Методика изучения учащихся в целях дифференциации учебной работы




В современной школе при организации процесса обучения наиболее часто осуществляется внутренняя уровневая дифференциация. Для осуществления уровневой дифференциации необходима диагностика. Работая в данном направлении, учитель сначала выбирает основание для дифференциации, затем проводит соответствующую диагностику, далее на основании диагностики осуществляет дифференциацию и организовывает учебный процесс с учётом дифференцированного подхода в обучении.

Диагностика развития математических способностей предложена в работе В.А. Тестова и Л.Д.Ухановой [6,с.36-37], о которой говорилось в теоретической части. Авторы предлагают осуществлять уровневую дифференциацию в 3 классе на основе уровня развития математических способностей. Данная работа проводится во всех классах на параллели.

Этапы проведения диагностики:

- наблюдения в процессе изучения нового материала,

- анализ контрольного задания (решение задач).

Для наблюдения выделены те признаки математических способностей, которые наиболее ярко проявляются у младших школьников:

1) относительно быстрое овладение математическими знаниями, умениями и навыками. Быстрота понимания объяснений учителя;

2) логичность мышления;

3) находчивость и сообразительность при изучении математики;

4) быстрое и прочное запоминание математического материала;

5) пониженная утомляемость при занятиях математикой;

6) гибкость мышления, способность переходить с прямого на обратный ход мысли;

7) развитость образно – геометрического мышления и пространственных представлений.

В конце 2 (3) класса учителя заполняют таблицу математических способностей школьников, в которой оценили в баллах каждое из выше перечисленных качеств (0 – низкий уровень, 1 – средний уровень, 2 – высокий уровень).

Математические способности.

                сумма баллов
Аня К.                
Галя С.                

 

Затем школьникам даётся контрольное задание:

1. Волк и заяц соревнуются в бассейне. Волк проплывает за 1 мин 8м, а заяц 800 см. Кто приплыл к финишу раньше?

2. Начерти квадрат и прямоугольник с одинаковым периметром, равным 16 см.

3. Оля начертила две прямые линии. На одной из них она отметила 4 точки и на другой 4 точки. Всего было отмечено 7 точек. Как она это сделала?

4. В овощную палатку завезли 368 кг картофеля. Часть этого картофеля продали. Остальной картофель лежит в 6 мешках, по 46 кг в каждом. Во сколько раз меньше картофеля продали, чем осталось?

5. В танцевальном кружке занимались 22 девочки и несколько мальчиков. Когда 4 девочки ушли, девочек стало в 2 раза больше, чем мальчиков. Сколько детей первоначально занималось в кружке?

6. Как изменится разность двух чисел, если из вычитаемого вычесть 6 единиц, а к уменьшаемому прибавить 4 единицы?

7. Сколько нулей в конце записи числа, выражающего произведение всех натуральных чисел, начиная от 20 и кончая 30?

8. Сколько всего чётных двузначных чисел?

 

Анализ работы: 2 балла - правильный ответ,

1 балл – частично правильный ответ,

0 баллов – неправильный ответ или задание не выполнено.

                  сумма баллов
Аня К.                  
Галя С.                  

 

После проведения исследования и заполнения результатов в таблицу можно разделить учащихся 3 (4) классов на 2 группы – А и Б.

1 группа (Б) – это учащиеся, для которых основной задачей является достижение уровня возможностей, т.е. уровня, соответствующего содержанию основной программы и учебника,

2 группа (А) – это учащиеся, которые способны идти дальше учебника, способны достичь уровня углублённого изучения предмета. [6 с.35].

В дальнейшем на уроках математики и русского языка ученики соответствующих групп из двух классов объединяются. Учащиеся группы А одного класса объединяются с учащимися группы А другого класса, у них проводится урок математики по программе углублённого изучения, соответственно объединяются учащиеся из групп Б, у них проводится урок русского языка по базовой программе. На следующем уроке в группах А проводится урок русского языка, а в группах Б урок математики.

Анализируя основания для дифференциации, рассмотренные в теоретической части, считаю, что результативной будет являться дифференциация по способу восприятия информации. Данная дифференциация даст возможность учителю преподносить информацию на уроке, используя тот канал восприятия, который более развит у ребёнка.

Для дифференциации по способу восприятия информации можно использовать диагностику, предложенную Н.А. Карпушиной [8, с.83-84]. Предложенная диагностика осуществляется при помощи методов: теста-опроса, наблюдения.

Тест – опрос для родителей включает в себе вопросы, соответствующие характеристике типов:

1. Чем больше всего любит заниматься ваш ребёнок?

2. Как он устанавливает контакт с детьми во дворе?

3. Как он ведёт себя, когда приходят гости?

4. Как он играет с животными?

5. Разборчив ли в еде, одежде?

6. Как он переживает неудачу?

7. Как он просит?

8. Что он рассказывает о своей школьной жизни?

9. Какие уроки делает охотнее всего?

10. Любит ли он рисовать?

11. Какие идеи и фантазии приходят ему в голову?

Анализ теста - опроса проводится с использованием таблицы характеристики типов людей, по способу восприятия информации. Учитель находит в таблице соответствующую характеристику и отмечает напротив фамилии ребёнка, ставя буквы В, А, К.

                         
Аня К.                        
Галя С.                        

 

Характеристика типов людей, по способу восприятия информации

[8, с.83-84].

В А К
- тихий, задумчивый, с трудом завязывает контакты с детьми, - друзей почти нет, - послушен, - учится легко (успешно), - любит конструктор, телевизор, компьютер, - к животным равнодушен, хотя может полюбоваться, - гулять не любит, - очень разборчив в еде и одежде, - зрелища производят сильное впечатление, но рассказывает о них мало, - при переживании стресса замыкается в себе.   - говорит без умолку, - без труда вступает в контакты с детьми и взрослыми, - любит слушать, когда читают или рассказывают, - с трудом запоминает написание букв, - непослушен, - на замечания взрослых возражает, - к еде и одежде равнодушен, - не любит красочных зрелищ, - при переживании стресса срывается на крик, - не способен сосредоточиться, - склонен к всевозможным угадываниям - очень подвижен, - главное – заниматься делом, - очень самостоятелен и талантлив, - всё надо потрогать, - хорошо воспринимает запахи, - отлично развит вкус, - очень любит животных.

 

Наблюдения за детьми учитель осуществляет в разных видах деятельности, фиксируя результаты в таблице, пользуясь таблицей особенностей детей в разных видах деятельности.

  запись д.з. перемена речь
Аня К.      
Галя С.      

 

Особенности детей в разных видах деятельности.

вид деятельности В А К
запись домашнего задания спишет с доски переспросит учителя откроет учебник и найдёт задание
перемена предпочитает спокойствие, тишину, стоит у окна или стены, рисует, занимается игрушками проводит перемену в разговорах есть возможность размяться, подвигаться
речь говорит о том, что видит, используя обороты «представьте», «посмотрите», упоминает цвета, говорит достаточно быстро, с повышенной интонацией рассказывает занятные истории, используя слова «поймите», «послушайте», говорит громко говорит очень тихо, медленно, с трудом подбирая слова, на перемене же всё наоборот, любимый ответ: «я не знаю».

 

Заполняя таблицу, учитель ставит букву (В, А, К), соответствующую группе в таблице. Кроме букв могут быть записаны словесные формулировки, которые помогут более точно проанализировать результаты.

Проанализировав ответы родителей и результаты наблюдений, можно распределить детей на три группы (А, В, К):

-аудиалы (больше букв А)– люди, для сознания которых преимущественное значение имеет информация, полученная на слух;

- визуалы (больше букв В) – люди, для сознания которых преимущественное значение имеет зрительная информация;

- кинестетики (больше букв К)– люди, для сознания которых преимущественное значение имеют ощущения тела, движения, запахи, вкус и т.д.

Дифференциация процесса обучения будет заключаться в том, что на уроке учитель предлагает задания в различной форме, каждая из которых соответствует ведущему каналу восприятия той или иной группы детей.

Аналогичной является дифференциация, предложенная Лорен Брэдвей и Барбарой Алберс Хил.[7, c.91-95]. Они предлагают использовать блиц-опрос для родителей для выявления, каким способом познания пользуется ребёнок. По результатам опроса учитель определяет кем в процессе познания является ребёнок - зрителем, слушателем, деятелем.

Блиц – опрос для родителей первоклассников:

1. Общение. Когда моему первокласснику хочется выразить свои мысли…..

-он пользуется простыми фразами, -он неправильно произносит некоторые звуки и слова, -он молчит и редко сам вызывается отвечать. -он правильно использует глагольное время, -ему нравится разговаривать со взрослыми, -он любит сочинять и рассказывать вымышленные истории. -он говорит короткими, прямыми фразами, -он невнятно произносит некоторые звуки, -он может рассказывать что-либо непоследовательно.

2.Любимые игрушки и занятия. Когда мой первоклассник играет…..

-ему нравятся калькуляторы и компьютеры, -ему нравится рукоделие и моделирование, -он любит читать и наблюдать за играми других детей. -ему нравится смотреть телевизор, слушать радио и магнитофон. -он любит читать вслух и ему нравится, когда ему читают, -ему нравится придумывать игры. -ему нравится заниматься спортом и играть в подвижные игры, -он любит кататься на велосипеде и ходить в походы, -он любит ухаживать за домашними животными.

3.Микро-моторика. Когда мой первоклассник работает руками……

-он правильно выводит буквы точно в границах строки, -для его письменных работ характерна аккуратность, -ему особенно нравится раскрашивание. -он аккуратно пишет печатными буквами, он диктует или читает самому себе во время занятий, - он часто просит помочь при выполнении творческих заданий. -ему трудно писать на разлинованной бумаге, -он путает порядок букв и слов, -он сильно нажимает на карандаш или кисточку.

4.Навыки поведения в коллективе. Когда мой первоклассник общается с другими детьми….

-он чувствует себя одиноко в группе детей, -он редко сам заводит разговор, но отвечает, когда его спрашивают, -индивидуальные занятия нравятся ему больше, чем групповые. -он очень разговорчив, -обычно он первым начинает разговор, -ему часто делают замечания за то, что он слишком много говорит на уроках. -он более общителен на игровой площадке, -ему легче выражать мысли с помощью жестов, он выступает в роли лидера на игровой площадке.

5. Память. Когда мой первоклассник учится…..

-он запоминает то, что видит, -он читает, вспоминая значение слов. -он легко усваивает математические правила, -он читает, узнавая слова по их звучанию. -ему нелегко вспомнить то, что он видел и слышал, -ему нужна помощь, чтобы научиться читать.

6. В школе. Когда мой первоклассник находится в классе….

-он аккуратно одевается, -он отвлекается, обращая внимание на цвета и движение, -он следит за порядком на своём рабочем месте. -его внешний вид ни неаккуратный, ни чрезмерно опрятный, -он легко отвлекается на звуки и голоса, -он ведёт дискуссии и часто вызывается отвечать. -он часто выглядит довольно неопрятно, -он чрезмерно активен и легко отвлекается, -ему трудно усидеть на своём месте.

 

По результатам опроса детей можно разделить по способу познания на три группы: зритель, слушатель, деятель (первый столбик ответов на вопросы характерен, если ребёнок зритель, второй – если слушатель, третий – деятель). С учётом полученных результатов учитель организует работу с группами учащихся, активизируя тот способ познания, который им характерен. У авторов также разработан блиц – опрос для родителей четвероклассников.

В теоретической части был сделан вывод о том, что чаще всего уровневая дифференциация осуществляется по степени обученности учащихся. Диагностика уровня обученности необходима для выявления уровня овладения учеником системой заданных учебной программой знаний и умений, приобретённых за определённый период обучения. Данную диагностику предлагаю осуществлять путём проведения контрольных работ, разработанных В.Н.Максимовой [4, с.20,22]. Диагностическая контрольная работа проводится в течение одного урока (не реже 1 раза в полугодии) и содержит 6 вопросов разного характера: на узнавание, запоминание, понимание, обобщение внутри темы, межтемное обобщение, межпредметное обобщение.

Для определения уровня обученности по русскому языку в 1 классе, в 1 полугодии можно использовать следующую диагностическую работу:

1. на узнавание (0-1)

Ливень льёт! Ливень льёт!

Пляшут капли в лужице.

Плот плывёт! Плот плывёт!

Плот по луже кружится!

Выпиши предложения, которые соответствуют данной схеме:

! __ ____ ____ ____.

2. на запоминание (0-2)

Подчеркни одной чертой в словах часы, ветер, новость согласные буквы.

3. на понимание (0-3)

Раздели слова на слоги: парта, парус, пары, парник.

4. на обобщение внутри темы (0-4)

Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет:

гуси-……., двери-………., дома-………, машины-……….

5. межпредметные обобщения (0-5) (диктант)

Снежинки падали, кружились. Упали снежинки и на кота Ваську.

6. межпредметные связи (0-6)

Закончите текст 2-3 предложениями.

Жили мужик да баба. Был у них кот Рыжик. Выдумал он в лес убежать……..

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: