Программа учебной практики
для ОПОП «44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование»
Профиль «Логопедия »
квалификация (степень) выпускника бакалавр
по циклу Б2.П. – практики
Б.2.У.1 — учебная практика
Очная форма обучения |
Курс – II, III |
Семестр – 4, 5 |
Объем в часах всего – 468 |
Зачет – 4 семестр Дифф. зачет – 5 семестр |
Екатеринбург 2017
1. Наименование практики: учебная.
2. Цели и задачи практики:
Цель учебной практики: формирование первичных практических навыков и умений в коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, исследовательской, культурно-просветительской деятельности.
Задачи учебной практики:
В области профессиональной деятельности:
- формировать готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами;
- формировать способность осуществлять коррекционно-образовательный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- формировать способность использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии
формирование умений и навыков в области коррекционно-педагогической деятельности:
- формировать способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ;
- формировать готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты;
|
- формировать готовностью к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- формировать способностью к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности;
- формироватьспособность к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности;
формирование умений и навыков в области диагностико-консультативной деятельности:
- формировать способность к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития;
- формировать способность осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы;
- формировать готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением
формирование умений и навыков в области исследовательской деятельности:
- формировать способность к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности;
- формировать способность использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования.
|
формирование умений и навыков в области культурно-просветительской деятельности:
- формировать способность проводить работу по духовно-нравственному, эстетическому развитию лиц с ОВЗ, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры.
- формировать способностью к взаимодействию с общественными и социальными организациями, учреждениями образования, здравоохранения, культуры, с целью формирования и укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с ОВЗ.
3. Форма обучения: очная.
Вид практики, способ и формы ее проведения
4.1. Вид практики: учебная.
4.2. Тип практики: практика по получению первичных умений и навыков.
4.3. Способы проведения: стационарная.
4.4. Формы проведения: дискретная.
5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОПОП ВО
На 2 курсе
Код и формулировка компетенции | Планируемые результатами освоения ОПОП ВО |
ОК-1-способностью использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве; | Знать:основные типы философствования и типы философских мировоззрений; основные природные явления и методы их исследования; актуальные технологии обучения; Уметь:логически мыслить, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, ориентироваться в системе ценностей, осуществлять обоснованный выбор ценностных ориентаций; применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности; работать с компьютером, традиционными носителями информации по образцу; Владеть:базовыми философскими, естественнонаучными понятиями; навыками применения информационных технологий в своей профессиональной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. |
ОК-2-готовностью совершенствовать свою речевую культуру | Знать:систему функциональных стилей русского языка и особенности их использования в соответствующих коммуникативных ситуациях; Уметь: логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; анализировать свою собственную речь и речь учащихся с позиций культуры речи; Владеть:навыками применения лингвистических знаний в процессе диагностической и коррекционной работы с лицами с ОВЗ; основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности; навыками литературной письменной и устной речи; приемами публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики |
ОК-3 -способностью анализировать закономерности исторического процесса, осмыслять и анализировать профессионально и личностно значимые социокультурные проблемы, осознавать и выражать собственную мировоззренческую и гражданскую позицию | Знать:международные и отечественные правовые документы, защищающие интересы лиц с ОВЗ; основные характеристики педагогических систем и специальных образовательных технологий в специальном образовании; основные проблемы, задачи и перспективы деонтологии в специальном образовании, ее прикладное значение в деятельности дефектолога; Уметь: пропагандировать толерантное отношение к лицам с ОВЗ среди широкой общественности; компетентно анализировать причины деонтологических ориентированных ситуаций и подбирать гуманистически ориентированные пути профессионального поведения; Владеть:основной терминологией в области специального образования; нормами профессионального поведения педагога. |
ОК – 4 -способностью использовать базовые экономические и правовые знания в социальной и профессиональной сферах; | Знать:понятие трудовой договор (контракт), трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение; Уметь:принимать решения и совершать действия в точном соответствии с законом; четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений; Владеть:навыками работы с законодательными документами; |
ОК-6 -способностью к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм; | Знать:основные проблемы, задачи и перспективы деонтологии в специальном образовании, ее прикладное значение в деятельности дефектолога; Уметь:работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ; соблюдать нормы профессионального поведения и этикета; соблюдать требования профессиональной этики при использовании диагностических и коррекционных методик; Владеть:нормами профессионального поведения дефектолога; навыками этикетно-речевого общения в бытовой, деловой, официальной тональности; навыками сотрудничества с коллегами на основе нравственных принципов. |
ОК-7- способностью к самообразованию и социально-профессиональной мобильности; | Знать:методы и приёмы самостоятельной работы с источниками специальной литературы; интегрировать знания, полученные на различных учебных дисциплинах; Уметь:проводить экспериментальное научное исследование в ходе исследовательской деятельности в процессе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ; Владеть:навыками планирования, организации и проведения научного экспериментального исследования. |
ОК-8 -готовностью укреплять здоровье, поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; | Знать:основы физической культуры и здорового образа жизни; нормативно-правовую базу охраны здоровья населения; Уметь:организовывать оздоровительно-просветительскую работу; выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации; Владеть:системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья; |
ОК-9 -способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций | Знать:методологические основы в области безопасность жизнедеятельности. Уметь:применять практические навыки обеспечения безопасности в опасных ситуациях, возникающих в учебном процессе, повседневной жизни; Владеть:правилами и техникой безопасности и оказания доврачебной помощи воспитанникам, обучающимся с органическими возможностями в условиях чрезвычайной ситуации. |
ОПК-1 -готовностью сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; | Знать:роль учителя-дефектолога в эффективной социализации ребенка с нарушениями речи первичного и вторичного характера; Умеет:обосновывать необходимость и значимость коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения первичного или вторичного характера. Владеет:навыками анализа специальной литературы; |
ОПК-2 -готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами | Знать:нормативно-правовую базу обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Уметь:использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность. Владеть:навыками работы с законодательными документами; нормами профессионального поведения педагога. |
ОПК-4-готовностью к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья; | Знать:различные формы получения образования ребенком с ОВЗ; основные варианты АООП для детей с ОВЗ; Уметь:подбирать оптимальные организационные формы работы с ребенком с различными вариантами психофизического недоразвития; Владеть:навыками прогностической деятельности при планировании психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. |
ОПК-5 -способность использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии | Знать:основные требования к разработке и применению компьютерных упражнений и презентаций на коррекционных занятиях для детей с нарушениями в развитии. Уметь:использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии. Владеть:навыками оформления отчетной документации с использованием компьютерных и информационных технологии. |
ПК-3 -готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ | Знать:структуру и механизм нарушения при различных вариантах дизонтогенеза; закономерности психического развития личности; содержание основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида; Уметь:проектировать перспективный план коррекционной работы с учетом структуры, механизма и степени нарушения при различных вариантах дизонтогенеза; Владеть:навыками планирования коррекционной работы; |
ПК-4 -способность к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности | Знать:основные параметры самоанализа профессиональной деятельности педагога образовательного учреждения; Уметь:самостоятельно проводить самоанализ своей диагностической деятельности; Владеть:терминологией, отражающей направления самоанализа; |
ПК-5 -способность к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития | Знать:принципы и методы клинико-психолого-педагогической диагностики и коррекции нарушений; основные принципы профилактики и оказания помощи детям с ОВЗ. Уметь:определять первичность или вторичность нарушений психофизических функций при различных вариантах дизонтогенеза; дифференцировать задания/пробы психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ в зависимости от специфики первичного нарушения. Владеть:навыками проведения и оценки результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ. |
ПК-6 - способность осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы | Знать:принципы осуществления мониторинга уровня сформированности ВПФ, Уметь:анализировать результаты диагностики и наблюдения; Владеть:навыками корректировки ранее разработанного плана коррекционной работы после проведения результатов промежуточного мониторинга. |
6. Место учебной практики в структуре ОПОП ВО:
|
Теоретическую основу проведения учебной практики на 2 курсе составляют дисциплины: «Медико-биологические основы дефектологии», «Возрастная анатомия и физиология», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Невропатология», «Психопатология», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения».
В процессе прохождения практики закрепляются и углубляются знания по пройденным дисциплинам и их разделам, формируются первичные умения и навыки в разных видах профессиональной деятельности, необходимых, в свою очередь, для качественного усвоения дальнейших разделов и дисциплин и прохождения производственной (педагогической и преддипломной) практики, предусмотренных учебным планом специальности.
Содержание практики
Содержание практики на 2 курсе очной формы обучения
№ п/п | Этап практики | Виды учебной работы (деятельности), включая самостоятельную работу студентов | Трудо-ём- кость | Формы контроля |
1. | Организа- ционно-подготовительный | Посещение установочной конференции, знакомство с программой практики, подготовка бланков отчетности | Отметки в дневнике | |
Посещение ОО. Ознакомление с основными направлениями работы конкретного ОО, его режимом работы, кадровым составом и контингентом учащихся. | Дневник Рабочая тетрадь | |||
2. | Основной | Диагностико-консультативная: - изучение учащихся класса (группы): групповое, индивидуальное (распределение учащихся для курации); наблюдение, изучение медицинской и педагогической документации, беседы с педагогами; | Отчетная документация: дневник, рабочая тетрадь | |
- знакомство с ребенком, проведение диагностического интервью, подготовка методик для обследования; | Дневник, рабочая тетрадь | |||
- проведение сокращенного медико-психолого-педагогического обследования ребенка. | Дневник, рабочая тетрадь | |||
- анализ результатов медико-психолого-педагогического обследования учащихся на основе классификаций нарушений, изученных по базовым теоретическим дисциплинам; | Дневник Рабочая тетрадь | |||
- осуществление дифференциальной диагностики нарушений развития, выявленных у курируемого учащегося; | Дневник, рабочая тетрадь | |||
3. | Итогово-обобщающий | Обобщение результатов практики, подготовка отчетной документации | Отчетная документация | |
Участие в итоговой конференции | Отметка в дневнике | |||
Итого |
8.1. Организация практики на 2 курсе
Перед выходом на практику студенты принимают участие в установочной конференции, где получают информацию о сроках, задачах, содержании практики, распределении по базовым учреждениям, групповом и методическом руководстве практикой в соответствии с приказом, требованиям к видам, формам и срокам отчетных мероприятий и документации.
Первая неделя:
1. Организованный выход в образовательное учреждение; распределение по классам (группам).
2. Знакомство с базовым учреждением в ходе групповых и индивидуальных бесед с администрацией, педагогами-наставниками.
3. Изучение медицинской и психолого-педагогической документации на учащихся класса (группы, ребенка).
4. Знакомство с курируемым ребенком, сбор данных, проведение первого этапа диагностических мероприятий.
Вторая неделя:
1. Проведение второго этапа диагностических мероприятий ребенком.
2. Составление медико-психолого-педагогического заключения курируемого ученика.
3. Заполнение отчетной документации (дневник, рабочая тетрадь).
Третья неделя:
1. Обсуждение и защита результатов обследования
2. Заключительным этапом прохождения практики является участие в итоговой конференции.
Итоговой аттестацией учебной практики на 2 курсе является зачет.