Освоения компетенций
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего о образования |
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ |
Кафедра менеджмента Дисциплина «Управление качеством» |
БИЛЕТ № 2 |
1. Понятие о качестве продукции. Показатели качества продукции (единичные и комплексные), методы их расчета. 2. Содержание и краткая характеристика стандарта ИСО 9004:2009. 3. Характерной чертой четвертого этапа формирования электронного правительства является: a) преобладание услуг в электронной форме над бумажными; b) возможность осуществления платежей; c) возможность получения справок, подачи электронных форм; d) существование веб-сайтов государственных органов. |
Заведующий кафедрой «Менеджмент», доцент__________________________________________ В.В. Некрасова |
4.4.Методические материалы
Зачет проводится в письменной форме(направлен на оценку уровня освоения компетенции).
Билет состоит из двух теоретических вопросов и 1 тестового вопроса.
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
В ходе изучения дисциплины по каждому блоку студентам предлагается:
1. в рамках лекционных занятий – принимать участие в лекциях-дискуссиях;
2. в рамках практических занятий – решать практические задачи по пройденным темам;
3. в рамках промежуточного тестирования – решать тестовые задания, позволяющие оценить остаточные знания;
4. в рамках самостоятельной работы – решать задачи по пройденным разделам; подготовить решение задач по новой теме;
5. итоговый контроль осуществляется в форме зачета.
Требования к выполнению самостоятельной работы.
1. Своевременность сдачи работы и аккуратность оформления |
2. Знание теории по теме |
3. Правильность выбора алгоритма решения поставленной задачи |
4. Правильность применения выбранного алгоритма решения |
5. Способность делать выводы |
Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельной работы обучающегося.
Виды самостоятельной работы: проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к практическим занятиям, задач.
Итоговый контроль осуществляется в форме зачета.
Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа
Тема 1. Теоретические основы дисциплины «Управление качеством». Уровни, принципы и функции управления качеством
6. Современные подходы к определению содержания категории «качество».
7. Качество как экономическая категория.
8. Анализ категорий «потребительная стоимость», «качество», «полезный эффект».
9. Уровни управления качеством.
10. Технический уровень качества, уровень качества изготовления, нормативный и технико-экономический уровни.
6.Роль качества в повышении конкурентоспособности продукции.
Тема 2. Научные подходы к управлению качеством. Формирование и развитие научных школ по управлению качеством.
4. Формирование и развитие научных школ управления качеством.
5. Формирование и развитие американской школы управления качеством.
6. Основные положения японской школы управления качеством.
4.Вклад российских ученых в развитие теории и практики управления качеством.
5.Принципы управления качеством отечественных систем: БИП, СБТ, КАНАРПСИ, НОРМ и КСУКП.
Тема 3. Системный подход к управлению качеством.
4. Необходимость и содержание системного подхода к управлению качеством.
5. Функции системы управления качеством.
6. Классификация моделей систем качества.
4.Опыт отечественных предприятий по внедрению системного подхода к управлению качеством.
Тема 4. Современные подходы к управлению качеством. Концепция всеобщего управления качеством (TQM).
4. Тенденции, характеризующие основные подходы к управлению качеством в отечественной и зарубежной практике.
5. Основные положения концепции всеобщего управления качеством (TQM). Общие и общесистемные принципы TQM.
6. Состав и взаимосвязи общих функций при разработке и внедрении системы TQM.
4.Особенности внедрения TQM на российских предприятиях.
Тема 5. МС ИСО серии 9000. Содержание процессного подхода к управлению качеством. Концепция постоянного улучшения.
7. Роль, особенности и развитие МС ИСО серии 9000.
8. Принципы менеджмента качества в соответствии со стандартом ИСО серии 9000.
9. Содержание и краткая характеристика стандарта ИСО 9000:2005.
10. Требования к системе менеджмента качества стандарта ИСО серии 9001.
11. Порядок внедрения МС ИСО 9000 и проверки системы качества.
12. Концепция постоянного улучшения.
Сущность процессного подхода к управлению качеством. Содержание этапов внедрения процессного подхода.
Тема 6. Статистические методы управления качеством. Семь инструментов качества.
6. Роль и место статистических методов при управлении качеством продукции, основные цели и задачи.
7. Концепция статистического управления качеством.
8. Основные понятия и определения статистических методов контроля качества.
9. Семь инструментов контроля качества как системы методов.
10. Контрольные карты регулирования.
6.Диаграмма причинно-следственных связей (диаграмма Исикавы), диаграмма Парето.
Тема 7. Экспертные методы управления качеством.
5. Сущность экспертных методов и организация работ по их использованию при управлении качеством.
6. Метод рангов и непосредственного оценивания.
7. Метод Дельфи.
8. Метод сопоставления.
Оценка согласованности экспертных данных.
Тема 8. Квалиметрия как наука и ее роль в управлении качеством.
4. Основные понятия квалиметрии.
5. Роль и основные задачи квалиметрии в управлении качеством.
6. Формирование уровня качества продукции: стадии жизненного цикла продукции, конечные результаты и цели управления качеством.
Применение методов квалиметрии для количественной оценки уровня качества продукции.
Тема 9. Методы квалиметрии и их использование в управлении качеством.
1. Дифференциальная и комплексная оценка качества.
2. Методы оценки уровня качества и их характеристика.
3. Оценка качества разнородной продукции.
4. Оценка систем управления качеством.
5. Определение коэффициентов весомости показателей качества.
Основные положения определения оптимального уровня качества.
Тема 10. Разработка и внедрение систем качества на предприятиях.
6. Методика разработки и внедрения систем качества с учетом рекомендаций стандартов ИСО 9000.
7. Функции управления качеством на предприятии.
8. Определение специальных функций системы управления качеством.
9. Порядок создания системы менеджмента качества.
10. Место службы технического контроля (СТК) в системе управления качеством.
Совершенствование системы менеджмента качества.
Тема 11. Документирование системы менеджмента качества.
4. Общие требования к документации.
5. Принципы создания документации СМК и управления ею.
6. Иерархия документов системы менеджмента качества.
Разработка «Руководства по качеству» и программ качества.
Тема 12. Оценка системы менеджмента качества.
4. Задачи, объекты, методы и организация контроля качества.
5. Оценка результативности СМК.
6. Роль, задачи и методы оценки удовлетворенности потребителей.
4.Типы дефектов продукции: явные, скрытые, устранимые и неустранимые.
Тема 13. Развитие и выбор систем менеджмента качества. Система «Экономное производство» (Lean Production).
4. Современные корпоративные системы менеджмента качества и их классификация.
5. Возникновение системы «экономное производство», ее цели, развитие и эффективность.
6. Инструменты и методики реализации «экономного производства».
Последовательность развертывания «экономного производства».
Тема 14. Методология «Шесть сигм».
4. Возникновение и развитие методологии «Шесть сигм».
5. Содержание методологии «Шесть сигм», особенности реализации, достоинства и недостатки.
6. Инструменты реализации методологии «Шесть сигм».
4.Пути и этапы развертывания методологии в организации. Эффективность методологии «Шесть сигм».
Тема 15. Государственная политика в области качества. Государственная система стандартизации в РФ.
4. Государственный контроль соблюдения требований по обеспечению качества продукции. Государственная политика в области качества.
5. Сущность и цели стандартизации. Научно-методические основы стандартизации.
6. Нормативные документы по техническому регулированию качества.
4.Организация работ по стандартизации. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации изделий
Тема 16. Государственная система сертификации в Российской Федерации.
4. Определение и роль сертификации.
5. Российская система сертификации (РОСС).
6. Схемы сертификации.
Сертификация систем качества и производств.
Тема 17. Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
4. Электронное правительство в Российской Федерации: этапы развития, текущее состояние, тенденции, инфраструктура.
5. Перевод государственных услуг в электронный вид. Особенности оказания услуг в электронном виде.
6. Понятие многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. Нормативно-правовое регулирование создания и деятельности многофункционального центра.
Понятие универсальной электронной карты. Региональный опыт внедрения УЭК. УЭК в Ростовской области.
Вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям
Тема 1. Теоретические основы дисциплины «Управление качеством». Уровни, принципы и функции управления качеством
11. Современные подходы к определению содержания категории «качество».
12. Качество как экономическая категория.
13. Анализ категорий «потребительная стоимость», «качество», «полезный эффект».
14. Уровни управления качеством.
15. Технический уровень качества, уровень качества изготовления, нормативный и технико-экономический уровни.
6.Роль качества в повышении конкурентоспособности продукции.
Тема 2. Научные подходы к управлению качеством. Формирование и развитие научных школ по управлению качеством.
7. Формирование и развитие научных школ управления качеством.
8. Формирование и развитие американской школы управления качеством.
9. Основные положения японской школы управления качеством.
4.Вклад российских ученых в развитие теории и практики управления качеством.
5.Принципы управления качеством отечественных систем: БИП, СБТ, КАНАРПСИ, НОРМ и КСУКП.
Тема 3. Системный подход к управлению качеством.
7. Необходимость и содержание системного подхода к управлению качеством.
8. Функции системы управления качеством.
9. Классификация моделей систем качества.
4.Опыт отечественных предприятий по внедрению системного подхода к управлению качеством.
Тема 4. Современные подходы к управлению качеством. Концепция всеобщего управления качеством (TQM).
7. Тенденции, характеризующие основные подходы к управлению качеством в отечественной и зарубежной практике.
8. Основные положения концепции всеобщего управления качеством (TQM). Общие и общесистемные принципы TQM.
9. Состав и взаимосвязи общих функций при разработке и внедрении системы TQM.
4.Особенности внедрения TQM на российских предприятиях.
Тема 5. МС ИСО серии 9000. Содержание процессного подхода к управлению качеством. Концепция постоянного улучшения.
13. Роль, особенности и развитие МС ИСО серии 9000.
14. Принципы менеджмента качества в соответствии со стандартом ИСО серии 9000.
15. Содержание и краткая характеристика стандарта ИСО 9000:2005.
16. Требования к системе менеджмента качества стандарта ИСО серии 9001.
17. Порядок внедрения МС ИСО 9000 и проверки системы качества.
18. Концепция постоянного улучшения.
Сущность процессного подхода к управлению качеством. Содержание этапов внедрения процессного подхода.
Тема 6. Статистические методы управления качеством. Семь инструментов качества.
11. Роль и место статистических методов при управлении качеством продукции, основные цели и задачи.
12. Концепция статистического управления качеством.
13. Основные понятия и определения статистических методов контроля качества.
14. Семь инструментов контроля качества как системы методов.
15. Контрольные карты регулирования.
6.Диаграмма причинно-следственных связей (диаграмма Исикавы), диаграмма Парето.
Тема 7. Экспертные методы управления качеством.
9. Сущность экспертных методов и организация работ по их использованию при управлении качеством.
10. Метод рангов и непосредственного оценивания.
11. Метод Дельфи.
12. Метод сопоставления.
Оценка согласованности экспертных данных.
Тема 8. Квалиметрия как наука и ее роль в управлении качеством.
7. Основные понятия квалиметрии.
8. Роль и основные задачи квалиметрии в управлении качеством.
9. Формирование уровня качества продукции: стадии жизненного цикла продукции, конечные результаты и цели управления качеством.
Применение методов квалиметрии для количественной оценки уровня качества продукции.
Тема 9. Методы квалиметрии и их использование в управлении качеством.
1. Дифференциальная и комплексная оценка качества.
2. Методы оценки уровня качества и их характеристика.
3. Оценка качества разнородной продукции.
4. Оценка систем управления качеством.
5. Определение коэффициентов весомости показателей качества.
Основные положения определения оптимального уровня качества.
Тема 10. Разработка и внедрение систем качества на предприятиях.
11. Методика разработки и внедрения систем качества с учетом рекомендаций стандартов ИСО 9000.
12. Функции управления качеством на предприятии.
13. Определение специальных функций системы управления качеством.
14. Порядок создания системы менеджмента качества.
15. Место службы технического контроля (СТК) в системе управления качеством.
Совершенствование системы менеджмента качества.
Тема 11. Документирование системы менеджмента качества.
7. Общие требования к документации.
8. Принципы создания документации СМК и управления ею.
9. Иерархия документов системы менеджмента качества.
Разработка «Руководства по качеству» и программ качества.
Тема 12. Оценка системы менеджмента качества.
7. Задачи, объекты, методы и организация контроля качества.
8. Оценка результативности СМК.
9. Роль, задачи и методы оценки удовлетворенности потребителей.
4.Типы дефектов продукции: явные, скрытые, устранимые и неустранимые.
Тема 13. Развитие и выбор систем менеджмента качества. Система «Экономное производство» (Lean Production).
7. Современные корпоративные системы менеджмента качества и их классификация.
8. Возникновение системы «экономное производство», ее цели, развитие и эффективность.
9. Инструменты и методики реализации «экономного производства».
Последовательность развертывания «экономного производства».
Тема 14. Методология «Шесть сигм».
7. Возникновение и развитие методологии «Шесть сигм».
8. Содержание методологии «Шесть сигм», особенности реализации, достоинства и недостатки.
9. Инструменты реализации методологии «Шесть сигм».
4.Пути и этапы развертывания методологии в организации. Эффективность методологии «Шесть сигм».
Тема 15. Государственная политика в области качества. Государственная система стандартизации в РФ.
7. Государственный контроль соблюдения требований по обеспечению качества продукции. Государственная политика в области качества.
8. Сущность и цели стандартизации. Научно-методические основы стандартизации.
9. Нормативные документы по техническому регулированию качества.
4.Организация работ по стандартизации. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации изделий
Тема 16. Государственная система сертификации в Российской Федерации.
7. Определение и роль сертификации.
8. Российская система сертификации (РОСС).
9. Схемы сертификации.
Сертификация систем качества и производств.
Тема 17. Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
7. Электронное правительство в Российской Федерации: этапы развития, текущее состояние, тенденции, инфраструктура.
8. Перевод государственных услуг в электронный вид. Особенности оказания услуг в электронном виде.
9. Понятие многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. Нормативно-правовое регулирование создания и деятельности многофункционального центра.
Понятие универсальной электронной карты. Региональный опыт внедрения УЭК. УЭК в Ростовской области.
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Основная литература.
Елохов А. М. Управление качеством [Текст]: учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2015. - 334 с.
2. Басовский Л.Е. Управление качеством: учебник. - М.: Инфра-М, 2015. - 253 с..
3. Управление качеством [Электронный ресурс]/ С.Д. Ильенкова [и др.].— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 287 c. https://www.iprbookshop.ru/21008
6.2. Дополнительная литература.
1. Щепакин М. Б. Управление качеством: учеб. для вузов:. - Ростов н/Д; Краснодар: Феникс: КубГТУ, 2014. - 256 с.
2. Михеева Е.Н. Управление качеством [Электронный ресурс].— М.: Дашков и К, 2014.— 531 c. https://www.iprbookshop.ru/24829