ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ




Курс практических занятий

Наименование раздела /темы дисциплины Содержание
1-2 Тема. Основные категории специальной педагогики и специальной психологии. Понятие нарушенного развития.   1. Понятие «нормы» и «аномалии» в психологическом и личностном развитии ребенка. 2. Причины отклонений в развитии и факторы их определяющие. 3. Развитие организма ребенка. Важнейшие показатели, значимые для выявления отклонений в развитии. 4. Понятие «здоровья» и факторы риска в детском возрасте. 5. Понятие нарушенного развития. 6. Сущность и структура нарушенного развития. 7. Механизмы формирования системных отклонений. 8. Нарушение речевого опосредования, приема, переработки, сохранения и использования информации. 9. Возрастная обусловленность дизонтогении.
  Тема.Классификация отклонений. Основные понятия коррекционной педагогики. Содержание образования. 1. Классификация отклонений в психическом развитии и общая характеристика отдельных форм дизонтогенеза. 2. Представления о психокоррекции, компенсации, реабилитации и абилитации: • Понятие о компенсаторных феноменах. Структурно-уровневая организация компенсаторных процессов. • Биологические и социальные факторы компенсации. • Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации. • Адаптационные и компенсаторные процессы. • Понятие реабилитации. • Формы и направления реабилитационных мероприятий. • Абилитация. 3. Особые образовательные потребности. Специальные образовательные условия. Уровни образования. 4. Содержание специального образования. Специальный образовательный стандарт. 5. Понятие о принципах специального образования.
  Тема. Сенсорные нарушения 1. Анатомо-физиологические механизмы слуха. 2. Причины нарушений слуха, их диагностика и медицинская реабилитация. 3. Классификации лиц с недостатками слуха. Общая характеристика детей с нарушениями слуха. 4. Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха. 5. Специальное образование глухих. Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом. 6. Анатомо-физиологические механизмы зрения. Причины зрительных нарушений. Классификации нарушений зрения. 7. Общая характеристика детей с нарушениями зрительного анализатора. 8. Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми, имеющих зрительные нарушения. 9. Диагностика, обучение и воспитание детей с нарушениями зрительного анализатора.
  Тема. Логопедия. 1. Анатомо-физиологические механизмы речи и основные закономерности ее развития у ребенка. 2. Понятие речевого нарушения. Причины речевых нарушений и их классификация. 3. Виды речевых нарушений. 4. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями. 5. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи. 6. Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми, имеющих речевые нарушения. 7. Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями.
  Тема. Понятие о нарушениях опорно-двигательного аппарата. 1. Общее понятие о нарушениях опорно-двигательного аппарата. · Заболевания нервной системы. · Врождённая патология опорно-двигательного аппарата. · Приобретённые заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата. 2. Общая характеристика ДЦП. 3. Двигательный дефект при ДЦП. 4. Нарушения психики при ДЦП. 5. Речевые нарушения при ДЦП. 6. Коррекционная работа при ДЦП. 7. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом.
  Тема. Дети с ЗПР. 1. Понятие, причины, классификация ЗПР, 2. Характерные особенности детей с ЗПР. 3. Диагностика умственного развития детей. 4. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР. 5. Коррекционно-развивающее обучение детей с ЗПР в компенсирующих классах общеобразовательной школы.
  Тема. Понятие умственной отсталости. 1. Понятие умственной отсталости. Причины, виды умственной отсталости. 2. Классификация форм умственной отсталости. 3. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью. 4. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта. 5. Методы псих.- пед. диагностики умственной отсталости. 6. Специфика обучения и воспитания детей с тяжелой степенью умственной отсталостью.
9-10 Тема. Понятие аутизма. 1. Просмотр фильма. 2. Понятие аутизма. 3. Причины аутизма. 4. Клинико-психологическая характеристика аутистических расстройств личности. 5. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме.
  Тема. Понятие о сложном нарушении развития. 1. Понятие о сложном нарушении развития. 2. Основные группы детей с сочетанными нарушениями и значение их психолого-педагогического изучения. 3. Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом. 4. Психолого-педагогические основы развития и образования лиц со сложным дефектом. 5. Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями.
  Тема.Система консультативно-диагностической работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями 1. Роль семьи в процессе социализации и воспитания ребенка с ограниченными возможностями. 2. Основные характеристики семьи нестандартного ребенка. 3. Консультирование семьи ребенка с ограниченными возможностями. 4. Формы и методы консультирования семьи ребенка с ограниченными возможностями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: