Содержание
Пояснительная записка.
Актуальность:
Дополнительное образование расширяет возможности детей в получении знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно адаптироваться в социальной среде, сделать правильный выбор будущей профессии, развить и реализовать творческий потенциал.
Государственная политика в области образования нацеливает педагогическое сообщество на создание условий, способствующих вовлечению максимального количества детей в летний (досуговый) период в деятельность по освоению краткосрочных программ с получением реального продукта за короткий срок.
В связи с этим была написана данная краткосрочная дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Вагончик новостей», которая способствует формированию интереса к журналистике, опираясь на индивидуальные особенности учащихся, содействует развитию творческих способностей, логического мышления, речи и самостоятельности учащихся через практическую деятельность.
Особенности построения содержания курса:
Содержание учебного материала программы обладает новизной для обучающихся, создает условия для активного включения учащихся в окружающую их социальную среду, предполагает раннюю профориентацию, которая преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий).
На занятиях юные корреспонденты получают навык оформления газет, написания статей, работы с фотоаппаратом, интервьюирования, совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им ранее в каких - либо видах трудовой деятельности.
Программа учитывает изменение информационной структуры общества и предполагает использовать информационные технологии как одну из форм организации работы с детьми.
|
Условия реализации:
Кратковременная образовательная практика предназначена для детей 6-7 лет и рассчитана на
8 занятий по 30 минут с группой из 12 детей. Набор в группу осуществляется на основе добровольного свободного выбора ребенка и его родителей.
Цель программы:
Содействие развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся,
социализация ребёнка посредством включения его в журналистскую деятельность
Задачи программы:
- познакомить с журналистскими профессиями и структурой газетного номера, развивать умение презентовать результат своей деятельности
- развивать информационную компетентность дошкольника
- сформировать навыки коммуникации: совместной деятельности и диалогового общения;
Планируемый результат:
Предметный:
Учащийся получил базовые знания использования информационно-компьютерных технологий, первичные навыки создания номера газеты, знает его основные структурные элементы, имеет представление о профессиях оформитель, фотожурналист, редактор, корреспондент;
Метапредметный:
Учащийся умеет формулировать вопрос, обрабатывать информацию, работать с различными её источниками, презентовать результат своей работы;
Личностный:
Учащийся умеет работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, контактировать с разными людьми, помогать другому.
Учебно-тематическое планирование (8 часов).
№ п/п | Раздел, тема. | Количество часов | |
1. | «Я- фотожурналист» | ||
2. | «Я-оформитель» | ||
3. | «Юный репортер» | ||
4. | «Любопытный вопрос» | ||
5. | «Мастер слова» | ||
6. | «Журнал новостей» | ||
7. | «Внимание! Работают корреспонденты» | ||
8. | «Вагончик новостей» | ||
ИТОГО: | 8 часов |
|
Содержание программы
1. «Я-фотожурналист» способствует формированию у детей интереса к профессии фотограф, умению различать жанры фотографии, выбирать ракурс и освещение.
Тема | Задачи | Формы проведения занятия и | Виды учебной деятельности учащихся | Термины, понятия | Оборудование. |
«Я-фотожурналист» | Ознакомится с основными частями фотоаппарата, режимами фотосъемки. Практически научиться выбирать правильное освещение, ракурс. | Практическое занятие, групповая работа. | Слушание информации, анализирование готовых изображений, выполнение творческих заданий, подготовка материалов для печати в прессе. | Ракурс. Освещение. | Фотоаппарат, экран, штатив, USB-флеш-накопитель. |
Оформитель» способствует формированию у детей интереса к профессии дизайнер-верстальщик (оформитель), умению выполнять художественно-оформительские работы.
Тема | опис | Формы проведения занятия | Виды | Термины, понятия | Оборудование. |
«Я-оформитель» | Отобрать лучшие фотографии, получившиеся на первом занятии, оформить фотовыставку. С помощью голосования, выбрать четверку лучших фотографов. | Практическое занятие; создание проекта; коллективная работа; | Повторение пройденного материала в виде игры «Домик для фото», составление алгоритма подготовки фотографии для оформления фотовыставки, диалоговое общение; | Фотовыставка, художественно-оформительская работа, композиция. | Ватман, ножницы, фотографии, клей, оформительские заготовки. Листы голосования. |
|
3.«Юный репортер» способствует формированию у детей интереса к профессии репортер, умению брать интервью, формулировать и задавать интересные вопросы.
Тема | Задачи | Формы проведения занятия | Виды учебной деятельности обучающихся | Термины, понятия | Оборудование. |
«Юный репортер» | Ознакомиться с видами интервью (монолог, диалог, коллективное интервью). Практическая работа: формулирование вопроса. | Практическое занятие, групповая работа. | творческий практикум по формулированию вопросов; ситуативные тренинги; пресс-конференция юных журналистов. | Интервью, пресс-конференция,диктофон. | Листок бумаги, ручка, экран, диктофон. |
4. «Любопытный вопрос» способствует формированию у детей интереса к профессии редактор, умению выдавать задания, проверять качество напечатанного материала и вносить правки.
Тема | Задачи | Формы проведения занятия | Виды учебной деятельности обучающихся | Термины, понятия | Оборудование. |
«Любопытный вопрос» | Отобрать интересные вопросы, с пресс-конференции оформить вопрос с помощью компьютера. С помощью голосования, выбрать четверку лучших интервьюеров. | Практическое занятие; создание проекта; коллективная работа; | Составление алгоритма оформления выставки вопросов, создание выставки, ведение диалогового общения, коллективный выбор способа оформления. | Социальная сеть, программа «Paint», инструмент «Надпись», | Ватман, ножницы, фотографии, клей, оформительские заготовки. Листы голосования. |
5. «Мастер слова» способствует у детей формирование интереса к профессии репортер, умение писать событийные очерки.
Тема | Задачи | Формы проведения занятия | Виды учебной деятельности обучающихся | Термины, понятия | Оборудование. |
«Мастер слова» | Узнать, что такое событийный очерк. Практическая работа: написание очерка. | Практическое занятие; коллективная работа; | Активное слушание, свободная творческая дискуссия о теме будущего очерка; составление алгоритма будущего очерка; групповая и парная работа; практическая деятельность по написанию собственного очерка; | Очерк, событийный очерк, репортаж | Компьютеры, листы, ручки. |
6. «Журнал новостей» способствует формированию у детей интереса к профессии дизайнер-верстальщик (оформитель), умению выполнять художественно-оформительские работы.
Тема | Задачи | Формы проведения занятия | Виды учебной деятельности обучающихся | Термины, понятия | Оборудование. |
«Журнал новостей» | Создание собственных журналов с авторскими очерками. Выбрать четверку лучших репортеров | Практическое занятие; создание проекта; коллективная работа; | Разработать дизайн своего журнала, определиться с тематикой оформления, составить алгоритм работы над журналом, оформить материал. | Дизайн, оформление, алгоритм, шаблон, заготовки. | Ватман, ножницы, фотографии, клей, оформительские заготовки. Листы голосования. |
7. «Внимание! Работают корреспонденты!» способствует формированию у детей интереса к основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества, раскрывает творческие способности учащихся при освещении событий Центра «Эврика.
Тема | Задачи | Формы проведения занятия | Виды учебной деятельности обучающихся. | Термины, понятия | Оборудование. |
«Внимание! Работают корреспонденты!» | Практическая работа: из учащихся формируются 4 группы по 3 человека, в которых находиться 1 фотограф,1 интервьюер, 1 репортер. Корреспонденты выходят на занятия к другим преподавателям и собирают материал для газеты (интервью, очерк, фото). | Ролевая игра | Сбор материала для создания газеты; групповая работа; поиск контакта с людьми в новых условиях; применение ранее полученных знаний на практике. | Фотограф, интервьюер, репортер, газета, материал, контакт. | Фотоаппарат, диктофон, ручка, блокнот. |
8.«Вагончик новостей» способствует формированию у детей интереса к профессии дизайнер-верстальщик (оформитель), редактор, умению выполнять художественно-оформительские работы, умению выдавать задания, проверять качество напечатанного материала и вносить правки.