Международный экологический суд? В чем вы видите его миссию сегодня?




Назовите конференцию ООН по окружающей среде, на которой впервые в международном праве было сформулировано понятие «права человека на благоприятную окружающую среду? Что вы о ней знаете?»

 

Первой международной конференцией стала Конференция ООН по окружающей человека среде, которая была проведена в июне 1972 г. в г.Стокгольме[1]. На конференции были приняты Декларация по окружающей среде, Декларация принципов и План мероприятий, которые объединили в единый документ, впоследствии названный «Стокгольмская декларация». В Декларации принципов впервые в международном праве было сформулировано понятие права человека на благоприятную окружающую среду. Также в решениях конференции было отмечено, что в области окружающей человека среды требуется признание ответственности за состояние ее качества со стороны общественности и граждан, а также со стороны предприятий и учреждений на всех уровнях и равное участие всех в общих усилиях. Возрастающее число проблем, связанных с окружающей средой, поскольку они носят региональный или международный характер, или оказывают воздействие на общую международную сферу, потребует широкого сотрудничества между госу­дарствами и принятия мер со стороны международных организаций в общих интересах.

После Стокгольмской конференции 1972 г. начинается неизвестный ранее в международном праве процесс его постепенной экологизации. Это проявляется в упоминании о необходимости защиты окружающей среды даже в отдельных документах в области прав человека, которые посвящены совершенно другим вопросам. К примеру, в п. 9 Всеобщей декларации о ликвидации голода и недоедания, принятой 16 декабря 1974 г. Всеобщей продовольственной конференцией, предписывалось, что для соответствующего сохранения природных ресурсов, которые используются или могут быть использованы для производства продовольствия, все страны должны сотрудничать, чтобы облегчить охрану окружающей среды.

Начиная с середины семидесятых годов международное содействие по экологическим правам человека, наравне с ООН, переключилось и на уровень континентальных правозащитных систем. Особо следует выделить деятельность СБСЕ (сейчас ОБСЕ) и, в частности, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, который был подписан в столице Финляндии-г. Хельсинки в августе 1975 года.

Нынешняя стадия развития международного сотрудничества в области защиты экологических прав человека относится к Конференции ООН по окружающей среде и развитию «Рио+20», проведенной в июне 2012 года. в г. Рио-де-Жанейро. Повесткой дня на конференции ставились вопросы избавления от бедности и усиление мер устойчивого развития, а также формирова­ние «зеленой» экономики.

Международный экологический суд? В чем вы видите его миссию сегодня?

Создание Международного экологического суда предполагает, что должны иметь доступ к экологическому правосудию государства, международные межправительственные и неправительственные организации, а также граждане. Однако, чтобы деятельность суда не была парализована жалобами неправительственных организаций и граждан, высказывается предложение сделать Суд по отношению к ним в качестве второй инстанции после прохождения региональных судов по правам человека.

Существует три модели экологических судов, действующих в мире.

Первая модель - это отдельные специализированные экологические суды, которые не занимаются рассмотрением иных, не экологических, дел (Австралия, Новая Зеландия и т.д.).

Вторая модель - внутри суда об­щей юрисдикции создается отдельная палата или коллегия, рассматривающая экологические споры. Указанные коллегии могут действовать постоянно или созываться лишь в случае обращения в суд с экологическим вопросом. Этот финансово менее затратный путь применяется в Кении, Таилан­де, Швеции, Нидерландах, Бельгии, Греции и т.д.

Третья модель экологического правосудия заключается в том, что экологические споры рассматривает судья неспециализированного суда, который при этом может не иметь специальной подготовки. Типичным примером данной модели экологического правосудия является Россия.

Предполагается:

- что судьи в экологических судах будут обладать большим опытом по рассмотрению экологических споров, а также будут иметь в своем составе экспертов, специализирующихся в технических областях;

- возможность для государства показать своим гражданам действительную озабоченность экологическими проблемами и намерение повлиять на существующую ситуацию в сторону ее позитивного разрешения;

- обеспечение единообразия судебной практики по экологическим вопросам. Это даст сторонам возможность прогнозировать исход дела на основании ранее принятого решения, а также исключить такой негативный фактор, как выбор «удобного суда» (forum shopping), когда стороны могут выбирать суд, где наиболее вероятно принятие решения в их пользу;

- возможность устанавливать приоритеты по рассмотрению дел, требующих срочного разрешения, в то время как в судах общей юрисдикции экологические дела обычно рассматриваются в зависимости от срока их поступления и зачастую откладываются в силу их комплексного характера.


[1]https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: