Синтез искусств.
Воплощает универсальную способность человека эстетически осваивать мир.
Чтоб в глаза тебе время глядело,
Встань пред зеркалом с чистым лицом,
За какое б ни взялся ты дело –
Не поденщиком будь, а творцом.
Разгляди в себе мастера, требуй –
Больше чем от других – от себя.
И фортуна лучом теплым, нежным
Отразит в этой глади тебя.
Художественная культура выступает одним из важнейших компонентов духовной культуры. Вместе с познавательной, религиозной, моральной, политической культурой она призвана формировать внутренний мир человека, способствовать развитию человека как творца культурных ценностей.
Ядром художественной культуры является искусство как форма художественно-образной интерпретации действительного и воображаемого. Виды искусства - литература, театр, живопись, скульптура, архитектура, музыка и т.д. благодаря использованию различных средств выразительности осваивают действительность в форме неповторимо-индивидуального художественного образа. Эти формы могут быть различными - от метафорической к реалистической, и они всегда отражают судьбу людей и народов, идеи и проблемы своего времени.
В искусстве принято выделять прикладное искусство или дизайн, в структуре которого представлено более 100 видов — кулинария, косметика, парикмахерское искусство, флористика и пр., а также собственно искусство («чистое» искусство), в котором традиционно выделяют 7 видов — архитектуру, изобразительное искусство, музыку, литературу, танец, театр, кинематограф.
Результатами творческой деятельности в сфере «чистого» искусства является создание художественно-образной системы. Художественный образ — суть искусства. Он присущ всем его видам и жанрам. Художественный образ представляет собой образ человека и мира, переработанный в сознании художника (скульптора, музыканта, актера и т.д.) и выраженный им в красках, формах, звуках. В художественном образе обязательно отражается мироощущение и мировоззрение автора.
|
Художественный образ - это такое сравнение, сопоставление различных элементов реального или придуманного мира, в результате которого появляется новый образ.
Художественный образ обладает своей логикой, он развивается по своим внутренним законам. Жизненный материал, лежащий в основе произведения, ведет за собой, и художник иногда приходит совсем не к тому результату, которого стремился. По большому счету, художественный образ строится парадоксально, часто непредсказуемо, непостижимое.
Искусство — это, прежде всего, творчество, инновационная деятельность, поиск новой художественной формы. Отсюда — одна из самых острых проблем существования искусства - ощущение исчерпанности формы, боязнь эпигонства, повторения в смысле простого удвоения того, что уже было сделано в искусстве. Бытие искусства — это и процесс, и результат творческого освоения мира.
Важнейшим понятием в искусстве является категория прекрасного, которая задает систему координат, относительно которой выстраиваются и другие эстетические категории. Каждая культурная эпоха формирует свой идеал прекрасного. Важнейшими факторами, которые, как правило, влияют на это формирование, являются:
- природные условия, характерные для данной конкретной культуры;
- некоторое изначальное представление о биологической целесообразности, о природной гармонии;
- художественные традиции данного исторического типа культуры;
- национальное представление об идеале прекрасного;
- социально-классовое понятие прекрасного;
- субъективное видение творческой личности, художника в самом широком смысле слова, который преломляет представления о прекрасном в своем индивидуальном творчестве.
|
Внимание! Художественное развитие человечества шло от первобытного синкретизма к выделению отдельных видов искусств (от слитого в единое целое художественного мышления в древности отделились танец, музыка, театр, литература и т.д.). В дальнейшем осуществляется обратное движение - от отдельных искусств-к их синтезу (архитектура вступает в синтез с живописью, кино объединяет ряд искусств).
Применительно к европейской культуре, принято выделять стили архаики, классики и эллинизма (древнегреческая культура), романский стиль и готику (средневековая культура), ренессансный стиль, барокко, рококо, классицизм, ампир и т.д. (культура эпохи Возрождения и Нового времени).
Синтез искусств - это союз равноправных видов искусства, направленных к одной цели и в результате дают новое художественное качество.
Например, сочетание музыки и театра приводит к появлению музыкального театра в различных его формах. Архитектурное пространство обусловливает характер отделки. Синтез изобразительного искусства и архитектуры порождает монументальная живопись. Не менее важным является и непосредственная связь, которая осуществляется между видами искусства, когда под влиянием одного произведения искусства рождается другой. Под влиянием впечатлений от живописных произведений рождается музыкальное произведение (например, "Картинки с выставки" Модеста Мусоргского).
|
Еще одним фундаментальным понятием, необходимым для полноценного анализа произведения искусства выступает понятие "стиль". Само слово имеет древнегреческое происхождение, в древности означало название палочки для письма. Постепенно значение слова менялось, хотя в основе осталось представление о те черты, которые могут быть внешне обнаружены.
О стиле наиболее правомерно говорить тогда, когда на определенных этапах развития искусства образуется достаточно устойчивое единство архитектуры, изобразительного искусства, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, т.е. образуется некоторый синтез искусств. Как правило, ведущую роль в формировании стиля играет архитектура, которая подчиняет себе и живопись, и скульптуру, и прикладное искусство. Становление авторского начала в европейской культуре (эпоха Возрождения) означает новый этап в развитии стиля: начинает активно формироваться авторский стиль — стиль Рафаэля, Микеланджело и др. В таком случае можно говорить об авторском стиле как о высшем выражении стиля как конструктивного принципа. В истории европейского искусства зафиксирован целый ряд художественных стилей. Одни из них отличаются внутренней целостностью и сменяют последовательно друг друга (например, романский стиль и готика), другие могут существовать одновременно, в рамках одного и того же культурного пространства, выражая совершенно различным языком идеи своей эпохи (например, классицизм барокко). Все это нарушает стилистическое единообразие культурной эпохи, делает границы стиля более подвижными.
Д\з: