Куклотерапия – это метод воздействия на ребенка для развития его речевого общения. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения.
Игрушка побуждает к активным речевым действиям застенчивых и замкнутых детей.
Взаимодействие с семьей ребенка.
Увидев, как интересно ребенку на таких занятиях, родители рады сотрудничать, выполнять заготовки для изготовления кукол.
Сколько радости и гордости у ребенка: «Это мы с мамой сделали…»
Задачи:
1. обогащение словарного запаса;
2. исправление звукопроизношения;
3. формирование грамматического строя речи;
4. развитие связной речи и диалогического общения;
5. развитие пространственного ориентирования;
6. совершенствование мелкой моторики и координации движений.
7. развитие навыков коммуникативного воздействия детей друг на друга.
Этапы работы:
I. Подготовительный этап
- знакомство детей с готовыми куклами;
- игра-диалог с одной из понравившихся ребенку кукол;
- знакомство родителей с технологией куклотерапии (задачи, показ видеоматериалов с участием детей, значимость технологии для развития речи ребенка, мастер-класс по изготовлению куклы, рекомендация литературных источников);
- придумывание детьми любимого персонажа - образа будущей куклы и его зарисовка;
- беседа с ребенком по рисунку: обсуждение внешнего вида куклы, ее характера, настроения;
- подготовка к изготовлению куклы: выбор материалов для ее выполнения;
II. Основной этап
- моделирование куклы из заготовленных педагогом или ребенком, совместно с родителями деталей;
- вербализация куклы;
- кукольная театрализация (придумывание историй, которые кукла хотела бы рассказать о себе, с привлечением других, одной или нескольких, кукол для составления творческого рассказа).
III. Заключительный этап
- анализ, обсуждение (побуждение детей анализировать деятельность куклы, рассказывать об этапах речевой работы, обсуждать достижения куклы, дарить кукол друг другу, помещать кукол в город, в котором они будут жить до следующей игры).
Формы работы
На индивидуальных занятиях использую прием – «театр одного актера». Ребенку предлагается с помощью куклы играть в различные игры, выполнять задания, вести диалог как бы от ее лица.
На занятиях малой подгруппой используются одна или несколько кукол для построения диалога, придумывания историй, которые куклы хотели бы рассказать о себе, для составления творческого рассказа.
Процесс изготовления куклы.
Наши куклы выполнены из пенопластовых шариков и сердечек различной величины и бумажных завитков, скрученных методом квиллинга.
Процесс изготовления куклы сопряжен с речью. Например, при назывании материалов, используемых для изготовления куклы, образовываем относительные прилагательные; при моделировании животных образовываем и закрепляем притяжательные прилагательные, проговариваем все действия.
Вместе с ребенком раскрываем характер персонажа. Составляем описательный рассказ по плану.
Индивидуальная работа по исправлению звукопроизношения.
Дети объясняют и показывают куклам, правильный артикуляционный уклад для произнесения звука. Закрепление произношения изолированного звука.
Закрепление произношения звука в слогах. Скучный и однообразный вид деятельности – многократное произнесение одного и того же слога или группы слогов вместе с куклой становится намного интереснее. Кукла шагает по дорожке и произносит слоги.
Закрепление поставленного звука в слогах.
Закрепление звука в словах, тоже происходит через куклу. Это она «называет» предметы на картинках. При этом дети быстрее замечают ошибки звукопроизношения, допущенные куклой, и исправляют ее.
Логопед создает ситуацию и побуждает ребенка к построению предложений с использованием слов с закрепляемым звуком.
- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
- Построение предложений с предлогами.
Составление предложений с предлогами.
Кукла сама выбирает маршрут и рассказывает о пути, составляя предложения с простыми и сложными предлогами.
Закрепление притяжательных прилагательных.
Играя с куклами-животными, дети закрепляют в речи притяжательные прилагательные.
Вывод: Благодаря куклотерапии значительно быстрее исчезают речевые недостатки, страхи. В ходе самостоятельной деятельности дети объясняют своим куклам, как должен работать язык, губы при произнесении отдельных звуков. Игры с куклами помогают ребенку не только преодолевать речевые трудности, но и самосовершенствоваться, став коммуникабельным, эмоциональным, адекватным в игровой среде.
Куклотерапия делает занятия интересными, эмоционально окрашенными, дает возможность испытывать удовлетворение от занятий.
У детей улучшилась память, речь, расширились познания. Они, не стесняясь, выражали свои эмоции. Учились передавать настроение, интонацию. Посредством куклотерапии гасилась агрессивность.
Дети нуждаются в постоянном общении. Куклотерапия позволяет расширить границы общения, круг интересов, знаний.