Вид практики, способ и формы ее проведения




Программа учебной практики

для ОПОП «44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование»

Профиль «Логопедия »

квалификация (степень) выпускника бакалавр

по циклу Б2.П. – практики

Б.2.У.1 — учебная практика

 

Очная форма обучения
Курс – II, III
Семестр – 4, 5
Объем в часах всего – 468
Зачет – 4 семестр Дифф. зачет – 5 семестр

 

Екатеринбург 2017

1. Наименование практики: учебная.

2. Цели и задачи практики:

Цель учебной практики: формирование первичных практических навыков и умений в коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, исследовательской, культурно-просветительской деятельности.

Задачи учебной практики:

В области профессиональной деятельности:

- формировать готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами;

- формировать способность осуществлять коррекционно-образовательный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

- формировать способность использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии

формирование умений и навыков в области коррекционно-педагогической деятельности:

- формировать способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ;

- формировать готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты;

- формировать готовностью к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- формировать способностью к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности;

- формироватьспособность к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности;

формирование умений и навыков в области диагностико-консультативной деятельности:

- формировать способность к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития;

- формировать способность осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы;

- формировать готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением

формирование умений и навыков в области исследовательской деятельности:

- формировать способность к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности;

- формировать способность использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования.

формирование умений и навыков в области культурно-просветительской деятельности:

- формировать способность проводить работу по духовно-нравственному, эстетическому развитию лиц с ОВЗ, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры.

- формировать способностью к взаимодействию с общественными и социальными организациями, учреждениями образования, здравоохранения, культуры, с целью формирования и укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с ОВЗ.

 

3. Форма обучения: очная.

 

Вид практики, способ и формы ее проведения

4.1. Вид практики: учебная.

4.2. Тип практики: практика по получению первичных умений и навыков.

4.3. Способы проведения: стационарная.

4.4. Формы проведения: дискретная.

 

5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОПОП ВО

На 2 курсе

Код и формулировка компетенции Планируемые результатами освоения ОПОП ВО  
ОК-1-способностью использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве; Знать:основные типы философствования и типы философских мировоззрений; основные природные явления и методы их исследования; актуальные технологии обучения; Уметь:логически мыслить, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, ориентироваться в системе ценностей, осуществлять обоснованный выбор ценностных ориентаций; применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности; работать с компьютером, традиционными носителями информации по образцу; Владеть:базовыми философскими, естественнонаучными понятиями; навыками применения информационных технологий в своей профессиональной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
ОК-2-готовностью совершенствовать свою речевую культуру Знать:систему функциональных стилей русского языка и особенности их использования в соответствующих коммуникативных ситуациях; Уметь: логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; анализировать свою собственную речь и речь учащихся с позиций культуры речи; Владеть:навыками применения лингвистических знаний в процессе диагностической и коррекционной работы с лицами с ОВЗ; основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности; навыками литературной письменной и устной речи; приемами публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики
ОК-3 -способностью анализировать закономерности исторического процесса, осмыслять и анализировать профессионально и личностно значимые социокультурные проблемы, осознавать и выражать собственную мировоззренческую и гражданскую позицию Знать:международные и отечественные правовые документы, защищающие интересы лиц с ОВЗ; основные характеристики педагогических систем и специальных образовательных технологий в специальном образовании; основные проблемы, задачи и перспективы деонтологии в специальном образовании, ее прикладное значение в деятельности дефектолога; Уметь: пропагандировать толерантное отношение к лицам с ОВЗ среди широкой общественности; компетентно анализировать причины деонтологических ориентированных ситуаций и подбирать гуманистически ориентированные пути профессионального поведения; Владеть:основной терминологией в области специального образования; нормами профессионального поведения педагога.
ОК – 4 -способностью использовать базовые экономические и правовые знания в социальной и профессиональной сферах; Знать:понятие трудовой договор (контракт), трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение; Уметь:принимать решения и совершать действия в точном соответствии с законом; четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений; Владеть:навыками работы с законодательными документами;
ОК-6 -способностью к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм; Знать:основные проблемы, задачи и перспективы деонтологии в специальном образовании, ее прикладное значение в деятельности дефектолога; Уметь:работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ; соблюдать нормы профессионального поведения и этикета; соблюдать требования профессиональной этики при использовании диагностических и коррекционных методик; Владеть:нормами профессионального поведения дефектолога; навыками этикетно-речевого общения в бытовой, деловой, официальной тональности; навыками сотрудничества с коллегами на основе нравственных принципов.
ОК-7- способностью к самообразованию и социально-профессиональной мобильности; Знать:методы и приёмы самостоятельной работы с источниками специальной литературы; интегрировать знания, полученные на различных учебных дисциплинах; Уметь:проводить экспериментальное научное исследование в ходе исследовательской деятельности в процессе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ; Владеть:навыками планирования, организации и проведения научного экспериментального исследования.
ОК-8 -готовностью укреплять здоровье, поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; Знать:основы физической культуры и здорового образа жизни; нормативно-правовую базу охраны здоровья населения; Уметь:организовывать оздоровительно-просветительскую работу; выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации; Владеть:системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья;
ОК-9 -способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций Знать:методологические основы в области безопасность жизнедеятельности. Уметь:применять практические навыки обеспечения безопасности в опасных ситуациях, возникающих в учебном процессе, повседневной жизни; Владеть:правилами и техникой безопасности и оказания доврачебной помощи воспитанникам, обучающимся с органическими возможностями в условиях чрезвычайной ситуации.
ОПК-1 -готовностью сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; Знать:роль учителя-дефектолога в эффективной социализации ребенка с нарушениями речи первичного и вторичного характера; Умеет:обосновывать необходимость и значимость коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения первичного или вторичного характера. Владеет:навыками анализа специальной литературы;
ОПК-2 -готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами Знать:нормативно-правовую базу обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Уметь:использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность. Владеть:навыками работы с законодательными документами; нормами профессионального поведения педагога.
ОПК-4-готовностью к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья; Знать:различные формы получения образования ребенком с ОВЗ; основные варианты АООП для детей с ОВЗ; Уметь:подбирать оптимальные организационные формы работы с ребенком с различными вариантами психофизического недоразвития; Владеть:навыками прогностической деятельности при планировании психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
ОПК-5 -способность использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии Знать:основные требования к разработке и применению компьютерных упражнений и презентаций на коррекционных занятиях для детей с нарушениями в развитии. Уметь:использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии. Владеть:навыками оформления отчетной документации с использованием компьютерных и информационных технологии.
ПК-3 -готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ Знать:структуру и механизм нарушения при различных вариантах дизонтогенеза; закономерности психического развития личности; содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида; Уметь:проектировать перспективный план коррекционной работы с учетом структуры, механизма и степени нарушения при различных вариантах дизонтогенеза; Владеть:навыками планирования коррекционной работы;
ПК-4 -способность к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности Знать:основные параметры самоанализа профессиональной деятельности педагога образовательного учреждения; Уметь:самостоятельно проводить самоанализ своей диагностической деятельности; Владеть:терминологией, отражающей направления самоанализа;
ПК-5 -способность к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития Знать:принципы и методы клинико-психолого-педагогической диагностики и коррекции нарушений; основные принципы профилактики и оказания помощи детям с ОВЗ. Уметь:определять первичность или вторичность нарушений психофизических функций при различных вариантах дизонтогенеза; дифференцировать задания/пробы психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ в зависимости от специфики первичного нарушения. Владеть:навыками проведения и оценки результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ.
ПК-6 - способность осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы Знать:принципы осуществления мониторинга уровня сформированности ВПФ, Уметь:анализировать результаты диагностики и наблюдения; Владеть:навыками корректировки ранее разработанного плана коррекционной работы после проведения результатов промежуточного мониторинга.

6. Место учебной практики в структуре ОПОП ВО:

Теоретическую основу проведения учебной практики на 2 курсе составляют дисциплины: «Медико-биологические основы дефектологии», «Возрастная анатомия и физиология», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Невропатология», «Психопатология», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения».

В процессе прохождения практики закрепляются и углубляются знания по пройденным дисциплинам и их разделам, формируются первичные умения и навыки в разных видах профессиональной деятельности, необходимых, в свою очередь, для качественного усвоения дальнейших разделов и дисциплин и прохождения производственной (педагогической и преддипломной) практики, предусмотренных учебным планом специальности.

Содержание практики

Содержание практики на 2 курсе очной формы обучения

№ п/п Этап практики Виды учебной работы (деятельности), включая самостоятельную работу студентов Трудо-ём- кость Формы контроля
1. Организа- ционно-подготовительный Посещение установочной конференции, знакомство с программой практики, подготовка бланков отчетности   Отметки в дневнике
Посещение ОО. Ознакомление с основными направлениями работы конкретного ОО, его режимом работы, кадровым составом и контингентом учащихся.   Дневник Рабочая тетрадь
2. Основной Диагностико-консультативная: - изучение учащихся класса (группы): групповое, индивидуальное (распределение учащихся для курации); наблюдение, изучение медицинской и педагогической документации, беседы с педагогами;   Отчетная документация: дневник, рабочая тетрадь
- знакомство с ребенком, проведение диагностического интервью, подготовка методик для обследования;   Дневник, рабочая тетрадь
- проведение сокращенного медико-психолого-педагогического обследования ребенка.   Дневник, рабочая тетрадь
- анализ результатов медико-психолого-педагогического обследования учащихся на основе классификаций нарушений, изученных по базовым теоретическим дисциплинам;   Дневник Рабочая тетрадь
- осуществление дифференциальной диагностики нарушений развития, выявленных у курируемого учащегося;   Дневник, рабочая тетрадь
3. Итогово-обобщающий Обобщение результатов практики, подготовка отчетной документации   Отчетная документация
Участие в итоговой конференции   Отметка в дневнике
Итого  

 

8.1. Организация практики на 2 курсе

Перед выходом на практику студенты принимают участие в установочной конференции, где получают информацию о сроках, задачах, содержании практики, распределении по базовым учреждениям, групповом и методическом руководстве практикой в соответствии с приказом, требованиям к видам, формам и срокам отчетных мероприятий и документации.

Первая неделя:

1. Организованный выход в образовательное учреждение; распределение по классам (группам).

2. Знакомство с базовым учреждением в ходе групповых и индивидуальных бесед с администрацией, педагогами-наставниками.

3. Изучение медицинской и психолого-педагогической документации на учащихся класса (группы, ребенка).

4. Знакомство с курируемым ребенком, сбор данных, проведение первого этапа диагностических мероприятий.

Вторая неделя:

1. Проведение второго этапа диагностических мероприятий ребенком.

2. Составление медико-психолого-педагогического заключения курируемого ученика.

3. Заполнение отчетной документации (дневник, рабочая тетрадь).

Третья неделя:

1. Обсуждение и защита результатов обследования

2. Заключительным этапом прохождения практики является участие в итоговой конференции.

Итоговой аттестацией учебной практики на 2 курсе является зачет.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: