ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ:
1. Карта учета слушателя при прохождении стажировки, заверенная печатью учреждения.
2. Дневник стажировки, в котором отражаются:
– расписание работы логопеда;
– картотека логопеда;
– перспективный план логопедической работы на период прохождения стажировки;
– список детей, их речевой диагноз;
– индивидуальный план работы слушателя; график проведения индивидуальных и подгрупповых занятий;
– конспекты занятий, проведённых логопедом, их анализ;
– конспекты собственных занятий с записью замечаний и рекомендаций логопеда и руководителя стажировки;
– список литературы, рекомендованной логопедом и руководителями стажировки для проведения коррекционной работы с детьми.
3. Две речевые карты на детей с различной речевой патологией.
4. Конспекты 2-х зачётных логопедических занятий с самоанализом (подгрупповое и индивидуальное занятия).
5. Тексты двух бесед (консультаций) для родителей и других специалистов по проблемам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями (ОНР, ФФН, заикание).
6. Наглядное пособие для коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.
7. Отчёт о прохождении стажировки.
СХЕМА ОТЧЕТА СЛУШАТЕЛЯ О ВЫПОЛНЕНИИ ПРОГРАММЫСТАЖИРОВКИ
Отчет о стажировке в качестве учителя-дефектолога
(учителя-логопеда) учреждения образования
слушателя специальности «Логопедия» ФПКиПК УО МГПУ им. И. П. Шамякина ___________________________(Ф.И.О.)
в (название учреждения)_______________ в период с ______ по ______ 20... г.
I. Краткая характеристика основных этапов стажировки.
II. Объем и содержание педагогической работы, выполненной за период стажировки:
1. Количество проведенных подгрупповых и индивидуальных занятий. Трудности, возникшие при проведении занятий, их причины. Использование в работе специальной литературы, дидактического материала и наглядных пособий. Характер и степень помощи учителя-логопеда и руководителя стажировки.
|
2. Количество посещенных и проанализированных занятий, степень сформированности собственных навыков оценки занятий (трудности, возникшие при анализе и оценке посещенных занятий).
3. Краткая характеристика детей, с которыми проводились индивидуальные логопедические занятия, результаты этих занятий, их самооценка (что удалось, не удалось, причины неудач).
4. Участие в процессе анализа и обсуждения логопедических заключений на детей группы.
5. Данные о содержании и результатах научно-исследовательской работы, выполненной в период стажировки.
6. Содержание и основные результаты работы с учителем-логопедом, с другими специалистами, с родителями. Количество открытых занятий, бесед, консультаций, проведенных для родителей.
7. Количество и название изготовленных наглядных пособий и дидактического материала.
8. Название, количество документов, подготовленных к окончанию стажировки, сроки их оформления.
9. Выводы и предложения по совершенствованию организации и содержания стажировки.
_________________
(дата)
(подписи) И. О. Фамилия руководителя учреждения
И. О. Фамилия учителя-логопеда
И. О. Фамилия слушателя
М.П. ( заверяется печатью)
ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА СТАЖИРОВКИТитульный лист
Дневник педагогической стажировки
слушателя ФПКиПК
УО МГПУ имени И. П. Шамякина
|
Стажировка в ГУО № _____ г.
в группе
спо 20.... г.
1страница __
Методист (Ф.И.О.)
Учитель-логопед (Ф.И.О.)
Воспитатели групп (Ф.И.О.)
Руководитель учреждения (Ф.И.О.)
Адрес учреждения _______________________Телефон_______________
2 страница Расписание работы логопеда.
3 страница Индивидуальный план работы на период педагогической стажировки.
4 страница (и далее) Фиксируется ежедневная работа. Записи ведутся в свободной форме.
СХЕМА КОНСПЕКТА ЗАЧЕТНОГО ЗАНЯТИЯ
Титульный лист
Конспект логопедического занятия,
проведенного слушателем факультета ПКиПК
УО МГПУ им. И.П.Шамякина
в группе ____________ учреждения ________
дата проведения _______ время проведения _____________
Учитель-дефектолог _______________________
подпись
Групповой руководитель стажировки ______________________
подпись
Конспект
1. Тема и цель занятия.
2. Основные задачи занятия.
3. Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки).
4. Речевой материал.
5. Этапы занятия.
6. Содержание этапов занятия (с указанием инструкций учителя-дефектолога, предполагаемых ответов детей, основных методических приемов).
7. Используемая литература.
8. Самоанализ занятия.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
1. Выбор темы занятия, его место в общей системе занятий по преодолению того или иного речевого нарушения. Соответствие материала занятия программе, речевым и возрастным особенностям детей. Объем материала и его доступность.
2. Правильность постановки цели и задач занятия, их соответствие теме и содержанию занятия. Комплексность коррекционно-образователъных, коррекционно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач. Адекватность выбора речевого материала задачам занятия.
|
3. Организация занятия: умение регулировать поведение; эстетическое оформление, используемое оборудование, качество наглядных пособий и дидактического материала.
4. Структура занятия: основные этапы, их логическая последовательность, композиционная стройность, четкость перехода от одного этапа к другому, связь между отдельными частями занятий, продолжительность занятия и его этапов; соотношение времени, отведенного на групповую и индивидуальную работу, соотношение речевых и неречевых заданий (по количеству и отведенному времени). Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.
5. Анализ этапов занятия. Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу. Реализация общедидактических и специальных принципов обучения. Правильность отбора разнообразных приемов и методов, их соответствие целям занятия. Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приемов обучения. Знание учебного материала, владение методами и приемами работы на занятии, осуществление коррекционных приемов обучения, умение использовать методические пособия, ТСО. Характеристика применяемых методических приемов (приемы привлечения внимания, активизации познавательной деятельности и др.), способов поддержания интереса, коммуникативной активности детей. Дифференцированный и индивидуальный подход в процессе занятий для активизации познавательной деятельности. Сочетание индивидуальных и групповых форм работы. Контроль над речью детей, исправление допущенных детьми ошибок. Адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребенка. Доступность и четкость инструкций и вопросов учителя-логопеда. Включение элементов логопедического массажа, психогимнастики, рациональной психотерапии, логоритмики на занятии.
Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей. Содержание и методика домашнего задания. Инструктаж о его выполнении. Дополнительные и индивидуальные задания.
6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии: активность, проявление интереса, степень сформированности структуры деятельности, уровень сосредоточенности на заданиях, устойчивости внимания в начале занятия и на определенных этапах, возможности переключения внимания от одного задания к другому, причины отклонений в деятельности и поведении детей, качество знаний, умений и навыков, полученных или закрепленных детьми на занятии.
7. Характеристика деятельности логопеда. Возможности контакта с группой детей, умение владеть вниманием детей и организовать их для работы, владение приемами повышения активности, интереса и внимания детей, настойчивость в достижении цели, проявление педагогического такта. Речь логопеда (доступность, логичность, интонационная выразительность и эмоциональность).
8. Результаты занятия. Достижение цели и задач, выполнение намеченного плана, эффективность использованных методов и приемов.
9. Педагогические выводы, пожелания к совершенствованию занятия. При анализе логопедического занятия необходимо руководствоваться следующими положениями педагогической этики:
- доброжелательный тон анализа;
- объективность, принципиальность в оценке позитивных и негативных моментов занятия;
- аргументация замечаний.
СХЕМА-ПАМЯТКА САМОАНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ
(занятие по развитию речи, звукопроизношению, грамоте)
1.Тема, цель.
2.Реализация коррекционных задач (обоснование актуальности поставленных коррекционно-развивающих задач для конкретных детей и возможностей их реализации на данном занятии; оценка формулировок задач с позиций направленности на ребенка, конкретности и конструктивности; степень реализации поставленных задач).
3.Построение занятия (структура, этапы).
4.Организация деятельности детей (фронтальная, групповая, индивидуальная работа; инструктирование, организация внимания и деятельности детей, контроль). Оценка руководства работой детей.
5.Направления логопедической работы (развитие артикуляционного аппарата; работа по развитию речевого слуха; работа по развитию фонематического слуха; речевое дыхание; воспитание голоса; звуковой анализ слова; характеристика звуков, букв; состав речи; подготовка к письму (создание условий); письмо (качество, постановки руки ребенка, координация и т.д.).
6.Средства обучения (методы и способы, приемы), используемые педагогом. Опора на наглядные средства.
7.Степень активности детей на занятии.
8.Логическая связь между частями занятия.
9.Дифференцированный подход в учебно-воспитательной деятельности. Учет индивидуальных особенностей ребенка.
10.Типичные речевые затруднения и ошибки детей, коррекция их педагогом.
11.Результаты занятия. Итоги деятельности детей (качество выполнения работы, что приобрели нового, что повторяли и т.д.). Самооценка логопеда.
СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА
1. Общие сведения о ребёнке.
2. Характеристика условий воспитания.
3. Состояние представлений об окружающем.
4. Особенности развития познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи.
5. Особенности личности и межличностных отношений.
6. Особенности развития моторики.
7. Особенности характера и поведения ребёнка.
8. Заключение.
9. Рекомендации.