Цель валютного контроля – обеспечение соблюдения действующего валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установил основные направления валютного контроля.
К ним отнесены:
- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;
- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Основой реального валютного контроля является обязанность всех субъектов-участников валютных операций представлять органам и агентам валютного контроля всю необходимую документацию и информацию о валютных операциях и давать, в случае необходимости, разъяснения по возникающим вопросам.
Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и агентами валютного контроля.
К первой категории относятся Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации.
Второй уровень сформирован из уполномоченных банков и иных кредитных организаций, имеющих лицензии на проведение валютных операций.
Агенты валютного контроля осуществляют функции валютного контроля и в этом плане подотчетны органам валютного контроля. Таким образом, функционирует своеобразная двухуровневая система валютного контроля.
Коммерческие банки, таможенные органы и ФСНП России являются агентами валютного контроля.
Положение коммерческого банка в системе валютного контроля определяется его статусом агента валютного контроля. Причем они могут выступать в качестве активных и пассивных участников правоотношений.
В первом случае (активный участник) уполномоченный банк наделяется контрольными полномочиями по отношению к участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Во втором случае (пассивные участники) кредитные организации выступают в их взаимоотношениях с органом валютного контроля Банком России. То есть деятельность уполномоченных банков в качестве агентов валютного контроля сама является предметом контроля со стороны Банка России. Такой контроль осуществляется путем проверок со стороны территориальных учреждений Центрального банка.
«Классические» проверки осуществляются путем выборочного контроля. Проверяющий является специалистом в своей области и поэтому сам определяет типы операций, подлежащих проверке, объемы и сроки ее проведения. В этом случае наиболее эффективна методика, когда проверяется одна типовая сделка путем отслеживания операции по документам операционного дня с одновременной проверкой бухгалтерского учета операции. Если нет нарушений, то делается вывод, что такой тип операции проводится без нарушений, и достоверность этого вывода подтверждается проверкой нескольких аналогичных сделок.
Вывод о состоянии работы в организации в целом, возможно сделать только на основании существенной информации. Такую информацию можно получить путем целенаправленного подробного исследования значительного объема первичных документов. Для такого исследования при ручной («классической») обработке данных требуются значительное время и человеческие ресурсы.
Таким образом, можно говорить о недостатках «классического» метода проверок:
во-первых, проверка путем выборочного контроля часто не позволяет сделать вывод о том, является ли нарушение системным или случайным,
во-вторых, трудно сделать вывод о причинах нарушения – неоптимальная организационная структура валютного контроля банка, отсутствие взаимосвязи между подразделениями, низкая квалификация сотрудников, целенаправленное нарушение (банк «идет на поводу» у клиента).
Указанные недостатки могут быть минимизированы применением «инструментального» метода проверки, основанного на компьютерном автоматизированном рабочем месте (АРМ).
Внутренние данные АРМа – установленные инструкциями Банка России нормативы учета, порядка, сроков проведения операции. Входные данные – электронный массив данных о движении средств по счетам, а также сведения из электронных баз данных, ведущихся в уполномоченных банках согласно требованиям Банка России. Также в программу вводятся данные о внутрибанковском регламенте учета проверяемых операций (используемые номера балансовых счетов и порядок учета). Итог работы АРМа – выходные данные, позволяющие сделать вывод о нарушениях порядка проведения валютных операций, о проведении не предусмотренных нормативными документами операций, нарушения сроков и порядка учета, а также достоверности отчетности. После анализа полученных данных члены рабочей группы запрашивают первичные документы – досье, выписки по счетам, документы дня по выбранным проводкам, другие документы и проводят собеседование со служащими банка, уточняя причины нарушений.
«Инструментальный» метод имеет ряд преимуществ. Наиболее очевидные из них: возможность осуществить не выборочную, а сплошную проверку на заданный период, а также осуществлять комплексную проверку сроков, обоснованности, достоверности отчетности, соблюдения учетной политики; экономия времени, трудовых ресурсов, стандартизация и унификация проверок; уменьшение «системных ошибок». Следовательно, этот метод дает возможность оценить работу банка как агента валютного контроля в целом.
Таким образом, «инструментальный» метод позволяет проверить значительный объем валютных операций, проводимых коммерческим банком, и получить достаточный объем информации для проведения анализа. Результатом анализа является выявление характерных нарушений.
Рассмотрим характерные нарушения функций агентов валютного контроля.
Обычно все нарушения, группируются по направлениям валютного контроля:
- покупка, платежи, обратная продажа иностранной валюты;
- экспортные поступления и обязательная продажа; таможенно-банковская система валютного контроля;
- валютно-обменные операции;
- режим рублевых счетов нерезидентов;
- соблюдение условий лицензий и разрешений;
- порядок предоставления отчетности.
Это логично вытекает из содержания нормативных актов Банка России, но данная классификация не содержит информации о причинах нарушений. Для установления взаимосвязи между нарушениями и внешнеэкономическими сделками мы оценили и сгруппировали нарушения банков с точки зрения «умышленности».
Нарушения выполнения функций агента валютного контроля можно разделить на две группы случайные и неслучайные.
- Случайные нарушения возникают по причине технических или операционных сбоев в банковских технологиях.
- К неслучайным нарушениям можно отнести неслучайные неумышленные и неслучайные умышленные. Неслучайные неумышленные – нарушения, связанные с непониманием инструкций (или с искренним заблуждением). Нарушения неслучайные умышленные имеют место, когда банк для своей выгоды целенаправленно «идет на поводу» у клиента.
Могут быть неслучайные нарушения, которые сложно отнести к первой или второй группе (табл. 1).
Таблица 1 - Характерные нарушения правил проведения валютных операций
Неумышленные нарушения | Умышленные нарушения | |
Не используется для целей депонирования средств, подлежащих обязательной продаже, отдельный лицевой счет на балансовом счете 47405. | Суммы после обязательной продажи зачисляются не на текущий, а на иные (депозитный, кредитный и т. и.) счета. | |
Прием поручения на обязательную продажу не на 7-й, а на 8-й день. Зачисление на счет 47405 не на 8-й день, а в день продажи. Проведение расчетов через резидентов-поверенных, т.е. посредников, выступающих не от своего имени | Банк не требует от страховых организаций и перевозчиков ежеквартальных отчетов о завершенных контрактах для сверки сумм, подлежащих обязательной продаже. | |
В поручениях на покупку вместо кодов 22 (операции, связанные с движением капитала, осуществляемые по лицензиям) и 23 (без лицензий) указываются коды 12 (импорт товаров) и 13 (импорт услуг). | Необоснованное освобождение от обязательной продажи пожертвований не на благотворительные цели. | |
Не корректируется лимит покупки валюты при платежах с текущего счета. | Суммы, не подлежащие обязательной продаже, зачисляются прямо на текущие, минуя транзитные счета. | |
Учет операций в валюте, отличной от валюты покупки (платежа). | Иностранная валюта продается не на основании поручения клиента, а на основании распоряжения начальника кредитною отдела, председателя правления и др. | |
Несоблюдение порядка оформления паспортов сделок. | Несвоевременное депонирование (или его отсутствие) рублевых средств при осуществлении платежей по импорту товаров. | |
Нарушения сроков и порядка обмена информацией между банками и ГТК России, Банком России. | Выдача банком своему клиенту, имеющему нарушения валютного законодательства, справок, необходимых для получения разрешения Банка России, в которых отсутствует информация об имеющихся нарушениях. | |
Отсутствие на информационном стенде в обменном пункте всей необходимой для клиента информации. | Проведение расчетов через уполномоченные банки, не указанные в Разрешениях Банка России | |
Отсутствие в обменном пункте надлежащим образом оформленной выписки из приказа о назначении на должность кассира, документа, удостоверяющего его личность, документа о прохождении специальной подготовки. | Валютные операции, проводимые без предоставления в банк контрактов в письменной форме. | |
Нарушения порядка доставки ценностей, заключения операционного дня обменного пункта и сдачи (инкассации) остатков ценностей из обменного пункта в кассу банка. | Выдача банком справок ф.0406007 без совершения валютнообменных операций и их фиктивное отражение в учетных документах. | |
Нарушения кассирами правил по определению подлинности и платежности денежных знаков иностранных государств. Отчетность от организаций и банков поступает в Главное управление с нарушением установленных сроков. Непредставление отчетов в случае отсутствия в течение отчетного периода операций. | Внесение рублей в уставный капитал резидента минуя счет типа «И». | |
Группа Нн/Ну. Нарушения, которые могут быть как умышленными, так и неумышленными. | ||
- В поручении на продажу не указываются суммы расходов, произведенных с транзитных счетов до обязательной продажи. | ||
- Нарушения порядка ведения журналов учета входящих и исходящих документов валютного контроля. | ||
- Несоблюдение порядка заполнения банками учетных карточек и карточек платежа. | ||
- Нарушения сроков и порядка осуществления оплаты импортируемых товаров. | ||
- Нарушения технологии банковского контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. | ||
- Нарушения порядка установления курсов покупки и продажи наличной валюты, ведения журнала регистрации. | ||
- Нарушения порядка оформления справок ф. № 0406007, а также реестров кассовых и мемориальных ордеров. | ||
- Нарушение порядка открытия рублевых счетов нерезидентов. | ||
- Нарушение режимов счетов типа «Т», корсчетов банков нерезидентов, счетов типа «И». | ||
- Перевод в срок, превышающий 90 дней до ввоза товаров на территорию Российской Федерации, арендных платежей нерезиденту, а также за импортные товары. | ||
- Необоснованное отнесение операций, требующих получения разрешения Банка России, к разряду операций, совершаемых в регистрационном порядке | ||
- Представление документов на регистрацию в Главное управление по истечении установленного срока | ||
- Подписание банком Заявки на регистрацию инвестиционной операции (кредита) при несоответствии сведений в Заявках с условиями документов, требуемых для регистрации | ||
- Отчетность направляется не по адресу, т. е. в Территориальное управление Банка России в случае осуществления контроля непосредственно Департаментом валютного контроля Банка России, и наоборот; | ||
- Предоставление недостоверной отчетности; | ||
Как показывает анализ материалов проверок коммерческих банков, количество неумышленных нарушений составляет менее 40% общего числа нарушений. Количество умышленных нарушений зависит от конкретного банка, но в целом по всем банкам его удельный вес не превышает 10%. Удельный вес нарушений, которые трудно квалифицировать по признаку умышленности - более 50%.
Сопоставление конкретных нарушений с видами сделок позволяет сделать вывод, что неслучайные неумышленные нарушения характерны в основном для подозрительных урегулированных сделок (класс А1). Неслучайные умышленные – исключительно для сделок, проводимых в нарушение валютного законодательства (класс Б). Нарушения, не поддающиеся точной квалификации, -для подозрительных неурегулированных сделок (класс А2). То есть более 50% общего числа нарушений приходится на подозрительные сделки, валютные операции по которым недостаточно урегулированы.
Общая стоимость всех подозрительных контрактов, представленных клиентами в кредитные организации (без учета сумм реально проведенных операций), значительно превышает оценочные объемы (0,3 – 0,8 млрд. дол.) вывоза капитала через банки. Вместе с тем стоимость подозрительных сделок, связанных с экспортом/импортом товара, при реализации которых было нарушено валютное законодательство, находится в пределах оцененного бегства.
Таким образом, банки, предоставляя сведения о подозрительных сделках, включают в их число значительное число сделок, не имеющих ничего общего с вывозом капитала. Целесообразно разработать детальную классификацию сделок, подозрительных на бегство капитала, включив в нее дополнительные признаки-фильтры, например, такие, как завышение импортных и занижение экспортных цен по сравнению с мировыми, передача результатов выполнения услуг по электронным каналам связи, и увязать эти признаки-фильтры с конкретными сделками.