Турченковой Екатерины Сергеевны
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ
с 01.09.2019г. по 31.08.2021г.
ПРИКАЗ О ЗАЧИСЛЕНИИ №91 от 29.08.2019 г
Заведующий кафедрой д.м.н., профессор С. Г. Канорский
Утверждены на заседании ППС кафедры
(протокол №____от___________________2019г.)
Зав. Кафедрой: _________________________________
КРАСНОДАР 2019г.
Целью ординатуры по гастроэнтерологии является подготовка врача-гастроэнтеролога, отвечающего современным запросам отечественного здравоохранения и обеспечение поддержания высокого квалификационного уровня на протяжении его последующей деятельности.
Задачами последипломной профессиональной подготовки гастроэнтеролога являются:
- повышение уровня профессиональной подготовки и обучение современному уровню гастроэнтерологии, гепатологии, панкреатологии, колопроктологии, фундаментальных и смежных дисциплин, основам управления здравоохранением и их применению в практике;
- обучение современной методологии клинической, инструментальной и лабораторной диагностики заболеваний органов пищеварения;
- своевременная передача новейшей информации из области клинической фармакологии и передовых лечебных технологий применительно к больным с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, поджелудочной железы и печени и обучение их практическому применению;
- обучение мерам профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Структура программы ординатуры
Структура программы ординатуры | Объем программы ординатуры в з. е. | |
Блок 1 | Дисциплины (модули) | 42 – 48 |
Базовая часть | 33 – 39 | |
Вариативная часть | 6 – 12 | |
Блок 2 | Практики | 69 – 75 |
Базовая часть | 60 – 66 | |
Вариативная часть | 6 – 12 | |
Блок 3 | Государственная итоговая аттестация | |
Базовая часть | ||
Объем программы ординатуры |
|
В результате прохождения обучения ординатор-гастроэнтеролог
должен знать:
- общие вопросы организации лечебно-профилактической помощи и обеспечения лекарственными препаратами различных групп населения, в том числе больных, в соответствии с нозологическими формами;
- клиническую симптоматику, особенности течения, прогноз основных заболеваний внутренних органов;
- принципы проведения фармакотерапии, физиотерапии, лечебного питания, показания и противопоказания к хирургическому лечению при гастроэнтерологических заболеваниях;
- диагностическую значимость, условия проведения, показания и противопоказания клинических лабораторных, биохимических, эндоскопических, рентгенологических, ультразвуковых, электрофизиологических и других методов исследования;
- основные вопросы патогенеза заболеваний органов желудочно-кишечного тракта;
- основные вопросы нормальной и патологической анатомии и физиологии, биологии и генетики, медицинской химии и физики, фармакологии;
- основы законодательства здравоохранения и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- основные принципы проведению клинических и фармакологических исследований;
- принципы медицинской этики и деонтологии;
- формы и методы просветительской работы с населением,
- общие вопросы организации гастроэнтерологической помощи, работу лечебно-профилактических учреждений, организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому и подростковому населению;
|
- организацию работы поликлиники, преемственность в ее работе с другими учреждениями;
- организацию дневного стационара;
- основные вопросы нормальной и патологической анатомии, нормальной и патологической физиологии, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции;
- основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочного баланса; возможные типы их нарушений и принципы лечения;
- систему кроветворения и гемостаза, физиологию свертывающей системы крови, показатели гемостаза в норме и патологии;
- основы иммунологии и реактивности организма;
- клиническую симптоматику и патогенез основных гастроэнтерологических заболеваний у взрослых и подростков, их профилактику, диагностику и лечение, клиническую симптоматику пограничных состояний;
- основы фармакотерапии в гастроэнтерологии, фармакодинамику и фармакокинетику основных групп лекарственных средств; осложнения, вызванные применением препаратов, методы их коррекции;
- основы немедикаментозной терапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля; показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
- основы рационального питания здоровых лиц, принципы диетотерапии больных;
- противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции;
- МСЭК при гастроэнтерологических болезнях;
- диспансерное наблюдение за здоровыми и больными, проблемы профилактики;
- демографическую и социальную характеристику участка;
- принципы организации службы «медицины катастроф».
|
Ординатор - гастроэнтеролог должен уметь:
- получать информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания;
- оценить тяжесть состояния больного, принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать необходимую экстренную помощь;
- определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных, ультразвуковых, радиоизотопных и др.);
- определить показания для госпитализации и организовать ее;
- провести дифференциальную диагностику, обосновать клинический диагноз, план и тактику ведения больного; назначить необходимые лекарственные средства и другие лечебные мероприятия;
- организовать консультацию больного специалистами;
- определить нетрудоспособность больного: временную или стойкую, направить на экспертизу нетрудоспособности;
- осуществлять меры по реабилитации больного;
- осуществить раннее выявление и диагностику инфекционных болезней, провести необходимые противоэпидемические мероприятия, направить извещение в соответствующую СЭС;
- организовать и провести профилактические прививки и дегельминтизацию населения;
- организовать и провести комплекс мероприятий по диспансеризации взрослого и подросткового населения участка;
- проводить профилактические осмотры;
- проводить санитарно-просветительную работу среди населения участка, осуществлять мероприятия по борьбе с вредными привычками;
- составить отчет о своей работе.
- уметь проводить расспрос больного (жалобы, анамнез), применять методы объективного обследования (по всем органам и системам) и трактовать его результаты;
- уметь формулировать диагноз;
- уметь оказать первую врачебную помощь (при обмороке, гипертоническом кризе, инфаркте миокарда, отеке легких, приступе астмы, различных видах шока, различных видах комы, внутренних и наружных кровотечениях, почечной колике, эпилептическом статусе, отравлениях и интоксикациях);
- уметь трактовать результаты клинических лабораторных, биохимических, эндоскопических, рентгенологических, ультразвуковых, электрофизиологических и других методов исследования;
- уметь проводить лечебные и диагностические процедуры (подкожные, внутривенные инъекции, струйные и капельные вливания, определение группы крови и резус-фактора, переливание крови и кровезаменителей, плевральную, стернальную и спинальную пункцию, интубацию трахеи, трахеостомию, временную остановку кровтечения, наложение транспортных и импровизированных шин, закрытый массаж сердца, искусственную вентиляцию легких);
- уметь проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекций и при подозрении на особо опасную инфекцию;
- уметь проводить экспертизу трудоспособности;
- уметь оформлять медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.
Ординатор-гастроэнтеролог должен уметь установить диагноз и оказать экстренную помощь при следующих неотложных состояниях:
- острая дыхательная недостаточность, гипоксическая кома, тромбоэмболия легочной артерии;
- астматический статус при астме;
- пневмоторакс;
- шок (токсический, травматический, геморрагический, анафилактический, кардиогенный);
- острая сердечнососудистая недостаточность (обморок, сердечная астма, отек легких);
- нарушения ритма сердца;
- гипертонический криз и острое нарушение мозгового кровообращения;
- острые аллергические состояния;
- печеночная недостаточность;
- острая почечная недостаточность, острая токсическая почка, почечная колика;
- кома (диабетическая, печеночная);
- нарушения проводимости сердца, в т.ч. синдром Морганьи-Эдемса-Стокса;
- ожоги, отморожения; поражения электрически током, молнией; тепловой и солнечный удар; утопление;
- внезапная смерть.
Ординатор-гастроэнтеролог должен быть компетентен:
- способен и готов к осуществлению первичной, вторичной и третичной профилактики наиболее распространенных заболеваний населения (здоровых, групп риска, больных и коллективов);
- способен и готов устанавливать отклонения в здоровье пациента с учетом законов течения патологии по системам, областям и организму в целом; используя знания фундаментальных и клинических дисциплин;
- способен и готов соблюдать требования врачебной этики и деонтологии при общении с пациентами разных категорий, а также их родственниками и близкими;
- способен и готов проводить квалифицированный диагностический поиск для выявления заболеваний на ранних стадиях при типичных, а также малосимптомных и атипичных проявлениях болезни, используя клинические, лабораторные и инструментальные методы в адекватном объеме;
- способен и готов правильно формулировать установленный диагноз с учетом МКБ -10, провести дополнительное обследование и назначить адекватное лечение;
- способен и готов оценить необходимость выбора амбулаторного или стационарного режима лечения, решать вопросы экспертизы трудоспособности; оформлять первичную и текущую документацию, оценить эффективность диспансерного наблюдения;
- способен и готов оценивать возможности применения лекарственных средств лечения и профилактики различных заболеваний патологических состояний; анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств; возможные токсические эффекты лекарственных средств;
- способен и готов интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов;
- способен и готов выполнять основные диагностические и лечебные мероприятия, а также осуществлять оптимальный выбор лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях;
- способен и готов выполнить основные врачебные диагностические и лечебные мероприятия по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, в том числе травмах, а также оказывать медицинскую помощь населению в экстремальных ситуациях, в очагах массового поражения;
- способен и готов проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях;
- способен и готов к диагностике и ведению физиологической беременности, приему родов;
- способен и готов после завершения обучения выступить в качестве «специалиста» в случае привлечения к участию в первоначальных следственных действиях и судопроизводству; в качестве «эксперта» в случае привлечения врача к производству комиссионной экспертизы в связи с необходимостью оценки своевременности, правильности, адекватности и эффективности диагностики, лечения и медицинской реабилитации больного;
- способен и готов осуществлять гигиеническое воспитание населения, пациентов и членов их семей с целью формирования у них здорового образа жизни;
- способен и готов к анализу показателей деятельности ЛПУ различных типов с целью оптимизации их функционирования, к использованию современных организационных технологий диагностики, лечения, реабилитации, профилактики при оказании медицинских услуг в основных типах лечебно-профилактических учреждений;
- способен и готов к ведению учетно-отчетной медицинской документации;
- способен и готов к самостоятельной аналитической работе с различными источниками информации, готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок.
По завершению ординатуры обучающийся должен быть подготовлен как врач специалист гастроэнтеролог, способный выполнять должностные обязанности в соответствии с приказом МОиН РФ № 1070 от 25.08.2013 г.
Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями:
· Готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);
· Готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2)
· Готовностью к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3) <1>
Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать профессиональными компетенциями:
профилактическая деятельность:
· готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
· готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-2);
· готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);
· готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков (ПК-4);
диагностическая деятельность:
· готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);
лечебная деятельность:
· готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании гастроэнтерологической медицинской помощи (ПК-6);
· готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7);
реабилитационная деятельность:
· готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8);
психолого-педагогическая деятельность:
· готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9);
организационно-управленческая деятельность:
· готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10);
· готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);
готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12).
Первый год обучения: 01.09.2019 - 31.08.2020.
Первый семестр - теоретическая подготовка и изучение базовой и вариативных частей.
1. Регулярное посещение лекций профессорско-преподавательского состава по основным разделам гастроэнтерологии и смежным дисциплинам.
2. Посещение практических занятий.
3. Участие в клинических, кафедральных, патологоанатомических и госпитальных конференциях, посещение заседаний краевого общества терапевтов.
4. Изучение и реферирование монографий по специальности, обсуждение с руководителем по прочитанным темам.
5. Чтение текущей научной медицинской литературы.
6. Посещение лекций в университете по актуальным вопросам биологии, гастроэнтерологии, общественного здоровья и здравоохранения.
На первом году обучения в ординатуре запланировано изучениеследующих разделов:
· Социальная гигиена и организация гастроэнтерологической помощи населению
· Теоретические основы клинической гастроэнтерологии
· Методы исследования функций органов пищеварения
· Заболевания пищевода
· Заболевания желудка и ДПК
· Заболевания поджелудочной железы
· Заболевания печени
Второй семестр - клиническая и практическая подготовка и симуляционный курс
1. В период прохождения практики курация 5-6 больных в клинике с активным участием в обследовании своих больных в клинико-биохимической лаборатории, эндоскопического отделения, рентгенологического отделения, отделения функциональной диагностики.
2. Участие в обходах профессора, доцентов и заведующих отделений с представлением курируемых больных.
3. Присутствие на вскрытии умерших больных.
4. Выполнение врачебных манипуляций и лечебных процедур согласно перечню практических навыков.
5. Оформление медицинской документации при поступлении и выписке больных, направление на МСЭК, заполнение санаторно-курортной карты и ведение другой документации.
6. Освоение современных методов комплексного лечения больных с болезнями ЖКТ и коморбидных состояний
7. Прием больных в краевой поликлинике, знакомство с работой КЭК и МСЭК.
8. Участие в работе по составлению отчетов деятельности отделения с анализом основных показателей.
9. Освоение методов функционального исследования гастроэнтерологических
больных, включая сложные.
10. Санитарно-просветительная работа (беседы, лекции, санитарные бюллетени и др.)
11. Изучение вопросов этики, деонтологии и истории медицины, медицинской
статистики.
12. Активное участие в общественной жизни кафедры и университета.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫОРДИНАТОРА
Наименование разделов и дисциплин | Сроки проведения | Клинические базы |
Гастроэнтерология | 02.09.19-15.10.19 21.10.19-25.10.19 31.10.19-05.11.19 11.11.19-12.11.19 06.12.19-07.12.19 | ГБУЗ ККГВВ им. проф. В.К. Красовитова, Кафедра терапии №2 ФПК и ППС |
ЗОЖ | 16.10.19-19.10.19 | ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России |
ОЗЗ | 26.10.19-30.10.19 | |
Педагогика | 22.11.19-26.11.19 | |
Патофизиология | 06.11.19-09.11.19 | |
Лучевая диагностика | 13.11.19-21.11.19 | МБУЗ ДГКБ№1 |
Инфекционные болезни | 27.11.19-05.12.19 | ГБУЗ СКИБ |
Обучающий симуляционный курс | 09.12.19-21.12.19 | ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России |
Практика | 23.12.19-28.06.20 | · ГБУЗ «ККБ №2» МЗ КК (гастроэнтерологический центр СКАЛ ) · ГБУЗ «ККБ №2» МЗ КК (гастроэнтерологическое отделение · ГБУЗ ККГВВ им. проф. В.К. Красовитова (гастроэнтерологическое отделение) · МБУЗ КГК БСМП |
Зачеты
№ | Тема | Оценка | Дата |
1. | Организация гастроэнтерологической службы. Теоретические основы гастроэнтерологии. | зачет | 27.09.19 |
2. | Методы исследования функций органов пищеварения. | зачет | 04.10.19 |
3. | Заболевания пищевода, желудка и ДПК. | зачет | 15.10.19 |
4. | Заболевания поджелудочной железы и печени. | зачет | 07.11.19 |
Сдача зачетов по вышеперечисленным разделам проводится согласно графику, утвержденному кафедрой.
Практика:
№ | Виды профессиональной деятельности врача-ординатора | База практики | Даты |
Практика с использованием симуляционных технологий | Центр практических навыков КубГМУ | 09.12.19-21.12.19 | |
Поликлиника | ГБУЗ «ККБ №2» МЗ КК (гастроэнтерологический центр СКАЛ ) | 23.12.19-01.03.20 | |
Стационар | · ГБУЗ «ККБ №2» МЗ КК (гастроэнтерологическое отделение) · ГБУЗ ККГВВ им. проф. В.К. Красовитова (гастроэнтерологическое отделение) · МБУЗ КГК БСМП | 02.03.20-28.06.20 |
Второй год обучения: 01.09.2020 -31.08.2021.
Первый семестр - теоретическая подготовка
1. Регулярное посещение лекций профессора, доцентов по основным разделам гастроэнтерологии и смежных дисциплин.
2. Посещение практических занятий.
3. Участие в клинических, кафедральных, патологоанатомических и
больничных конференциях, посещение заседаний краевого общества
терапевтов.
4. Изучение и реферирование монографий и собеседования с руководителем по
запланированным темам.
5. Чтение текущей медицинской литературы.
6. Посещение лекций в институте по актуальным вопросам биологии и
медицины.
7. Изучение основ медицинской генетики по плану отдела ординатуры и
аспирантуры.
8. Изучение клинической фармакологии в процессе курации больных,
посещения лекций и занятий, а также путем реферированния литературы по
данному вопросу.
Второй семестр-лечебно-диагностическая работа
1. В период прохождения практики, курация 10-12 больных под контролем ПДС, кафедры и заведующим отделения с активным участием в обследовании и лечении больных, работа в клинико-биохимической лаборатории, эндоскопическом отделении, рентгенологическом отделении, отделении функциональной диагностики.
2. Участие в обходах ППС кафедры
3. Присутствие на вскрытии умерших больных.
4. Выполнение врачебных манипуляций и лечебных процедур согласно
перечню практических навыков.
5. Оформление документации при поступлении и выписке больных.
6. Оформление при поступлении и выписке больных с заболеваниями пищеварительного тракта.
7. Освоение методов терапии физиотерапевтического лечения и лечебной физкультуры.
8. Освоение диагностики и лечения неотложных состояний в клинике гастроэнтерологии: кровотечение из вен пищевода, перфорация язвы желудка, синдром Мэлори-Вейса и другие.
9. Знакомство с работой заведующего отделением.
10. Работа в кабинете функциональной диагностики и других лабораториях
кафедры.
11. Освоение санитарно-просветительной работы (беседы, лекции, оформление санитарных бюллетеней).
12. Активное участие в общественной жизни кафедры и университета.
На втором году обучения в ординатуре запланировано изучениеследующих разделов:
· Заболевания желчного пузыря и желчевыводящих путей
· Заболевания кишечника
· Колопроктология
· Онкогастроэнтерология
· Ургентная гастроэнтерология
· Гастроэнтерологическая помощь в поликлинике
· Энтеральное и парентеральное питание
· Особенности заболеваний органов пищеварения у детей
· Хирургическое лечение заболеваний органов пищеварения
· Эндоскопическая диагностика в гастроэнтерологии
· Визуализационная диагностика в гастроэнтерологии
· Современные основы лечебного питания
· Санаторно-курортное лечение заболеваний органов пищеварения
· Поражения органов пищеварения при других заболеваниях
По окончании второго года обучения подготавливается отчет о проделанной работе. Итоговая государственная аттестация. Выпускной экзамен.