Чему учат сказки
Цель: Подвести детей к пониманию чему учат сказки.
Задачи:
Обучающие: Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
Развивающие: Закрепить уважение и любовь к сказкам.
Развивать память, внимание, умение выразительно, эмоционально читать стихи.
Воспитательные: Воспитывать у детей доброту, дружбу, любовь, взаимопомощь, справедливость, быть всегда честным.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и подарим им наши улыбки.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, вы помните, что у нас проходит "Книжкина неделя"?
Дети: Да, помним.
Воспитатель: Вчера был день СТИХОВ, а сегодня день СКАЗОК.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое сказка?
Дети: Вымышленное произведение.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие бывают сказки?
Дети: Авторские и народные.
Воспитатель: Какие сказки мы называем авторскими?
Дети: Авторскими называем те сказки, которые написал автор.
Воспитатель: Ну а русские народные сказки это...
Дети: Это сказки придумывал русский народ и передавались они из уст в уста, из поколения в поколения.
Воспитатель: Вспомните, мы с вами говорили, что любые сказки делятся на три вида. Это...
Дети: Сказки о животных, волшебные сказки и бытовые сказки.
Воспитатель: Если вы такие у нас умные и все знаете, то без труда ответите еще на один вопрос. Какими словами обычно начинаются сказки?
Дети: Жили-были старик со старухой. В некотором царстве в некотором государстве. За тридевять земель.
Воспитатель: А какими словами сказки заканчиваются?
Дети: Стали жить-поживать, да добра наживать. И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Жили они долго и счастливо. Вот и сказочке конец, а кто слушал, молодец.
|
Звучит волшебная музыка
Воспитатель: Ой, вы знаете, ребята, а мне кажется, что сказка сама идет к нам.
Из-за ширмы появляются две Маши.
(Маша из мультфильмам"Маша и Медведь" и Маша из русской народной сказки.Они спорят.
Воспитатель: Ой, что за шум? Здравствуйте, кто вы такие, о чем спорите?
1М: Здравствуйте, я Маша из мультфильма "Маша и Медведь".
2М: Добрый день, а я Маша из русской народной сказки
1М: Да, я ей говорю: "Быстрей включай телевизор, там меня показывают! Смотрите, не отрываясь! Хоть целый день!"
2М: Что, ты, Маша! Разве можно целый день смотреть телевизор? Это же вредно для здоровья! А когда же книги читать?
1М: А книги твои не вредно читать? Какая от них польза? Бумага с чернилами! И только!
2М: Да, что, ты! Сказка – это целый мир. Чудесный, загадочный. Сначала их складывал народ, передавал из уст в уста, из поколения в поколение. А сколько замечательных сказок написано великими писателями.
1М: Все ты выдумываешь!
2М: Нет, не выдумываю! Недаром говорится: «Сказка-ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок.»
Прячутся обратно за ширму, споря.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто из них прав?
Дети: Права Маша из русской народной сказки.
Воспитатель: Но чтобы убедиться в этом я предлагаю совершить путешествие в мир сказки. Вы, готовы?
Но для этого мы должны произнести волшебные слова:
Вот по неведанной дорожке
Мы с ребятами пойдем,
И конечно все мы вместе
В сказку дружно попадем.
Только нужно улыбнуться,
|
Дружно к солнцу потянуться,
Всем присесть и снова встать.
Топнуть, прыгнуть - не упасть.
Всем на месте повернуться,
Посмеяться, оглянуться.
Звучит музыка
Воспитатель: Вот и очутились мы с вами в сказке.
Звучит свист
На экране появляется стрела
Воспитатель: Ой, что это?
На экране последовательно появляются стрела, яйцо, игла, сундук, клубочек.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это за предметы?
А из какой они сказки?
Дети: Из сказки "Царевна-лягушка"
Воспитатель: Давайте назовем главных героев этой сказки?
Дети: Лягушка, Иван-царевич, Василиса Премудрая.
Воспитатель: А почему эту сказку называют волшебной?
Дети: Эту сказку называют волшебной, потому что происходит превращение лягушки в девушку, волшебное выполнение заданий: махнула левым рукавом - сделалось озеро, махнула правым рукавом - поплыли по воде белые лебеди. Иван-царевич сражается с нечистой силой не в одиночку, а на помощь ему приходят помощники и волшебные предметы.
Воспитатель: В конце сказки герой одерживает победу. Почему?
Дети: Потому что главный герой — сильный и добрый, а если и совершает ошибки, то исправляет их, пройдя испытания.
Воспитатель: Чему учит сказка "Царевна - лягушка"?
Дети: Сказка – учит нас тому, что не следует торопиться. Что добро всегда побеждает зло. Также сказка показывает, что нельзя судить о людях по внешности. Нужно оценивать поступки.
Воспитатель: Да, эту сказку вы хорошо знаете. Но посмотрим, как вы знаете другие волшебные сказки. Для этого предлагаю вам игру "Найди волшебные предметы".
На мольберте прикреплены волшебные предметы из сказок "Иван Царевич и серый волк" и "По щучьему велению". Необходимо синим маркером соединить все предметы из сказки "Иван Царевич и серый волк", а красным - "По щучьему велению".
|
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием, а сумеете ли сказать какая пословица подходит к сказке "Иван Царевич и серый волк"?
1. Делу время, потехе час.
2. Друг познается в беде.
3. Не ленись, а трудись.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте подытожим: "Чему учат русские народные волшебные сказки?"
Дети: Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат защищать слабых, побеждать зло, а также учат нас любить и уважать своих родных.
Воспитатель: Молодцы. Мы отправляемся дальше. Но для этого мы должны произнести волшебные слова:
Вот по неведанной дорожке
Мы с ребятами пойдем,
И конечно все мы вместе
В сказку дружно попадем.
Только нужно улыбнуться,
Дружно к солнцу потянуться,
Всем присесть и снова встать.
Топнуть, прыгнуть - не упасть.
Всем на месте повернуться,
Посмеяться, оглянуться.
Подходим к волшебному сундучку.
Воспитатель: Ой, что это за сундук?
Осматривают его. Он закрыт.
Воспитатель: Ребята, а что надо сделать, чтобы его открыть?
Дети: Надо сказать волшебные слова.
Воспитатель вместе с детьми произносят волшебные слова:
Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок,
Расписная крышка, медная задвижка,
Раз, два, три, сундучок отопри.
Воспитатель открывает сундучок и смотрит что там. Там лежат маски животных
Воспитатель: Что это за маски?
Дети: Это маски животных.
Воспитатель: Ребята, а в какие сказки мы с вами попали?
Дети: В русские народные сказки о животных.
Воспитатель: Да, действительно! Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных.
А чем отличаются сказочные персонажи от настоящих животных?
Дети: Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью.
Воспитатель: Сейчас мы посмотрим хорошо ли вы знаете сказки о животных.
Игра: «Угадай и назови»
Воспитатель загадывает загадку, а дети называют сказку.
Если б Петя-простота не выглянул в окошко,
Не унесла б его лиса за темные леса.
(«Кот, лиса и петух»)
Послушав лисьего совета,
Сидел на речке до рассвета.
Рыбешки, правда, не поймал,
Лишь хвост бедняга потерял.
(Волк из р.н. с. «Лиса и волк»)
Колотил да колотил
По тарелке носом.
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Лиса и журавль).
Воспитатель: Какие вы молодцы. Как хорошо знаете сказки.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам игру "Угадай из какой сказки?"
Дети инсценируют эпизоды из сказок "Лиса и волк", "Заяц - хваста".
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь подумайте и скажите, какие черты характера прославляются в русских народных сказках о животных?
Дети: Дружба, доброта, трудолюбие, честность, смелость, взаимопомощь.
Воспитатель: Какие дурные качества характера высмеиваются и осуждаются в русских народных сказках о животных?
Дети: В сказках высмеивается лень, глупость, трусость, жадность, ложь.
Воспитатель: Молодцы. Мы отправляемся дальше.
Вот по неведанной дорожке
Мы с ребятами пойдем,
И конечно все мы вместе
В сказку дружно попадем.
Только нужно улыбнуться,
Дружно к солнцу потянуться,
Всем присесть и снова встать.
Топнуть, прыгнуть - не упасть.
Всем на месте повернуться,
Посмеяться, оглянуться.
Слышим шум моря. На экране появляется Золотая рыбка.
Воспитатель: Ребята, а сейчас в какую сказку мы с попали? Как вы думаете?
Дети: В "Сказку о рыбаке и рыбке"
Воспитатель: А кто автор этой сказки?
Дети: А. С. Пушкин
Воспитатель: Кто главные герои сказки?
Дети: Старик, старуха, золотая рыбка.
Воспитатель: Скажите, как получилось, что рыбка стала служить старику?
(Ответы детей. Зачитывание эпизода сказки. Показ иллюстрации.)Воспитатель: Какие желания старухи выполнила золотая рыбка? Расположите их по порядку.
Дети выполняют задание на мольберте, а после на экране будет представлен правильный вариант
Воспитатель: А почему так получилось, что старуха осталась у разбитого корыта?
Дети: Старуха была жадная, злая, завистливая.
Воспитатель: Чему нас учит эта сказка?
Дети: Сказка учит добру, не надо быть завистливым и жадным.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Итак, ребята, отправляемся дальше.
Вот по неведанной дорожке
Мы с ребятами пойдем,
И конечно все мы вместе
В сказку дружно попадем.
Только нужно улыбнуться,
Дружно к солнцу потянуться,
Всем присесть и снова встать.
Топнуть, прыгнуть - не упасть.
Всем на месте повернуться,
Посмеяться, оглянуться.
Подходим к Чудо-дереву, на нем висят герои из сказок К. И. Чуковского
Воспитатель: Ребята, посмотрите, тут растет дерево.
Дерево необычное, а волшебное.
Ребенок читает отрывок:
Как у наших у ворот,
Чудо – дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо,
Расчудесное.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем...
Воспитатель: А что же растет на нашем дереве? (герои сказок К. И. Чуковского)
Воспитатель: Вам необходимо назвать героев, само произведение.
Кто автор этих сказок?
Воспитатель: Я сейчас предлагаю сыграть в игру "Закончите четверостишие". Вы готовы!
1. - «Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас, …»
2. - «Зайчики в трамвайчике
Жаба на метле
Едут и смеются …»
3. - «Убежало одеяло,
Улетела простыня,
И подушка …»
4. - «Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал
Вот вам …»
5. - «В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке …»
6. - «А за нею вилки,
рюмки да бутылки,
чашки да ложки, …»
Воспитатель: Какие вы молодцы. Как хорошо знаете сказки К. И. Чуковского.
Воспитатель: А теперь соревнование.
На столе лежат предметы из разных сказок К.И.Чуковского. Дети делятся на 2 команды. Каждая команда должна отобрать только те вещи, которые подходят только к их сказке.
1-я команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа),
2-я команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка)
Воспитатель: Ребята, чему учит сказка К. И. Чуковского "Мойдодыр"?
Дети: Сказка "Мойдодыр" учит быть всегда чистыми, опрятными, следить за своим внешним видом.
Воспитатель: А чему учит сказка «Федорино горе»?
Дети: Сказка учит бережно относиться к своим вещам, быть чистоплотным человеком, соблюдать порядок и чистоту в доме. Сказка учит тому, что никогда не поздно исправь свои ошибки.
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
Воспитатель: Все сказки К. И. Чуковского поучительные, они помогают ребятам стать опрятными, послушными, добрыми и внимательными к окружающим людям.
Воспитатель: Давайте продолжим наше увлекательное путешествие.
Вот по неведанной дорожке
Мы с ребятами пойдем,
И конечно все мы вместе
В сказку дружно попадем.
Только нужно улыбнуться,
Дружно к солнцу потянуться,
Всем присесть и снова встать.
Топнуть, прыгнуть - не упасть.
Всем на месте повернуться,
Посмеяться, оглянуться.
В красивом горшке растет Цветик - Семицветик.
Воспитатель: Ребята, какой необычный цветок. А он вам ничего не напоминает? (Ответы) А кто написал сказку "Цветик-Семицветик"?
Докажите что это сказка?
Дети: Весьма необычное появление старушки; волшебные свойства цветка (умеет исполнять желания, достаточно произнести заклинание «Лети, лети, лепесток, Через запад на восток...» и др.).
Воспитатель: Понравилась вам сказка? Чем именно?
Воспитатель: Почему сказка называется “Цветик-семицветик”?
Дети: У Жени был цветок из семи лепестков.
Воспитатель: Какие желания были у Жени?
Дети: У нее все желания были несерьезные, необдуманные. От исполнения желаний она не получала удовольствия, а зачастую они были вредны и опасны.
Воспитатель: Что же произошло дальше?
Дети: Женя встречает мальчика, у которого больные ноги.
Ей жалко стало мальчика.
Воспитатель: Почему?
Дети: Женя в первый раз поняла, что не все дети бывают здоровы и счастливы.
Воспитатель: Как вы оцениваете поступок Жени?
Дети: Женя поступила правильно. Она впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому, ведь только здоровый человек может быть счастливым.
Воспитатель: Чему нас учит эта сказка?
Дети: Сказка учит заботиться о других людях.
Воспитатель: Скажите, какая пословица подходит к этой сказке?
Дети: “Жизнь дана на добрые дела”.
Воспитатель: А что это значит? На какие такие добрые?
Дети называют добрые дела.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?
Дети: Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда тебя об этом попросят.
Воспитатель: Ребята нас наверно заждались в детском саду. В сказке хорошо, а дома еще лучше. Наше путешествие по сказке подошло к концу, нам пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте все вместе произнесем волшебные слова:
Вот по неведанной дорожке
Мы с ребятами пойдем,
И конечно все мы вместе
Обратно в группу попадем.
Только нужно улыбнуться,
Дружно к солнцу потянуться,
Всем присесть и снова встать.
Топнуть, прыгнуть - не упасть.
Всем на месте повернуться,
Посмеяться, оглянуться.
Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись в нашу группу!
Звучит волшебная музыка
Из-за ширмы появляются две Маши.
(Маша из мультфильмам"Маша и Медведь" и Маша из русской народной сказки. Маша из сказки читает книгу, а Маша из мультфильма ее слушает.
Воспитатель: Скажите, ребята, убедились мы с вами, что мир сказок удивителен. Что сказка - это не просто развлечение. Она учит нас быть добрыми и справедливыми, преданными и честными, защищать слабых, а так же любить своих родных.
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте нашим гостям скажем до свидания!