Тема 2. Высшее образование в России в первой половине XVIII в.




План

1. Создание Славяно-греко-латинской Академии и ее деятельность

2. Попытка создания высшей профессиональной школы в России в начале XVIII в.

3. Создание и деятельность Академического университета

 

1. Создание Славяно-греко-латинской Академии и ее деятельность. Славяно-греко-латинская Академия – это первое высшее учебное заведение, открытое в России. Оно работало в Москве с 1687 по 1814 гг. При этом учебное заведение несколько раз меняло название: с 1687 – эллино-греческая академия; с 1701 по 1775 – славяно-латинская; с 1775 по 1814 – славяно-греко-латинская; с 1814 – Московская Духовная Академия).

Инициатором создания Академии был крупнейший авторитет того времени в области культуры и просвещения Симеон Полоцкий (1629-1680). В миру его звали Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович. Он закончил Киево-Могилянский коллегиум и преподавал в братской школе в Полоцке. В 1664 г. царь его пригласил в Москву, и он до конца своих дней он оставался придворным пиитом, воспитателем царских детей, советником царя по вопросам культуры, а также послушным идеологом и обличителем противников царя.

Симеон явился к тому же одним из главных авторов проекта Академии в Москве. В ней юношей должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии) и богословию. Обучение в Академии должно было быть бесплатным, ученики — обеспечиваться стипендиями, а престарелые учителя — пенсиями.

Однако довести до конца дело создания Академии в Москве Симеон Полоцкий не успел – он скончался в Москве 25 августа (4 сентября) 1680 г. Однако перед смертью он передал все свои бумаги своему ученику Сильвестру Медведеву (1641-1691), чтобы тот продолжил его дело.

В январе 1685 г. Медведев добился согласия царевны Софьи на открытие Академии. Свое благословение дал и Святейший Патриарх Московский и всея России Иоаким. К 1687 г. для Академии было возведено специальное здание, и она начала работу. Первыми преподавателями в ней стали два известных греческих богослова — братья Иоанникий и Софроний Лихуды, прибывшие в 1685 г. в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов.

В то время Академия именовалась «Греческими» или «Спасскими школами», реже – эллино-греческой академией. Она объединяла три класса — низший, средний и высший. Академический курс начинался с подготовительного класса, который назывался «русской школой». После него ученики переходили в «школу греческого книжнего писания», изучали славянскую и греческую грамматику и латынь, затем приступали к изучению иных предметов, соответствующих высшей ступени обучения, — риторики, диалектики, поэтики. Изучению философии отводилось 3 года в высшем классе. Она разделялась на естественную философию (физику); нравственную философию (этику) и умозрительную философию (метафизику). Братья Лихуды сами составляли учебники по всем предметам, следуя образцам учебных книг европейских университетов.

Социальный состав учащихся был пестрым. Этим Академия разительно отличалась от других образовательных учреждений, придерживавшихся сословного принципа обучения. Помимо русских, в Академии обучались также украинцы, белорусы, выходцы из Речи Посполитой, крещеные татары, литовцы, молдаване, грузины и греки, был в списках даже один македонец. Несмотря на то, что Академия принимала людей «всякого чина и сана», стипендии у обучающихся были разные: княжеские дети получали в месяц по золотому, а простые — по полтине.

В 1694 году по требованию иерусалимского Патриарха Досифея, недовольного тем, что братья вели преподавание в академии не только на греческом, но и на латинском языках, оба брата были устранены от преподавания в академии и определены для занятий к московской типографии.

Братьев Лихудов на преподавательской работе заменили их учениками — Федором Поликарповым и Николаем Семеновым, в течение пяти лет преподававших в этом учебном заведении пиитику, риторику и грамматику. Но замена оказалась неадекватной, поэтому после изгнания Лихудов Академия несколько лет пребывала в упадке.

Начало XVIII столетия — время петровских реформ — ознаменовало новый этап в жизни Академии. В 1701 г Петр I придал школе статус государственной академии и издал указ, предписавший «завесть в Академии учения латинския». Возродить это учебное заведение он поручил Палладию Роговскому, учившемуся ранее у Лихудов, и Стефану Яворскому. Они преобразовали Академию по образцу Киево-Могилянской. С 1704 г. Академия возобновила свою деятельность полностью – последними заработали философские классы. С этого времени преподавание философии в России было поставлено на постоянную основу.

Основным языком обучения стала латынь, и академия получила название славяно-латинской (с 1701 по 1775 гг.). Обучение продолжалось до 12-15 лет; по характеру образования академия приближалась к западноевропейским университетам, выпуская не только богословов, но и специалистов для государственной службы — переводчиков, медиков. Академия состояла из 8 классов: 4 низших (фара, инфима, грамматика, синтаксима); 2 средних (пиитика и риторика) и 2 высших по 3 года каждый (философия и богословие). Позже программа дополнилась новыми предметами.

Со второй четверти XVIII в. Академия перестала быть всесословным учебным заведением. В 1728 г. на учебу было запрещено принимать «детей солдатских и крестьянских», а в 1769 г. Синод строго запретил содержать в академии детей светского происхождения. Так завершился процесс превращения Академии в сословную высшую школу. Поэтому она утратила свое значение общеобразовательного учебного заведения. Возможности перехода в светские учебные заведения и на гражданскую службу для воспитанников Академии также ограничивались.

Со второй четверти XVIII в. в Академии усилился богословский уклон, а с открытием в 1755 г. Московского университета и вовсе стала превращаться в богословское учреждение. В результате предпринятой в начале XIX в. реформы церковного образования перед Академией раскрылись широкие горизонты. В 1814 г. Академия была преобразована в Московскую духовную академию.

Из стен Славяно-греко-латинской академии вышли многие видные деятели русской культуры XVII-XVIII вв.: ученый-энциклопедист Михаил Ломоносов, переводчик, автор ряда учебников (по грамматике, русской истории и др.) Федор Поликарпов, поэт и дипломат Антиох Кантемир, первый русский доктор медицины Петр Постников, математик Леонтий Магницкий, этнограф и географ Степан Крашенинников, архитектор Василий Баженов и др.

2. Попытка создания высшей профессиональной школы в России в начале XVIII в. 14 января 1701 г. Указ Императора Петра I официально утвердил создание в России первой государственной светской школы - «Школы математических и навигацких наук», или как чаще ее называют - просто «Навигацкой школы». Располагалась она первоначально в Москве. Это учебное заведение готовило специалистов военно-морского флота, судостроителей, геодезистов, инженеров. Окончившие школу назначались также учителями во вновь создаваемые цифирные школы, артиллерийские, инженерные, адмиралтейские и др., работали чиновниками гражданских учреждений.

В школу принимались подростки и юноши 12—20 лет всех сословий, кроме крепостных. Нуждающиеся находились на полном государственном обеспечении. Царский указ предусматривал прием в школу как «добровольно хотящих», так и «иных же паче и по принуждению».

Курс обучения в школе состоял из трех ступеней (классов, или школ): в начальной, т. н. русской, школе обучали чтению, письму, основам грамматики и началам арифметики; в цифирной (арифметической) школе — арифметике, геометрии, плоской и сферической тригонометрии; в высших, навигаторских классах — математической географии, астрономии, черчению, геодезии, навигации и др. Большинство учащихся, главным образом недворянского происхождения, ограничивалось первыми двумя ступенями, их направляли на подсобные работы во флот, писарями и др. Учащиеся высших классов проходили обязательную практику на морских кораблях, судостроительных верфях, на прокладке дорог и др. Главная роль в организации работы школы принадлежала Л.Ф.Магницкому и приглашенному из Шотландии А. Д. Фарварсону.

В 1715 г. навигаторские классы школы были переведены в Петербург и на их основе была создана Морская академия (Академия морской гвардии). Русские и арифметические классы продолжали работу в Москве как подготовительная школа новой академии.

В 1701 г. в Москве на новом пушечном дворе была открыта еще одна школа – Артиллерийская. Организация ее была поручена А.А.Виниусу. Первый набор составил 250 учеников.

Низший класс назывался «школа словесная». Задачей этого класса было обучить грамоте. Второй класс назывался «школа цифирная». В этом классе изучалась математика. Выпускной класс назывался «школа инженерная». На этом этапе обучения обучались основам артиллерийского дела, фортификации, минному делу, понтонному делу. Срок обучения был установлен в 2 года. Фортификация, минное и понтонное дело считались частью артиллерийской науки, и специалисты инженерного дела также считались артиллеристами. Выпускниками Школы стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии.

Однако Петр I быстро убедился, что инженерное дело слишком специфично и готовить офицера одновременно как артиллериста и сапера нецелесообразно. Указом от 19 июля 1702 г. инженерный класс разделяется на два «пушкарский» и «инженерный». В инженерный класс было переведено 24 человека. Таким образом, структура обучения с лета 1702 г. предусматривала две ступени общего обучения и последняя ступень - специализация.

В 1712 г. в Москве была открыта Инженерная школа на 100 – 150 учеников. В 1723 г. она была переведена в Петербург.

Кроме военных специалистов, Петру I нужны были и образованные медики. В мае 1706 г. он распорядился построить в Москве при Военном госпитале Медицинское училище. Открытие его состоялось в 1707 г. Во главе училища был поставлен доктор медицины голландец Н.Бидлоо, который впоследствии в продолжение 30 лет состоял его инспектором и профессором анатомии и хирургии.

В школу принимались «изо всех чинов люди», выпускники семинарий и Славяно-греко-латинской академии. Обучать планировалось 50 человек, однако первоначально смогли набрать лишь 10. Полный набор учащихся смогли сделать только в 1712 г.

В программу обучения входили анатомия, хирургия, десмургия, внутренне болезни с патологоанатомическими вскрытиями, аптекарская наука, латынь и рисование. Преподавание анатомии велось на трупах. Аптекарскую науку изучали в аптекарском огороде. Учебников не было, и Н. Л. Бидлоо обучал студентов по своим рукописным книгам «Наставления для изучающих хирургию в анатомическом театре», которая впоследствии была издана на латинском и русском языках, «Зерцало анатомии», «Сокровище медико-практических лекций». Преподавание внутренней медицины также было практическим и велось у постели больного (на латинском языке). Первый (неполный) выпуск лекарей состоялся в 1713 г.

В 1720 г. Петр I, заботясь о подготовке знающих и опытных чиновников, распорядился, чтобы при коллегиях состояли для этой цели юнкеры – стажеры. Кроме чисто практической подготовки в коллегиях, они должны были также в определенные дни посещать особую школу, учрежденную при Сенате. Это учебное заведение получило название Высшего училища правоведения. Оно так и не стало постоянно действующим учебным заведением, т.к. не имело постоянного преподавательского состава, своего помещения, учебных планов, продуманной системы контроля знаний. В 1763 г. школа эта, по недостатку в ней учителей, была закрыта.

Это была единственная неудачная попытка Петра I создать высшее профессиональное учебное заведение. В целом же императору удалось заложить основы высшего инженерного, военного и медицинского образования.

3. Создание и деятельность Академического университета

Идея создания академического университета пришла к монарху во время его поездок по странам Европы, где он наблюдал деятельность классических университетов. По поручению императора Петра I лейб-медик Л.Л.Блюментрост подготовил доклад о проекте создания в Петербурге Академии наук и художеств. При академии предполагалось учредить также университет и гимназию.

28 января 1724 г. Сенат своим указом утвердил проект учреждения в Петербурге Академии наук и художеств. Петр I пригласил несколько крупных зарубежных ученых для работы в Академии наук и преподавания в академическом университете. Кроме того, для работы в академической гимназии и участия в научных исследованиях были приглашены 8 студентов старших курсов из немецких университетов.

Академическая гимназия предназначалась для подготовки будущих слушателей университетов. Она состояла из пяти классов, в которых ученикам преподавали русский, латинский, немецкий французский, итальянский и греческий языки, начала математики, истории и географии.

27 декабря 1725 г. императрица Екатерина I торжественно открыла первый научный центр и высшее учебное заведение России. Академики вели научные исследования в своих областях знаний и обучали закрепленных за ними студентов. Профессора занимались научной работой, и каждый из них читал по четыре лекции в неделю. 24 января 1726 г. в Академии наук и художеств началось чтение на латинском языке публичных лекций для всех желающих (вход был свободный). Академические студенты эти лекции посещали в обязательном порядке. Профессорам академии предоставлялось право открывать частные курсы.

Становление Петербургской Академии наук и художеств и ее учебных подразделений проходило сложно. После кончины в 1727 г. императрицы Екатерины Алексеевны, академия наук лишилась своей покровительницы. Положение усугублялось еще и тем, что вскоре царский двор переехал в Москву, за ним потянулись сановники и крупные ученые. Таким образом, не став еще прочно на ноги, академия наук начала приходить в упадок из-за скудного финансирования и отъезда некоторых иностранных ученых на родину. Кризис коснулся и Академической гимназии, где сократилось число учащихся. В 1729 г. в гимназию поступило лишь 74 мальчика.

Еще хуже складывалось положение со студентами. Профессора-иностранцы лекции читали только на латинском языке, так как русский знали плохо. Отыскать в России молодых людей, владевших латынью, было довольно сложно. Поэтому в период 1726-1733 г.г. среди академических студентов числилось только 38 человек. В результате из-за отсутствия студентов чтение лекций в университете в 1732 г. решено было временно прекратить.

После этого Сенат разрешил Академии набрать новых слушателей в университет из числа учащихся Московской славяно-греко-латинской Академии. Однако профессора, проэкзаменовав их, отобрали только 12 человек, из которых впоследствии 7 юношей признали неспособными к наукам. В 1736 г вновь набрали 12 человек. Из них двоим наиболее способным – Ломоносову и Виноградову – предоставили возможность получить университетское образование за границей. Остальных юношей отправили учиться в гимназию, а через 2 года, в 1738 г., произвели в студенты. Однако организовать системное преподавание опять не удалось. – чтение лекций было нерегулярным, часть студентов «вышла в отставку».

С 1742 г. работу по воссозданию Академического университета возглавил М.В.Ломоносов, назначенный в этом году в Академию Наук адъюнктом физики. В 1747 г. он написал новый Академический устав, согласно которому было учреждено 30 казенных стипендий для студентов. Это открыло дорогу к высшему образованию талантливым юношам из числа малообеспеченных.

Набрать удалось 23 человека. Занятия по новому регламенту начались 16 мая 1748 г. До выпуска в 1753 г. дошли 20 из них. Однако экзамен выдержали лишь 9 студентов. Первый выпуск оказался единственным. В дальнейшем М.В.Ломоносов сконцентрировал свои усилия на создании Московского университета.

Академический университет пришел в упадок. В 1757 г. в нем уже ни один профессор лекций не читал. Попытки нового директора Академии наук Е.Р. Дашковой в 1783 г. реанимировать деятельность университета успеха не имела. К концу XVIII века академический университет был закрыт.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: