Список использованных источников. Приложение 2. «Жизнь птиц зимой»




 

1. Высоцкая М.В.Биология и экология 10-11 классы. Издательство “Учитель”, г. Волгоград, 2008 год.

2. Журнал “Биология в школе” №4 (2005 г.), №7 (2009 г.)

3. Стандарт организации “Положение о производственном экологическом контроле”. Российская академия естественных наук, 2008 год.

4. Коробейникова Л.А. Методика изучения состава окружающего воздуха. г.Вологда, 2000 год.

5. Алексеев С.В. “Практикум по экологии”. Москва. АО “МДС”, 1996.


 

  Приложение 1 «Многообразие цветковых растений»
Цель: Ознакомить учащихся с многообразие растений школьного двора.
Задачи: Показать многообразие растений школьного двора, на экотропе. Показать соответствие строения растений условиям их обитания. Развивать систематические понятия «вид», «класс», «семейство». Воспитывать бережное отношение учащихся к природе, любовь к труду. Воспитывать эстетическое наслаждение от общения с природой. Место экскурсии в системе уроков «Цветковые растения и их классификация», а также при изучении классификации и признаков цветковых растений.    

Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.

Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчеты по проведенной экскурсии.

Проведение экскурсии – Движение по маршруту

Учащиеся с учителем выходят в школьный двор.

Осмотреть территорию школьного парка. Обратить внимание на разнообразие растительных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Дети при помощи учителя называют известные им виды растений.

Учащиеся называют редкие и лекарственные растения,произрастающие на школьном дворе.

Поведение итогов экскурсии. Обобщение. Выводы

Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)

Обсуждение представленных творческих работ.

Вводная беседа. Цветковые, или покрытосеменные, растения разнообразны. Среди них есть растения пигмеи и гиганты, однолетние, двулетние и многолетние, деревья, кустарники и травы, растения, однократно цветущие и плодоносящие, потом отмирающие и многократно цветущие и плодоносящие, есть культурные формы растений и в их числе хлебные злаки, овощи и плодовые деревья, а также сорняки, но все они украшают нашу жизнь, радуют, облагораживают человека, делают его восприимчивым к природе, музыке, стихам, живописи. Вот почему мы должны не только любить природу, но и охранять её. Вокруг каждой школы есть школьный двор,где растет большое количество цветковых растений. На нашем школьном дворе растут календула, тагетес, алиссум, агератум, петуния, портулак, роза

Вопросы для беседы

Какие растения растут на территории школьного двора?

Что вы знаете об этих растениях?

Какие растения называются дикорастущими и культурными? Почему?

Какие редкие и лекарственные растения окрестностей села произрастают на школьном дворе?

Первое задание. Учащиеся фронтально изучают растения клумб школьного двора. Учитель предлагает сосчитать число видов. Ученики затем дают обоснование подсчетам, решают проблему, можно ли все эти растения объединить в один тип, класс, семейство.

Второе задание. Учащиеся пользуясь определительными карточками распределяют растения по семействам. Делают выводы об общих признаках данных семейств.

Третье задание. Используя характерные признаки семейств растений определить растения на клумбах школьного двора.

Итоги экскурсии. Учитель проводит обобщающую беседу; предлагает доказать многообразие цветковых растений. Обсуждают причины разнообразия цветковых растения. Доказывают влияние климатических, почвенных, биотических факторов на формирование внешнего вида растений разных видов. Учащиеся выделяют общие признаки цветковых растений, одинаковый план строения растений, а также единство их происхождения


 

 

Приложение 2

«Жизнь птиц зимой»

 

Составьте список видов зимующих птиц. Для выполнения этого задания необходимо вести наблюдения в течение всей зимы. При этом надо совершить экскурсию.

Составьте список видов птиц, которые появляются только зимой, а на лето улетают. Отлёт зимующих птиц хорошо прослеживается в конце зимы - начале весны.

Проведите наблюдения за стайностью птиц зимой. Подсчитайте число птиц в стаях (точно или приблизительно). Стаи могут состоять из одного или нескольких видов птиц. Выясните состав стай.

Проведите наблюдения за птицами, ведущими зимой одиночный образ жизни. Составьте список видов этих птиц. Опишите особенности их поведения.

Проведите наблюдения за птицами, которые зимой питаются семенами травянистых растений. Это щеглы, чечётки, снегири, воробьи и др. Выясните виды растений. Соберите их семена и составьте коллекцию.

Проведите наблюдения за птицами, которые отыскивают зимой корм в лесу (синицы, поползни, пищухи, дятлы, сойки и др.). Какие деревья и какие части деревьев осматривают птицы при поисках корма? Нарисуйте схему осмотра деревьев поползнем, пищухой, синицами, дятлом.

Проведите наблюдения над зимней жизнью птиц по следам, которые они оставили на снегу. Это могут быть отпечатки их ног, расклеванные головки и коробочки сорных растений, чешуйки почек, шишек ольхи, сосны, ели, плоды рябины и других растений. Некоторые птицы делают запасы корма (поползни, сойки).

При выполнении заданий по наблюдению за птицами придерживайтесь определенных правил ведения записей и дневнике наблюдений. Записывайте не только названия встреченных видов птиц, но и их количественное соотношение. Это даст возможность выявить часто встречающиеся, обычные и редкие виды. Если такие наблюдения будут проводиться в течение нескольких лет, то это станет своего рода мониторингом - можно проследить изменение численности видов по годам, установить виды, численность которых снижается, и принимать меры к их охране.

 


Приложение 3

«Определить степень запылённости воздушной среды»

 

Исследуя снежный покров, в обозначенных микрорайонах, можно узнать степень запыленности окружающей среды объекта.

 

Оборудование:

пробоотборники (пластмассовые бутылки с обрезанным дном), лопатки, трехлитровые банки, воронки, фильтр бумажный, весы, мерный цилиндр, блокнот, карандаш, полиэтиленовые пакеты.

Ход работы

1. Выбрать места забора проб.

2. Вдавливая вертикально вниз до земли пробоотборник, взять пробы снега по 2-3 (в зависимости от толщины снежного покрова) с участка и поместить их в пакеты.

3. В помещении переложить снег в банки.

4. Взвесить сухие фильтры, записать результат.

5. Медленно профильтровать пробы по мере таяния снега. Выведение остатков из ёмкости проводится споласкиванием её фильтратом и резким опрокидыванием.

6. Фильтры высушить при комнатной температуре в течении суток, взвесить, результаты записать.

7. Рассчитать величину атмосферных выпадений по формуле m=m2-m1

m- масса осадка;

m1- масса чистого фильтра;

m2- масса фильтра с осадком;

Результаты оформить в виде таблицы.

 

 

Приложение 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: