ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ




ПРОГРАММА

Стажировка в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда)

(наименование дисциплины)

 

специальности переподготовки 1 – 03 03 71 ЛОГОПЕДИЯ

(квалификация: учитель-логопед)

(код и наименование специальности и квалификации переподготовки)

в соответствии с типовым учебным планом переподготовки, утвержденным__________________________________

(дата утверждения, регистрационный номер)

 

 

 

Мозырь, 2012


Разработчик программы:

Кафедра практической психологии и дефектологии

 

Е.Н. Михайлова, старший преподаватель

(инициалы, фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)

 

Рекомендована к утверждению:

 

кафедрой практической психологии и дефектологии ____________________

наименование кафедры (цикловой комиссии) или совета факультета (отделения), рекомендовавших учебную программу по дисциплине специальности переподготовки к утверждению

Протокол заседания от _________№ _______

 

 

__________________________________________________________________

наименование научно-методического (методического) совета учреждения образования, рекомендовавшего учебную программу по дисциплине специальности переподготовки к утверждению

Протокол заседания от __________№______

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Стажировка в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда)» разработана с учетом требований, предъявляемых к данному виду деятельности слушателей педагогического вуза.

Стажировку в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда) проходят слушатели, получающие специальность «Логопедия» факультета повышения квалификации и переподготовки кадров заочной формы обучения. Выполняя функции учителя-дефектолога (учителя-логопеда), слушатели овладевают системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, методическую, просветительскую работу, планировать и проводить логопедические занятия с детьми с нарушениями речи. Слушатели получают необходимые сведения о психофизиологических особенностях детей с речевыми нарушениями, специфике их поведения, деятельности, познавательной и эмоционально-волевой сфер.

Целью стажировки является овладение системой профессионально-педагогических умений и навыков учителя-логопеда.

Задачи стажировки:

- закрепление и углубление теоретических знаний слушателей по различным разделам медико-педагогических и психолого-педагогических дисциплин;

- закрепление умений слушателей осуществлять профилактическую, диагностическую, коррекционную работу в отношении детей с нарушениями речи;

- формирование необходимых для учителя-логопеда личностных качеств;

- анализ и реализация преемственности в работе специалистов разного профиля в условиях учреждения, на базе которого организована логопедическая помощь;

- формирование навыков анализа и обобщения педагогического опыта;

- воспитание творческого подхода к педагогической деятельности.

В результате прохождения практики слушатели приобретают умения:

- педагогически грамотно обследовать детей с различными речевыми нарушениями;

- планировать коррекционно-педагогическую работу и реализовывать коррекционные задачи в различных видах деятельности детей-логопатов;

- устанавливать позитивные отношения со специалистами разного профиля, с родителями детей-логопатов и владеть техникой их консультирования;

- осуществлять отбор, дидактическую переработку и адаптацию учебного материала с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с нарушениями речи;

- осуществлять профилактическую работу в отношении осложнений, вторичных проявлений, вызванных речевыми нарушениями;

- владеть навыками ведения документации учителя-логопеда;

- работать с учебно-методической литературой, нормативными документами, регламентирующими деятельность системы специального образования, учреждений, на базе которых организована стажировка.

Сформированные в период стажировки специальные педагогические умения и навыки составляют важный компонент профессиональной подготовки будущих специалистов-дефектологов.

Для прохождения стажировки слушатели распределяются в учреждения, на базе которых организована коррекционная логопедическая помощь детям с речевыми нарушениями.

Руководство и контроль над работой слушателей в период стажировки осуществляют групповой руководитель стажировки от кафедры практической психологии и дефектологии, учитель-дефектолог учреждения, на базе которого организована логопедическая помощь.

Форма контроля – дифференцированный зачёт.


СОДЕРЖАНИЕ СТАЖИРОВКИ

Слушатели во время прохождения стажировки реализуют следующие направления профессиональной деятельности учителя-логопеда:

· осуществление логопедического и психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи;

· проведение дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи у детей на основе анализа материалов обследования;

· текущее и перспективное планирование педагогической деятельности (перспективный план, планы индивидуальных и подгрупповых занятий);

· организация и проведение логопедических занятий с детьми с нарушениями речи;

· консультирование родителей детей с нарушениями речи, а также специалистов дошкольного учреждения, работающих с данной категорией детей;

· осуществление информационно-просветительской деятельности, пропаганда логопедических знаний;

· самообразование и самоподготовка.

Осуществление слушателями названных направлений деятельности в условиях учреждения образования обеспечивает закрепление теоретических знаний, овладение практическими умениями и навыками, подготовку к самостоятельной профессиональной деятельности по специальности.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫСЛУШАТЕЛЕЙ

 

· Для прохождения стажировки слушатели распределяются в учреждения образования и закрепляются за учителем-дефектологом по 1-3 человека.

· Руководство и контроль над работой слушателей в период стажировки осуществляет групповой руководитель стажировки и учителя-логопеды учреждения.

· Слушатели работают в соответствии с расписанием рабочего дня логопеда и индивидуальными планами.

· Слушатели проводят психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей, подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми.

· Слушатели посещают занятия логопеда, активно участвуют в их анализе.

· Слушатели самостоятельно проводят подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми с нарушениями речи, осуществляют самоанализ.

· За время стажировки каждый слушатель проводит не менее 2 зачётных занятия (1 подгрупповое и 1 индивидуальное), которые оцениваются логопедом и руководителем стажировки.

· Стажировка в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда) состоит из четырех этапов: установочного, организационно-ознакомительного, основного, заключительного.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ

 

I ЭТАП стажировкиустановочный.

Основным содержанием этапа является ознакомление с задачами, организацией, этапами практики, отчетной документацией, закрепление за руководителями (методистами) и распределение по учреждениям.

II ЭТАП стажировкиорганизационно-ознакомительный.

Основным содержанием стажировки на данном этапе является формирование у слушателей умений проводить психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями, анализировать его результаты, составлять перспективный план логопедической работы.

Виды деятельности на организационно-ознакомительном этапе стажировки:

- знакомство с администрацией, логопедом, другими специалистами учреждения, а также с режимом работы учреждения образования;

- изучение нормативной документации, регламентирующей работу учреждения, на базе которого организована практика; изучение документации учителя-дефектолога:

Ø протоколы обследования ребенка на МППК (в ЦКРОиР);

Ø речевые карты детей;

Ø журнал учета продвижения детей;

Ø перспективный план работы;

Ø календарные планы подгрупповых и индивидуальных занятий;

Ø журнал учета посещения детьми занятий;

Ø график работы логопеда, заверенный заведующей;

Ø тетрадь преемственности работы логопеда, воспитателя и музыкального работника;

Ø индивидуальные тетради домашних заданий;

- наблюдение за проведением логопедического и психолого-педагогического обследования детей учителем-логопедом;

- наблюдение за консультативной работой учителя-логопеда с родителями и педагогами;

- текущее и перспективное планирование педагогической деятельности (перспективный план, планы индивидуальных и подгрупповых занятий, составление графика проведения зачетных занятий).

III ЭТАП стажировкиосновной.

В этот период слушатели активно проводят индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми с нарушениями речи. Обращается внимание на особенности познавательной деятельности, речевого поведения детей в различных ситуациях и общении со сверстниками и взрослыми, необходимость их учета в коррекционной работе.

Рекомендуется систематически проводить разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, на развитие дыхательной и голосовой функции детей-логопатов. Слушатели овладевают практическими навыками коррекционно-педагогического воздействия на ребенка, взаимодействия с окружающими его людьми с целью нормализации микросреды ребенка. Обращается внимание слушателей на важность профилактической работы с целью предупреждения усиления речевой симптоматики и появления вторичных нарушений.

Работа с родителями детей ведется слушателями по разным направлениям. Выясняются условия воспитания в семье, особенности различных видов деятельности и поведения детей дома, анализируются трудности обучения, проводятся беседы и консультации с родителями.

Виды деятельности на основном этапе стажировки:

- участие в диагностической работе логопеда, самостоятельное логопедическое обследование детей и диагностика речевых нарушений на основе анализа материалов обследования;

- наблюдение и анализ хода и результатов индивидуальных и подгрупповых занятий, проводимых учителем-логопедом;

- методически правильный подбор, изготовление речевого и наглядного дидактического материала для самостоятельного проведения занятий;

- самостоятельное проведение занятий, самоанализ занятий;

- логопедическая пропаганда среди педагогов и родителей детей с речевыми нарушениями (лекции, беседы, составление памяток, выступление с сообщениями по материалам своих научно-исследовательских работ и др.);

- консультативная работа с родителями;

- изучение нормативной документации, методических пособий и литературы по вопросам коррекционного обучения детей с нарушениями речи.

 

IV ЭТАП стажировки – заключительный.

Подведение итогов стажировки в условиях учреждения, на базе которого она организована, выводы по основным результатам стажировки.

Составление итоговых отчетов, предложения по совершенствованию организации и содержания стажировки.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: