БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ МАЛЕНЬКОЙ СЦЕНЫ ТЕАТРА ДОКТОРА ДАПЕРТУТТО




Если при слове «театр» вы вообразили себе высокую сцену, огромный зрительный зал бесконечные ряды кресел – вы ошиблись. Камерный, совсем маленький, зал – бывшая гостиная, а все действие происходит в каком-то метре от зрителя, и порой почти непреодолимо хочется вскочить с места и окунуться в безудержную феерию, до которой- рукой подать.

Но перед тем, как говорить о театре, думаю, следует рассказать немного о Докторе Дапертутто – В.Э. Мейерхольде. Сегодня Мейерхольд означает не только конкретную творческую личность, духовную суть, но и является символом свободной культуры мира.

Мейерхольд родился в Пензе 28 января (10 февраля) 1874 года, был крещен Карлом-Казимиром-Теодором. Мейерхольд утверждает, что его отец «к этому времени имел громадный водочный завод и был очень богат, владея чуть ли ни целым кварталом домов…» Мать Мейерхольда была большой любительницей музыки, и в дом часто приходили известные пианисты, скрипачи, виолончелисты, и все дети в семье учились музыке. Его дед со стороны отца, помещик-лесопромышленник, был родом из Нижней Силезии и женат на француженке, девице Доротее Рур. Предки со стороны матери были родом из Германии, но лет двести тому назад обосновались в русских остзейских провинциях. [1]

Корни семьи Мейерхольд очень «дописывают» картину его личности. Это и то, что он был немцем по крови и до совершеннолетия носил немецкое имя, а затем по своей воле крестился в православие и стал подданным России. И то, что будущий великий режиссер владел несколькими языками, был практически профессиональным скрипачом и пианистом, чему был обязан своей матери, жене провинциального купца, и многие другие, казалось бы, пустячные подробности, но благодаря которым многое в его последующей жизни становится понятным.

Ученик Станиславского, Мейерхольд боготворил Блока, любил Скрябина, общался с Вячеславом Ивановым, сотрудничал с Маяковским, покровительствовал молодому Шостаковичу и строил планы совместной работы с Пикассо. Эпоха выдвинула Мейерхольда в вожди левого искусства, так как “правое” было нивелировано тоталитарной Системой до степени отсутствия “черт лица”.

Главный режиссер трех императорских театров в Санкт-Петербурге, один из пяти первых Народных артистов Республики, основатель театральной школы (ГВЫРМ, впоследствии ГИТТИС), руководитель ГосТИМа – театра, спектакли которого вошли в золотой фонд отечественной культуры.

Мемориальный дом семьи Мейерхольд, где сейчас расположился театр - объект культурного наследия федерального значения, как «Дом, в котором с 1881 по 1896 г. жил режиссер Всеволод Эмильевич Мейерхольд. [2]

Старинный деревянный дом - часть бывшей городской усадьбы и построен в 1881 году. Здание бывшего винного завода Мейерхольдов является также частью комплекса с усадьбой, на территории которой до 1969 г. существовал и кирпичный флигель, где и жили сыновья Э.Ф.Мейерхольда. Отец – Эмиль Теодорович Мейерхольд, купец второй гильдии, был известным в Пензе, да и за её пределами, виноделом.

Как же усадьба превратилась в театр? В июне 2005 года в городе Пенза состоялось присуждение премии Губернатора Пензенской области за достижения в литературе, журналистике и профессиональном художественном творчестве. В номинации «исполнительское мастерство в театральных постановках» премию получил актерский состав спектакля «Зимняя сказка» по пьесе У. Шекспира Театра Доктора Дапертутто (художественный руководитель и режиссер – заслуженный деятель искусств России – Наталия Кугель).

Когда в 2001 году Н. Кугель получила грант Президента РФ за проект «Театр Доктора Дапертутто» («ТДД»), предполагающий работу актеров живого плана с куклами-марионетками в жанре commedia dell’arte, трудно было себе представить реальное развитие событий. Но в 2003 году, решением Правительства Пензенской области, бывший Музей Мейерхольда был реорганизован в Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда». Так в доме Мейерхольда возник профессиональный театр-лаборатория, первая «собственная» актерская труппа - и проект «ТДД» стал воплощаться в жизнь. Актерами в труппу были набраны исключительно мужчины. Это диктовалось условиями жанра проекта, тяжелыми физическими нагрузками – и самой идеей сценической практики творческого наследия великого Мастера, изученного сотрудниками бывшего музея за 20 лет исследовательской работы.

Первым этапом проекта была постановка трех пьес У. Шекспира («Зимняя сказка», «Буря» и «Цимбелин») и трех – К. Гоцци, из которых в то время была поставлена только «Зеленая птичка», но впоследствии - и «Счастливые нищие». Зато в репертуаре ТДД появились такие имена как Э.-Т.-А. Гофман, М. А. Булгаков, Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, С. Мрожек, Бен Джонсон, Салтыков-Щедрин и др., что соответствовало проекту «театра масок». [2]

ТДД – участник российских и международных фестивалей, один из самых востребованных театров региона.

Итак, в "Театре Доктора Дапертутто" - восемь актеров, только мужчины. Они же – рабочие сцены, оформители, то есть - постановочный цех. Они же –исполнители женских ролей. Все умеют танцевать, петь, играть на многих музыкальных инструментах. Они профессионалы, имеющие образование драматических актеров, актеров-кукольников, музыканты. Театр строит свою работу на «живом» исполнении вокальных номеров, музыкальных партий, развитии пластического и хореографического мастерства артистов.

Спектакли «Театра» смотрятся на одном дыхании, они безудержно фееричны, они изысканны и не похожи один на другой. Но кое-что их, все-таки, объединяет- сумасшедшинка, которая не может оставить равнодушным никого.

 

Литература:


1. Кушниров М.А. Мейерхольд. Драма красного Карабаса. –М.: Молодая гвардия, 2018.
2. Официальный сайт театра - https://dommeyerholda.ru/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: