Активизация речевого общения детей посредством элементов куклотерапии




Куклотерапия – это метод воздействия на ребенка для развития его речевого общения. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения.

Игрушка побуждает к активным речевым действиям застенчивых и замкнутых детей.

Взаимодействие с семьей ребенка.

Увидев, как интересно ребенку на таких занятиях, родители рады сотрудничать, выполнять заготовки для изготовления кукол.

Сколько радости и гордости у ребенка: «Это мы с мамой сделали…»

Задачи:

1. обогащение словарного запаса;

2. исправление звукопроизношения;

3. формирование грамматического строя речи;

4. развитие связной речи и диалогического общения;

5. развитие пространственного ориентирования;

6. совершенствование мелкой моторики и координации движений.

7. развитие навыков коммуникативного воздействия детей друг на друга.

Этапы работы:

I. Подготовительный этап

- знакомство детей с готовыми куклами;

- игра-диалог с одной из понравившихся ребенку кукол;

- знакомство родителей с технологией куклотерапии (задачи, показ видеоматериалов с участием детей, значимость технологии для развития речи ребенка, мастер-класс по изготовлению куклы, рекомендация литературных источников);

- придумывание детьми любимого персонажа - образа будущей куклы и его зарисовка;

- беседа с ребенком по рисунку: обсуждение внешнего вида куклы, ее характера, настроения;

- подготовка к изготовлению куклы: выбор материалов для ее выполнения;

II. Основной этап

- моделирование куклы из заготовленных педагогом или ребенком, совместно с родителями деталей;

- вербализация куклы;

- кукольная театрализация (придумывание историй, которые кукла хотела бы рассказать о себе, с привлечением других, одной или нескольких, кукол для составления творческого рассказа).

III. Заключительный этап

- анализ, обсуждение (побуждение детей анализировать деятельность куклы, рассказывать об этапах речевой работы, обсуждать достижения куклы, дарить кукол друг другу, помещать кукол в город, в котором они будут жить до следующей игры).

Формы работы

На индивидуальных занятиях использую прием – «театр одного актера». Ребенку предлагается с помощью куклы играть в различные игры, выполнять задания, вести диалог как бы от ее лица.

На занятиях малой подгруппой используются одна или несколько кукол для построения диалога, придумывания историй, которые куклы хотели бы рассказать о себе, для составления творческого рассказа.

Процесс изготовления куклы.

Наши куклы выполнены из пенопластовых шариков и сердечек различной величины и бумажных завитков, скрученных методом квиллинга.

Процесс изготовления куклы сопряжен с речью. Например, при назывании материалов, используемых для изготовления куклы, образовываем относительные прилагательные; при моделировании животных образовываем и закрепляем притяжательные прилагательные, проговариваем все действия.

Вместе с ребенком раскрываем характер персонажа. Составляем описательный рассказ по плану.

Индивидуальная работа по исправлению звукопроизношения.

Дети объясняют и показывают куклам, правильный артикуляционный уклад для произнесения звука. Закрепление произношения изолированного звука.

Закрепление произношения звука в слогах. Скучный и однообразный вид деятельности – многократное произнесение одного и того же слога или группы слогов вместе с куклой становится намного интереснее. Кукла шагает по дорожке и произносит слоги.

Закрепление поставленного звука в слогах.

Закрепление звука в словах, тоже происходит через куклу. Это она «называет» предметы на картинках. При этом дети быстрее замечают ошибки звукопроизношения, допущенные куклой, и исправляют ее.

Логопед создает ситуацию и побуждает ребенка к построению предложений с использованием слов с закрепляемым звуком.

- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

- Построение предложений с предлогами.

Составление предложений с предлогами.

Кукла сама выбирает маршрут и рассказывает о пути, составляя предложения с простыми и сложными предлогами.

Закрепление притяжательных прилагательных.

Играя с куклами-животными, дети закрепляют в речи притяжательные прилагательные.

Вывод: Благодаря куклотерапии значительно быстрее исчезают речевые недостатки, страхи. В ходе самостоятельной деятельности дети объясняют своим куклам, как должен работать язык, губы при произнесении отдельных звуков. Игры с куклами помогают ребенку не только преодолевать речевые трудности, но и самосовершенствоваться, став коммуникабельным, эмоциональным, адекватным в игровой среде.

Куклотерапия делает занятия интересными, эмоционально окрашенными, дает возможность испытывать удовлетворение от занятий.

У детей улучшилась память, речь, расширились познания. Они, не стесняясь, выражали свои эмоции. Учились передавать настроение, интонацию. Посредством куклотерапии гасилась агрессивность.

Дети нуждаются в постоянном общении. Куклотерапия позволяет расширить границы общения, круг интересов, знаний.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: