Идея о создании Большого Треугольника «Москва–Дели–Пекин»




Озвучена во время визита в Дели в декабре 1998 года (после дефолта)

Тогда, после «изоляции» России со стороны атлантического Запада стало очевидно, что присоединение Москвы к складывающемуся союзу великих евразийских держав — единственный путь сохранения политического и экономического суверенитета.

Разворот над Атлантикой

Сумел переформатировать внешнюю политику страны, вернув ей честь и достоинство. Высшей точкой «примаковского Возрождения» стал, конечно же, знаменитый «разворот над Атлантикой».

24 марта 1999 года Примаков во главе большой российской делегации вылетел в США на переговоры с вице-президентом Альбертом Гором. Когда до побережья США оставалось два часа полета, Примакову позвонил Гор и сказал, что принято решение начать бомбежки Сербии, чтобы заставить Милошевича вывести войска из Косово. Примаков вызвал к себе командира экипажа и приказал развернуть самолет. Только после того, как самолет совершил маневр, он позвонил Ельцину. «Горючего до Москвы хватит?» — поинтересовался первый президент России. «С посадкой в Шенноне хватит, — ответил Примаков. — До встречи».

 

IV

Векторы внешней политики

 

Этот курс предполагал, что вся внешняя политика страны будет направлена на внутреннее экономическое восстановление страны до тех пор, пока Россия снова не будет готова к проведению снова великодержавной политики.

Такое мнение о российских национальных интересах было адекватно отражено в Концепции национальной безопасности страны 1997г. Концепция определяла Россию, как «влиятельную европейскую и азиатскую державу», которая состояла в «равных партнёрских отношениях» с остальными державами и держала равную дистанцию, как от Запада, так и Востока.

 

СЛАЙД

Но основной проблемой Западного направления было расширение Североатлантического Альянса на восток, несмотря на протесты России. Решение расширять альянс было принято в 1994г. и столкнулось с осуждением и непониманием Российской элиты, ведь РФ не собирались принимать в альянс, и это выглядело как прямое приближение враждебного военного блока к границам РФ. Министр понимал, что Россия не в силах эффективно препятствовать расширению блока, и объявил своей целью адаптацию России к новым реалиям, путём установления прочных дипломатических отношений с альянсом и тем самым ликвидацию потенциальной угрозы. Эта политика завершилась подписанием в 1997г. документа под названием «Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и НАТО ». Поначалу Россия приняла этот документ, как собственную внешнеполитическую победу и своего рода доказательство о присоединении к НАТО, но без права вето.

Правда, впоследствии, особенно во время Югославского кризиса, пришло осознание истинной роли этого документа, как лишь повода для психологической и эмоциональной разрядки отношений РФ и НАТО. На практике же этот документ не внёс ощутимых изменений в международную ситуацию, и в отношения России-НАТО в частности.


СЛАЙД

Ещё одной не менее важной проблемой была тотальная зависимость России от западных кредитных организаций, которые, в свою очередь требовали политической лояльности политике Запада взамен на предоставление кредитов. Это значительно осложняло положение РФ и мешало достижению целей поставленных Е.М.Примаковым. Но какой бы сильной не была зависимость РФ от западных кредитов, министр не мог согласиться с Западом в их позиции по проблемам Югославии и Ирака, так как это напрямую противоречило всем основополагающим интересам страны. Но сопротивление политике США по этим вопросам мало, что дало. Санкции, наложенные на Ирак, так и не были сняты, и войска США впоследствии в 2003г. начали вооружённое вторжение на территорию страны. Россия так и не смогла реализовать свои экономические интересы на этом направлении.


СЛАЙД

Что же касается ситуации в Югославии, Е.М. Примаков до проведения бомбовых ударов войск НАТО по Белграду следовал политике прагматичного сотрудничества со странами альянса, стараясь смягчить разногласия по данному вопросу и предостеречь представителей альянса от решительных действий против боснийских сербов. Но решение НАТО в марте 1999г. начать воздушную бомбардировку Белграда резко изменило характер взаимоотношений РФ и альянса. Будучи премьер-министром России Е.М.Примаков 24 марта 1999г. направлялся в Вашингтон на переговоры с США и МВФ по поводу реструктуризации, известие о начале военных действий застало его на пути в Вашингтон, и премьер-министр отдал приказ развернуть самолёт и направиться обратно в Москву.

Этот жест вызвал сильнейший резонанс в обществе. И далее официальная реакция России была жёсткой, насколько могло позволить её положение на тот момент. Россия заявила о том, что агрессия НАТО нарушила юрисдикцию ООН и нормы Хельсинского Акта о сохранении суверенитета. РФ также прекратила своё участие в «Основополагающем акте», вывела военную миссию из Брюсселя и приказала представителям НАТО покинуть Россию. В конечном итоге, Россия стала посредником в конфликте и добилась возложения главенствующей роли в послевоенном урегулировании на ООН, но так и не смогла предотвратить примирения на условиях западных стран.

СЛАЙД

Арабист по образованию министр иностранных дел уделял особое внимание отношениям с разными ближневосточными странами и представителями Азиатско-Тихоокеанского региона. Наладив отношения со многими бывшими союзниками СССР, России удалось резко поднять объёмы продажи вооружений и значительно пополнить собственный бюджет. Также последовали робкие шаги по восстановлению некоторой части былого влияния в регионах, традиционно ориентирующихся на мнение нашей страны. Однако особую роль в этом направлении Российской политики играли страны, в которых Е.М.Примаков видел будущих региональных лидеров в многополярном мире, а именно, Китай, Индия и Иран.

Сотрудничество с Китаем было абсолютно необходимо, ведь с ним Россия имеет общую границу протяжённостью 4300 километров, и эта страна уже второе десятилетие демонстрировало очень внушительные темпы экономического роста. Также Китай был главным покупателем российских вооружений, его армия почти на все 100% состояла из продуктов российского ВПК. Китай, как и Россия, был активным сторонником многополярного мира, и также прикладывал заметные усилия для сдерживания гегемонии США.

Обе страны даже сталкивались со схожими внутриполитическими проблемами, а именно угроза сепаратизма отдельных, населённых мусульманским меньшинством, регионов страны (для России – Чечня, для Китая провинция Синцьзян). Всё это способствовало сближению двух стран и в 1997 г. была подписана «Совместная декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка». С этого момента страны начали делать множество совместных заявлений, а также координировать реакцию на разнообразные события, которые, по мнению этих двух стран, представляли угрозу их интересам и построению многополярного мира.

Но, несмотря на все эти успехи, отношения РФ и КНР не могли пока называться стратегическим партнёрством, так как растущая мощь Китая пугала многих представителей российской элиты и тормозила развитие двусторонних отношений возникновением всяческих подозрений.
Дипломатия по отношению к Индии тоже ставила своей целью установление стратегического партнёрства. Основу для этого правящие круги видели в использовании старых советских связей по перевооружения Индии. Во многом это удалось, в 1997 и 1998 годах Индия и Россия заключила несколько многомиллиардных контрактов на закупку вооружений, что сильно улучшило отношение двух стран. В политическом же плане не всё складывалось так удачно, и предложение Е.М.Примакова о формировании союза Индии, России и Китая не заинтересовало партнёров России и не получило продолжения.


СЛАЙД

Политика Е.М.Примакова по отношению к Ирану тоже была неоднозначной. С одной стороны министр видел в этой стране стратегического союзника в регионе, но с другой, не хотел его чрезмерного усиление, а также не хотел портить отношения с США, которые заявляли о том, что Иран занимается созданием ядерного оружия. Таким образом, Иранская стратегия Е.М.Примакова заключалось на выдерживании баланса между активным экономическим сотрудничеством с Ираном и ухудшением отношений с США.


СЛАЙД
На пространстве бывшего СССР Россия оставалась самой влиятельной и развитой страной региона, она была значительно сильней своих соседей, как в военном отношении, так и в экономическом. Это давало РФ преимущество и возможность эффективно влиять на процессы, происходящие в этом регионе, а также сформировать, своего рода, буфер дружественных государств и предотвратить расширение НАТО вплоть до Российских границ. И, пришедшие к власти государственники, в отличие от своих предшественников, решили воспользоваться данными возможностями для усиления позиций России на международной арене.

Впервые была ясно сформулирована концепция интеграции, когда 14 сентября 1995 г., Б.Н.Ельцин подписал Указ под названием «Формирование стратегического курса Российской Федерации и стран СНГ» и в марте 1997 г. он был преобразован в «Концепцию экономического развития СНГ». Таким образом, впервые с момента распада Советского Союза Россия объявила СНГ своим внешнеполитическим приоритетом номер один.

Е.М.Примаков хотел создать «экономически и политически интегрированный союз государств, способных занять достойное место в мировом сообществе». В итоге, намеченная стратегия многосторонней интеграции осталась в значительной степени неосуществлённой, в некоторой степени из-за экономических трудностей РФ, а отчасти потому, что некоторые республики стремились диверсифицировать свои отношения, развивая отношения со странами вне бывшего советского пространства. Но, что важнее, были предприняты первые шаги в направлении интеграции и преодолены изоляционные настроения начала 90х, а также получен контроль над основными важнейшими объектами на территории СНГ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: