ПРОГРАММА
Стажировка в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда)
(наименование дисциплины)
специальности переподготовки 1 – 03 03 71 ЛОГОПЕДИЯ
(квалификация: учитель-логопед)
(код и наименование специальности и квалификации переподготовки)
в соответствии с типовым учебным планом переподготовки, утвержденным__________________________________
(дата утверждения, регистрационный номер)
Мозырь, 2012
Разработчик программы:
Кафедра практической психологии и дефектологии
Е.Н. Михайлова, старший преподаватель
(инициалы, фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)
Рекомендована к утверждению:
кафедрой практической психологии и дефектологии ____________________
наименование кафедры (цикловой комиссии) или совета факультета (отделения), рекомендовавших учебную программу по дисциплине специальности переподготовки к утверждению
Протокол заседания от _________№ _______
__________________________________________________________________
наименование научно-методического (методического) совета учреждения образования, рекомендовавшего учебную программу по дисциплине специальности переподготовки к утверждению
Протокол заседания от __________№______
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Стажировка в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда)» разработана с учетом требований, предъявляемых к данному виду деятельности слушателей педагогического вуза.
Стажировку в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда) проходят слушатели, получающие специальность «Логопедия» факультета повышения квалификации и переподготовки кадров заочной формы обучения. Выполняя функции учителя-дефектолога (учителя-логопеда), слушатели овладевают системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, методическую, просветительскую работу, планировать и проводить логопедические занятия с детьми с нарушениями речи. Слушатели получают необходимые сведения о психофизиологических особенностях детей с речевыми нарушениями, специфике их поведения, деятельности, познавательной и эмоционально-волевой сфер.
|
Целью стажировки является овладение системой профессионально-педагогических умений и навыков учителя-логопеда.
Задачи стажировки:
- закрепление и углубление теоретических знаний слушателей по различным разделам медико-педагогических и психолого-педагогических дисциплин;
- закрепление умений слушателей осуществлять профилактическую, диагностическую, коррекционную работу в отношении детей с нарушениями речи;
- формирование необходимых для учителя-логопеда личностных качеств;
- анализ и реализация преемственности в работе специалистов разного профиля в условиях учреждения, на базе которого организована логопедическая помощь;
- формирование навыков анализа и обобщения педагогического опыта;
- воспитание творческого подхода к педагогической деятельности.
В результате прохождения практики слушатели приобретают умения:
- педагогически грамотно обследовать детей с различными речевыми нарушениями;
- планировать коррекционно-педагогическую работу и реализовывать коррекционные задачи в различных видах деятельности детей-логопатов;
|
- устанавливать позитивные отношения со специалистами разного профиля, с родителями детей-логопатов и владеть техникой их консультирования;
- осуществлять отбор, дидактическую переработку и адаптацию учебного материала с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с нарушениями речи;
- осуществлять профилактическую работу в отношении осложнений, вторичных проявлений, вызванных речевыми нарушениями;
- владеть навыками ведения документации учителя-логопеда;
- работать с учебно-методической литературой, нормативными документами, регламентирующими деятельность системы специального образования, учреждений, на базе которых организована стажировка.
Сформированные в период стажировки специальные педагогические умения и навыки составляют важный компонент профессиональной подготовки будущих специалистов-дефектологов.
Для прохождения стажировки слушатели распределяются в учреждения, на базе которых организована коррекционная логопедическая помощь детям с речевыми нарушениями.
Руководство и контроль над работой слушателей в период стажировки осуществляют групповой руководитель стажировки от кафедры практической психологии и дефектологии, учитель-дефектолог учреждения, на базе которого организована логопедическая помощь.
Форма контроля – дифференцированный зачёт.
СОДЕРЖАНИЕ СТАЖИРОВКИ
Слушатели во время прохождения стажировки реализуют следующие направления профессиональной деятельности учителя-логопеда:
· осуществление логопедического и психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи;
|
· проведение дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи у детей на основе анализа материалов обследования;
· текущее и перспективное планирование педагогической деятельности (перспективный план, планы индивидуальных и подгрупповых занятий);
· организация и проведение логопедических занятий с детьми с нарушениями речи;
· консультирование родителей детей с нарушениями речи, а также специалистов дошкольного учреждения, работающих с данной категорией детей;
· осуществление информационно-просветительской деятельности, пропаганда логопедических знаний;
· самообразование и самоподготовка.
Осуществление слушателями названных направлений деятельности в условиях учреждения образования обеспечивает закрепление теоретических знаний, овладение практическими умениями и навыками, подготовку к самостоятельной профессиональной деятельности по специальности.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫСЛУШАТЕЛЕЙ
· Для прохождения стажировки слушатели распределяются в учреждения образования и закрепляются за учителем-дефектологом по 1-3 человека.
· Руководство и контроль над работой слушателей в период стажировки осуществляет групповой руководитель стажировки и учителя-логопеды учреждения.
· Слушатели работают в соответствии с расписанием рабочего дня логопеда и индивидуальными планами.
· Слушатели проводят психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей, подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми.
· Слушатели посещают занятия логопеда, активно участвуют в их анализе.
· Слушатели самостоятельно проводят подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми с нарушениями речи, осуществляют самоанализ.
· За время стажировки каждый слушатель проводит не менее 2 зачётных занятия (1 подгрупповое и 1 индивидуальное), которые оцениваются логопедом и руководителем стажировки.
· Стажировка в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда) состоит из четырех этапов: установочного, организационно-ознакомительного, основного, заключительного.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ
I ЭТАП стажировки – установочный.
Основным содержанием этапа является ознакомление с задачами, организацией, этапами практики, отчетной документацией, закрепление за руководителями (методистами) и распределение по учреждениям.
II ЭТАП стажировки – организационно-ознакомительный.
Основным содержанием стажировки на данном этапе является формирование у слушателей умений проводить психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями, анализировать его результаты, составлять перспективный план логопедической работы.
Виды деятельности на организационно-ознакомительном этапе стажировки:
- знакомство с администрацией, логопедом, другими специалистами учреждения, а также с режимом работы учреждения образования;
- изучение нормативной документации, регламентирующей работу учреждения, на базе которого организована практика; изучение документации учителя-дефектолога:
Ø протоколы обследования ребенка на МППК (в ЦКРОиР);
Ø речевые карты детей;
Ø журнал учета продвижения детей;
Ø перспективный план работы;
Ø календарные планы подгрупповых и индивидуальных занятий;
Ø журнал учета посещения детьми занятий;
Ø график работы логопеда, заверенный заведующей;
Ø тетрадь преемственности работы логопеда, воспитателя и музыкального работника;
Ø индивидуальные тетради домашних заданий;
- наблюдение за проведением логопедического и психолого-педагогического обследования детей учителем-логопедом;
- наблюдение за консультативной работой учителя-логопеда с родителями и педагогами;
- текущее и перспективное планирование педагогической деятельности (перспективный план, планы индивидуальных и подгрупповых занятий, составление графика проведения зачетных занятий).
III ЭТАП стажировки – основной.
В этот период слушатели активно проводят индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми с нарушениями речи. Обращается внимание на особенности познавательной деятельности, речевого поведения детей в различных ситуациях и общении со сверстниками и взрослыми, необходимость их учета в коррекционной работе.
Рекомендуется систематически проводить разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, на развитие дыхательной и голосовой функции детей-логопатов. Слушатели овладевают практическими навыками коррекционно-педагогического воздействия на ребенка, взаимодействия с окружающими его людьми с целью нормализации микросреды ребенка. Обращается внимание слушателей на важность профилактической работы с целью предупреждения усиления речевой симптоматики и появления вторичных нарушений.
Работа с родителями детей ведется слушателями по разным направлениям. Выясняются условия воспитания в семье, особенности различных видов деятельности и поведения детей дома, анализируются трудности обучения, проводятся беседы и консультации с родителями.
Виды деятельности на основном этапе стажировки:
- участие в диагностической работе логопеда, самостоятельное логопедическое обследование детей и диагностика речевых нарушений на основе анализа материалов обследования;
- наблюдение и анализ хода и результатов индивидуальных и подгрупповых занятий, проводимых учителем-логопедом;
- методически правильный подбор, изготовление речевого и наглядного дидактического материала для самостоятельного проведения занятий;
- самостоятельное проведение занятий, самоанализ занятий;
- логопедическая пропаганда среди педагогов и родителей детей с речевыми нарушениями (лекции, беседы, составление памяток, выступление с сообщениями по материалам своих научно-исследовательских работ и др.);
- консультативная работа с родителями;
- изучение нормативной документации, методических пособий и литературы по вопросам коррекционного обучения детей с нарушениями речи.
IV ЭТАП стажировки – заключительный.
Подведение итогов стажировки в условиях учреждения, на базе которого она организована, выводы по основным результатам стажировки.
Составление итоговых отчетов, предложения по совершенствованию организации и содержания стажировки.