Зима – наиболее сложный и ответственный период в работе железнодорожного транспорта. Из-за низких температур, снегопадов и метелей на крупных станциях и в узлах могут возникать опасные и сверхопасные явления. При сильных снегопадах, когда высота отложения снега достигает более 20 см за сутки, движение на станции может быть полностью парализовано. Такое явление может возникнуть и при сильных метелях, когда скорость ветра достигает 15 м/с и более при продолжительности более 12ч.
Во всех этих чрезвычайных ситуациях требуется принятие экстремальных мер по обеспечению снегоочистительных и снегоуборочных мер.
Гарантией бесперебойной и безопасной работы железных дорог в зимний период являются:
- своевременная и качественная подготовка перегонов и станций к зиме;
- своевременное поступление текущей информации о прогнозах погоды от геофизической станции Департамента пути и сооружений ОАО «РЖД» (ЦП), а так же от геофизических станций железных дорог на предприятия Федерального железнодорожного транспорта;
- своевременное введение в действие технических средств по очистке и уборке железнодорожного пути от снега (снегоочистителей, снегоуборочных поездов, стационарных устройств пневматической очистки и электрического обогрева стрелочных переводов).
Геофизическая станция службы пути, получив первичную гидрометеорологическую информацию от государственной гидрометеорологической сети, составляет прогноз погоды в картографическом виде по железным дорогам и направляет его руководству МГГС России в Департаменты: пути и сооружений, управления перевозками, грузовой и коммерческой работы, электрификации и электроснабжения.
|
Важное место по организации снегоборьбы занимает формирование специальных бригад 1-ой, 2-ой и 3-ей очереди. Бригады 1-ой очереди вызываются немедленно с наступлением метели, формируются из работников дистанции пути и путевых машинных станций. Бригады 2-ой очереди вызываются при сильном и мокром снеге, выпадении осадков на 15 см и более за сутки, формируются из штата работников предприятий ОАО «РЖД», не занятых в непрерывном технологическом процессе и привлекаются к работе в соответствии с оперативным планом снегоборьбы.
Бригады 3-ей очереди вызываются при сильных метелях продолжительностью 12 часов и более, при скорости ветра 15 м/с, формируются из работников местных организаций и личного состава из воинских частей, расположенных вблизи станции.
При ожидаемых опасных метеорологических явлениях геофизическая станция ЦП дает телеграмму о штормовом предупреждении дорожной геофизической станции.
Для оперативной передачи информации геофизическая станция ЦП использует электронную почту, телефонную и почтовую связь.
Направляемая телефонограмма обязывает железную дорогу:
- незамедлительно принять меры по приведению в готовность узлов и станций для работы в условиях снегопадов и метелей;
- организовать дежурство руководителей дороги, отделения дороги и предприятий (станции, депо, соответствующих дистанций);
- установить контроль за своевременным выделением рабочей силы всеми предприятиями в необходимом количестве во главе с ответственным руководителем этих предприятий;
-обеспечить эффективное использование снегоочистительной и снегоуборочной техники. Предупреждение о прогнозируемом возникновении метеорологических явлениях должно передаваться не менее чем за 2 часа до их начала.
|
На сети железных дорог руководство подготовкой хозяйств к работе в зимних условиях и организацией снегоборьбы осуществляет постоянно действующий оперативный штаб при ОАО «РЖД».
В соответствии с Инструкцией по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации и Инструкцией МЛС по подготовке к работе в зимних условиях хозяйств перевозок пассажирского и грузового транспорта на каждой крупной станции разрабатывается план, устанавливающий порядок и сроки проведения соответствующих мероприятий.
Одним из важнейших мероприятий по подготовке станций к зиме является приведение станционных путей в состояние, обеспечивающее пропуск снегоочистителей и снегоуборочных машин. Для этого с междупутий убирают все материалы верхнего строения пути, детали подвижного состава, мусор, рассыпавшийся груз и сорную растительность. Эта работа выполняется специальными бригадами во главе с дорожным мастером или бригадиром пути. Если технологическим процессом предусмотрено размещение в междупутье стеллажей, средств механизации для безотцепочного ремонта вагонов, то очистка этих междупутий в зимний период должна производиться работниками вагонного хозяйства.
Ответственность за поддержание территории станции в надлежащем состоянии возлагается на начальника дистанции пути и начальника станции.
Составной частью технологического процесса работы станции зимой является организация и технология очистки и уборки снега с территории станции. Поэтому разрабатываемые графики снегоочистителей и снегоуборочных поездов увязаны с действующим графиком движения поездов на прилегающих участках.
|
Для организации работы по уборке снега со станций каждый ее парк разбивается на отдельные зоны (стрелочные горловины и станционные пути). Для этого на схему станции наносятся границы зон и указываются места выгрузки снега.
Выписки из оперативного плана очистки и уборки снега вывешиваются в помещениях дежурных по станции, маневровых диспетчеров, дежурных по горкам и паркам.
Качество подготовки станций к зиме проверяется во время осеннего комиссионного осмотра, при котором определяются:
-степень подготовки к зиме территории станции;
-готовность служебно-технических и бытовых помещений, технических обустройств парков, горок, вытяжек;
-качество освещения рабочих мест (горок, вытяжек, путей подгорочного парка, постов списывания в горловинах станций и т.д.);
-состояние путей и стрелочных переводов;
-наличие настилов на уровне головок рельсов.
Уборка снега на сортировочных, участковых и крупных пассажирских станциях производится снегоуборочными поездами, оборудованными радиосвязью с дежурными по станции (маневровым диспетчером) и с машинистом локомотива.
На участках, не оборудованных поездной радиосвязью, снегоуборочные поезда должны иметь телефонный аппарат. Руководитель работ должен быть обеспечен носимой радиостанцией для связи с дежурным по станции.
Рабочая скорость снегоуборочного поезда от 5 до 10 км/ч в зависимости от количества снега. В сортировочном парке в первую очередь очищается и убирается снег с горочной горловины и сортировочных путей в глубь парка на расстояние 150-200 м за третьей тормозной позицией. Очистка стрелочных переводов от снега и льда производится стационарными устройствами электрообогрева и пневмоочистки, шланговой пневмоочисткой и вручную с помощью инструментов.
Включение электрообогрева производит дежурный по станции с начала снегоотложения, а выключение через 1 час после его окончания для обеспечения испарения влаги с обогреваемых поверхностей. При включенных устройствах электрообогрева разрешается производить профилактическую ручную работу с неметаллическим инструментом. Выполнение каких-либо других работ на стрелке при включенных электрообогревателях запрещается.