РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ УСЛОВИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

Сформировать у детей представления обо всем многообразии жанров, видов, форм музыкального искусства и умение оценивать их по достоинству можно будет лишь тогда, когда они по собственной инициативе будут слушать музыку, петь, играть на музыкальных ин­струментах, исполнять игры и пляски. Инициативность как качество личности неразрывно связана с самостоятельностью. Проявляя ак­тивность, дети сознательно усваивают знания, приобретают умения и могут самостоятельно применять их в своей деятельности. Изве­стно, что склонность к музыкальной деятельности является важ­нейшим фактором музыкальной одаренности. Педагогам нужно ее «рассмотреть» в ребенке, строя процесс обучения так, чтобы дети понимали, почему к ним предъявляются те или иные требования, зачем они должны их выполнять. С. Шоломович указывает, что в детских садах воспитатели иногда принимают за самостоятельную музыкальную деятельность некое ее подобие - подражание детей взрослым. Дети копируют их манеру исполнения песен, танцев, поведение в определенных ситуациях, но при этом не согласовыва­ют свои действия ни с характером музыки, ни со средствами музы­кальной выразительности. Особенно это очевидно, когда дети ор­ганизуют игры в «концерт», «музыкальное занятие». Конечно, в таких играх присутствуют некоторые элементы самостоятельной музыкальной деятельности: пение песен, проведение хороводной игры. Однако говорить о самостоятельности музыкальных про­явлений можно только в том случае, если они сформированы на определенном качественном уровне.

Основным источником самостоятельной музыкальной деятель­ности дошкольников является НОД (музыка), на которой ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладева­ет певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах. Широкий фоновый источник со­здают музыкальные впечатления от окружающей жизни, посколь­ку ребенок слушает радио, аудиозаписи, смотрит телепередачи, посещает с родителями детские спектакли, концер­ты, кинофильмы.

Проводимые в детском саду праздники и вечера развлечений также служат немаловажным источником самостоятельной музы­кальной деятельности.

Необходимым условием для формирования самостоятельной музыкальной деятельности является создание определенной ма­териальной среды: «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др. В таком «уголке» уже в средней группе должен быть набор следу­ющих технических средств: музыкальный центр, диски, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так и неозвученные, т. е. макеты, изготовленные воспитателями), кро­ме того, различные пособия-самоделки для проведения дидакти­ческих упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради» (по песенному репертуару), дирижерская палочка. Здесь же следу­ет вывешивать и периодически менять портреты композиторов-классиков, авторов музыки для детей. В младших группах необхо­димые пособия вносятся в игровую зону, ибо у детей еще нет опыта музыкальной деятельности, они не могут исполнять музыку, а лишь играют в нее, включают ее элементы в сюжетно-ролевые игры. Это - неваляшки, шарманки, цилиндры, кубики, органчики, моло­точки и др. Дети рассматривают их, пытаются извлечь отдельные звуки или фиксированную мелодию. Пособия для старших детей, по определению Н.А. Ветлугиной, бывают двух видов: требующие участия взрослого - аудиовизуальные (диафильмы, диапозити­вы, диски, аудиозаписи) и технические (радио, телевизор), а также те, которыми ребенок может пользоваться са­мостоятельно (металлофоны, цитры, настольно-печатный музы­кально-дидактический материал, комплекты кукольных театров, элементы костюмов, фланелеграфы, ноты-самоделки и т. д.).

Важнейшей особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она осуществляется при тактичном, почти неза­метном руководстве взрослых, так как предполагает особую непри­нужденную обстановку. В содержание самостоятельной музыкаль­ной деятельности прежде всего входит то, чему дети научились с помощью взрослых.

Первые проявления самостоятельности возникают в различных видах детской музыкальной деятельности в ходе НОД (музыка). Самостоятельные проявления малышей еще весьма ограниче­ны: они в основном только имитируют действия взрослого в играх, напевают песни, занимаясь с игрушками, с посильной выразитель­ностью исполняют танцевальные элементы.

Слушая музыку на занятиях, дети должны знать, что в дальней­шем сами будут заниматься музыкальной деятельностью - петь, двигаться под музыку, высказываться о содержании песни, инст­рументальной пьесы. Если дети воспринимают музыку осознанно, то это способствует их музыкальному развитию. Следовательно, для развития самостоятельной музыкальной деятельности, как и для успешного обучения детей, необходимы активное, сознатель­ное усвоение предлагаемого на занятиях материала, а также заинте­ресованность и увлеченность. Желательно уже в младших группах проводить анализ произведения, обращаясь к ребенку с четкими вопросами: «Каков характер музыки?», «Сколько частей в произ­ведении?», «Как звучит музыка - быстро или медленно?» и т. д. Помогая ребенку ответить, надо, в сущности, отвечать за него: «Вова внимательно на меня смотрит, он, конечно, знает, что характер музыки - бодрый...»; «Нина стесняется ответить, а ведь знает, что в произведении две части» и т. д. Подобная методика вызывает у детей доверие, симпатию к педагогу и, следовательно, стимули­рует самостоятельные высказывания и другие проявления самосто­ятельности. У детей возникает стремление проявить свои интере­сы, склонности, инициативу и вне занятий.

У детей 4-5 лет самостоятельность на занятиях выражается прежде всего в исполнении без участия взрослых песен, игр, пля­сок третьего этапа обучения. Но сюжетные игры, инсценировки песен дети самостоятельно выполняют с первого этапа обучения на основе образного слова педагога и слушания музыкального произ­ведения. Они самостоятельно размышляют и высказываются об услышанных произведениях: определяют их характер, средства вы­разительности, жанр, строение.

В средней группе в часы отдыха, игр дети могут разыгрывать короткие сценки на музыкальную тематику с обычными игрушка­ми или персонажами кукольного театра; инсценировать знакомые сказки, стихи, сопровождая их песенками, прибаутками; петь пес­ни, водить хороводы, слушать пластинки (если умеют обращаться с проигрывателем), играть на металлофоне. Однако их интересы пока еще неустойчивы. Дети быстро переключаются с одного дела на другое, зачастую желание заняться музыкальной деятельностью возникает у них под влиянием случайных ассоциаций.

Дети старшего возраста отличают неточное исполнение от пра­вильного, стремятся сделать его более выразительным, а на заня­тиях по развитию творчества сочиняют попевки на заданный текст, несложные мелодии на металлофонах, инсценируют под пение пе­дагога новые для них песни, сочиняют пляски-импровизации, до­полняют новыми вариантами сюжетные игры, разыгрывают этю­ды. В играх и плясках с зафиксированными движениями они не просто выполняют ранее разученные фигуры или действия персо­нажей, а трансформируют их каждый по-своему. В их оценочных суждениях о качестве исполнения можно усмотреть стремление к эстетической привлекательности: «Не так, не так, не под музы­ку»; «Твой медведь заболел что ли?»; «Разве девочку так на танец приглашают?». У детей появляются устойчивые интересы в сфере музыкальной деятельности, запас любимых произведений. Все это позволяет им осуществлять потребность в самостоятельной музы­кальной деятельности в своей повседневной жизни.

Старшим детям воспитатель помогает устраивать представле­ния кукольного, теневого и других видов театра; разыгрывать сцен­ки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням; изготавливать элементы костюмов, декораций. С помощью воспитателя, а затем самостоятельно дети водят хороводы, играют в музыкальные игры, слушают радиопередачи. По просьбе детей воспитатель ставит диски с музыкальными произведениями. Дети играют на метал­лофонах песни Е. Тиличеевой «Небо синее», «Труба»; М. Блантера «Марш футболистов»; русские народные песни «Андрей-воробей», «Дождик». Часто напевают популярные песни, стремятся вырази­тельно изображать персонажей игры, не просто подражая взросло­му или друг другу, а комбинируя движения. Но их самостоятельная музыкальная деятельность продолжает оставаться малоустой­чивой итребует поддержки со стороны воспитателя.

В подготовительной к школе группе самостоятельная музыкаль­ная деятельность в быту приобретает синтетический характер. На­пример, дети по своей инициативе, слушая музыку по радио, начи­нают танцевать под нее, одновременно напевая мелодию. Они поют разученные ранее песни, водят хороводы, играют на металлофо­не, маршируют и танцуют под музыку, исполняемую товарищами на ударных инструментах. Дети выбирают партнеров и исполняют пляски. По просьбе детей воспитатель принимает участие в их самостоятельной деятельности: поет вместе с ними, ставит дтски, помогает выбрать песню, пляску. Дети организуют игры в «оркестр», в «спектакль» с игрушками, плоскостными фигурками, куклами. Для самостоятельной деятельности дети могут объединять­ся в небольшие группы по интересам и склонностям, обращаться за советом и помощью к воспитателю. Расширяется их музыкаль­ный репертуар, увеличивается время, затрачиваемое на самостоя­тельную музыкальную деятельность. Дети сознательно планируют свои действия, намечают их последовательность. Часто играют с музыкально-дидактическими пособиями, выполняют упражне­ния с отдельными танцевальными элементами, осваивают приемы игры на металлофоне, учат тексты и мелодии песен.

Следовательно, развитие самостоятельной музыкальной дея­тельности зависит от:

♦ имеющихся у детей умений и навыков, имеющегося оборудования в группах,

♦ продуманного и тактичного руководства со стороны педаго­гов и воспитателей.

РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ

Самостоятельная музыкальная деятельность осуществляется в процессе слушания музыки, сюжетно-ролевых игр, пения, испол­нения хороводных плясок и игр, музыкально-дидактических уп­ражнений, игры на детских музыкальных инструментах.

Слушание музыки. Беседу о прослушанном необходимо строить так, чтобы развивать у детей самостоятельность мышления. Воп­росы, обращенные к детям, могут быть следующими: О чем расска­зала музыка? Что вы вспоминали, когда звучала музыка? О чем думали? Везде ли музыка звучала одинаково? Какова музыка по характеру? Как надо петь эту песню и почему? и т. д. Вопросы ве­дут ребенка от восприятия произведения в целом к осознанию от­дельных элементов музыкальной речи. Чем больше привлекается внимание к деталям произведения, тем полнее и конкретнее оно осмысливается и в результате развивается восприимчивость детей. Возможность как бы запечатлеть музыкальный образ, сделать его доступным, любимым, близким дает слово - беседа, проводимая педагогом. У детей возникает желание слушать данное произведе­ние многократно.

С большим интересом относятся дети к слушанию аудиозаписей. Почти весь репертуар программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста записан на диски. Прекрасное ис­полнение музыкантов, оркестровое звучание обогащают впечат­ления детей от уже знакомых произведений. Неоднократное, по просьбе детей, прослушивание инструментальных пьес, песен, уз­навание их приводят к тому, что у детей формируется фонд люби­мых произведений.

Сюжетно-ролевые игры. Известно, что игра является основной формой организации жизни детей в детском саду. Применение му­зыки обогащает и углубляет ее содержание. В одних случаях, она как бы является иллюстрацией к действиям игры. Например, играя в «Семью», «мамы» поют детям колыбельные песни; празднуя \новоселье» в только что построенном доме, дети начинают пля­сать; пускаясь в путешествие по морю, поют знакомые им песни о моряках, кораблях («Пароходик», музыка Н. Леви).

В других случаях, в сюжетно-ролевых играх дети отражают впечатления, полученные от музыкальных занятий, праздников. Например, старшие дети любят играть в «оркестр», «музыкальные занятия». В игре в «оркестр» выбирают «дирижера» и под его руко­водством исполняют знакомые песни или мелодии на различных воображаемых музыкальных инструментах: балалайке, скрипке, трубе, пианино, барабанах. Играя в «музыкальное занятие», дети выбирают «музыкального руководителя» и по его указанию поют любимые песни, танцуют под музыку, проводят хороводные игры, оценивая исполнение друг друга. Одним детям приятно быть в роли учащего, другим - интересно овладеть способом выполнения игры, пляски, доучить текст песни. Игры на музыкальные темы оказыва­ют положительное влияние на всестороннее развитие детей. Они закрепляют певческие умения, полученные на занятиях, развива­ют музыкальный слух и память, помогают выявить интересы де­тей. Обычно дети исполняют те песни, которые им больше всего нравятся, и поэтому поют выразительно, прислушиваются к своемуисполнению и к пению товарищей. В играх дети поют без музы­кального сопровождения, что очень ценно для развития музыкаль­ного слуха. Но инициировать внесение детьми музыкальных мо­ментов в игру, а также проведение игр с музыкальной тематикой должен воспитатель. Он же заботится о наличии в группе специ­ального оборудования и музыкальных игрушек, с которыми дети проводят игры в театр, концерты, телевизионные передачи. Воспи­татель сообщает музыкальному руководителю, чем в данный мо­мент заинтересовались дети, о каком событии, явлении с ними надо разучить песни.

Пение. Дети любят напевать не только знакомые песни во время игр, но и придумывать свои незатейливые мелодии. Особенно час­то это можно наблюдать при изображении ими «игры на проигры­вателе», проведении дидактических упражнений с настольно-печатным материалом («Музыкальное лото», «Кто скорее», «Спой песенку»). В старших группах дети любят петь песни, положив на «пюпитр» импровизированного инструмента или музыкальной игрушки нотный сборник с картинками или картинку, иллюстри­рующую содержание знакомой им песни. Все эти пособия должен изготовить воспитатель, периодически менять их, чтобы поддержи­вать интерес к ним детей.

Исполнение хороводных игр и плясок. Хороводные игры и пляски, разучиваемые на занятиях, предоставляют детям широ­кие возможности для самостоятельной музыкальной деятельнос­ти. Обычно они построены на простых народных мелодиях с легко запоминающимся текстом. Дети быстро усваивают их на занятиях ис удовольствием исполняют по собственной инициативе в повсед­невной жизни. Они и забавляют, и радуют детей, и украшают их быт. Такие произведения, как «Поезд», музыка Метлова, «Тере­мок», украинская народная мелодия, «Мы в зеленые луга пойдем», музыка Н. Леви, «Земелюшка-чернозем», «Во поле береза стояла», «Как на тоненький ледок», «Ворон», «Ходит Ваня», «Каравай», рус­ские народные мелодии и др., становятся любимыми у детей, их они исполняют по собственной инициативе, проявляя при этом творческую инициативу. Воспитателю следует обратить внимание детей на качество пения, движений, иногда предложить им помочь в изготовлении деталей костюмов, атрибутов и игр, «чтобы было еще красивей».

Игра на детских музыкальных инструментах. Дети с удоволь­ствием исполняют по собственному желанию несложные мелодии на различных музыкальных инструментах, особенно металлофо­нах. Они слышат звучание игрушек-инструментов во время проведения педагогом музыкально-дидактических игр, обучаются при­емам игры на групповых и индивидуальных занятиях. Поэтому они не только используют металлофон и другие инструменты в своих иг­рах «в концерт», «музыкальное занятие», исполняя при этом уже ус­военный материал, но и подбирают самостоятельно хорошо знакомые им мелодии песен и танцев. Воспитатель и сам может сочинить пьесу и предложить детям оценить его творчество, устроить соревнование на сочинение самого выразительного марша или плясовой.

Музыкально-дидактические упражнения. Самостоятельное выполнение детьми разных музыкально-дидактических упражне­ний, особенно с настольно-печатным материалом, повышает их ин­терес к пению, позволяет находить оригинальные решения музы­кально-сенсорных заданий.

Воспитатели должны чаще обращать внимание детей на их зву­ковое окружение: шелест листьев, шум дождя, пение птиц. Для тре­нировки внимания рекомендуется провести игры: «Что мы слышим вокруг себя?»; «Кто что услышал?»; с игрушками типа «Чудесный мешочек», картинками на темы знакомых песен, набором грампла­стинок для узнавания музыкальных произведений, определения характера музыки, средств выразительности.

С применением аудиозаписи (если обучены обращению с музыкальным центром) и без нее дети самостоятельно могут проводить игро­вые упражнения «Узнай, из какой песни слова», «Я начну, а ты за­кончи». Они очень простые по замыслу, однако приучают детей внимательно слушать слова, узнавать мелодию, развивают музы­кальную память.

С применением картинок дети могут проводить такие игровые упражнения, как «С хороводом, с песней жить интересней», «Спой песенку», «Кто скорее?», «Музыкальное лото». Пособия для упраж­нений изготавливает воспитатель с учетом индивидуальных осо­бенностей детей группы, их потребностей.

Для того чтобы успешно заниматься самостоятельной музы­кальной деятельностью, дети должны знать такой музыкальный материал, который отвечал бы их интересам и возможностям. На­пример, их репертуар песен должен соответствовать тематике при­влекательных игр, бытовой деятельности, отражать впечатления об окружающей жизни. Это песни о маме, дне рождения, о строите­лях, моряках, железнодорожниках, о животных и птицах, трудовых процессах, городском транспорте, игрушках. Воспитателю следует поощрять инициативу детей даже тогда, когда их деятельность не­совершенна, но в то же время обращать внимание на фальшивое пение или беспорядочный стук по инструментам. Замечания по этому поводу надо делать тактично, не выделяя одного из детей, отмечать малейшие качественные сдвиги в той или иной музыкаль­ной деятельности. Воспитатель должен выяснить, кто из детей и как музицирует дома, какие зрелищные мероприятия они посещают с родителями, какую музыку слушают. Следует проконсультиро­вать родителей по организации «музыкального уголка» в семье, по слушанию музыки, репертуару песен. Получив поддержку взрос­лых, дети почувствуют себя увереннее, с желанием будут занимать­ся самостоятельным музицированием. Однако практика показыва­ет, что некоторые дети совершенно не занимаются самостоятельной музыкальной деятельностью. Это - результат особенностей характе­ра или заторможенности из-за грубого окрика, насмешки взрослого или сверстников при первых неудачных попытках в области музици­рования. К таким детям требуется повышенное внимание, необходи­мо организовать с ними индивидуальные занятия. Детям же, пре­увеличивающим свои возможности, надо предлагать более сложные задания, требующие значительных усилий. В любом случае важен индивидуальный подход к каждому ребенку, учет особенностей его характера, способностей. На развитие самостоятельной музыкаль­ной деятельности огромное влияние оказывает качество работы му­зыкального руководителя и воспитателя на занятиях, использование ими творческих заданий, тесный их контакт с родителями детей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: