Кандидат педагогических наук Левитес Вера Владимировна




Постоянный рост объема и сложности научных знаний делает невозможным их трансляцию в полном объеме в общеобразовательной школе. В этой связи вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ученика приобретает особенную остроту по нескольким причинам: это и появление новых учебников развивающей направленности по различным предметам, которые требуют от ребенка активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания; и активное внедрение курса «Информатика» как в начальном так, и в среднем звене школы, необходимо требующее усиления логической подготовки учеников младших классов.

Большинство учебников по математике для начальных классов содержат специальные упражнения, цель которых - формирование у младших школьников логических операций (сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификация и др.). Однако отсутствие специально разработанной системы подобных заданий в значительной степени затрудняет работу учителя в данном направлении.

Наибольшее противоречие в складывающейся ситуации состоит в том, что от ребенка, пришедшего в первый класс, уже сразу требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы. В этой связи довольно часто в последние годы при выявлении готовности будущих первоклассников к школе их проверяют на уровень развития логического мышления уже в процессе приема в первый класс. Низкий уровень этого развития может привести к отказу в приеме ребенка в классы с насыщенными программами обучения, в гимназические классы. Причина в том, что недостаточная развитость логической сферы первоклассника в течение первого года обучения создаст ему большие трудности в обучении, и трудности эти не уменьшатся с переходом в следующие классы, а будут увеличиваться.

Специальная педагогическая работа по развитию логического мышления детей младшего возраста дает благоприятный результат, повышая в целом уровень его способностей к обучению в дальнейшем. Многочисленные психологические исследования показали, что тот тип интеллекта, который складывается к 7-8 классу, качественно изменить уже практически невозможно (Дж. Брунер, Д. Гилфорд, М. А. Холодная, Л. А. Ясюкова и др.). Те интеллектуальные способности, которые не достигли к этому возрасту определенного уровня развития (хотя бы среднего уровня), не будут в дальнейшем развивался сами по себе (по мере взросления школьника), а постепенно подавляются окончательно. В более старшем возрасте никаких принципиально новых интеллектуальных операций в системе мыслительной деятельности человека уже не возникает.

Имеется ряд педагогических исследований (Ш. А. Амонашвили, А. В. Белошистая, В. В. Давыдов, Г. Доман, Н. Б.Истомина М. Монтессори, И. Л. Никольская, и др.) доказывающих, что при организации систематического педагогического воздействия на развитие логического мышления соответствующие интеллектуальные операции могут быть сформированы у ребенка в младшем школьном возрасте. Становление и активизация «сильного мышления» у ребенка интеллектуализирует его познавательную деятельность, делает ее активно - поисковой, формирует творческое и деятельностное отношение к действительности. Ребенок чувствует себя уверенно в различных отношениях с окружающим миром.

Ш. А. Амонашвили называл это стремлением к «умному детству». Он писал: «Наблюдая за шестилетками, я убедился, что детство - это не просто возрастной период, когда ребенку хочется играть, прыгать, бегать и кататься и когда он еще беспечный. Настоящее детство - это процесс взросления, это жизнь человека, переходящая из одного качественного состояния в другое, более высокое. Ребенок об этом и не помышляет, но зато в этом направлении движутся его развивающиеся силы. Но сам он не в состоянии завершить процесс взросления. Ему должны прийти на помощь люди, заботящиеся о нем, дающие ему знания и опыт.

И мне кажется, что именно в этом процессе взросления заключен источник радости и счастья детской жизни».

В отношении же рассматриваемого вопроса психологи единодушны: ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением, с развитыми интеллектуальными (логическими) операциями, и они не созревают сами по себе по мере взросления.

Сформировать и развить эти специфические особенности мышления у ребенка можно только в процессе систематическою целенаправленного обучения (причем не всякого обучения, а обучения, специально направленного на развитие логического мышления). Таким образом, исследование и разработка этой педагогической проблемы на дидактическом уровне является актуальной задачей педагогической науки.

Сформулируем предположение. Если особенности стихийного логического развития ребенка 6-7 лет определяют специфику его мышления (согласно Ж. Пиаже), то целенаправленная педагогическая работа в области развития логического мышления младших школьников будет значимо влиять на специфику и особенности развития их мышления в целом.

Если построить развивающую работу с младшими школьниками в области развития логического мышления на основе учета общей специфики их мышления и в соответствии с целенаправленной установкой на формирование и развитие интеллектуальных (логических) умений, то эта работа достигнет значимых успехов, т.е. возможно достижение хорошего уровня сформированности соответствующих операционных систем уже в младшем школьном возрасте. Кроме того, это будет способствовать повышению уровня интеллектуальных способностей младших школьников, что в свою очередь стимулирует повышение их обучаемости и улучшение качества образовательной подготовки в целом как в данном образовательном звене, так и в дальнейшем обучении ребенка.

Анализ современных учебников для начальной школы - учебные пособия М.И. Моро, И.И. Аргинекой, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон и др. - показал, что большинство из них содержат задания направленные на развитие логического мышления, но они не носят системного характера, используются в качестве необязательного материала. Часть заданий уже предполагают наличие у ребенка сформированных логических операций. Кроме того, почти все задания в этих учебниках представлены в виде текстовых задач, а это усложняет ребенку их решение, так как мышление младших школьников все еще остается наглядно-образным.

Под логическим мышлением в данной работе будем понимать способность и умение ребенка самостоятельно производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение и др., а также составные логические операции: построение отрицания, доказывание как построение рассуждения, опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем (индуктивной или дедуктивной).

Практика показывает, что если простые логические операции в определенной мере формируются у каждого человека стихийно (но также очевидно, что специальная методическая работа в этом направлении резко повышает уровень сформированности этих действий), то составные логические операции, имеющие более сложный комплексный характер, у большинства людей сами по себе не формируются, их формирование требует специальной целенаправленной работы в этом направлении.

Многие педагоги, работающие на основной и старшей ступенях общеобразовательной школы, сегодня отмечают, что низкий уровень логической (и, как следствие, алгоритмической) культуры старшеклассников является закономерным следствием отсутствия систематической работы над формированием логическою и алгоритмического мышления в начальных классах.

Многочисленные исследования педагогов и психологов посвящены изучению процесса мышления, его становлению и развитию. В своем становлении мышление любого человека проходит две стадии: допонятийную и понятийную. (Л. С. Выготский, Р. М. Грановская, Л. М. Фридман, Л. Л. Ясюкова). В исследованиях психологов (3. И. Калмыкова, В. А. Крутецкий, II. А. Менчинская и др.) было установлено, что усвоение понятий начинается с накопления опыта ребенка.

Проблемой развития логического мышления младших школьников занимались такие ученые, как П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Ю. М. Колягин, А. А. Люблинская, И. Л. Никольская, А. А. Столяр, Д. Б. Эльконин и др. Специфика логического мышления, заключающаяся в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, рассматривалась в работах М. А Вершинина, А. Н. Леонтьева, П. Г. Лубочникова, Н. Н.Михайловой, Л. Ю. Огерчук, В. А. Ширяевой.

Начальные логические приемы мышления являются важными компонентами овладения научными понятиями. Необходимость формирования логических приемов мышления рассматривалась в трудах Г. П. Антоновой, Н. Б. Истоминой, Н. А. Менчинской, Л. И. Румянцевой, Н. Ф.Талызиной, Л. Ф. Тихомировой и др.

Часть исследований посвящены изучению дидактических условий формирования и развития логического мышления (В. С. Егорина, Л. Ю. Огерчук и др.), в других рассматриваются различные подходы в организации развития логического мышления детей младшего школьною возраста (О. В. Алексеева и др.).

Как показывают современные исследования, целенаправленная работа по развитию логического мышления младших школьников должна носить системный характер (Е. В. Веселовская, Е. Е.Останина, А. А. Столяр, Л. М. Фридман, и др.). Роль обучения в развитии логической сферы учащихся раскрыта в работах Ю. М. Колягина, М. И. Моро, Л. М. Пышкало и др. Исследования психологов (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин и др.) позволяют сделать вывод, что результативность процесса формирования и развития логического мышления младших школьников зависит от организации специальной развивающей работы.

Период младшего школьного возраста является наиболее психологически благоприятным для стимуляции и развития простых логических операций. В дальнейшем наличие этой базы позволяет организовать специальную работу по формированию составных логических операций: обучению рассуждениям и доказыванию в среднем школьном звене.

Логические умения не даны человеку от рождения, они развиваются в течение всей жизни. Работа по развитию логического мышления младших школьников будет более эффективной, если она специально организована. Однако, существующие учебные пособия и разработанные дидактические системы (Е. В. Веселовская, Н. Ф. Талызина, В. С. Егорина, Н. П. Локалова, М. А. Вершинин, И. К. Жинеренко, В. В. Попова, А. 3. Зак, В. А. Ширяева Г. А. Пентегова, Л. С. Тимашова, С. Г. Яковлева, Н. Д. Есипова, Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов, О. В. Алексеева и др.), направленные на решение задачи развития логического мышления младших школьников, не всегда в полной мере учитывают наглядно-образный вид мышления младших школьников, содержат много текстовой информации, плохо воспринимаемой детьми данного возраста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: