Византия в XI – XV веках




С XI века Византия оказалась в сложном положении. В конце XI-го века констатируется падение внутреннего государственного статуса Византии. Внутренние проблемы охватывают Восточную Римскую империю, и она катится к закату. Существуют исторические процессы, которые приводят к таким результатам.

Центральная проблема – потеря внутреннего государственного статуса: власть ради власти и так далее. Императоры уже не могут удержать Византию как великое государство, чиновники – ради себя, народ – отдельно, а Церковь – не может удерживать всё постоянно.

Византия жила на достижениях прошлых веков. Великих людей среди императоров, таких как Константин Великий, Феодосий Великий и так далее уже нет. (Время вырабатывает людей). Государство не может это выдержать, и слабое государство становится добычей других. С XIII-го века стало понятно, что более сильных соперников выдержать невозможно.

Уже в XI веке мы видим серьёзные основания. На границе появляется турки-сельджуки из Средней Азии. В 1071 году битва под Монсекерком (Армения) проиграна, так как императора Романа Диогена предали ради власти. Турки захватили Армению, проникли в Сирию, Антиохию, Палестину и так далее. В течение 50-ти лет Византия должна была воевать с турками и отодвигать их на Восток.

XII-ый век. Династия Комнинов отодвинула турок. Комнины ориентированы на западных правителей. Это потакание рыцарям говорило о слабой надежде на свои силы. Именно с переговоров с Комнинами начался 1-ый крестовый поход. Крестоносцы презрительно отнеслись к византийцам. Они(византийцы) даже не взяли оружие для борьбы с мусульманами(были очень изнежены), а для борьбы использовали крестоносцев. 1099-1101 (10) годы. Крестоносцы очень пренебрежительно относились к византийцам. Христианство – вера правая и должна защищать себя мечом, а не знанием. Крестоносцы укрепили разделение Церквей, вели себя грубо, вульгарно. Группа крестоносцев вошла в православный храм в Антиохии и пошла причащаться. Они не понимали языка, схватили патриарха, выкинули его и поставили своего и стали служить латинскую мессу. Этим одним из трагикомических способов утвердили разделение Церквей. И далее, когда захватили Иерусалим с православными не церемонились. Отсюда появляется кличка «латинян» и «грек». Латинян – приверженец старого древнего Рима, а грек – изнеженный философ.

С XII-го века Комнины строят примирительную политику. Крестоносцы дошли до Евфрата. Они подолгу не мылись и были с бородами. Для византийцев это была неслыханная дикость. Один из хронистов рыцарей писал: «Греки настолько надменны, что пищу едят острыми палочками.» Для крестоносцев это было высокомерие и чванство. Вилка – изобретение Христианства. Поскольку мы бережём душу, то есть должны соблюдать и тело. Чтобы не объесться как язычник, будем есть вилочкой. Стул появляется, чтобы не обжираться. Это византийское видение культуры. Греки были носителями христианской культуры, даже в быту. Но грек не будет общаться с язычником, и это понятно. Бескультурье уводит от Христа. Эта тяга к культуре, её бытовая составляющая отпугивала крестоносцев (внешнее понимание), и они считали их изнеженными.

На ряду с грубостью не стоит отрицать религиозный момент. Крестоносцы большей частью были не воины, а поломники, и во время войны брали в руки оружие. Как они проникали на Святую Землю, так и покидали. И в XII-ом веке Византия опять осталась с мусульманами один на один.

Комнины видели, что Западная армия превосходит Восточную по причине вассальных отношений и умения воевать.

На смену туркам-сальджукам пришли турки-османы. К концу XII-го века раздоры в Византии достигли такого апогея, что Византия могла стать добычей турок.

В конце XII го века – 4-ый крестовый поход. Началась борьба за власть и византийцы пригласили крестоносцев для наведения в Константинополе порядка. Те с радостью согласились.

Кто повернул войска на Константинополь вместо похода в Святую Землю?

1. Может это был сверженный Алексей III, император Константинополя. (Он отправил сына за помощью на Западе. Позже сын станет Алексеем IV-ым.)

2. Это было выгодно Венеции и дожу Генриху Гондоле. К тому времени Константинополь не мог справляться с торговлей на Востоке. Их конкуренты Венеция и Генуя снабжали крестоносцев кораблями, а те давали им торговые порты. Венеция находилась в труднодоступном месте. С моря окружали отмель, болото, а фарватер был один (сохранялся в тайне). Венеция и Константинополь – конкуренты, и Венеции выгоден был захват Константинополя. Генрих Гондола договорился с крестоносцами, что добыча будет поделена.

3. Папа Иннокентий III-ий утверждал Католическую Церковь на Востоке. По их пониманию Римская Церковь является главенствующей, и все Восточные Церкви должны принадлежать Риму. Это должно подтвердить главенство Рима. Историческими данными это подтвердить невозможно. Иннокентий III-ий осудил захват Константинополя, так как ему нужно было объединение или договор дружбы с Востоком, так как оттуда шла угроза мусульманства. Папе был выгоден захват, но не выгодна ссора. Западу необходимы были союзники. И папа с одной стороны хотел подавить греков, а с другой стороны не потерять союзников.

Крестоносцы подумали, что их использовали, и они добычу никому не дадут. В 1203 году крестоносцы подошли к Константинополю, император Исаак II бежал. Императором стал Алексей IV-ый, и должен был заплатить за возвращение трона. Денег не было. Крестоносцы ждали полгода. Алексей решил их задобрить пьянкой-гулянкой, которая продолжалась с осени 1203 года по апрель 1204 года. Жители начали стычки с крестоносцами, в одной из них Алексей IV-ый был убит. Алексей V-ый отказался платить, и в апреле 1204 года начался штурм Константинополя. Константинополь сильно разграбили, и награбленное вывозили 6 лет. В основном грабили святыни (за год), так как в них основа веры и они, как считали крестоносцы, должны быть в наших городах (предположительно Туринская плащаница, предположительно Древо Господне сгорело, мощи волхвов). Фанатичная тяга к мощам привела к разделению мощей и к казусам! Около 20 гвоздей с Креста, 3-4 головы Иоанна Крестителя. Монастыри буквально воевали за святыни. За всем этим стояла дикая «сильная» вера в эти святыни. (В Западной Европе это вылилось в атеизм и отрицание мощей.) Обладание святынями -- обладание благодатью, т.е. вера в то, что Господь меня не оставит.

На месте Византии возникла «Латинская империя». Православная Церковь оказалась гонимой. Храмы закрывались и служили латинским обрядом. Это подняло национальный дух и в 1261 году Византия вернула Константинополь под руководством Михаила VIII Палеолога. Но Византия уже не станет ведущим государством. После освобождения Константинополя сама Византия будет только чисто греческим миром греков, а как национальное образование, территория примыкающая к Константинополю. Империя осталась в прошлом. Но осталась культура и византийские царские замашки.

Ей сложно противостоять натискам с Запада и Востока. Турки-османы появляются на границе Византии в конце XIII века. Их вытесняют сюда татаро-монголы(Чингизхан) с территории Армении и Ирана. В начале XIV века османы начинают завоевательные походы. Первоначально центром османов была Каппадокия. Далее они будут теснить Византию на Запад. Турки-османы не были дикарями, но у них не было высокой культуры, хотя в административном плане они были куда лучше византийцев. Они приглашали учёных, военных, администраторов. Многие образованные греки переходили к ним на службу. Турки-османы были мусульмане. Завоевание происходило медленно, но верно. В 1326 году захвачена Никомидия, в 1332 году под Никеей византийские войска были разгромлены, а в 1334 году, минуя Константинополь, турки проникли в Европу. В 1362 году османы переносят столицу свою в Адрианополь (Европа). В течение XIV века османы разбивают сербов, хорватов, болгар. В 1389 году произошло сражение на Косовом поле. Сербы были разгромлены, государство уничтожено, даже смерть султана Мурада 1-го не помогла.

Далее турки двигались по трём направлениям:

1. Захват побережья Чёрного моря.

2. Карпаты. В XVII веке они продвинулись максимально далеко и будут остановлены поляками на северных склонах Карпат.

3. На Запад – до Венгрии. Венгрия будет расчленена турками: часть у них, а часть у венгров (по реке Дунай). В начале XVII века турки будут остановлены под Веной Валенштайном.

В XIV веке Византия – это Константинополь и его окрестности.

В начале XV века Византию спасло, само того не зная, войско Тамерлана, разгромив турок и отсрочив захват Константинополя.

Султан Магомет II (1451 год) постановил взять Константинополь. Последним императорам был Константин XI-ый (как и основатель города), умный просвещённый и деятельный. Но увы, ирония судьбы. Он не смог спасти город. 1453 года турки блокировали город. Осада длилась несколько месяцев. Константинополь надеялся на Запад, но там значение Константинополь для христианского мира недооценили. Но не всё. В 1444 году польский король Владислав собрал рыцарство (поляки и венгры) и это армия погибла под Варной. Это была последняя попытка помочь Константинополю. Сам Владислав был чудом спасён. Рыцари мальтийского ордена закрыли своего короля и вытащили его из сражения. Более не было, видно, сил сдержать более совершенную турецкую военную и экономическую машину. Венецианцы пробовали уговорить папу о ещё одном крестовом походе, но это идея отжила. Прибыло лишь 200 венецианцев. Защитников Константинополя была около 10000 человек, среди них женщины и дети. Турок было – 100000 Магомет II (по-турецки Михмед II) своего добился. Город с осени 1453 года был практически в осаде, и 28-го апреля 1454 года Константинополь пал. Оборона умело защищались, но силы таяли. Были и успехи у Константинопольцев, они подожгли огромные осадные машины. Махмед перед самой осадой 28-го Апреля, чуть ли не одну четвёртую армии положил в ров около города. Остальные прошли буквально по трупам. У защитников не было сил физически остановить захват, не хватало людей. Последний император Константин XI-ый погиб в сражение за ров, и только по его сапогам опознали его тело. Накануне в храме святой Софии служится служба, все защитники причастились и по легенде священник чащей вошёл в стену и выйдет, когда Константинополь будет освобожден от турок.

Взятие первой крепостной стены ещё не означало взятие города, но сил уже не было. Махмед II-ой дал на разграбление 3 дня, однако к вечеру уже сжалился и запретил. Вскоре разрешил служить христианам, но Византийская Церковь уже находилась под властью полумесяца.

Византия погибла как государство, но не погибла как единое культурное целое. Причина -- в вере, в Православии. Это не громкие слова и пропаганда. Дело в исторической истинности, логике и силе Православия. Византийцы не считают своё государство оплотом религии, но выражением своей веры, а вера выражается культуре. Вера -- истинная душа православного народа. Именно поэтому вера восточных христиан получила название «православная», а раз мы правильно исповедуем, то падение государства не способно эту веру уничтожить. Государство в XIV – XV-ых веках гибнёт, и что спасать: веру или государственное устройство. Конечно веру, так как можно надеяться на возрождение государства, но не наоборот. Это византийская и общеправославная мудрость. Отсюда такая любовь греков и всех восточных христиан к своей вере. И Византия не погибла, душа её осталось. Мы постоянно обращаемся к Византийской культуре, сравниваем себя к культурным уровнем, так как он необычайно высок(садясь за стул, беря макароны вилкой, смотря на икону, Москва – третий Рим – сравнение с Византией). Это то влияние, которое остаётся и по сей день. Влияние это огромно до сих пор. Источником такого влияния была вера. Вера была в центре государства, поэтому оно было сильным и живучим. Сравниваясь с Византией, мы сравниваемся с верой.

 

 

Исихастский спор

Последний спор, затронувший Восток ещё до падения Константинополя. Начинался просто, не претендовал на мировое значение. Но до сих пор играет важную роль в мировоззрении Востока и Запада.

Начинается спор с разговора о практике монашеской молитвы. Один из видов молитвы – исихия (покой, безмолвие) появляется в IV – V-ых веках. Описание такой молитвы находим в IX – XI-ых веках. Внешним видом молитва была следующая: монах оставался в келии (комната), занимал удобную позу сидя на коленях и начинал читать Иисусову молитву, голова склонена вперёд, взгляд падал в район пупка. Через не сколько часов молитвы человек удостаивался видения божественного света. Внутренне – ощущение неизреченной радости и душевного успокоения, радость пребывания в молитве, радость бытия. Среди прочих вариантов молитв и эта практика существовала бы спокойно если бы не монах Варлаам. Варлаам из Калабрии в 1328 году прибыл в Солуники, где услышал от одного монаха об этой практике: они видят фаворский свет, таким образом видят божественную природу. Варлаам стал противником такой молитвы. Такое мнение по началу не вызвало реакции, так как порой соседние монастыри отличались молитвенной практикой. Далее Варлаам начал критиковать саму сущность молитвы. Он считает, что люди не могут видеть божественную природу. Таким образом монахи обманывают себя, что видят Бога, а свет этот – психологическое явление, а не божественной. С самого начало критики Варлаама не заметили что цель исихазма – победа над страстями. И до спора с Варлаамом монахи не утверждали что видят божественную природу. Критика Варлаама основывается на апофатическом богословии – Бога видеть не возможно. Бог также и не познаваем (логика Варлаама, тем более через органы чувств, тем более через зрение). Через что познаваем Бог? По Варлааму – через познание природы, а познание природы - через логику (силлогизмы) (т.е косвенное познание Бога). Постижение истины и приближает нас к Богу. Конечно «чистые сердцем» лучшее познавать Бога, но утверждение, что Бога познаём через чувства ошибочно. А видимый свет – мираж, вещественный свет. Узнав как происходит исихастская молитва на Афоне, Варлаам стал назвать их пуподумами. Варлаам затрону вопрос о познаваемости Бога. Он пришёл в тупик, Бог - не познаваем, следовательно все эти практики – самообман. Это затронуло исихастов. В 1328-ом году издал книгу, и после этого на монашеском собрании на Афоне выдвинули человека, который защитил бы исихазм. Это был Григорий Палама (умер 1359-ом году). Он был из богатой семьи и изначально готовил себя к карьере адвоката. Заинтересовался древними рукописями, отправился за ними на Афон и там остался в монахах. Нёс послушание библиотеке. Выбор понятен.

В 1329-ом году он вышёл с Афона, чтобы лучше защищать исихазм. Византийское общество разделилось на варламитов и памалитов.

1338-ом году Григорий Палама пишет триады в защиту исихастов, где убирает перегибы апофатического богословия (Бог не познаваем). Виденные монахами свет не есть существо Божие, но и не мысленный психологический образ, а «неразлучно присносущное Божественному Существу проявление и осуществление иначе – естественное свойство и энергия Божества». Варлаам ответил так: всё равно если этот свет хотя исходить от Божества, но воспринимается человеческими чувствами, таким образом Божество воспринимается человеческими чувствами, что быть не может. Григорий Палама: Источник света неизреченно выше, но как мы можем говорить по лучам и теплоте о солнце, так и по Фаворскому свету можем судить о существе Бога. Этот Фаворский свет, как и многие прочие явления, является Божественной энергией, благодатною и славой, которые уделяются не которым людям (святым, мощам, иконам). Таким образом богословие Паламы есть не отрицание познания Бога через науку, но реальное участие в жизни Бога через таинства и молитву. Он, ссылаясь но отцов-каппадокийцев говорит, что Бог не доступен в своей Сущности, но не в своих энергиях. Мы не участвуем в Его внутреннем бытии, но участвуем в Его энергиях. «Бог явил Себя всему сущему через Свои проявления, через Свои творческие действия и энергии … И мы можем участвовать в жизни Божества тем или иным способом, чтобы каждый из нас в соответствующей для него манере (форме) и по степени участия мог бы получить бытие, жизнь и обожествление»

Дальнейшее развитие теории Варлаама пришло к тому, что Бог (косвенно) познаваем через науку. По Григорию познание Бога осуществляется через энергии Бога, явления Бога нам, то есть не я познаю Бога, а Бог открывает Себе нам (через таинства и молитвы в первую очередь; через мистическое познание Бога). Бог проявляет Себя, Свою славу и благодать (через святых, мощи, чудеса). Каково будет проявление Бога, у Григория Паламы рассуждения чёткого нет. Цель нашего участие в жизни Бога, мистического познание Бога (видение Фаворского света) в любой форме по степени участия – получения бытия, истиной жизни и обожение. Исторически победа богословия Григория Паламы произошла в 1351-ом году. В 1348-ом году Г. Палама был изгнан и пленен турками-сельджуками. После его возвращения в 1351-ом году с него сняли все обвинения и соборно паламизм восторжествовал.

Разделённое общество принимало то сторону. Варлаама, то сторону Григория Паламы. (это связано с императорами). Собор с 1351-го года важный Собор. в 1352 году вышёл синодик, подтверждающий правоту богословия Григория Паламы.

Григорий Палама подорвал здоровое в ссылке (в Каппадокии) и в плену. Через 2 года его выкупили родственники и отправили из Константинополя в Солоники, где его ждало народное и церковное восприятие. Здесь его рукоположили в митрополита Солунского. Здесь он и скончался в 1359 году. В 1368 года его канонизировали, так как заслуги его были велики.

Вопрос развития паламизма. После смерти Григория Паламы с его идеями произошло следующее. Варлаам отправился на Запад, принял католичество и один из первых представил этот спор, как спор о монашеской практике. После Варлаама на Западе и в некоторых странах Востока этот спор и стали так воспринимать. Но суть спора -- о нетварных энергиях и их восприятии нами (Богословие Григория Паламы основывается на мистическом опыте). Исторически стали считать этот спор примитивизмом. И на Западе долгое время так считали. Но когда так ставится вопрос (о чисто монашеском делании), тогда только возникают мысли о тождестве, например, с буддизмом. Вернулись к Григориям Паламе в XV – XVII-ых веках, когда греки возбудили на западе интерес к Григорию Паламе. Но Григория признали как логика, т.е признали логику Григория, подход философский, а не богословский.

В России отношение к Григорию Паламе было примерно такое же – защитник исихазма. Со времени Паисия Величковского проснулся здоровый интерес к святителю.

Спор XIV-го века был спор церковной мистики с рационализмам. На Западе рационализм брал верх, и поэтому говорят, что победил варламизм. Нет, не варламизм, но рационализм. Судьба богословия: в обществе победил рационализм, но от этого интерес только возрастал.

 

 

Самостоятельная тема: Попытки уний Лионской и Флорентийской.

Это исторически замкнутый вопрос. Попытки унии заранее были обречены на провал и не имели исторического развития. Запад и Восток видели в унии свои мелкие интересы; глубинных процессов не было. Со стороны Востока – попытки призвать Запад на военную помощь. Но Запад особо не собирался помогать. Этот вопрос касался только императора и его окружения. Народ и духовенство унии не принимали, поэтому император делал вид, что уния произошла. Запад тоже преследовал меркантильные цели. Основные массы отношения с Востоком не интересовали, только папу и «иже с ним». Это была попытка объединить силы вокруг Рима для борьбы с угрозой от турок и татар. Чтобы установить отношения, нужно договориться по церковным вопросам. С XIII-го века (второй половины) ширится оппозиция римским папам со стороны отдельных государств и университетов. Появляется идея национальных церквей. Университеты откопали, что высшая власть в Церкви принадлежит Собору, а не папам. Эта критика шла и вылилась в протестантизм. Через попытку унии поднимался авторитет папства.

Другое дело унии с поместными Восточными Церквями. Они строились на других основах, и поэтому исторически прожили.

Сам император не верил унии. Когда инициаторы не смотрят глубоко, то всё! Кранты! Поэтому они полопались через несколько десятков лет.

Вопроса о filioque особо никто не касался, т. к. цели унии были другими (не до богословия).

 

Распространение христианства в Европе среди варварских народов.

 

 

Для обозначения единства вокруг папы использовался термин «Pax Christe », либо «Republica Christiana »(Литургия). Нет различия между богослужением и жизнью. На Востоке об этом заговорил только в XX-ом веке румынский богослов Ион Бриа. На Западе эта Литургия продолжается в жизни. Основа бесстрашия рыцаря только христианская. Нагрешить, а потом покаяться для средневековья обычное явление. Это всё один поток веры. Человек, который отвращает меня от веры, прицепив крылья, посягнул на божественное, сначала увещавается, а затем… Бог крылья дал только Ангелам и птицам.

Это объединение вокруг Рима называлось «Civitas Dei »(Град Божий). В средние века уровень культуры и жизни был очень низкий. Но даже при таком уровне жизни христианскую веру и эти страны средневековой цивилизации называли «цивилизованной». Цивилизация там, где Христос. Поэтому по воззрению блаж. Августина Царство Божие есть Град Божий на земле. Царство Божие воздвигается не только внутри, но и вокруг, в обществе. Видимым образом строительство Царства Божия является строительством города (поэтому на средневековых картинах на заднем плане изображали строительство города).

Испания. С древних времён территория Испании была населена иберами, а близь Средиземного моря – финикийцами и греками. Христианство, поэтому, здесь известно с I века. Предание говорит, что здесь проповедовали апостолы. По всей видимости, был здесь апостол Павел. Но основание церквей в центральной части связано с именем апостола Иакова. Само предание указывает на брата Господня. Путаница! Скорее это некий Иаков от 70-ми. Отсюда любовь испанцев к Павлу и особенно Иакову. Народы называют места именами святых. Испанцы назвали Сантьяго (святой Иаков). Это самое распространённое географическое название.

В V веке Испанию захватили вандалы и вестготы. Они исповедовали арианство. И примерно с 460 года начинается противоборство с арианством. В 569 году на соборе в Толедо в Символ веры ввели filioque в целях борьбы с арианством. В 589 году арианство побеждено, и по всей Испании вводится употребление filioque.

В этих событиях участвовал епископ Исидор Севильский, который утверждает Церковь по всему полуострову, а так же утверждает главенство Рима в статусе системы: Севильский епископ назначается папой, а епископ Севильский благословляет короля, избранного на церковных соборах.

Испания была разношерстная и разрозненная страна и единым объединяющим началам была Церковь и епископ Севильский. До сих пор единство Церкви гарантирует единство страны, а так же преданность королю.

После Исидора Севильского в VIII веке (в 710 – 746 годах) Испания завоевана маврами(мусульмане). Этот период получил название Конкиста – завоевание. А период с 747 – 1442 получил название Реконкиста – освобождение. Не захваченной мусульманами оказалась одна крепость Костильон, и владельцы её становились королями. Семь с половиной веков шла борьба с мусульманами. Отсюда преданность испанцев своей Церкви и государству, выработался жестокий военный характер (например 400 испанцев захватили Мексику).

Британские острова. Южная часть островов была частью Римской империи. Населена Британия кельтами и римлянами–галлами. Христианство сюда проникло уже в I веке. Английское предание связывает распространение христианства с именем Иосифа Аримофейского. Проверить это сложно, но в конце I века здесь были христианские общины среди Бриттов (одно из кельтский племён).

В начале V века сюда пришли англы и саксы (германские племена), которые были язычниками и разрушили Церковь. (На I (Первом) Вселенском Соборе были два кельтских епископа, и найдено основание храма IV века). Потомки кельтов -- ирландцы, шотландцы, британцы (франц), Галисия (исп.).

Ирландия. Христианство пришло сюда в 410 – 460х годах, так как она не была под властью Рима. Связывают распространение христианства с неким Патриком (происхождение неизвестно). Он приехал в Ирландию в начале V века, изучал кельтский язык и культуру, и стал проповедовать христианство. 431 год -- официальная дата принятия Ирландией крещения. Ирландская Церковь приобрела восточные чёрты: женатое духовенство, Евхаристия на квасном хлебе (видимо, она введена ещё при Иосифе Аримофейском). Уже в V веке Ирландская Церковь славится просвещением и образованностью(удивительная вещь для Запада). Уже в V веке Ирландию называют страной святых, страной монахов. Со времен Патрика страна управляется кланами и христианство усмирило их дикие нравы. И сейчас они живут кланами (по юбке можно определить клан). Каждый клан строил свой монастырь и давал каждого 10-го члена клана в монастырь. Они занимались образованием и просвещением, которое выражалось в миссионерстве. Ирландские монахи проповедовали от Испании до Карпат. Во многих местах они основывали монастыри (Сен – Гален и Сен – Бернард в Швейцарии).

Главным образом они стали просвещать Британию, прежде всего шотландцев. В конце V века (прим в 497 году) произошло крещение Шотландии проповедником Колумбаном. Так же произошло смирение нравов.

Ирландские миссионеры катихизировали англов и саксов. Полное крещение Англов произошло в 596 году. На севере основали кафедру в городе Иорк. Так же шло миссионерство с континента по инициативе Рима с кафедрой в городе Кент (Кентербери). До сих пор это главные кафедры. В Англии слились 2 традиции: римская и кельтская. Рим постепенно уничтожает кельтскую традицию в конце VI века при папе Григории Двоеслове, а в 644 году в Англии установилась Пасха по Римской традиции.

Германские племена. Около IV века до Р.Х. германские племена отделяются от протогерманских племён(куда входят литовские и славянские племена). Они теснят кельтов на Западе и отвоёвывают себе территорию до Рейна. В I веке до РХ германские племена вовлечены в Римскую империю, которой помогли в борьбе с Галлией. От одного названия полководца или германского племени они получат название Германикум. Уже в 1 веке по Р.Х. среди германцев встречаются христиане, служащие в римской армии (смотри Ириней Лионский). В начале IV века германские племена, живущие на территории южной Германии, просвещает Мартин Турский. В полном смысле апостолом германцев можно назвать Ульфилу (Вульфила около 318-388). Ульфила был одним из образованных германцев, но жил и работал в Константинополе. А в середине IV века Константинополь был арианским, и он был крещён у ариан. Ульфила впервые перевёл на готский язык Священное Писание, и готы около 365-366 гг принимали христианство в арианской форме. Арианство наложило отпечаток на дальнейшее их развитие. Они в конце IV – начале V веков разделились на вестготов и остготов. Вестготы осели в Испании, а остготы в середине V века проникли на север Италии и захватили практически всю Италию. В 530-ых годах они ведут ожесточённую войну с византийцами. Остготы отказываются от арианства, а их вождь Теодорах Великий торжественно крестится в Ровене. (Мы очень мало знаем об арианском христианстве. Скорее всего у ариан полномасштабного крещения не было. Это связано с возвышением роли Бога-Отца).Всё равно арианство сослужило хорошую роль, так как готы имели свою письменность, что было облегчением в процессе просвещения остготов. Теодорих получил звание патриция, а следующии предводители будут требовать звание короля.

Христианство среди алеманов известно со II века; христиане швабы известны с V века; бургунды- с 516 года. Примерно в это же самое время крещены фризы и тевтоны(вверх по Рейну). Бургунды жили по левую сторону Рейна (часть территории Франции). Бавары жили восточнее швабов, имели кафедры уже в IV веке, но официально Бавария крещена в 676 году. Это событие связано с именем святого Бонифация. Позже всех из германских племён крещение приняли саксы (в конце VIII века), а язычество у них сохранилось вплоть до X века. В 812 году Карл Великий срубил знаменитый дуб, которому саксы поклонялись.

В римскую эпоху известны кафедры в Виене (Вене), Зальцбург (Альпы), недалеко от которого в ссылке был Афанасий Великий, а раньше -- Ирод с Иродиадой. В Австрии почитается архидиакон Стефан. Кафедры в Вюртсбурге и в Рейнтсбурге. Кафедра в Трире – ставка Константина Великого. На север по Рейну - в Вёрмсе и Майне. Позднее образовалась Римская колония или Колон (Кёльн). Для просвещения саксов значимые кафедры в Дрездене и Лейпциге.

Славянские племена. Славянские как и германские племена жили в центральной Европе и подверглись христианизации позже. У нас модно быть сейчас националистом. Это является признаком патриотизма, т.е. я должен ненавидеть евреев, американцев. Смешно! На основании этого говорят, что славяне известны с IV века до Р.Х. Неверно. Примерно в IV веке до Р.Х. славянские племена отошли от протолитовских и протогерманских племен. У них было нечто общее. Принципы понять сложно. Германцы теснили кельтов, а протославяне проживали на небольшой территории. И только с IV века по Р.Х. славяне начинают теснить другие народы и в VI веке появляются на Балканах, а в VII веке теснят германцев на территории современной Чехии, Словакии, Польши. В VIII веке славяне теснят финно-угорские племена и занимают территорию от Карпат до Волги. Почему славяне не финно-угорские племена? Славяне называли остановки по названиям рек. На «нашей» территории очень много финно-угорских названий рек. Славяне захватили территории, заимствуя эти названия(Нева, Москва. «Ва» -- по-финноугорски «вода»).

Уже в VI веке соседство с Византией приносит первых христиан-славян. Они являются слугами, воинами или рабочими. Византия смотрела первоначально на славян, как на дикарей, и не собиралась просвещать их. Первое просвещение славян шло с Запада. Проповедь Кирилла и Мефодия осуществлялась в противовес Риму. Эта проповедь была нетрадиционна для Византии. Их деятельность(особенно в Моравии) вызвала недовольство Рима. После нескольких лет споров с Римом Кирилл был рукоположен во епископа Панонского в Риме, а затем стал епископом Моравским. Рим несколько раз обвинял его в том, что он служит без filioque. Но в 897 году папа разрешил ему служить без filioque и на славянском языке.

После деятельности Кирилла и Мефодия славяне оказались перед выбором: восточный обряд и верность Константинополю, либо западный обряд и верность Риму. Примерно к 970 году славянские страны этот выбор сделали. Первоначально речь шла просто об обряде, а затем вылилась в борьбу за принадлежность к католичеству или православию.

Сербы крестились около 643 года, а окончательно – в 867 году в городе Дубровнике.

Хорваты – в 640 году в городе Сплите, а в 877 году перешли на латинское богослужение.

Болгары – в 864 году.

Часть славян выбрала западную форму, часть – восточную.

Болгары были крещены при князе Борисе, и в 869 году у болгар утвердилась восточная форма. В Болгарии начинают развиваться монастыри. Основным центром стало Велико Тырново(монастырь Иоанна Рыльского).

Франки. Они оказали максимальное влияние на Рим. Древние территории назывались Галлией и населялись кельтами. Христианство сюда проникло уже в апостольский век. Были сведения о пребывании апостола Павла на среднеземноморском побережье будущей Франции. Но основным проповедником считают Дионисия Ареопагита(аббатство Сен-Дени). Многие считают, что Дионисий жил позже. Однако есть факт христианства в римских поселениях на территории Галлии. Сами они упорствовали принятию христианства. В конце II века просвещением галлов собирался заняться Ириней Лионский, и учил кельтский язык. В III веке благодаря проповеди Сатурнина Тулузского многие галлы приняли христианство.

В V веке на территорию Галлии вошли франки и бургунды – германские племена. Бургунды были арианами. Началась катихизация франков. Герман Парижский(Сен-Жермен), святая мученица Геневьева(Женевьева), Мартин Турский(Сен-Мартен). Мартин проповедовал не только франкам, но и бургундам, алеманам и швабам вместе с Вонифацием. Мартин отличался хорошим образованием. В 496 году вождь франков Хлодвиг в Реймсе принимает крещение. Дата крещения означает полную перемену в жизни народа. Была перенесена столица из Реймса в латинское место(lutecia), где был основан позже Париж. Этим он показал, что французы – христианский народ, и тянется к просвещению, которое даёт Рим.

В VIII веке франки представляли собой мощное королевство. И именно франки протягивали Риму руку помощи. Рим даёт веру, просвещение, а франки дают защиту Риму (в частности от лангобардов). Франкский король Пипин Короткий в 752 году спасает Рим от нашествия лангобардов, дарит Риму папскую область, вовлекает Церковь в феодальные отношения. Так как в Византии господствуют императоры-иконоборцы, Рим поворачивается к франкам.

В конце VIII века есть морально-нравственный союз между Римом и франками при короле Карле Великом (770 – 813), который помогает Риму в объединении народов Европы вокруг Рима. Для этого он заключает союзы с христианскими королями и воюет с язычниками и оставшимися арианами. Таким образом он воссоздаёт Западную Римскую империю. В 800 году он получает в Риме корону императора. Но Карл не добился соединения с Византией. Он предлагал брак с императрицей Ириной, а затем предлагал брак своей дочери с сыном Ирины. Эти предложения остались без внимания, и Карл прекратил общение с Византией, которая смотрела на Карла, как на варвара. Вплоть до смерти Карла Великого на Западе не принимали решения VII Вселенского Собора. При Карле состоялось построение системы Запада. За титул императора папа получил ещё больше земли (т.е. ещё больше втягивается в феодальные отношения). Карл трактует соединение Церкви и государства как соединение души и тела. Он получает право защищать и избирать папу. В 843 году империя Карла великого распалась на отдельные королевства, но титул императора сохранился и просуществовал до 1918 года. Франки очень помогли Риму в создании republica christiana.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: