ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
Учебная программа
для реализации образовательной программы
среднего специального образования
по специальности 2-70 01 01
«Производство строительных изделий и конструкций»
Мозырь
Рекомендовано к использованию в образовательном процессе Советом колледжа учреждения образования «Мозырский государственный политехнический колледж» (протокол от 27.08.2014 г. № 1).
Разработчик: И. В. Мацепуро, преподаватель учреждения образования «Мозырский
государственный политехнический колледж»
Рецензент: К. И. Жаврид, преподаватель учреждения образования «Мозырский
государственный политехнический колледж»
При разработке учебной программы использован примерный тематический план по учебной дисциплине «Техническая механика», утверждённый Министерством образования Республики Беларусь 20.06.2014 г. № 81.
Учебная программа обсуждена и одобрена цикловой комиссией общетехнических дисциплин и инженерной графики учреждения образования «Мозырский государственный политехнический колледж»
Протокол от_ 30.06. _2014 г. № 10
Председатель комиссии _______________Л.В. Музыченко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа дисциплины «Техническая механика» предусматривает изучение разделов: теоретическая механика, сопротивление материалов, детали машин.
Изучение предмета базируется на знании математики, физики, черчения, информатики, технологии конструкционных материалов.
В процессе изучения учебной дисциплины учащиеся приобретают теоретические знания, практические умения и навыки, позволяющие определять геометрическую структуру систем, распределение нагрузок, опорных реакций конструкций, выполнять расчёт статически определимых и неопределимых систем.
Преподавание учебной дисциплины должно иметь практическую направленность и осуществляться с учётом современного состояния науки и техники. При изложении учебного материала необходимо строго соблюдать единство терминологии и обозначения технических величин согласно действующим стандартам и Международной Системе единиц (СИ).
Для закрепления теоретических знаний учащихся и приобретения ими необходимых практических умений и навыков программой предусмотрено проведение практических занятий и лабораторных работ.
В целях контроля знаний учащихся предусмотрено проведение обязательных контрольных по разделам «Теоретическая механика» (статика) и «Сопротивление материалов».
В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать на уровне представления:
- историю развития механики как науки;
- роль и значение механики в строительстве и других отраслях;
- цели и задачи учебной дисциплины “Техническая механика”;
знать на уровне понимания:
- основные понятия и аксиомы статики;
- плоскую и пространственную систему сил;
- классификацию нагрузок;
- методику решения задач и равновесие плоской системы сил;
- формулы и порядок расчёта на прочность сжатых, растянутых стержней и изгибаемых элементов конструкций;
- порядок расчёта статистически неопределимых систем;
- основные понятия в области сопротивления материалов;
- методы выбора расчётных схем элементов и сечений;
- критерии прочности, конструкции и методы расчета деталей и механизмов общего назначения;
уметь:
- определять опорные реакции конструкции;
- анализировать геометрическую структуру сооружений;
- отличать статически определяемые системы от статически неопределимых;
- выполнять расчёт статически неопределимых систем с помощью справочников;
- выполнять проектировочные и проверочные расчёты на прочность, жёсткость статически определимых брусьев при прямом, поперечном, косом изгибах;
- проводить соответствующие расчеты типовых элементов машин.
В содержании программы по каждой теме сформулированы цели её изучения и спрогнозированы результаты их достижения в соответствии с уровнями усвоения учебного материала.
В программе приведены примерные критерии оценки результатов учебой деятельности учащихся по учебной дисциплине, которые разработаны на основе десятибалльной шкалы и показателей оценки результатов учебной деятельности обучающихся.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | В том числе | ||
на лабо-раторные работы | на прак-тические занятия | ||
Введение | |||
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА | |||
1.1. Статика | |||
1.1.1. Основные понятия и аксиомы статики. | |||
1.1.2. Плоская система сходящихся сил | |||
1.1.3. Пара сил и момент силы относительно точки | |||
1.1.4. Плоская система произвольно расположенных сил | |||
1.1.5. Пространственная система сил | |||
1.1.6. Центр параллельных сил и центр тяжести | |||
Обязательная контрольная работа № 1 | |||
1.2. Кинематика | |||
1.2.1. Основные понятия кинематики | |||
1.2.2. Кинематика точки | |||
1.2.3. Простейшие движения твердого тела | |||
1.3. Динамика | |||
1.3.1. Основные понятия и аксиомы динамики | |||
1.3.2. Движение материальной точки | |||
1.3.3. Работа и мощность | |||
Раздел 2. СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ | |||
2.1. Основные положения | |||
2.2. Растяжение и сжатие | |||
2.3. Срез и смятие | |||
2.4. Геометрические характеристики плоских сечений | |||
2.5. Кручение | |||
2.6. Изгиб | |||
2.7. Косой изгиб | |||
2.8. Устойчивость центрально сжатых стержней | |||
Обязательная контрольная работа № 2 | |||
Раздел 3. ДЕТАЛИ МАШИН | |||
3.1. Основные положения | |||
3.2. Зубчатые передачи | |||
3.3. Фрикционные передачи | |||
3.4. Червячные передачи | |||
3.5. Ременные передачи | |||
3.6. Цепные передачи | |||
3.7. Валы и оси. Подшипники. Муфты | |||
3.8. Соединения деталей машин | |||
Итого |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Отметка в баллах | Показатели оценки |
(один) | Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (основных терминов, понятий, определений в области технической механики и т.д.). |
(два) | Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (основных терминов, понятий, определений в области технической механики и т.д.); осуществление соответствующих практических действий (определение проекций сил, моментов сил относительно точки, опорных реакций и т.д.) |
(три) | Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление основных терминов, понятий, определений и основных законов технической механики и т.д.); осуществление умственных и практических действий по образцу (выполнению расчетов по определению проекций сил, моментов сил относительно точки и т.д.) |
(четыре) | Воспроизведение большей части программного учебного материала (описание с элементами объяснения основных терминов, законов технической механики, устройства деталей машин и механических устройств, методов расчета элементов конструкций); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (выполнение расчетов по определению реакций и т.д.); наличие единичных существенных ошибок |
(пять) | Осознанное воспроизведение программного учебного материала (описание общих законов движения и равновесия материальных тел, методов расчета элементов конструкций, устройства деталей машин и механизмов с объяснением принципа их действия); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (выполнение расчетов по определению реакций связей, построение и т.д.); наличие несущественных ошибок |
(шесть) | Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала (описание и объяснение общих законов механики, методов расчета, устройства, области применения деталей машин и механизмов с объяснением принципа их действия); выполнение заданий по образцу, на основе предписаний; наличие несущественных ошибок |
(семь) | Полное, прочное знание и воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение общих законов механики, объектов изучения, методов расчета, формулирования выводов и т.д.); недостаточно самостоятельное выполнение задач и заданий; наличие единичных несущественных ошибок |
(восемь) | Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение законов механики, раскрытие сущности объектов изучения, формулирование выводов и т.д.); самостоятельное выполнение заданий (определение нормальных напряжений при прямом чистом изгибе и т.д.; решение задач); наличие единичных несущественных ошибок |
(девять) | Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала на основе известных правил, предписаний, поиск новых способов решения учебных задач, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера при выполнении заданий) |
(десять) | Свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по формированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий) |
Примечание. При отсутствии результатов учебной деятельности обучающихся в учреждении среднего специального образования, выставляется «0» (ноль) баллов.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Аркуша А.И.Техническая механика: Теоретическая механика и сопротивление материалов. Учебник для машиностроительных спец. техникумов.—2-е изд., доп — М.: Высш. шк., 1989.—352 с.
2. Гриценок П.А. Курс лекций по деталям машин / Пособие. – Мозырь: УО «МГПУ имени И. П. Шамякина», 2005. – 175 с.
3. Ицкович Г.М. Сопротивление материалов: Учебник для учащихся машиностроительных техникумов. – 7-е изд., испр. –М.: Высш. шк., 1986. - 352 с.
4. Навныко, В. Н. Теоретическая механика. Статика: пособие / В.Н. Навныко. Мозырь: УО «МГПУ имени И. П. Шамякина», 2010.– 64 с.
5. Никитин Е.М. Теоретическая механика для техникумов.— 12-е изд., испр,—М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988.—336 с.
6. Олофинская В.П. Техническая механика: Курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. — 349 с. — (Профессиональное образование).
7. Соколовская В.П. Техническая механика. Лабораторный практикум: пособие / В.П. Соколовская. – Минск: Выш. Школа, 2010. – 270 с.
8. Фролов М.И. Техническая механика: Детали машин: Учеб. для машиностр. спец. техникумов. – 2-е изд., доп. – М.: Высш. шк., 1990. – 352 с.
9. Чернавский С. А., Боков К.Н. и др. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие. Изд-е 3-е, стереотипное. Перепечатка с издания 1987 г. – М.: ООО ТИД «Альянс», 2005. – 416 с.
10. Шейнблит А. Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. Пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Калининград: Янтар. сказ, 2005. – 456 с.
Дополнительная
1. Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3-х т. – 6-е изд. перераб. и доп.– М: Машиностроение, 1982. Т.1.–728 с., Т.2.–584 с., Т.3.–576 с.
2. Артоболевский И. И. Теория механизмов и машин. – М.: Наука, 1988 г. – 420 с.
3. Детали машин: Атлас конструкций/ Под ред. Д. Н. Решетова. – М.: Машиностроение, 1989. – 320 с.
4. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. – М.: Высш. шк., 1985.–416с.
5. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроительных специальностей техникумов. — 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 1990. – 399 с.
6. Куклин Н. Г., Куклина Г. С. Детали машин: Учебник для машиностроительных специальностей техникумов. – М.: Высш. шк., 1987 г. – 383 с.
7. Куклин Н.Г., Куклина Г.С., Житков В.К. Детали машин: Учебник для техникумов. – 5-е изд., перераб. к доп. – М.: Илекса, 1999. – 392 с.
8. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие для учащихся машиностроительных специальностей техникумов / С.А. Чернавский, К.Н. Боков, И.М. Чернин и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1987. – 416.
9. Мещерский И. В. Задачи по теоретической механике: Учеб. пособие. – 37-е изд., испр. / Под ред. В. А. Пальмова, Д. Р. Меркина. – СПб.: Лань, 1998 г. – 448 с.