Тема № 2.2. Обнаружение, фиксация и изъятие следов человека
Тема № 2.3. Назначение дактилоскопической экспертизы и использование учетов следов рук
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
ЗАДАНИЕ № 1. Укажите способы обнаружения (выявления) следов рук и особенности их применения с указанием конкретных технико-криминалистических средств
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 2. Приведите классификацию дактилоскопических порошков и опишите, на каких поверхностях их целесообразно применять
По структуре
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
По свойствам
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
По цвету
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 3. Укажите, что изображено на представленных рисунках и опишите порядок применения (с описанием объектов, на каких целесообразней их применять)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 4. Приведите способы изъятия следов рук
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 5. По указанию преподавателя, используя источник экспертного света, обнаружить следы рук. Опишите порядок работы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 6. Что за комплект изображен на фотоснимке и для чего применяется
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 7. Укажите, что изображено на представленном рисунке и опишите порядок его применения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 8. Практические навыки по выявлению и изъятию следов папиллярных узоров пальцев рук.
1. Выявите на представленных предметах потожировые следы папиллярных узоров пальцев рук:
- с помощью дактилоскопического порошка и специальной кисти (ворсовой или магнитной): 4 следа;
- с помощью нингидрина: 1 след.
2. Проведите изъятие обнаруженных следов (с помощью дактилоскопической пленки или скотча).
3. Составьте протокол осмотра одного из предметов, представленного преподавателем, приложив к нему постановление о признании объекта вещественным доказательством, фототаблицу и конверт со следами.
ЗАДАНИЕ № 9. Изучите изображение отпечатка ногтевой фаланги пальца руки, определите строение папиллярного узора, его детали и разметьте их стрелками:
|
а) строение папиллярного узора:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
б) детали строения папиллярного узора:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 10. Задачи, решаемые в рамках производства дактилоскопической экспертизы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 11. Объекты дактилоскопической экспертизы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 12. Требования, предъявляемые к образцам для сравнительного исследования при назначении дактилоскопической экспертизы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 13. По изъятым объектам (задание № 8) составьте постановление о назначении дактилоскопической экспертизы.
ЗАДАНИЕ № 14. Допускает ли ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» дактилоскопическую регистрацию граждан без их письменного согласия, если да, то в каких случаях?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 15. Перечислите современные автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС), с помощью которых осуществляется ведение учетов следов рук.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема № 2.4 Обнаружение, фиксация и изъятие следов орудий взлома, транспортных средств и иных следов в трасологии. Назначение трасологической экспертизы
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
ЗАДАНИЕ № 1. Понятие и классификация следов ног
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 2. Укажите на рисунке наименование деталей указанных объектов, а также измерения, которые необходимо произвести при их обнаружении
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 3. Перечислите технические средства для получения объемных следов обуви и укажите порядок изготовления гипсового слепка:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 4. Практические навыки по изъятию следов обуви.
1. Провести изъятие объемного следа обуви.
2. Составьте фрагмент протокола осмотра места происшествия, приложив к нему постановление о признании объекта вещественным доказательством и фототаблицу.
ЗАДАНИЕ № 5. Изучите частные признаки обуви, отобразившиеся в следе, и объясните механизм их следообразования?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 6. По изъятым объектам (задание № 4) составьте постановление о назначении трасологической экспертизы.
ЗАДАНИЕ № 7. На представленном ниже рисунке отметьте стрелками основные части ____________________________________________________
и опишите цель и принцип его действия
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 8. Понятие и классификация следов орудий взлома
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 9. Впишите названия элементов представленных ниже предметов
Ломик:
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
Стамеска:
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
4._____________________________
5._____________________________
6._____________________________
7._____________________________
8._____________________________
9._____________________________
Топор:
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
4._____________________________
5._____________________________
6._____________________________
7._____________________________
8._____________________________
9._____________________________
10._____________________________
11._____________________________
Молоток:
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
4._____________________________
5._____________________________
Плоскогубцы комбинированные:
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
4._____________________________
ЗАДАНИЕ № 10. Приведите классификацию замков
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 11. Определите, какие замки изображены на рисунках и опишите их устройство (на строке под рисунком впишите название замка)
__________________________________________________________________
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
4._____________________________
5._____________________________
6._____________________________
7._____________________________
8._____________________________
9._____________________________
__________________________________________________________________
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
4._____________________________
5._____________________________
6._____________________________
7._____________________________
8._____________________________
9._____________________________
__________________________________________________________________
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
4._____________________________
5._____________________________
6._____________________________
7._____________________________
__________________________________________________________________
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
4._____________________________
5._____________________________
__________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 12. Назовите типы ключей, изображенных на рисунке
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
4._____________________________
ЗАДАНИЕ № 13. Назовите изображенные на рисунках орудия взлома и опишите принцип их действия
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 14. Укажите, что изображено на представленном рисунке и опишите порядок применения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 15. Произведите изъятие объемного следа орудия взлома. Составьте протокол осмотра предмета, приложив к нему постановление о признании объекта вещественным доказательством, фототаблицу и постановление о назначении трасологической экспертизы.
ЗАДАНИЕ № 16. Понятие транспортного средства
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 17. Классификация транспортных средств
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 18. Впишите название деталей и элементов легкового автомобиля, отметьте их цифрами:
1._____________________________9.______________________________
2._____________________________10._____________________________
3._____________________________11._____________________________
4._____________________________12._____________________________
5._____________________________13._____________________________
6._____________________________14._____________________________
7._____________________________15._____________________________
8._____________________________
ЗАДАНИЕ № 19. Дать определение колеи и базы автотранспортного средства. Описать их измерение, выполняемое при осмотре места происшествия.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 20. Трасологическая классификация следов автотранспортных средств.
По механизму образования: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
По характеру образования:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
По событиям, обусловившим их возникновение:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
По объекту происхождения:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 21. Перечислить признаки, определяющие направление движения автотранспортного средства:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 22. Фиксация и изъятие следов автотранспортных средств на месте происшествия
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 23. Вопросы, решаемые в рамках экспертного исследования следов транспортных средств
Диагностические
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Идентификационные
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 24. Назовите виды следов зубов, обозначенные на рисунках, и опишите механизм их образования
1.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 25. Фиксация и изъятие следов зубов
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 26. Вопросы, решаемые в рамках экспертного исследования следов зубов
Диагностические
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Идентификационные
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 27. Вопросы, решаемые в рамках экспертного исследования узлов и петель
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 28. Укажите на представленных рисунках виды повреждений одежды с указанием их отличительных признаков и орудий, которыми они могут быть оставлены
1.
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3.
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 29. Вопросы, решаемые в рамках экспертного исследования повреждений на одежде
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 30. Составьте протокол осмотра предмета, приложив к нему постановление о признании объекта вещественным доказательством, фототаблицу и постановление о назначении трасологической экспертизы.
ЗАДАНИЕ № 31. Практические навыки по применению экспресс тестов для обнаружения следов биологического происхождения.
1. По указанию преподавателя на полигоне «Квартира» произвести осмотр территории с использованием экспресс тестов с целью обнаружения объектов биологического происхождения.
2. В случае обнаружения следов биологического происхождения, произвести их осмотр.
3. Изъять найденные следы определенным способом, предусмотренным для изъятия следов биологического происхождения, произвести упаковку.
4. Составить фрагмент протокола следственного осмотра, описав условия и порядок использования технико-криминалистических средств, объекты к которым эти средства были применены, и полученные результаты.
ПРОТОКОЛ
Следственного осмотра
(фрагмент)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛИТЕРАТУРА:
1. Грановский Г.Л. Основы трасологии. Особенная часть. – М., 1974.
2. Ищенко Е.П. Криминалистика для следователей и дознавателей: научно-практическое пособие / Е. П. Ищенко, Н. Н. Егоров. – М.: КОНТРАКТ, 2014.
3. Майлис Н.П. Судебная трасология. Учебник для студентов юридических вузов: Изд. «Экзамен», Право и закон. – М., 2003.
4. Майлис Н.П. Руководство по трасологической экспертизе. – М. 2007.
5. Словарь по криминалистике: 1250 терминов и определений / Багмет, Анатолий Михайлович [и др.]. – М.: Юнити-Дана, 2015.
6. Трасология и трасологическая экспертиза. Учебник. ИМЦ ГУК, 2002.
7. Трасология. Справочник криминалиста: Т. 1, 2. Волгоград: ВЮИ МВД России. 1997.