Порядок выполнения уполномоченными банками функций агента валютного контроля




 

Цель валютного контроля – обеспечение соблюдения действующего валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установил основные направления валютного контроля.

К ним отнесены:

- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;

- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Основой реального валютного контроля является обязанность всех субъектов-участников валютных операций представлять органам и агентам валютного контроля всю необходимую документацию и информацию о валютных операциях и давать, в случае необходимости, разъяснения по возникающим вопросам.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и агентами валютного контроля.

К первой категории относятся Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации.

Второй уровень сформирован из уполномоченных банков и иных кредитных организаций, имеющих лицензии на проведение валютных операций.

Агенты валютного контроля осуществляют функции валютного контроля и в этом плане подотчетны органам валютного контроля. Таким образом, функционирует своеобразная двухуровневая система валютного контроля.

Коммерческие банки, таможенные органы и ФСНП России являются агентами валютного контроля.

Положение коммерческого банка в системе валютного контроля определяется его статусом агента валютного контроля. Причем они могут выступать в качестве активных и пассивных участ­ников правоотношений.

В первом случае (актив­ный участник) уполномоченный банк наделяется контрольными полномочиями по отношению к участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Во втором случае (пассивные участники) кредитные организации выступают в их взаимо­отношениях с органом валютного контроля Банком России. То есть деятельность уполномо­ченных банков в качестве агентов валютного контроля сама является предметом контроля со стороны Банка России. Такой контроль осущест­вляется путем проверок со стороны территориаль­ных учреждений Центрального банка.

«Классические» проверки осуществляются пу­тем выборочного контроля. Проверяющий является специалистом в своей области и поэтому сам определяет типы операций, подлежащих проверке, объемы и сроки ее проведения. В этом случае наиболее эффективна методика, когда проверяется одна типовая сделка путем отслеживания операции по документам операционного дня с одновре­менной проверкой бухгалтерского учета операции. Если нет нарушений, то делается вывод, что такой тип операции проводится без нарушений, и досто­верность этого вывода подтверждается проверкой нескольких аналогичных сделок.

Вывод о состоянии работы в организации в целом, возможно сделать только на основании существенной информации. Такую информацию можно получить путем целена­правленного подробного исследования значитель­ного объема первичных документов. Для такого исследования при ручной («классической») обра­ботке данных требуются значительное время и человеческие ресурсы.

Таким образом, можно го­ворить о недостатках «классического» метода проверок:

во-первых, проверка путем выборочного контроля часто не позволяет сделать вывод о том, является ли нарушение системным или случайным,

во-вторых, трудно сделать вывод о причинах нарушения – неоптимальная организационная структура валютного контроля банка, отсутствие взаимосвязи между подразделениями, низкая ква­лификация сотрудников, целенаправленное нару­шение (банк «идет на поводу» у клиента).

 

Указанные недостатки могут быть минимизированы применением «инструмен­тального» метода проверки, основанного на компью­терном автоматизированном рабочем месте (АРМ).

Внутренние данные АРМа – установленные инструкциями Банка России нормативы учета, порядка, сроков проведения операции. Входные данные – электронный массив данных о движении средств по счетам, а также сведения из элек­тронных баз данных, ведущихся в уполномоченных банках согласно требованиям Банка России. Также в программу вводятся данные о внутрибанковском регламенте учета проверяемых операций (исполь­зуемые номера балансовых счетов и порядок учета). Итог работы АРМа – выходные данные, позволяю­щие сделать вывод о нарушениях порядка про­ведения валютных операций, о проведении не пре­дусмотренных нормативными документами операций, нарушения сроков и порядка учета, а также достоверности отчетности. После анализа получен­ных данных члены рабочей группы запрашивают первичные документы – досье, выписки по счетам, документы дня по выбранным проводкам, другие документы и проводят собеседование со служа­щими банка, уточняя причины нарушений.

«Инструментальный» метод имеет ряд преимуществ. Наиболее очевидные из них: возможность осуществить не выборочную, а сплошную проверку на заданный период, а также осуществлять комплексную проверку сроков, обос­нованности, достоверности отчетности, соблюдения учетной политики; экономия времени, трудовых ресурсов, стандартизация и унификация проверок; уменьшение «системных ошибок». Следовательно, этот метод дает возможность оценить работу банка как агента валютного контроля в целом.

Таким образом, «инструментальный» метод по­зволяет проверить значительный объем валютных операций, проводимых коммерческим банком, и получить достаточный объем информации для проведения анализа. Результатом анализа является выявление характерных нарушений.

 

Рассмотрим характерные нарушения функций агентов валютного контроля.

Обычно все нарушения, группируются по на­правлениям валютного контроля:

- покупка, платежи, обратная продажа иностранной валюты;

- экспорт­ные поступления и обязательная продажа; таможенно-банковская система валютного контроля;

- валютно-обменные операции;

- режим рублевых сче­тов нерезидентов;

- соблюдение условий лицензий и разрешений;

- порядок предоставления отчетности.

Это логично вытекает из содержания нор­мативных актов Банка России, но данная клас­сификация не содержит информации о причинах нарушений. Для установления взаимосвязи между нарушениями и внешнеэкономическими сделками мы оценили и сгруппировали нарушения банков с точки зрения «умышленности».

Нарушения выполнения функций агента ва­лютного контроля можно разделить на две группы случайные и неслучайные.

- Случайные нарушения возникают по причине технических или операционных сбоев в банковских технологиях.

- К неслучайным нарушениям можно отнести неслучайные неумышленные и неслучайные умыш­ленные. Неслучайные неумышленные – нарушения, связанные с непониманием инструкций (или с иск­ренним заблуждением). Нарушения неслучайные умышленные имеют место, когда банк для своей выгоды целенаправленно «идет на поводу» у клиента.

Могут быть неслучайные нарушения, ко­торые сложно отнести к первой или второй группе (табл. 1).

Таблица 1 - Характерные нарушения правил проведения валютных операций

Неумышленные нарушения Умышленные нарушения
   
Не используется для целей депонирования средств, подлежащих обязательной продаже, отдельный лицевой счет на балансовом счете 47405. Суммы после обязательной продажи зачисляются не на текущий, а на иные (депозитный, кредитный и т. и.) счета.
Прием поручения на обязательную продажу не на 7-й, а на 8-й день. Зачисление на счет 47405 не на 8-й день, а в день продажи. Проведение расчетов через резидентов-поверенных, т.е. посредников, выступающих не от своего имени Банк не требует от страховых организаций и перевозчиков ежеквартальных отчетов о завершенных контрактах для сверки сумм, подлежащих обязательной продаже.
В поручениях на покупку вместо кодов 22 (операции, связанные с движением капитала, осуществляемые по лицензиям) и 23 (без лицензий) указываются коды 12 (импорт товаров) и 13 (импорт услуг). Необоснованное освобождение от обязательной продажи пожертвований не на благотворительные цели.
Не корректируется лимит покупки валюты при платежах с текущего счета. Суммы, не подлежащие обязательной продаже, зачисляются прямо на текущие, минуя транзитные счета.
Учет операций в валюте, отличной от валюты покупки (платежа). Иностранная валюта продается не на основании поручения клиента, а на основании распоряжения начальника кредитною отдела, председателя правления и др.
Несоблюдение порядка оформления паспортов сделок. Несвоевременное депонирование (или его отсутствие) рублевых средств при осуществлении платежей по импорту товаров.
Нарушения сроков и порядка обмена информацией между банками и ГТК России, Банком России. Выдача банком своему клиенту, имеющему нарушения валютного законодательства, справок, необходимых для получения разрешения Банка России, в которых отсутствует информация об имеющихся нарушениях.
Отсутствие на информационном стенде в обменном пункте всей необходимой для клиента информации. Проведение расчетов через уполномоченные банки, не указанные в Разрешениях Банка России
Отсутствие в обменном пункте надлежащим образом оформленной выписки из приказа о назначении на должность кассира, документа, удостоверяющего его личность, документа о прохождении специальной подготовки. Валютные операции, проводимые без предоставления в банк контрактов в письменной форме.
Нарушения порядка доставки ценностей, заключения операционного дня обменного пункта и сдачи (инкассации) остатков ценностей из обменного пункта в кассу банка. Выдача банком справок ф.0406007 без совершения валютно­обменных операций и их фиктивное отражение в учетных документах.
Нарушения кассирами правил по определению подлинности и платежности денежных знаков иностранных государств. Отчетность от организаций и банков поступает в Главное управление с нарушением установленных сроков. Непредставление отчетов в случае отсутствия в течение отчетного периода операций. Внесение рублей в уставный капитал резидента минуя счет типа «И».
  Группа Нн/Ну. Нарушения, которые могут быть как умышленными, так и неумышленными.
- В поручении на продажу не указываются суммы расходов, произведенных с транзитных счетов до обязательной продажи.
- Нарушения порядка ведения журналов учета входящих и исходящих документов валютного контроля.
- Несоблюдение порядка заполнения банками учетных карточек и карточек платежа.
- Нарушения сроков и порядка осуществления оплаты импортируемых товаров.
- Нарушения технологии банковского контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.
- Нарушения порядка установления курсов покупки и продажи наличной валюты, ведения журнала регистрации.
- Нарушения порядка оформления справок ф. № 0406007, а также реестров кассовых и мемориальных ордеров.
- Нарушение порядка открытия рублевых счетов нерезидентов.
- Нарушение режимов счетов типа «Т», корсчетов банков нерезидентов, счетов типа «И».
- Перевод в срок, превышающий 90 дней до ввоза товаров на территорию Российской Федерации, арендных платежей нерезиденту, а также за импортные товары.
- Необоснованное отнесение операций, требующих получения разрешения Банка России, к разряду операций, совершаемых в регистрационном порядке
- Представление документов на регистрацию в Главное управление по истечении установленного срока
- Подписание банком Заявки на регистрацию инвестиционной операции (кредита) при несоответствии сведений в Заявках с условиями документов, требуемых для регистрации
- Отчетность направляется не по адресу, т. е. в Территориальное управление Банка России в случае осуществления контроля непосредственно Департаментом валютного контроля Банка России, и наоборот;
- Предоставление недостоверной отчетности;
     

Как показывает анализ материалов проверок коммерческих банков, количество неумышленных нарушений составляет менее 40% общего числа нарушений. Количество умышленных нарушений зависит от конкретного банка, но в целом по всем банкам его удельный вес не превышает 10%. Удель­ный вес нарушений, которые трудно квалифици­ровать по признаку умышленности - более 50%.

Сопоставление конкретных нарушений с ви­дами сделок позволяет сделать вывод, что неслу­чайные неумышленные нарушения характерны в основном для подозрительных урегулированных сделок (класс А1). Неслучайные умыш­ленные – исключительно для сделок, проводимых в нарушение валютного законодательства (класс Б). Нарушения, не поддающиеся точной квалификации, -для подозрительных неурегулированных сделок (класс А2). То есть более 50% общего числа нарушений приходится на подозрительные сделки, валютные операции по которым недостаточно урегулированы.

Общая стоимость всех подозрительных конт­рактов, представленных клиентами в кредитные организации (без учета сумм реально проведенных операций), значительно пре­вышает оценочные объемы (0,3 – 0,8 млрд. дол.) вывоза капитала через банки. Вместе с тем стоимость подозрительных сделок, связанных с экс­портом/импортом товара, при реализации которых было нарушено валютное законодательство, находится в пределах оцененного бегства.

Таким образом, банки, предоставляя сведения о подозрительных сделках, включают в их число значительное число сделок, не имеющих ничего общего с вывозом капитала. Целесообразно разработать детальную классификацию сделок, подозрительных на бегство капитала, включив в нее дополнительные признаки-фильтры, например, такие, как завышение импортных и занижение экспортных цен по сравнению с миро­выми, передача результатов выполнения услуг по электронным каналам связи, и увязать эти признаки-фильтры с конкретными сделками.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: