Структура программы ординатуры




Турченковой Екатерины Сергеевны

 

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ

с 01.09.2019г. по 31.08.2021г.

ПРИКАЗ О ЗАЧИСЛЕНИИ №91 от 29.08.2019 г

 

 

Заведующий кафедрой д.м.н., профессор С. Г. Канорский

 

Утверждены на заседании ППС кафедры

(протокол №____от___________________2019г.)

 

Зав. Кафедрой: _________________________________

 

КРАСНОДАР 2019г.

 

Целью ординатуры по гастроэнтерологии является подготовка врача-гастроэнтеролога, отвечающего современным запросам отечественного здравоохранения и обеспечение поддержания высокого квалификационного уровня на протяжении его последующей деятельности.

Задачами последипломной профессиональной подготовки гастроэнтеролога являются:

- повышение уровня профессиональной подготовки и обучение современному уровню гастроэнтерологии, гепатологии, панкреатологии, колопроктологии, фундаментальных и смежных дисциплин, основам управления здравоохранением и их применению в практике;

- обучение современной методологии клинической, инструментальной и лабораторной диагностики заболеваний органов пищеварения;

- своевременная передача новейшей информации из области клинической фармакологии и передовых лечебных технологий применительно к больным с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, поджелудочной железы и печени и обучение их практическому применению;

- обучение мерам профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта.

 

Структура программы ординатуры

 

Структура программы ординатуры Объем программы ординатуры в з. е.
Блок 1 Дисциплины (модули) 42 – 48
Базовая часть 33 – 39
Вариативная часть 6 – 12
Блок 2 Практики 69 – 75
Базовая часть 60 – 66
Вариативная часть 6 – 12
Блок 3 Государственная итоговая аттестация  
Базовая часть  
Объем программы ординатуры  

 

В результате прохождения обучения ординатор-гастроэнтеролог

должен знать:

- общие вопросы организации лечебно-профилактической помощи и обеспечения лекарственными препаратами различных групп населения, в том числе больных, в соответствии с нозологическими формами;

- клиническую симптоматику, особенности течения, прогноз основных заболеваний внутренних органов;

- принципы проведения фармакотерапии, физиотерапии, лечебного питания, показания и противопоказания к хирургическому лечению при гастроэнтерологических заболеваниях;

- диагностическую значимость, условия проведения, показания и противопоказания клинических лабораторных, биохимических, эндоскопических, рентгенологических, ультразвуковых, электрофизиологических и других методов исследования;

- основные вопросы патогенеза заболеваний органов желудочно-кишечного тракта;

- основные вопросы нормальной и патологической анатомии и физиологии, биологии и генетики, медицинской химии и физики, фармакологии;

- основы законодательства здравоохранения и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- основные принципы проведению клинических и фармакологических исследований;

- принципы медицинской этики и деонтологии;

- формы и методы просветительской работы с населением,

- общие вопросы организации гастроэнтерологической помощи, работу лечебно-профилактических учреждений, организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому и подростковому населению;

- организацию работы поликлиники, преемственность в ее работе с другими учреждениями;

- организацию дневного стационара;

- основные вопросы нормальной и патологической анатомии, нормальной и патологической физиологии, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции;

- основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочного баланса; возможные типы их нарушений и принципы лечения;

- систему кроветворения и гемостаза, физиологию свертывающей системы крови, показатели гемостаза в норме и патологии;

- основы иммунологии и реактивности организма;

- клиническую симптоматику и патогенез основных гастроэнтерологических заболеваний у взрослых и подростков, их профилактику, диагностику и лечение, клиническую симптоматику пограничных состояний;

- основы фармакотерапии в гастроэнтерологии, фармакодинамику и фармакокинетику основных групп лекарственных средств; осложнения, вызванные применением препаратов, методы их коррекции;

- основы немедикаментозной терапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля; показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;

- основы рационального питания здоровых лиц, принципы диетотерапии больных;

- противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции;

- МСЭК при гастроэнтерологических болезнях;

- диспансерное наблюдение за здоровыми и больными, проблемы профилактики;

- демографическую и социальную характеристику участка;

- принципы организации службы «медицины катастроф».

Ординатор - гастроэнтеролог должен уметь:

- получать информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания;

- оценить тяжесть состояния больного, принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать необходимую экстренную помощь;

- определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных, ультразвуковых, радиоизотопных и др.);

- определить показания для госпитализации и организовать ее;

- провести дифференциальную диагностику, обосновать клинический диагноз, план и тактику ведения больного; назначить необходимые лекарственные средства и другие лечебные мероприятия;

- организовать консультацию больного специалистами;

- определить нетрудоспособность больного: временную или стойкую, направить на экспертизу нетрудоспособности;

- осуществлять меры по реабилитации больного;

- осуществить раннее выявление и диагностику инфекционных болезней, провести необходимые противоэпидемические мероприятия, направить извещение в соответствующую СЭС;

- организовать и провести профилактические прививки и дегельминтизацию населения;

- организовать и провести комплекс мероприятий по диспансеризации взрослого и подросткового населения участка;

- проводить профилактические осмотры;

- проводить санитарно-просветительную работу среди населения участка, осуществлять мероприятия по борьбе с вредными привычками;

- составить отчет о своей работе.

- уметь проводить расспрос больного (жалобы, анамнез), применять методы объективного обследования (по всем органам и системам) и трактовать его результаты;

- уметь формулировать диагноз;

- уметь оказать первую врачебную помощь (при обмороке, гипертоническом кризе, инфаркте миокарда, отеке легких, приступе астмы, различных видах шока, различных видах комы, внутренних и наружных кровотечениях, почечной колике, эпилептическом статусе, отравлениях и интоксикациях);

- уметь трактовать результаты клинических лабораторных, биохимических, эндоскопических, рентгенологических, ультразвуковых, электрофизиологических и других методов исследования;

- уметь проводить лечебные и диагностические процедуры (подкожные, внутривенные инъекции, струйные и капельные вливания, определение группы крови и резус-фактора, переливание крови и кровезаменителей, плевральную, стернальную и спинальную пункцию, интубацию трахеи, трахеостомию, временную остановку кровтечения, наложение транспортных и импровизированных шин, закрытый массаж сердца, искусственную вентиляцию легких);

- уметь проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекций и при подозрении на особо опасную инфекцию;

- уметь проводить экспертизу трудоспособности;

- уметь оформлять медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.

Ординатор-гастроэнтеролог должен уметь установить диагноз и оказать экстренную помощь при следующих неотложных состояниях:

- острая дыхательная недостаточность, гипоксическая кома, тромбоэмболия легочной артерии;

- астматический статус при астме;

- пневмоторакс;

- шок (токсический, травматический, геморрагический, анафилактический, кардиогенный);

- острая сердечнососудистая недостаточность (обморок, сердечная астма, отек легких);

- нарушения ритма сердца;

- гипертонический криз и острое нарушение мозгового кровообращения;

- острые аллергические состояния;

- печеночная недостаточность;

- острая почечная недостаточность, острая токсическая почка, почечная колика;

- кома (диабетическая, печеночная);

- нарушения проводимости сердца, в т.ч. синдром Морганьи-Эдемса-Стокса;

- ожоги, отморожения; поражения электрически током, молнией; тепловой и солнечный удар; утопление;

- внезапная смерть.

Ординатор-гастроэнтеролог должен быть компетентен:

 

- способен и готов к осуществлению первичной, вторичной и третичной профилак­тики наиболее распространенных заболеваний населения (здоровых, групп риска, больных и кол­лективов);

- способен и готов устанавливать отклонения в здоровье пациента с учетом законов течения патологии по системам, областям и организму в целом; используя знания фундаменталь­ных и клинических дисциплин;

- способен и готов соблюдать требования врачебной этики и деонтологии при общении с пациен­тами разных категорий, а также их родственниками и близкими;

- способен и готов проводить квалифицированный диагностический поиск для выяв­ления заболеваний на ранних стадиях при типичных, а также малосимптомных и атипичных про­явлениях болезни, используя клинические, лабораторные и инструментальные методы в адекват­ном объеме;

- способен и готов правильно формулировать установленный диагноз с учетом МКБ -10, провести дополнительное обследование и назначить адекватное лечение;

- способен и готов оценить необходимость выбора амбулаторного или стационарного режима лечения, решать вопросы экспертизы трудоспособности; оформлять первичную и теку­щую документацию, оценить эффективность диспансерного наблюдения;

- способен и готов оценивать возможности применения лекарственных средств лечения и профилактики различных заболеваний патологических состояний; анализировать дей­ствие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств; возможные токси­ческие эффекты лекарственных средств;

- способен и готов интерпретировать результаты современных диагностических тех­нологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов;

- способен и готов выполнять основные диагностические и лечебные мероприятия, а также осуществлять оптимальный выбор лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях;

- способен и готов выполнить основные врачебные диагностические и лечебные ме­роприятия по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состоя­ниях, в том числе травмах, а также оказывать медицинскую помощь населению в экстремальных ситуациях, в очагах массового поражения;

- способен и готов проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населе­ния в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях;

- способен и готов к диагностике и ведению физиологической беременности, приему родов;

- способен и готов после завершения обучения выступить в качестве «специалиста» в случае привлечения к участию в пер­воначальных следственных действиях и судопроизводству; в качестве «эксперта» в случае при­влечения врача к производству комиссионной экспертизы в связи с необходимостью оценки свое­временности, правильности, адекватности и эффективности диагностики, лечения и медицинской реабилитации больного;

- способен и готов осуществлять гигиеническое воспитание населения, пациентов и членов их семей с целью формирования у них здорового образа жизни;

- способен и готов к анализу показателей деятельности ЛПУ различных типов с це­лью оптимизации их функционирования, к использованию современных организационных техно­логий диагностики, лечения, реабилитации, профилактики при оказании медицинских услуг в ос­новных типах лечебно-профилактических учреждений;

- способен и готов к ведению учетно-отчетной медицинской документации;

- способен и готов к самостоятельной аналитической работе с различными источни­ками информации, готовность анализировать результаты собственной деятельности для предот­вращения профессиональных ошибок.

 

По завершению ординатуры обучающийся должен быть подготовлен как врач специалист гастроэнтеролог, способный выполнять должностные обязанности в соответствии с приказом МОиН РФ № 1070 от 25.08.2013 г.

 

Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями:

· Готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);

· Готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2)

· Готовностью к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3) <1>

Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать профессиональными компетенциями:

профилактическая деятельность:

· готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);

· готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-2);

· готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);

· готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков (ПК-4);

 

диагностическая деятельность:

· готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);

лечебная деятельность:

· готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании гастроэнтерологической медицинской помощи (ПК-6);

· готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7);

реабилитационная деятельность:

· готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8);

психолого-педагогическая деятельность:

· готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9);

организационно-управленческая деятельность:

· готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10);

· готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);

готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12).


 

Первый год обучения: 01.09.2019 - 31.08.2020.

 

Первый семестр - теоретическая подготовка и изучение базовой и вариативных частей.

1. Регулярное посещение лекций профессорско-преподавательского состава по основным разделам гастроэнтерологии и смежным дисциплинам.

2. Посещение практических занятий.

3. Участие в клинических, кафедральных, патологоанатомических и госпитальных конференциях, посещение заседаний краевого общества терапевтов.

4. Изучение и реферирование монографий по специальности, обсуждение с руководителем по прочитанным темам.

5. Чтение текущей научной медицинской литературы.

6. Посещение лекций в университете по актуальным вопросам биологии, гастроэнтерологии, общественного здоровья и здравоохранения.

 

На первом году обучения в ординатуре запланировано изучениеследующих разделов:

 

· Социальная гигиена и организация гастроэнтерологической помощи населению

· Теоретические основы клинической гастроэнтерологии

· Методы исследования функций органов пищеварения

· Заболевания пищевода

· Заболевания желудка и ДПК

· Заболевания поджелудочной железы

· Заболевания печени

 

Второй семестр - клиническая и практическая подготовка и симуляционный курс

 

1. В период прохождения практики курация 5-6 больных в клинике с активным участием в обследовании своих больных в клинико-биохимической лаборатории, эндоскопического отделения, рентгенологического отделения, отделения функциональной диагностики.

2. Участие в обходах профессора, доцентов и заведующих отделений с представлением курируемых больных.

3. Присутствие на вскрытии умерших больных.

4. Выполнение врачебных манипуляций и лечебных процедур согласно перечню практических навыков.

5. Оформление медицинской документации при поступлении и выписке больных, направление на МСЭК, заполнение санаторно-курортной карты и ведение другой документации.

6. Освоение современных методов комплексного лечения больных с болезнями ЖКТ и коморбидных состояний

7. Прием больных в краевой поликлинике, знакомство с работой КЭК и МСЭК.

8. Участие в работе по составлению отчетов деятельности отделения с анализом основных показателей.

9. Освоение методов функционального исследования гастроэнтерологических
больных, включая сложные.

10. Санитарно-просветительная работа (беседы, лекции, санитарные бюллетени и др.)

11. Изучение вопросов этики, деонтологии и истории медицины, медицинской
статистики.

12. Активное участие в общественной жизни кафедры и университета.

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫОРДИНАТОРА

 

Наименование разделов и дисциплин Сроки проведения Клинические базы
Гастроэнтерология 02.09.19-15.10.19 21.10.19-25.10.19 31.10.19-05.11.19 11.11.19-12.11.19 06.12.19-07.12.19 ГБУЗ ККГВВ им. проф. В.К. Красовитова, Кафедра терапии №2 ФПК и ППС
ЗОЖ 16.10.19-19.10.19 ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России
ОЗЗ 26.10.19-30.10.19
Педагогика 22.11.19-26.11.19
Патофизиология 06.11.19-09.11.19
Лучевая диагностика 13.11.19-21.11.19 МБУЗ ДГКБ№1
Инфекционные болезни 27.11.19-05.12.19 ГБУЗ СКИБ
Обучающий симуляционный курс 09.12.19-21.12.19 ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России
Практика 23.12.19-28.06.20 · ГБУЗ «ККБ №2» МЗ КК (гастроэнтерологический центр СКАЛ ) · ГБУЗ «ККБ №2» МЗ КК (гастроэнтерологическое отделение · ГБУЗ ККГВВ им. проф. В.К. Красовитова (гастроэнтерологическое отделение) · МБУЗ КГК БСМП

Зачеты

Тема Оценка Дата
1. Организация гастроэнтерологической службы. Теоретические основы гастроэнтерологии. зачет 27.09.19
2. Методы исследования функций органов пищеварения. зачет 04.10.19  
3. Заболевания пищевода, желудка и ДПК. зачет 15.10.19
4. Заболевания поджелудочной железы и печени. зачет 07.11.19

Сдача зачетов по вышеперечисленным разделам проводится согласно графику, утвержденному кафедрой.

Практика:

Виды профессиональной деятельности врача-ординатора База практики Даты
  Практика с использованием симуляционных технологий Центр практических навыков КубГМУ   09.12.19-21.12.19
  Поликлиника ГБУЗ «ККБ №2» МЗ КК (гастроэнтерологический центр СКАЛ ) 23.12.19-01.03.20
  Стационар · ГБУЗ «ККБ №2» МЗ КК (гастроэнтерологическое отделение) · ГБУЗ ККГВВ им. проф. В.К. Красовитова (гастроэнтерологическое отделение) · МБУЗ КГК БСМП       02.03.20-28.06.20

 

Второй год обучения: 01.09.2020 -31.08.2021.

 

Первый семестр - теоретическая подготовка

1. Регулярное посещение лекций профессора, доцентов по основным разделам гастроэнтерологии и смежных дисциплин.

2. Посещение практических занятий.

3. Участие в клинических, кафедральных, патологоанатомических и
больничных конференциях, посещение заседаний краевого общества
терапевтов.

4. Изучение и реферирование монографий и собеседования с руководителем по
запланированным темам.

5. Чтение текущей медицинской литературы.

6. Посещение лекций в институте по актуальным вопросам биологии и
медицины.

7. Изучение основ медицинской генетики по плану отдела ординатуры и
аспирантуры.

8. Изучение клинической фармакологии в процессе курации больных,
посещения лекций и занятий, а также путем реферированния литературы по
данному вопросу.

 

Второй семестр-лечебно-диагностическая работа

 

1. В период прохождения практики, курация 10-12 больных под контролем ПДС, кафедры и заведующим отделения с активным участием в обследовании и лечении больных, работа в клинико-биохимической лаборатории, эндоскопическом отделении, рентгенологическом отделении, отделении функциональной диагностики.

2. Участие в обходах ППС кафедры

3. Присутствие на вскрытии умерших больных.

4. Выполнение врачебных манипуляций и лечебных процедур согласно
перечню практических навыков.

5. Оформление документации при поступлении и выписке больных.

6. Оформление при поступлении и выписке больных с заболеваниями пищеварительного тракта.

7. Освоение методов терапии физиотерапевтического лечения и лечебной физкультуры.

8. Освоение диагностики и лечения неотложных состояний в клинике гастроэнтерологии: кровотечение из вен пищевода, перфорация язвы желудка, синдром Мэлори-Вейса и другие.

9. Знакомство с работой заведующего отделением.

10. Работа в кабинете функциональной диагностики и других лабораториях
кафедры.

11. Освоение санитарно-просветительной работы (беседы, лекции, оформление санитарных бюллетеней).

12. Активное участие в общественной жизни кафедры и университета.

 

 

На втором году обучения в ординатуре запланировано изучениеследующих разделов:

 

· Заболевания желчного пузыря и желчевыводящих путей

· Заболевания кишечника

· Колопроктология

· Онкогастроэнтерология

· Ургентная гастроэнтерология

· Гастроэнтерологическая помощь в поликлинике

· Энтеральное и парентеральное питание

· Особенности заболеваний органов пищеварения у детей

· Хирургическое лечение заболеваний органов пищеварения

· Эндоскопическая диагностика в гастроэнтерологии

· Визуализационная диагностика в гастроэнтерологии

· Современные основы лечебного питания

· Санаторно-курортное лечение заболеваний органов пищеварения

· Поражения органов пищеварения при других заболеваниях

 

 

По окончании второго года обучения подготавливается отчет о проделанной работе. Итоговая государственная аттестация. Выпускной экзамен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: