При отборе материала на этапе формирования познавательных универсальных действий у обучающихся 4 класса учитывается то, что задания, предложенные учащимся, развивающего и характера, оказывают воздействие на развитие соответствующих умений. При отборе и разработке заданий, выполнялись следующие требования:
1. Все задания составляются на основе материала, соответствующего изучаемой теме на уроке, блоку тем.
2. Задания должны обеспечивать развитие мыслительных операций школьника.
3. Практическое применение заданий предполагает усложнение в зависимости от усвоенной информации.
4. Они должны соответствовать уровню развития способностей и умений младших школьников.
5. Задания должны иметь четкую и понятную формулировку.
6. Задания должны сопровождаться письменной фиксацией, с целью дальнейшей диагностики результатов обучения.
Задания на «подведение под понятие:
Цель данных заданий – формировать умение распознавать общее и частное у объектов, выделяя их существенные признаки.
Примером такой работы может служить задание «Стилистическая характеристика понятий».
Описание задания (первый вариант): ученикам дается готовый список слов, записанных на доске, им нужно построить лестницу понятий, распределив слова по соответствующим колонкам в таблице (книжная, нейтральная, сниженная лексика).
Описание задания (второй вариант): дается список слов (книжные), но неполный и дети сами должны найти недостающие компоненты (нейтральные, сниженные) к книжному слову (с помощью словаря), самостоятельно построив лестницу понятий.
Материал к первому варианту задания: триады слов представлены на доске: спать, почивать, дрыхнуть; помереть, скончаться, умереть; украсть, похитить, стащить; плестись, шествовать, идти; здоровенный, гигантский, большой; заплакать, возрыдать, разреветься; ходатайствовать, клянчить, просить; гляделки, очи, глаза; клич, галдёж, крик; скорбный, смурной, печальный.
|
Материал ко второму варианту задания: список слов на листочках: множество, расхищать, дерзновенный, низвергнуться, рыдать, лгун, дитя, вкушать.
Дети выполняют задания, заполняя таблицы, предложенные им на карточках.
Задания, направленные на классификацию объектов:
Цель: научить младших школьников осуществлять классификацию объектов.
Примером такой работы может служить задание «Поиск лишнего».
Описание задания: ученикам нужно в представленных им группах слов найти лишнее, указав признак классификации и четко обосновав свой выбор.
Материал: карточка со списком слов:
1. Сберегу, терплю, открою, увлеку.
2. Собира..м, слыш…м, натира..м, замерза..м.
3. Он слыш..т, обид..т, верт..т, чита.т.
Дети выполняют задание, заполняя таблицу, предложенную им на карточках.
Задания на моделирование:
Цель: сформировать умение использовать метод наглядного моделирования с графическим способом предоставления информации – моделью.
Примером такой работы может служить задание «Члены предложения».
Описание задания: ученикам предлагаются карточки со схемой. Задача- самостоятельно заполнить пропуски в схеме на тему «Предложение». После выполнения задания ученики обмениваются своими схемами с одноклассниками по парте, берут цветную ручку (зеленую) и сверяют ее с образцом (образец появляется на слайде). После проверки выставляют оценки (нет ошибок – пятерка, 1 ошибки – четверка, 2-3 ошибки – тройка, более 3 ошибок – двойка).
|
Дети выполняют задание, заполняя схему, предложенную им на карточках.
Задания для работы текстом:
Цель: научить младших школьников работать с текстами и извлекать необходимую информацию из них.
Примером такой работы может служить задание «Анализ текста».
Описание задания: ученикам дается текст, который они должны внимательно прочитать, после чего озаглавить его и выполнить к нему задания (озаглавить текст, разбить его на части и составить план, определить главную мысль текста, определить тип текста).
Материал: карточки с текстом и заданиями:
Земля долго ждала дождя. Дождь начался на рассвете. Ветер волной пробежал по ниве, пригнул одинокую берёзку у оврага и вдруг взметнул столбы пыли, расстелил до земли колосья ржи. Упали первые крупные, тяжёлые капли. Они падали всё чаще и чаще, пошли мелкой дробью, потом разом хлынул неукротимый ливень. Ливень шумел по косогорам, земля набухла и почернела. После долгих засушливых дней она задышала и ожила. Живительная влага напоила поле. Дождь кончился внезапно. С неба брызнули солнечные лучи. Солнце и тёплый ветерок подсушили колосья, рожь поднялась, в небо глянули синие глаза васильков.
1. Озаглавь текст:
2. Разбей текст на части и составь план:
1) _______________________________________________________
2) _______________________________________________________
3) _______________________________________________________
4) _______________________________________________________
3. Определи главную мысль текста:
4. Определи тип текста:
Задания на построение речевого высказывания и письменной форме:
|
Цель: формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Примером такой работы может служить задание «Однородные члены предложения». Описание задания: Даны предложения. Нужно списать их, вставляя пропущенные буквы, найти в каждом основу и однородные второстепенные члены предложения и подчеркнуть их. В третьем пункте учитель включает в задание воображаемого мальчика, у которого возникла трудность: «Миша в третьем предложении нашел однородные определения в тексте: пока мы ехали, все время тянулись высокие холмы, выжженная равнина, знойное небо. Он рассуждал так:
- Если слова холмы, равнина, небо – это однородные подлежащие, значит, те слова, которые их определяют (загорелые, выжженная, знойное)– это однородные определения». Нужно письменно доказать, правильно ли мальчик рассуждал, либо ошибся. Запись выполняется в тетрадях.
Материал: предложения на карточках:
1. С давних времен люди м(е/и)чтали о д(а/о)бре, правде, счастье.
2. Вдруг тонкий, св(и/е)стящий, прерывистый звук раздался в воздухе.
3. Пока мы ехали, все время тянулись высокие х(а/о)лмы, выжженная равнина, знойное небо.
Заключение
Таким образом, познавательные универсальные учебные действия направлены на обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков, компетенций в любой предметной области. Показателем сформированности познавательных УУД выступает умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке, умение делать выводы, умение отличать известное от неизвестного, анализ объектов с целью выделения существенных признаков, группировка и классификация объектов, установление причинно-следственных связей, умение выявить аналогии на предметном материале, умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем.
Задания, предложенные в докладе, способствуют решению задачи повышения уровня предметных знаний и уровня познавательных УУД. При отборе материала учитывалось то, что задания, предложенные учащимся, развивающего и диагностического характера, оказывают воздействие на формирование соответствующих умений.