Основные черты типичного характера




План.

1. Понятие о характере

2. Структура характера

3. Основные черты типичного характера

4. Природа характера

6. Формирование характера

 

Понятие о характере.

Термин "характер" — греческого происхождения, он означает "черта", "признак", "отпечаток". Введен он для обозначения свойств человека другом Аристотеля Теофрастом. В "Характеристиках" он описал с позиций моралиста 31 тип человеческих характеров — людей хвастливых, болтунов, неискренних, скучных, льстецов и др.

Позднее философы и психологи основой для объяснения и классификации человеческих характеров делали особенности строения и функций тела, морально-этические особенности общественных отношений людей, или их умственные свойства и опыт.

Каждому человеку кроме динамической стороны действий, которая проявляется в темпераменте, свойственны существенные особенности — его характер, отражающийся в виде "отпечатка" на продуктах деятельности и поведении.

Об одних говорят, что они трудолюбивы, дисциплинированы, скромны, честны, смелы, коллективисты, а о других — что они ленивы, хвастливы, неорганизованны, честолюбивы, самоуверенны, нечестны, эгоистичны, трусливы.

Эти и подобные черты проявляются настолько ярко и постоянно, что определяют тип личности, индивидуальный стиль ее социального поведения.

Такие психологические особенности личности называют чертами характера.

Они характеризуют и цели, к которым стремится человек, и способы достижения этих целей. Знать это важно, поскольку человек характеризуется не только тем, что он делает, а и тем, как он это делает.

Совокупность стойких черт представляет собой характер личности.

Следовательно, характер — это совокупность стойких инди- видуально-психологических свойств человека, которые проявляются в его деятельности и поведении, в отношении к коллективу, к другим людям, к труду, к окружающей действительности и самому себе.

Характер наиболее тесно связан с темпераментом, который, как известно, определяет внешнюю, динамическую форму выражения сути человека.

Характер человека можно понять только в его деятельности. О характере человека судят и по тому, как он мыслит и ведет себя в разных обстоятельствах, какого мнения он о других и о самом себе, какие манеры ему свойственны.

Знать характер человека очень важно. Это дает возможность предусматривать, как человек будет вести себя при определенных обстоятельствах, чего от него можно ожидать, как он будет выполнять данные ему поручения.

Художественная литература дает прекрасные описания поведения людей с разными характерами. История знает многих политических, общественных и военных деятелей, благодаря силе положительных черт своего характера способствовавших прогрессу человечества, тогда как лица с негативными чертами характера или слабохарактерные вели к упадку.

Структура характера

Характер — элемент психического склада человека,

Он является целостным образованием, определяющим человеческое "Я". Понимание характера как единства черт человека не исключает выделения в нем отдельных составляющих с целью познания его сущности. И. П. Павлов, не возражая против целостности характера, отстаивал необходимость выделения его структурных компонентов.

Если вы анализируете человека, писал он, — вы должны сказать, что по таким чертам его можно характеризовать как тихого, спокойного, мечтательного, нежного и т.п. Следовательно, без частей ничего не разберешь. Но если отдельные части вообра­зить отдельно, без их взаимосвязи, то характер человека, конеч­но, определить нельзя.

Нужно брать систему черт и в этой системе анализировать, какие черты выдвигаются на первый план, а какие едва проявившись, затираются.

Определить структуру характера — значит выделить в нем ве­дущие компоненты, без которых целостность характера вообразить нельзя.

В структуре характера необходимо выделяются содержание и форма. Содержание характера человека определяется условиями жизни и воспитания. Поступки человека всегда мотивированы, на что-то или на кого-то направлены. Но формы намерения, стремления могут быть разными. Это зависит и от обстоятельств, ситуаций, в которых находится человек, и от особенностей его характера, особенно от темперамента.

В структуре характера выделяются такие компоненты:

1) направленность;

2) убеждения;

3) умственные черты;

4) эмоции;

5) воля;

6) темперамент;

7) полнота;

8) целостность;

9) определенность;

10) сила.

Направленность является ведущей в структуре характера. Она проявляется в выборочном оценочном отношении (пол­ожительном или отрицательном) к поступкам и деятельности людей и самому себе.

В зависимости от доминирующих (материальных или духов­ных) потребностей, ценностных установок, личных интересов и симпатий жизнь одних людей пронизана полезной деятель­ностью, неутомимостью в работе и выполнении общественных дел. В их поступках господствуют гуманность, оптимизм, кон­тактность.

Эти черты характера свойственны всем передовым людям.

Но есть и такие люди, для которых на переднем плане — собственное благосостояние, эгоистичные потребности. Это обыватели, живущие мелкими мещанскими интересами, они становятся рабами вещей. В быту, поступках и деятельности таких людей господствуют индивидуализм, скупость, жадность, завистливость, самовлюбленность, мизантропия.

Эти особенности характера обусловливают убогость и нищету духовной жизни.

Убеждения — знания, идеи, взгляды, являющиеся мотивами поведения человека, становятся чертами его характера и определяют отношение к действительности, поступки, поведение. Убеждения проявляются в принципиальности, неподкупности и правдивости, требовательности к себе.

Человек с твердыми убеждениями способен приложить максимум усилий для достижения цели, если нужно, пожертвовать и своей собственной жизнью.

Беспринципным людям, карьеристам эти черты характера не свойственны.

Умственные черты характера проявляются в рассудительности, наблюдательности, умеренности. Наблюдательность и рассудительность способствуют быстрой ориентации в обстоятельствах. Нерассудительные люди легко хватаются за любое дело, действуют под влиянием первого импульса. Умственная же инертность, наоборот, проявляется в пассивности, безразличии, медлительности при принятии решений или в поверхностном подходе к делам без учета их важности.

Эмоции лежат в основе таких черт характера, как горячность, зажигательность, чрезмерное или поддельное сочувствие, всепро­щение или наглость, грубость, "толстокожесть", бесчувствие к страданиям других, невозможность сопереживать.

Моральные, эстетические, познавательные, практические чувства благодаря наличию в них эмоций могут проявляться или в экзальтации, или в спокойном, умеренном отношении к яв­лениям природы, искусства, поступкам людей.

Воля в структуре характера обусловливает его силу, твер­дость. Следовательно, воля — деятельная сторона разума и мо­рального чувства — представляет собой стержневой компонент сформированного характера. Сильная воля делает человека са­мостоятельным, стойким, непоколебимым, мужественным, способным достигать поставленной цели.

Безвольные же люди — слабохарактерны. Даже при богатстве знаний и опыта они неспособны настоять на своем, проявляют нерешительность, боязливость.

Темперамент в структуре характера является динамической стороной деятельности и формой его проявления. Характер — это единство типологического и приобретенного жизненного опыта. Особенности условий жизни, обучения и воспитания формируют разнообразное по содержанию индивидуальное от­ношение к явлениям окружающей действительности, но форма проявления этого отношения, динамика реакций личности определяется ее темпераментом.

Одни и те же убеждения, взгляды, знания люди с разным темпераментом проявляют по-разному с точки зрения силы, уравновешенности и подвижности действий.

Выделяя в характере его структурные компоненты, нужно иметь в виду, что характер — это совокупность всех структурных компонент. Каждая структурная компонента характера — на­правленность, интеллект, эмоции, воля, темперамент — интегрально проявляется в какой-то степени в каждой черте характера, как и в характере в целом. Поэтому нельзя говорить о мировоззренческих, интеллектуальных, эмоциональных, волевых чертах характера.

Характер как своеобразное стойкое, целостное отношение личности к разным аспектам действительности может быть стойким или нестойким, целостным, определенным или невы­разительным.

Полнота характера — это всестороннее развитие основных его структурных компонент — умственных, моральных, эмоционально-волевых. Рассудительность поступков всегда согласо­вана с эмоциональной уравновешенностью и самообладанием.

Внутреннее единство черт характера определяет его целост­ность. Оно проявляется в единстве слова и дела или в его от­сутствии в поступках.

У бесхарактерных людей заметно расхождение во взглядах, отсутствие целенаправленности, случайность проявления черт характера, зависимость их проявлений от ситуаций, а не от внут­ренних установок личности.

Особенно важной в характере является его определенность. Твердость и независимость человека в его стремлениях и убеж­дениях, в борьбе за достижения целей свидетельствуют об оп­ределенности его характера.

Определенность характера у человека как субъекта деятель­ности отражается на принципиальности и добросовестности действий независимо от важности поручения. На человека с ха­рактером можно полагаться, поручая ему важные дела, — он вы­полнит поручение в соответствии с его целью, содержанием дела и способами выполнения.

О людях с неопределенным характером тяжело сказать, хо­рошие они или плохие. Это люди беспринципные, без четких позиций в политической, трудовой жизни, в быту.

Сила характера проявляется в энергичных действиях, упор­стве и активности в деятельности, борьбе за доведение дела до конца, несмотря ни на какие препятствия. Такие люди не боятся трудностей, умеют их преодолевать. Это новаторы в работе, эн­тузиасты, инициаторы.

Настоящего человека — активного деятеля, коллективиста, патриота, гуманиста — характеризует единство всех компонент его характера. Однако единство характера не исключает, что в разных ситуациях у одного и того же человека указанные компоненты и черты характера проявляются по-разному.

Одновременно человек может быть снисходительным и чрез­мерно требовательным, непоколебимым и уступчивым, щедрым и скупым. При этом единство компонент характера сохраняется, и именно в этом и проявляется.

 

Основные черты типичного характера

Человек — носитель характера. Черты его характера отража­ются в деятельности, отношениях, способах действия в широ­ком их понимании — в семье, трудовом коллективе, в управле­нии производством, государством.

Типичное и индивидуальное в характере существуют в един­стве. Типичное создает фон для индивидуальных проявлений черт характера, а проявление несвойственных человеку черт ха­рактера вызывает возражение, осуждение.

Особенности типичного характера проявляются при положи­тельном или негативном отношении к работе, к другим людям, к самому себе, к предметам и явлениям действительности.

Отношение к работе является одной из существенных черт ха­рактера человека. Оно проявляется в уважении к работе, трудо­любии или же в пренебрежении к работе и сотрудникам. Важные черты в отношении к работе — аккуратность, добросовестность, дисциплинированность, организованность.

Отношение к другим людям возникает в контактах между людьми и обусловливается условиями жизни, созданными ис­торически и раскрытыми в коллективе. Чертам характера, в ко­торых проявляется отношение к другим людям, свойственны значительная вариантность содержания и форм их проявления, зависимость от уровня культурного развития народа и духовного богатства человека.

Отношение к другим людям носит оценочный характер, при­чем интеллектуальная оценка зависит от эмоционального отно­шения к проявлениям характера. Оценочное отношение к людям выражается в разном проявлении граней характера. Одобрение и осуждение, поддержка и возражения могут бьпъ высказаны в вежливой, тактичной, доброжелательной форме или же формально, в форме лести, а то и грубо, по-хамски, иро­нично, саркастически, оскорбительно.

Отношение к другим проявляется в зависимости от обстоя­тельств и характера оценки поступков как в положительных, так И в негативных чертах характера. К положительным чертам ха­рактера, свойственным культурному человеку, относится спра­ведливость, обязательность, щедрость, доброжелательность, честность, принципиальность. В основе их лежат гуманисти­ческие моральные качества людей, идейные убеждения, про­грессивные стремления.

К негативным чертам характера относятся отчуждение, замк­нутость, завистливость, скупость, пренебрежение к другим, хвас­тливость, гордыня, склонность к беспочвенным насмешкам и из­девательствам, склонность к пустым спорам, мелочность, мизан­тропия. Негативные черты характера очень вредят созданию благоприятной атмосфере общения, стремлению людей к совмес­тной борьбе с несправедливостью.

Так или иначе относясь к поступкам и поведению других, человек формирует собственные черты характера по аналогии или по контрасту.

Отношение к самому себе — позитивное или негативное — зависит от уровня развития самосознания, возможности оцени­вать себя.

Такие черты характера, как скромность, чувство собствен­ного достоинства, требовательность к себе, ответственность за дело, склонность отдавать себя, свои силы коллективу, государ­ству, свидетельствуют о высоком уровне развития самосознания человека.

Вместе с тем, некоторым людям в отношении к себе свой­ственны негативные черты — нескромность, хвастливость, карь­еризм, гордыня, самонадеянность, беспринципное подчинение, беспочвенное пренебрежение или обесценивание себя.

Среди черт характера особенно заметны те, которые опре­деляют отношение людей к вещам, к природе. Экономность, ра­чительность, аккуратность, бережливость, заботливое отноше­ние к природе поднимают достоинство человека.

Типичные черты характера имеют различную интенсив­ность. У некоторых людей отдельные черты характера проявля­ются настолько ярко и своеобразно, что это делает их ориги­нальными. Заостренность таких черт характера проявляется спонтанно, как только человек оказывается в адекватных им ус­ловиях жизни или деятельности. Такие условия провоцируют проявление ярко выраженной реакции человека. Крайнюю ин­тенсивность определенных черт характера человека называют акцентуацией.

Хотя акцентуация особенностей характера человека своей за­остренностью и своеобразием проявления выходит за пределы обычного, ее нельзя относить к патологическим проявлениям. Однако сложные условия, вызывающие акцентуацию черт ха­рактера, частота их проявления может обусловить невротичес­кие, истерические и другие патологические реакции.

Акцентуация черт характера проявляется только при опре­деленных обстоятельствах. При других условиях люди с такими чертами действуют спокойно, без напряжения.

Акцентуация черт характера вырабатывается в условиях жизни под влиянием интересов, специфики контактов в коллективе, но, как свидетельствуют исследования, основными являются врож­денные особенности, которые и создают почву для проявления ак­центуации в соответствующих социальных условиях.

Рассмотрим наиболее характерные проявления акцентуа­ции.

Застревание в состоянии возбуждения которое ведет к уп­рямству, недоверчивости, нетерпимости к возражениям в дис­куссиях. В спокойном состоянии такие люди проявляют ответ­ственность и рассудительность в делах.

Педантизм проявляется в крайнем, ничем не оправданном формализме при решении задач, в соблюдении "буквы", хотя это и вредит делу, в представлениях типа "как бы чего не вышло".

Демонстративные характеры проявляют себя безудержно, выкручиваются там, где нужно договариваться, возражают оче­видному: "это невозможно", "я этого не понимаю", хотя ничего "невозможного" и "непонятного" нет. В обычных условиях такие люди способны сотрудничать, достигать значительных творческих успехов.

Экзальтированные чрезмерно захваливают себя, хвастаются тем, чего не заслуживают, легко возбуждаются в радости, отча­иваются даже при незначительных неприятностях, их реакции на свои и чужие поступки крайне эмоциональны, аффективны.

Тревожные характеры во всем ожидают опасность, проявля­ют повышенную боязливость, застенчивость, растерянность, способны спрятаться от опасного, уступить даже более слабому.

Интроверты замкнуты, свои мнения и переживания направ­ляют на самих себя, на свой внутренний мир, избегают контак­тов с другими, не приспособлены к обстоятельствам. Считают, что аутизм подростков больше свойственен интровертам.

Экстраверты, наоборот, стремятся к общению, контактам с другими, много говорят о себе, хвастливы, сосредотачиваются преимущественно на внешних явлениях, а не на себе, склонны соглашаться со всем, что им предлагают.

 

Природа характера

Психические свойства человека — это специфическое про­явление высшей нервной деятельности, основанием которой являются его врожденные особенности, чьи своеобразные ком­бинации (сила, уравновешенность, подвижность) проявляются в типах темперамента. Но надо помнить, что врожденный тип нервной системы с первых дней жизни находится под влиянием условий жизни, воспитания, налагающих отпечаток на его фун­кционирование.

В процессе жизни у человека возникают динамические сте­реотипы, то есть системы нервных связей в коре больших пол­ушарий головного мозга, возникающие под влиянием разно­образных раздражителей.

Они действуют в определенной последовательности и сис­теме. Многократное повторение раздражителей создает про­чные нервные связи, которые проявляются все более легко и ав­томатически, без нервного напряжения. Создание и переделка динамических стереотипов требуют значительной, порой тяже­лой работы нервной системы. Динамические стереотипы созда­ют фундамент привычных действий, черт характера, которые, как уже указывалось, проявляются преимущественно непроиз­вольно.

Следовательно, характер человека является сложным синте­зом типа нервной деятельности и жизненных впечатлений, ус­ловий жизни, воспитания. Живое существо, писал И.П. Павлов, со дня рождения испытает самые разные влияния окружающей среды, на которые оно неизбежно должно отвечать определен­ной деятельностью, что часто закрепляется на всю жизнь и про­является в определенных чертах характера.

В учении о характере были попытки связать характер чело­века со строением тела, с особенностями действия желез внут­ренней секреции, однако эти попытки оказались неспособны раскрыть суть характера. Потерпели крах также и теории, рас­сматривавшие характер как врожденное психическое свойство.

Люди рождаются с разными особенностями функциониро­вания головного мозга, что обусловлено типом нервной систе­мы, но эти физиологические отличия являются только предпо­сылкой для формирования в процессе жизни разных мораль­но-психологических качеств, в частности и отличий в характере. То, что в одной семье, в подобных условиях вырастают дети с разными чертами характера, не может быть доказательством врожденности черт характера.

Ведь одинаковых условий в воспитании детей не бывает. Многогранность общения, обстоятельств, в которых живут дети, переживаний событий и явлений, создает чрезвычайно разно­образные условия жизни и воспитания. Именно это, отражаясь в мозгу ребенка, вызывает различные индивидуальные способы реагирования, которые постепенно становятся у каждого ребен­ка свойственными только ему чертами характера.

Именно то, что морально-этические нормы жизни и требо­вания к людям в процессе их воспитания (указания, санкции) преимущественно бывают типичными, в наибольшей мере обусловливает проявления типичных черт характера, общих для многих людей.

 

Формирование характера

Формирование характера — это процесс становления стой­ких психологических образований под влиянием объективных и специально созданных для этого условий. Когда действия и поступки в результате их многократных повторений становятся привычными, то они определяют типичную модель поведения человека.

Характер человека формируется в процессе его индивидуаль­ной жизни под влиянием общественных условий. Особенно важ­ную роль в воспитании характера имеет активная деятельность, и, прежде всего, работа как среда бытия, общение как необходимое условие самопознания и самореализации человека.

В процессе работы проявляются моральные, интеллектуаль­ные, волевые и другие качества, которые, закрепляясь под вли­янием условий жизни, приобретают значение черт характера.

Трансформация, которая происходит в современном обществе, появление новых идеалов и ценностей, обусловленных вхождени­ем в систему рыночных отношений, создают предпосылки для формирования черт характера нового делового человека.

Среди факторов, которые имеют жизненное значение и влияют на формирование характера, особенная роль принадле­жит воспитанию.

Воспитание организовывает обстоятельства жизни и направ­ляет в нужное русло внешние влияния, подкрепляет их, создает адекватное отношение к окружающей действительности.

Вместе с тем воспитание тормозит негативные влияния, пре­пятствует закреплению нежелательных навыков и черт его по­ведения.

На высоком уровне развития человека начинают действовать процессы самовоспитания и саморегуляции своего характера. Сформированные в процессе воспитания потребности, идеалы, установки личности становятся основаниями ее требований как к внешним условиям жизни, так и к самому себе. Он сам на­чинает организовывать свою жизнь и, воспитывая себя, руко­водствуется при этом как личностными, так и общественно- ценными ориентирами.

В полной мере возможность самовоспитания характера про­является тогда, когда человек приобретает жизненный опыт, ов­ладевает принципами психологической культуры, когда в нем формируется мировоззрение и окончательно утвердятся идеа­лы, в соответствии с которыми он сознательно планирует свою жизнь и определяет в ней свое место.

Отличия в характерах заметны уже у детей младшего до­школьного возраста. В этом возрасте, как показывает опыт вос­питания в детских садах, довольно выразительно проявляются такие черты: товарищество, коллективизм, нежность, смелость, стеснительность, замкнутость, аккуратность, точность, терпе­ливость или прихотливость, упрямство, резкость и др.

Проявления черт характера в этом возрасте касаются и тем­перамента. А.С. Макаренко обращал внимание на наличие у де­тей таких негативных типов характера:, как "тихони", "исуси­ки", "накопители", "приспособленцы", "вороны", "кокетки", "нахлебники", "мизантропы", "мечтатели", "зубрилы", ко­торых мы никогда не замечаем, поскольку они нам не мешают жить и работать. Но такие же характеры часто формируются у вредных людей.

Особое место приобретает значение воспитания характера в подростковом возрасте. Подросток уже не ребенок, он прояв­ляет острый интерес к окружающему, у него высокая актив­ность, стремление к труду — физическому и умственному. Нуж­но научиться организовывать эту активность, научить подрост­ков действовать дружно, заниматься творческой работой, работать организовано.

Нужно иметь в виду, что игнорирование в воспитании воз­растных особенностей подростков очень часто порождает нега­тивизм, браваду, непослушание, невыдержанность, немотиви­рованные поступки. Вместе с тем, подростки чувствительны к мнению коллектива. Они дорожат оценкой коллектива, руко­водствуются ею в своем поведении, и это играет значительную роль в формировании их характера.

Юноши и девушки старшего школьного возраста способны проявлять в поведении, труде и обучении достаточно устойчи­вые черты характера: ответственность, дисциплинированность, целенаправленность, настойчивость, принципиальность, са­мостоятельность.

Исследования формирования характера показали, что осо­бенно действенными факторами в этом процессе являются са­мостоятельность в работе, обучении. При этом необходимо со­здавать такие условия, при которых подростки могли бы про­явить коллективизм, мужество, выдержку, трудолюбие. Но будет большой ошибкой, если воспитание в коллективе будет нивелировать индивидуальные качества человека.

В коллективе нужно раскрывать и укреплять лучшие черты характера каждого, формировать яркую индивидуальность.

Успешное формирование черт характера нуждается в един­стве воспитательных мероприятий семьи, школы и социальной среды, общественности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: