, но только на время.

До 1058 года (латеранский собор) эта идея, избрание папы и епископов из клюнийцев, не осуществлялась. Избирали папу из римлян, выдвигают кардиналы и прочие духовные чины, принятие епископа (папы) светской властью. Избрание должно происходить в Риме. Здесь установлен знак папской власти – тиара, т.е. тройная корона по образу императорских и королевских. Она символизирует власть папы над тремя частями света (Европа, Африка, Азия), или над тремя сословиями. Собрание кардиналов получило название «курия».

Но императорская власть была сильна и не позволила использовать эти установления. В 1073 году умер нелюбимый папа, ставленник немецкого короля. Народ схватил кардинала Гильдебрандта с возгласом «это наш папа». По другой версии он сам спровоцировал это. Его поставили папой с именем Григорий VII (в честь Григория II Двоеслова). Он проводит пропапскую линию. Светская власть даётся от людей, но церковная – от Бога. Священство – призвание Самого Бога, и поэтому священство отвечает за государственную власть, а не наоборот. В случае необходимости третейского судьи, аппелировать можно к папе, а не к светской власти. В личности папы Григория VII уже замешан мотив непогрешимости римской церкви. Римская церковь считается непогрешимой, т.к. в основании церкви стоит апостол Пётр, но главная причина – Рим выступил в роли судьи в делах еретических споров на Востоке (философское мышление на Востоке провоцировало развитие богословской мысли, а Запад жил миссионерством). Похвала Рима восточными отцами за стояние в православии и придала Риму силу так утверждать. Императоры не имели права низлагать ни епископов, ни папу. Начиная с Карла Великого – великого короля франков – появилось явление инвеститура.

 

 

Григорий VII.

 

Либо он спровоцировал народ на избрание, либо надоело немецкое господство, но в 1073 году Гильдебрандт стал Григорием VII. Он осуществлял жёсткий курс политики в отношении светской власти – борьба с инвеститурой.

В 1075 году выходит его книга «Диктат папы»:

1. Мирская власть от людей, дар священства от Бога. В этом основное преимущество церковной власти над светской, поэтому светская власть не смеет поставлять епископов (на кафедру).

2. Римский епископ есть прямой последователь от апостола Петра.

3. История борьбы с ересями показала, что Восток обращался к папе римскому, что показывает первенство римского епископа. Поэтому папа управлял князьями, но не наоборот. К нему могут аппелировать, но не на него. Во второй половине XI века выросло в понимании папы мысль о власти над миром.

Генриху IV это не понравилось, он выступил против решения папы на том основании, что папу ставят государи и низлагает папу на соборе в1077 году. Папа сказал, что решение папы выше решения собора: Генриха отлучил, а епископов, участвовавших в соборе, низложил. В1079 году германские князья потребовали примирения папы и Генриха, т. к. их жизнь тормозилась (нет епископа, который не может благословить вельможу на брак и получить землю). В 1080 году Генрих, сидя на коне в тёплой овчинке с сеном, стоял и ждал перед замком папы. Генрих после такого видимого примирения начал войну против папы и захватил Рим. Папа призвал своих союзников на юге – норманнов, которые выкинули германцев из Рима. Война продолжалась ещё два года, и в 1083 году жители Рима просили папу покинуть город, т.к. то норманны хозяева, то германцы (обои грабили и убивали). Женщины буквально на коленях просят папу. Он покинул Рим, и в 1085 году умирает в Салерно (юг Италии).

Диктат папы продолжал действовать и после его смерти. Сформировалось европейское общество с центром в Риме (Рим = папа), republica christiana. Дальнейшая жизнь шла под диктатом папы (папизм). Папизм сформировался только к концу XI века, не ранее, как говорят некоторые.

В 1088 году был избран папой клюниец Урбан II (по 1099). По национальности – француз. Теперь уже у папы есть серьёзные союзники в лице французского короля, поэтому немцы не сунулись в Рим. В 1097 году Генрих IV навсегда покидает Рим.(Многие понимают историю сумбурно, но в истории решающее значение имеет общественное стремление. Видимо европейское общество стремилось к папской централизации, господству Церкви). На Западе понималось, что от Церкви зависит и развитие общества. Кому общество может довериться: епископу, который может читать, писать, или графу, который гоняет дичь и бьют друг другу морды. Понятие чести возникло отсюда, чтобы они друг друга не поубивали. Средневековое сражение напоминает бой наглецов. Они не сомневались, т.к. верили, и оскорбление доходило до болезненного состояния. Поэтому общество доверяло Церкви. (В средневековье города строились по образцу монастырей, а не наоборот. Университеты, коллегии, министерства (министерии – образ монашеской жизни) – все монашеские понятия. Филармония произошло от филармон – монах-аскет, любитель гармонии. Создаются ремесленные братства по аналогии монашеских орденов. Это происходило так, потому что полагались на Церковь. На Западе это приобрело форму папизма).

Борьба за инвеституру продолжалась и в XII веке. В 1122 году на рейхстаге в городе Вёрмсе был подписан конкордат (конкордат в XII веке означал соглашение со светской властью; сейчас это документ, регламентирующий положение католической церкви в какой-либо стране), который отделял светскую инвеституру от церковной. Теперь происходит всё так, как хотел в XI веке Гильдебрандт. Папу избирает коллегия представителей церкви, получившая название «римская курия» (curia romana от германского «куре» -- выбирать). Для собрания курии необходимо представительство римлян (обязательно) и назначенных лиц из иных мест. Член римской курии получил название «кардинал» (по цвету мантии – малиновая, и по птичке «кардинал» -- подвид нашей малиновки). С этого времени (XII в.), так как избрание папы передано церкви, и подписано Генрихом V, дозволяется всего лишь присутствие императора и его согласие. С XI века вследствие этого начинает развиваться церковно-административная система, и в течении XII века выражение «curia romana» постепенно вытесняет выражение «ecclesia romana». После вёрмского конкордата вырастают административные единицы церкви: коллегии и министериумы. В XIV – XV веках на их основе возникают конгрегации. Например, возникают монашеские ордена, и возникает коллегия, занимающаяся ими… Для инквизиции необходимо знание богословия, чтобы определять еретиков, следовательно, появляется соответствующая организация. Сам папа в XII веке получает титул vicarius Christi – наместник Христа. Обуславливается термин преемством от апостола Петра. В это время развивается доктрина о первозначимости апостола Петра.

В начале XIII века сложились окончательные правила избрания папы (функционирующие до сих пор). Собрание курии для избрания папы носит название «конклав» (под ключом). Для избрания папы нужно 2/3 голосов плюс 1 голос. На каждом туре голосования последний отбрасывается. Из Сикстинской капеллы во время избрания папы идёт белый дым, по избрании – чёрный. В этом огне жгут документы голосования, чтобы не было разборок после избрания папы. По избрании папа берёт себе новое имя, что символизирует посвящение себя на службу церкви.

Правила по избранию и управлению римской курией легли в основу управления городом и государством. Город есть перенесение римских церковных правил управления на общественность.

В XII веке борьба германских императоров с Римом продолжается. У императора Фридриха I Барбаросса (1152 – 1190) возникло желание завладеть городами северной Италии. Но горожане в большей степени уповали на папу (т.к. в почти в каждом городе есть епископ, монастырь, а князь живёт за городом в замке и редко навещал город (в основном при сборе налогов)). В1171 году горожане сами начали войну против Фридриха, и в1175 году сами его разбили. В 1186 году Фридрих буквально окружил папскую область; папа проклял его и отлучил от церкви. Фридрих захотел примириться с папой, и самостоятельно, без благословения, пошёл в крестовый поход, где в 1196 году погиб. Папа сразу обратил внимание на тот факт, что император пошёл в поход без его благословения.

 

 

Иннокентий III.

1198 – 1216.

 

Вершина папской власти. Абсолютная власть в Европе. Папизм.

Иннокентий был из рода графов Конти. Учился в Париже и Болоньи. Кардиналом стал в 29 лет, а попой в 38 лет. Он создал четкую бюрократическую систему, во главе которой стоит папа, который несёт ответственность за церковь и за светскую организацию. Над каждым главой страны восседает апостол Пётр, а его наместник – папа. Т.о. вся жизнь должна подчиняться церковным взглядам, а короли – папам. Сам Иннокентий объяснял это борьбой против мусульманства. Но на самом деле папизм был плодом развития церкви, и в первую очередь, папства. В Европе того времени уже совсем не было деления на церковное и светское. К папе можно аппелировать, а к королю нет. Там где власть папы, там и церковь, поэтому православные должны соединиться с папой. После Иннокентия разрешены так называемые просветительские крестовые походы. С другой стороны все события в Европе легли тяжёлой ответственностью на плечи папы и церкви.

Вершиной правления Иннокентия III явился IV Латеранский собор 1215-го года. Это один из самых значительных соборов после разделения. Более 500 епископов и 800 аббатов присутствовали на соборе. Собор подчёркивал преимущество папы как приемника апостола Петра. На соборе было утверждено 70 пунктов церковно-канонического права, по которым живёт католическая церковь (например, целибатство). Был введён запрет на образование новых орденов, который сейчас трактуется как запрет на создание новых монашеских уставов, потому что есть ответвления от орденов. Собор принял решение о борьбе с ересями, так как они разрушают христианское общество. Если сам еретик не стал католиком, то его можно удалить (например, физически уничтожить). После собора на Западе начинается активная борьба с ересями (альбигойцами, катарами). Принадлежность церкви означала принадлежность папе, т. е. папа был видимым знаком принадлежности. К еретикам стали причислять тех, кто не подчиняется папе (православные, евреи). После этого собора стала возможна борьба с ересями через судопроизводство в форме инквизиции. Этот собор показал характер средневековья, сложившегося при папе.

После Иннокентия III такой полноты власти на Западе никто не имел. Папы решали судьбы королей и герцогов. Им это не нравилось, и они противились папе.

С конца XI века растут города. Они формируются по принципу монастырей, повторяют монашеское благочестие. Город – монастырь в миру и для мира. Атрибуты монашества переносятся в городскую среду. Монахи создают ордена, горожане – ремесленные артели (также по благословению). Монастырь имел своё хозяйство, также и город развивает хозяйственную сферу: торговые площади, ремесленные производства и т. д. Как монастырь занимался просвещением, так теперь эти силы монашеского просвещения переносятся в город. Центром просвещения становятся библиотеки. Развиваются университеты. Переписывание книг у бенедиктинцев становится как послушание. Слово «институт» произошло от лат. «institucio» -- наставление. Т.о. университеты, институты – продолжение монашеской традиции образования. Обычаи цехов и производств практически были списаны с церковных и монашеских уставов. Существовала своя иерархия: мастер, подмастерье, ученик. Как и у монашеских орденов были символы производства: чаша с змеёй, сапоги и т.д. Артели объединялись вокруг конкретного храма и епископа, т.е. под эгидой церкви. Например, клятва Гиппократа – средневековая традиция; она произносилась в храме. Города даже носили названия монастырей (Мюнхен – монах – монах. Клостер – монастырь, отсюда Ланкастер, Манчестер).

В университетах развивалось богословие, и они начинают критиковать папу: власть в Церкви принадлежит не одному папе, а Собору. Университеты создавались орденами. Их цель – принести христианскую мысль всем людям. Но это не остановило университеты от исследований, и они выяснили, что в первые века была власть Соборов, а не папы. В середине XIII века папы начинают антиуниверситетскую деятельность. Такие задачи ставились перед Лионским собором 1274-го года, на котором по замыслу папы Григория X даже православные должны были узнать значимость папы.

С начала XIV века папы получили серьёзных противников в лице государей. К германцам присоединились французы, хотя до этого они поддерживали пап, и участвовали в большинстве крестовых походов. Филипп IV Красивый (1285 – 1313), сильный король, вёл длительную войну с Англией, а папы в большей степени поддерживали английских королей. Французы собирали церковный налог, а папы, видишь ли, поддерживают англичан. Филипп стал отдавать налог французской церкви (налог возвращался Филиппу). Духовенство поддерживало Филиппа. В церкви появились патриотические нотки. Папа Бонифаций VIII потребовал Филиппа на собор. После этого к папе приехали два рыцаря (Колона и Сцеар). Папа потребовал налог, но один из рыцарей ударил его по лицу; папа от потрясения скончался. В знак примирения Филипп предлагал следующего папу избрать в Авиньоне. Этот период называется «авиньонским пленением пап». Был выстроен красивый дворец. Это были законно избранные папы. Авиньонское пленение делало пап зависимых от французского короля. Пребывание пап в Авиньоне разделило Европу: одни за папу, другие против.

Без папы римляне почувствовали себя овдовевшими, сиротами, и в 1378 году избрали папу. Получилось два папы: один в Авиньоне, другой в Риме. Этот период продолжался до 1409 года – период антипап. Сейчас по римской истории каноническими папами считаются римские, а авиньонские – антипапами, хотя авиньонские были законно избраны. Одни признавали авиньонского, другие – римского (Англия, Германия). В1409 году в Пизе по инициативе университетов провели собор, на котором избрали папу, который должен был исправить ситуацию. Но и в Авиньоне, и в Риме тоже избрали пап. Получилось три папы. В 1414 году прошёл собор в Констанце по поводу пап. Григорий Римский добровольно отказался, Авиньонский Бенедикт был низложен (+ 1418). Третий папа, избранный в Пизе, сразу же скончался. Его приемником стал разбойник Балтасар Коса (1409) под именем Иоанн XXIII, избранный сразу в Пизе. Он прибыл в Констанц на собор, был посажен за симонию, но сбежал и скрылся.

Результат всего – падение авторитета папы, его власти. Многие университеты требуют передать полноту власти собору. Евгений IV не даёт им развернуться, и в 1431 году был созван Базыльский собор по этому вопросу. Но папа переносит его в Феррару, а потом во Флоренцию, города, зависящие от папы. Он не дал собору развернуться, но авторитет тем не менее всё равно падал.

В Европе развивается светское образование, и на папу как на объединителя Европы уже не смотрят. Подтвердить власть папы унией с православием не удалось, и целью пап становится удержание власти в быстро меняющейся Европе.

В XV – XVI веках в Европе развивается гуманистическая мысль, т.е. мысль, направленная к человеку, а не к Богу. Начинают развиваться светские институты, независимые, или пытающиеся отделиться от церкви (институт власти, хозяйствования и т.д.). Города стремятся к независимости. Так же и мысль стремиться к независимости, начинают развиваться науки. Это время подготовило реформацию.

 

 

О крестовых походах.

 

В основном крестовые походы проходили на Востоке, но причины их находятся в Западной Европе:

I. С XI века на Востоке, на святой Земле доминируют не арабы-мусульмане, а турки-сельджуки (сарацины). Они были более фанатичны, и перестали пускать паломников к святыням. Их стали ненавидеть. Сначала Византия, а потом и Запад включился с ними в борьбу. Ислам с VIII века желает уничтожить христианство как отсталую религию, не богооткровенную. Было две попытки: через Византию и через Испанию. Война с исламом стала традиционной для христианских пограничных территорий. До XI века единство мусульман пугало христианский мир, но разногласия ослабили халифат, и христиане поняли, что его можно отодвинуть на Восток.

II. Клюнийцы активно проповедовали паломничество. К концу XI века наблюдается пик желания паломничать. Крестовые походы носят не столько военный характер, сколько паломнический.

III. Сама Византия в конце XI века просила помощи Запада. Она хотела использовать рыцарей, но не получилось.

IV. Усилилось религиозное чувство в Европе до предела готовности рискнуть жизнью за веру.

Были попытки рационального объяснения этого явления: было много феодалов, и папа их благословил в поход. Ха-ха. Почему же потом основная масса рыцарей возвращалась?

Ещё одна версия: это была тренировка колониальных войн. Но крестоносцы не устраивали колоний.

Есть и такая версия: византийцы смотрели на крестоносцев как на варваров, и крестоносцы решили их пограбить. Но грабили то в основном святыни, а не драгоценности.

В 1089 году византийский император Алексей Комнин ведёт переговоры с папой Урбаном II о помощи в борьбе с половцами и турками-сельджуками. Папа призывает к походу в 1095 году в Пьяченца, а в 1096 году в Клермоне. Собираются толпы простого народа для похода в святую Землю. Так же провозвестником крестовых походов был монах Петр-пустынник. Эта толпа в 1098 году пересекла Босфор, но была рассеяна турками-сельджуками. За ними шла армия вооружённых крестоносцев. Во главе армии стояли Раймон Клермонский, Болдуин. В 1097 году их в Константинополь не пустили, а в следующем году они перешли Босфор и разгромили турок. В 1098 году взяли Антиохию, а в 1099 году вышли к Иерусалиму и взяли его. Была договорённость, что все земли станут зависимыми от константинопольского императора, но крестоносцы подумали, что греки всё делают их кровью и не отдали земли. Они здесь сделали четыре образования, одно из них Иерусалимское королевство.

Уже во время первого похода крестоносцы выкидывали православных иерархов из храмов. Однако основные ошибки были в военных отношениях. Крестоносцы были представителями различных дворов Европы и перессорились за власть над землями. Они понимали, что оставили исламские центры в Сирии и Египте, поэтому некоторые крестоносцы провоцировали поход на Багдад. Поход из-за разногласия не состоялся, но всё же крестоносцы победили египтян под Асколоном. После утверждения на святой Земле большинство рыцарей отправилось назад.

Второй поход был инициирован папой Евгением III и Бернаром Клермонским. В походе участвовали французы и немцы. Немцы были под командованием Конрада III, а французы под командованием Людовика VII. Немцы были разбиты под Дорилеем, и вернулись ни с чем. Людовик морем прибыл в Акку в1147 году, однако из-за разногласий не удался поход на Дамаск и Багдад.

В 1174 году Саллахаддин (Саладин) захватил власть в Египте, подчинил Сирию, и в 1180 году с этим объединённым войском пошёл на Иерусалим. В 1187 году на берегу Генисаретского озера произошло решающее сражение. Крестоносцы были разбиты. Саладин взял Бейрут, Сидон, Аскалон и окружил Иерусалим. В 1188 году Иерусалим сдался.

Эти события послужили причиной третьего крестового похода. Во главе стоял немецкий император Фридрих I Барбаросса. Но сам он трагически погиб при переправе через реку (утонул). Армия вынуждена была вернуться.

Поход поддержали французы под водительством Филиппа II и англичане под водительством Ричарда Львиное Сердце. По дороге Ричард успел у византийцев отвоевать Кипр. Французы и англичане действовали не согласованно. Филипп взял Акку и успокоился. Ричард воевал несколько лет с Саладином, и в 1192 году они подписали мирный договор, по которому Иерусалим остался за мусульманами, но был разрешён свободный доступ христианам. Саладин поставил на православных и монофизитов, которые не любили крестоносцев, и преимущество на святой Земле получил Иерусалимский патриархат (до сих пор). Ключ от храма Гроба Господня находится у мусульман. Саладин получил титул «хранитель святынь».

Европа не успокоилась, и когда в 1193 году Саладин умер, появилась возможность четвёртого похода. На Запад прибыл царевич Алексей Ангел, и стал просить себе трон в Константинополе. Подключились сюда и венецианцы, предоставившие корабли крестоносцам. Папа Иннокентий III при взятии Константинополя крестоносцами в 1204 году хотя и лишил их благословения, но не обратил внимания на грабёж, а позже благословил короля Латинской империи.

Четвёртый крестовый поход не имел ничего общего с тремя первыми. На последний поход собирались неохотно. Тем не менее, в 1217 году была попытка пятого похода, т.к. четвёртый поход считали грабежом. Но и пятый поход закончился ничем. Этот поход обосновывался тем, что христиане хотели сосредоточить свои силы не на Иерусалиме, а на городах мусульманского мира. В 1218 году взяли город Даниетту в Египте. Хотели взять Каир для контроля над мусульманским миром, но этот поход не удался.

В 1227 году германский император Фридрих II предпринял шестой крестовый поход, но через некоторое время вернулся домой, побыв немного на святой Земле. Этот поход захлебнулся. Ходили слухи, что Фридрих был атеистом и чуть ли не принял ислам. Но на самом деле он был прагматиком и понимал, что походы эти бессмысленны. Фридрих поссорился с папой, и его отлучили от церкви.

В 1244 году турки окончательно прогнали крестоносцев из Иерусалима вместе с монашескими орденами. Мечеть Аль-Акса переделали из христианского храма. Это был центральный храм ордена тамплиеров (романская архитектура). Единственный, кто решился защищать Иерусалим, был французский король Людовик IX, который в 1245 году принял отчаянную попытку захвата Египта и Иерусалима. До 1254 года он был в Иерусалиме, и крестоносцы ещё удерживали позиции. Но после он покинул территорию, и турки взяли Кесарию и в 1268 году Антиохию.

В 1270 году этот же Людовик еле организовал восьмой поход. Это знаменовало вырождение движения крестоносцев. Людовик решил захватить Тунис – главный порт мусульман. Но среди крестоносцев началась моровая язва, сам Людовик умер. Его останки привезли во Францию.

В начале XIV века крестоносцы потеряли все города (Акка, Тир, Бейрут). Были ещё попытки созыва походов, но приоритеты в Европе поменялись. Но имели место небольшие столкновения, например, ограбление Александрии в 1359 году венецианцами и генуэзцами. Венецианцы взяли мощи святого апостола Марка – покровителя Венеции. В этом грабеже участвовали и греки.

Крестоносное движение – пример максимального воздействия веры на политику и т.д. Однако, греки понимали, что этим проблему не решить. В 1212 году состоялся крестовый поход детей. Мальчики собирались в поход, потому что считали, что у взрослых не хватило веры и они проиграли. Часть детей погибла в море, а часть захватили пираты и продали в рабство.

В 1396 году польский король Сигизмунд был разбит в Болгарии. А в 1444 году Владислав польский был разбит под Варной.

Под видом крестовых походов делались попытки к завоеванию языческих земель пруссов. Походы против альбигойцев и гусситов в XV веке – походы против еретиков. В1240 году состоялся поход против новгородцев (поход против православных). Раздробленная Русь приняла вассальство Золотой Орде. Александр Невский тоже принял его. Запад подумал, что Русь вошла в альянс против Европы. Когда папе доложили, что якобы Александр Невский целовал туфлю хану, папа благословил Биргера на поход против язычников. Очень важен был контроль за этими землями.

Более крестовые походы не объявлялись, но борьба с исламом будет вестись до XVII века (Италия, Сицилия, Балканы).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: