Анализ по средним значениям
Таблица №1. Результаты методик МЛО «Адаптивность» и КР3-85 по группе с направленность на себя
направленность на себя | |||||||
методика | шкала | Среднее | Стандартное отклонение | Минимум | Максимум | ||
Мло | ПР | 27,97 | 13,51 | ||||
КП | 12,12 | 4,96 | |||||
МН | 8,99 | 3,39 | |||||
ЛАП | 51,16 | 19,35 | |||||
кр 3-85 | М1 | 18,52 | 6,76 | ||||
М2 | 13,53 | 4,95 | |||||
М3 | 18,27 | 8,22 | |||||
М4 | 16,00 | 8,18 | |||||
М5 | 11,97 | 6,90 | |||||
М6 | 20,43 | 7,63 | |||||
М7 | 24,49 | 6,27 | |||||
Оир | 123,21 | 35,77 | |||||
Примечание: МЛО Адаптивность: ПР- поведенческая регуляция, КП- коммуникативный потенциал, МН – моральная нормативность, ЛАП – личностный адаптационный потенциал. КР3-85:М1-субтест «Аналогии».М2субтест «Числовые ряды». установлении закономерностей, М3 субтест«Зрительная память» для оценки зрительной кратковременной памяти.М4«Образное мышление» суьтест исследует функции пространственно-образного мышления.М5-«Арифметический счет». качества оперативной и кратковременной памяти, внимания, мышления М6 «Вербальная (словесная) память». кратковременной зрительной памяти М7«Установление закономерностей»функции логического мышления, памяти и внимания.ОИР- уровень интеллектуального развития
По методике КР3-85, можно говорить об общем уровне интеллектуального развития по группе испытуемых с направленностью на себя. Общее интеллектуальное развитие по данной группе М=123,21 что является средним показателем интеллектуального развития.
По остальным шкалам можно составить график, для наглядной демонстрации более успешно выполненных субтестов по группе.(см. рис.1)
Из рисунка №1 видно, что самые высокие результаты набраны по последнему субтесту«Установление закономерностей» (М=24,49), которым исследуются функции логического мышления, памяти и внимания. То есть, можно говорить, что в группе с направленностью на себя высоко развиты вышеперечисленные когнитивные процессы.
Анализ по т-критерию Стьюдента (сравнительный анализ)
После обработки полученных данных, был проведен математический анализ и сравнение данных сотрудников двух отделов с помощью t- критерия Стьюдента. Полученные результаты представлены в таблице №1.
Таблица № 1. Сравнение данных групп испытуемых с учетом принадлежности к отделам организации.
Методика-фактор. | Группа №1 | Группа №2 | t -Стьюдент | р | |||
M ± m | Q | M ± m | Q | ||||
М.Элерс | 10,84 ± 1,29 | 5,62 | 14,8 ± 1,22 | 5,61 | -2,22 | 0,05 | |
М.Басса | Д | 22,78 ± 1,72 | 7,51 | 29,42 ± 1 | 4,61 | -3,32 | 0,01 |
М.Замф. | ВМ | 3,26 ± 0,22 | 0,98 | 3,9 ± 0,21 | 0,96 | -2,05 | 0,05 |
ВОМ | 4,14 ± 0,31 | 1,36 | 3,26 ± 0,25 | 1,14 | 2,21 | 0,05 | |
М. К и К | B | 49,16 ± 2,57 | 11,2 | 15,93 ± 1,50 | 6,91 | 11,14 | 0,001 |
C | 12,24 ± 1,74 | 7,6 | 44,65 ± 2,78 | 12,75 | -9,86 | 0,001 |
Примечание: M – среднее значение; m – средняя ошибка; Q – стандартное отклонение; М. Элерс- Методика Т. Элерс; М. Басса- Методика Басса, Д – Направленность на дело; М. Замф. – Методика Замфира, ВМ – Внутренняя Мотивация, ВОМ – Внешняя Отрицательная Мотивация; М. К и К – Методика К. Камерона и Р. Куина, В –Адхократическая организационная культура, С – Рыночная организационная культура.
Как видно из таблицы по методике МЛО адаптивность значимых различий не обнаружено. Из этого следует, что у обеих групп примерно одинаковый уровень стрессоустойчивости и адаптационного потенциала. Описательная статистика по методике МЛО представлена в таблице №2.
Таблица №2. Результаты по методике мло «Адаптивность» у сотрудников разных отделов компании.
Фактор | Группа №1 | Группа №2 | ||
М | Q | M | Q | |
ПР | 4,5789 | 2,1165 | 3,619 | 2,1325 |
КП | 4,3684 | 0,9551 | 4,2381 | 1,1792 |
МН | 3,7368 | 1,1471 | 3,7619 | 0,9952 |
ЛАП | 2,6316 | 1,6059 | 2,3333 | 1,4259 |
Примечание: M – среднее значение; Q – стандартное отклонение; ПР – Поведенческая регуляция, КП – Коммуникативный потенциал, МН – Моральная нормативность, ЛАП – Личностный адаптационный потенциал.
Из представленной таблицы видно что, средний уровень Личностного адаптационного потенциала в обеих группах низкий, среднее значение =2,63/2,33. При этом показатели поведенческой регуляции и коммуникативного потенциала находятся на среднем уровне, что говорит о развитии коммуникативных способностях и умении контролировать свое поведение у сотрудников компании. Моральная нормативность в обеих группах низкая.
По результатам других проведенных методик были получены достоверные различия по группам №1 и №2.
Как видно из таблицы №1, обе группы различаются по показателям Методики избегания неудач Т. Элерса, при этом во второй группе мотивация избегания неудач выше М=14,8 это является среднем показателем. В первой группе этот показатель находится на низком уровне. Это означает, что на практике обе группы готовы идти на обдуманный риск и не страшатся постоянного наказания. Согласно исследованиям Д. Мак-Клелланда люди с подобным и уровнями мотивации избегания неудач, реже попадают в сложные ситуации.
По Методике Б. Баса определяющей направленность личности группы различаются по шкале «направленность на дело», во второй группе направленность на дело выше (М=29,42). Можно предположить, что успешность деятельности второй группы выше чем у первой, так как они в большей степени заинтересованы в решении деловых проблем, выполнении работы как можно лучше, ориентированы на деловое сотрудничество и т. д.
По Методике изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфира группы различаются по двум шкалам «Внутренняя мотивация» и «Внешняя отрицательная мотивация». Во второй группе выше показатели по шкале внутренней мотивации (М=3,9) а в первой группе выше показатели внешней отрицательной мотивации (М=4,14), это говорит, о том, что настрой на работу во второй группе более благоприятный чем в первой, движущей силой для работы в ней являются внутренние побуждающие мотивы, а не страх внешнего наказания.
Так же из средних показателей по данной методике можно составить профиль мотивации обеих групп. В группе 1: Внешняя Отрицательная Мотивация(4,14) > Внешняя Положительная Мотивация(3,53) > Внутренняя Мотивация(3,26), что по мнению автора методики, является наихудшим мотивационным комплексом. Во второй группе ВМ(4,02)=ВПМ(3,9)>ВОМ(3,2), подобный комплекс является оптимальным.
Корреляционный анализ
Для подтверждения взаимосвязи личностных и ценностных характеристик с типом направленности нами был проведен корреляционный анализ (см. рис. 13, 14, 15)
Рисунок 13. Корреляционный анализ характеристики направленность на себя.
Примечание:
- прямые взаимосвязи
Корреляционный анализ психодиагностических результатов студентов показал ряд взаимосвязей между направленностью личности студента и личностными характеристиками.
Из представленного рисунка 13 видно, что существуют прямые корреляционные связи между направленностью на себя и интернальностью в области достижений (p≥0,05), шкалой «Чувственность – Твердость» (p≥0,01), шкалой коррекции (р≥0,05) и шкалой Психастении (Pt) (р≥0,05) что свидетельствует о том, что при высоких показателях направленности на себя у студентов отмечаются высокие показатели интернальности в области достижения, стремления к социальной желательности, мнительности и тревожности, а так же сенситивности. Это может быть связанно с концентрацией личности на себе и желанием развиваться в сферах интересных для себя, тем самым добиваться лучших результатов в интересующих областях, проявить свою индивидуальность, при этом трепетно данные студенты трепетно относятся к себе и слишком близко принимают все «к сердцу».