Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий




Малютина Мария Петровна, учитель начальной школы

МАОУ Школа «Перспектива» г. Томск

Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования – основная задача федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований необходимых к достижению младшими школьниками предметных, метапредметных и личностных результатов.

По мнению М.И. Кузнецовой, «Результаты обучения – это совокупность знаний, умений, навыков, которыми должны обладать учащиеся в момент окончания обучения, один из основных показателей эффективности работы всей системы образования».

Требования к результатам:

• усвоение знаний, умений и навыков по предмету;

• усвоение учащимися универсальных учебных действий;

• готовность и способность к саморазвитию.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования должен обеспечивать:

• единство образовательного пространства Российской Федерации;

• преемственность основных образовательных программ начального общего образования.

Достижения результатов образования, указанные в стандарте, обеспечиваются, благодаря, формированию системы универсальных учебных действий, ведущей составляющей которых на этапе начального общего образования являются познавательные УУД. Они обеспечивают создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.

Во ФГОС НОО дается следующее определение универсальных учебных действий: «Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».

А. Г. Асмолов понятие «универсальные учебные действия» толкует в двух значениях (в широком и узком значениях). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса в начальной школе может быть обеспечено формированием готовности учащихся использовать универсальные учебные действия.

По мнению О.А. Еник, «познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации».

В блоке познавательных универсальных учебных действий А. Г. Асмолов выделяет общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы. Каждое действие включает в себя конкретные приемы деятельности, которыми должен овладеть обучающийся.

О.А Еник указывает, что формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся невозможно без развития мышления, которое в младшем школьном возрасте становится более гибким и сложным. Однако в период младшего школьного возраста развитие памяти, внимания, мышления и воображения, также, как и формирование учебно-познавательной компетентности происходит в учебной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на данном этапе развития ребенка. Именно учебная деятельность позволяет решить важнейшие задачи развития в младшем школьном возрасте, а именно формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов, а также развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться». Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка начинают формироваться научные понятия, в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта целенаправленного обучения.

В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со своей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого формирования системы познавательных универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.

Трудности в формировании познавательных универсальных учебных действий у учащихся младшей школы обусловлены тем, что дети разнородны по своему составу. Они различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков. Различны и достижения детей в плане знаний, представлений об окружающем мире, навыков различных видах деятельности.

По мнению И.В. Дубровиной, глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действия в этом мире.

Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.

По мнению О.А. Еник, «Чтобы познавательные универсальные действия эффективно формировались у младших школьников необходимо соблюдать определенные условия:

1. Необходимо вовлечь каждого ученика в работу, обеспечить заинтересованность в изучении нового материала.

2. Использовать на уроках информационно-коммуникационные технологии, методический материал, справочник и др. Учитель должен добиваться того, чтобы каждый ребенок пользоваться учебной литературой самостоятельно.

3. Использование практического опыта обучающихся, опыта выполнения ими практических заданий в школе или дома. Поисковые ситуации в этом случае будут возникать при попытке обучающихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: