В современной школе при организации процесса обучения наиболее часто осуществляется внутренняя уровневая дифференциация. Для осуществления уровневой дифференциации необходима диагностика. Работая в данном направлении, учитель сначала выбирает основание для дифференциации, затем проводит соответствующую диагностику, далее на основании диагностики осуществляет дифференциацию и организовывает учебный процесс с учётом дифференцированного подхода в обучении.
Диагностика развития математических способностей предложена в работе В.А. Тестова и Л.Д.Ухановой [6,с.36-37], о которой говорилось в теоретической части. Авторы предлагают осуществлять уровневую дифференциацию в 3 классе на основе уровня развития математических способностей. Данная работа проводится во всех классах на параллели.
Этапы проведения диагностики:
- наблюдения в процессе изучения нового материала,
- анализ контрольного задания (решение задач).
Для наблюдения выделены те признаки математических способностей, которые наиболее ярко проявляются у младших школьников:
1) относительно быстрое овладение математическими знаниями, умениями и навыками. Быстрота понимания объяснений учителя;
2) логичность мышления;
3) находчивость и сообразительность при изучении математики;
4) быстрое и прочное запоминание математического материала;
5) пониженная утомляемость при занятиях математикой;
6) гибкость мышления, способность переходить с прямого на обратный ход мысли;
7) развитость образно – геометрического мышления и пространственных представлений.
В конце 2 (3) класса учителя заполняют таблицу математических способностей школьников, в которой оценили в баллах каждое из выше перечисленных качеств (0 – низкий уровень, 1 – средний уровень, 2 – высокий уровень).
Математические способности.
сумма баллов | ||||||||
Аня К. | ||||||||
Галя С. |
Затем школьникам даётся контрольное задание:
1. Волк и заяц соревнуются в бассейне. Волк проплывает за 1 мин 8м, а заяц 800 см. Кто приплыл к финишу раньше?
2. Начерти квадрат и прямоугольник с одинаковым периметром, равным 16 см.
3. Оля начертила две прямые линии. На одной из них она отметила 4 точки и на другой 4 точки. Всего было отмечено 7 точек. Как она это сделала?
4. В овощную палатку завезли 368 кг картофеля. Часть этого картофеля продали. Остальной картофель лежит в 6 мешках, по 46 кг в каждом. Во сколько раз меньше картофеля продали, чем осталось?
5. В танцевальном кружке занимались 22 девочки и несколько мальчиков. Когда 4 девочки ушли, девочек стало в 2 раза больше, чем мальчиков. Сколько детей первоначально занималось в кружке?
6. Как изменится разность двух чисел, если из вычитаемого вычесть 6 единиц, а к уменьшаемому прибавить 4 единицы?
7. Сколько нулей в конце записи числа, выражающего произведение всех натуральных чисел, начиная от 20 и кончая 30?
8. Сколько всего чётных двузначных чисел?
Анализ работы: 2 балла - правильный ответ,
1 балл – частично правильный ответ,
0 баллов – неправильный ответ или задание не выполнено.
сумма баллов | |||||||||
Аня К. | |||||||||
Галя С. |
После проведения исследования и заполнения результатов в таблицу можно разделить учащихся 3 (4) классов на 2 группы – А и Б.
1 группа (Б) – это учащиеся, для которых основной задачей является достижение уровня возможностей, т.е. уровня, соответствующего содержанию основной программы и учебника,
2 группа (А) – это учащиеся, которые способны идти дальше учебника, способны достичь уровня углублённого изучения предмета. [6 с.35].
В дальнейшем на уроках математики и русского языка ученики соответствующих групп из двух классов объединяются. Учащиеся группы А одного класса объединяются с учащимися группы А другого класса, у них проводится урок математики по программе углублённого изучения, соответственно объединяются учащиеся из групп Б, у них проводится урок русского языка по базовой программе. На следующем уроке в группах А проводится урок русского языка, а в группах Б урок математики.
Анализируя основания для дифференциации, рассмотренные в теоретической части, считаю, что результативной будет являться дифференциация по способу восприятия информации. Данная дифференциация даст возможность учителю преподносить информацию на уроке, используя тот канал восприятия, который более развит у ребёнка.
Для дифференциации по способу восприятия информации можно использовать диагностику, предложенную Н.А. Карпушиной [8, с.83-84]. Предложенная диагностика осуществляется при помощи методов: теста-опроса, наблюдения.
Тест – опрос для родителей включает в себе вопросы, соответствующие характеристике типов:
1. Чем больше всего любит заниматься ваш ребёнок?
2. Как он устанавливает контакт с детьми во дворе?
3. Как он ведёт себя, когда приходят гости?
4. Как он играет с животными?
5. Разборчив ли в еде, одежде?
6. Как он переживает неудачу?
7. Как он просит?
8. Что он рассказывает о своей школьной жизни?
9. Какие уроки делает охотнее всего?
10. Любит ли он рисовать?
11. Какие идеи и фантазии приходят ему в голову?
Анализ теста - опроса проводится с использованием таблицы характеристики типов людей, по способу восприятия информации. Учитель находит в таблице соответствующую характеристику и отмечает напротив фамилии ребёнка, ставя буквы В, А, К.
Аня К. | ||||||||||||
Галя С. |
Характеристика типов людей, по способу восприятия информации
[8, с.83-84].
В | А | К |
- тихий, задумчивый, с трудом завязывает контакты с детьми, - друзей почти нет, - послушен, - учится легко (успешно), - любит конструктор, телевизор, компьютер, - к животным равнодушен, хотя может полюбоваться, - гулять не любит, - очень разборчив в еде и одежде, - зрелища производят сильное впечатление, но рассказывает о них мало, - при переживании стресса замыкается в себе. | - говорит без умолку, - без труда вступает в контакты с детьми и взрослыми, - любит слушать, когда читают или рассказывают, - с трудом запоминает написание букв, - непослушен, - на замечания взрослых возражает, - к еде и одежде равнодушен, - не любит красочных зрелищ, - при переживании стресса срывается на крик, - не способен сосредоточиться, - склонен к всевозможным угадываниям | - очень подвижен, - главное – заниматься делом, - очень самостоятелен и талантлив, - всё надо потрогать, - хорошо воспринимает запахи, - отлично развит вкус, - очень любит животных. |
Наблюдения за детьми учитель осуществляет в разных видах деятельности, фиксируя результаты в таблице, пользуясь таблицей особенностей детей в разных видах деятельности.
запись д.з. | перемена | речь | |
Аня К. | |||
Галя С. |
Особенности детей в разных видах деятельности.
вид деятельности | В | А | К |
запись домашнего задания | спишет с доски | переспросит учителя | откроет учебник и найдёт задание |
перемена | предпочитает спокойствие, тишину, стоит у окна или стены, рисует, занимается игрушками | проводит перемену в разговорах | есть возможность размяться, подвигаться |
речь | говорит о том, что видит, используя обороты «представьте», «посмотрите», упоминает цвета, говорит достаточно быстро, с повышенной интонацией | рассказывает занятные истории, используя слова «поймите», «послушайте», говорит громко | говорит очень тихо, медленно, с трудом подбирая слова, на перемене же всё наоборот, любимый ответ: «я не знаю». |
Заполняя таблицу, учитель ставит букву (В, А, К), соответствующую группе в таблице. Кроме букв могут быть записаны словесные формулировки, которые помогут более точно проанализировать результаты.
Проанализировав ответы родителей и результаты наблюдений, можно распределить детей на три группы (А, В, К):
-аудиалы (больше букв А)– люди, для сознания которых преимущественное значение имеет информация, полученная на слух;
- визуалы (больше букв В) – люди, для сознания которых преимущественное значение имеет зрительная информация;
- кинестетики (больше букв К)– люди, для сознания которых преимущественное значение имеют ощущения тела, движения, запахи, вкус и т.д.
Дифференциация процесса обучения будет заключаться в том, что на уроке учитель предлагает задания в различной форме, каждая из которых соответствует ведущему каналу восприятия той или иной группы детей.
Аналогичной является дифференциация, предложенная Лорен Брэдвей и Барбарой Алберс Хил.[7, c.91-95]. Они предлагают использовать блиц-опрос для родителей для выявления, каким способом познания пользуется ребёнок. По результатам опроса учитель определяет кем в процессе познания является ребёнок - зрителем, слушателем, деятелем.
Блиц – опрос для родителей первоклассников:
1. Общение. Когда моему первокласснику хочется выразить свои мысли…..
-он пользуется простыми фразами, -он неправильно произносит некоторые звуки и слова, -он молчит и редко сам вызывается отвечать. | -он правильно использует глагольное время, -ему нравится разговаривать со взрослыми, -он любит сочинять и рассказывать вымышленные истории. | -он говорит короткими, прямыми фразами, -он невнятно произносит некоторые звуки, -он может рассказывать что-либо непоследовательно. |
2.Любимые игрушки и занятия. Когда мой первоклассник играет…..
-ему нравятся калькуляторы и компьютеры, -ему нравится рукоделие и моделирование, -он любит читать и наблюдать за играми других детей. | -ему нравится смотреть телевизор, слушать радио и магнитофон. -он любит читать вслух и ему нравится, когда ему читают, -ему нравится придумывать игры. | -ему нравится заниматься спортом и играть в подвижные игры, -он любит кататься на велосипеде и ходить в походы, -он любит ухаживать за домашними животными. |
3.Микро-моторика. Когда мой первоклассник работает руками……
-он правильно выводит буквы точно в границах строки, -для его письменных работ характерна аккуратность, -ему особенно нравится раскрашивание. | -он аккуратно пишет печатными буквами, он диктует или читает самому себе во время занятий, - он часто просит помочь при выполнении творческих заданий. | -ему трудно писать на разлинованной бумаге, -он путает порядок букв и слов, -он сильно нажимает на карандаш или кисточку. |
4.Навыки поведения в коллективе. Когда мой первоклассник общается с другими детьми….
-он чувствует себя одиноко в группе детей, -он редко сам заводит разговор, но отвечает, когда его спрашивают, -индивидуальные занятия нравятся ему больше, чем групповые. | -он очень разговорчив, -обычно он первым начинает разговор, -ему часто делают замечания за то, что он слишком много говорит на уроках. | -он более общителен на игровой площадке, -ему легче выражать мысли с помощью жестов, он выступает в роли лидера на игровой площадке. |
5. Память. Когда мой первоклассник учится…..
-он запоминает то, что видит, -он читает, вспоминая значение слов. | -он легко усваивает математические правила, -он читает, узнавая слова по их звучанию. | -ему нелегко вспомнить то, что он видел и слышал, -ему нужна помощь, чтобы научиться читать. |
6. В школе. Когда мой первоклассник находится в классе….
-он аккуратно одевается, -он отвлекается, обращая внимание на цвета и движение, -он следит за порядком на своём рабочем месте. | -его внешний вид ни неаккуратный, ни чрезмерно опрятный, -он легко отвлекается на звуки и голоса, -он ведёт дискуссии и часто вызывается отвечать. | -он часто выглядит довольно неопрятно, -он чрезмерно активен и легко отвлекается, -ему трудно усидеть на своём месте. |
По результатам опроса детей можно разделить по способу познания на три группы: зритель, слушатель, деятель (первый столбик ответов на вопросы характерен, если ребёнок зритель, второй – если слушатель, третий – деятель). С учётом полученных результатов учитель организует работу с группами учащихся, активизируя тот способ познания, который им характерен. У авторов также разработан блиц – опрос для родителей четвероклассников.
В теоретической части был сделан вывод о том, что чаще всего уровневая дифференциация осуществляется по степени обученности учащихся. Диагностика уровня обученности необходима для выявления уровня овладения учеником системой заданных учебной программой знаний и умений, приобретённых за определённый период обучения. Данную диагностику предлагаю осуществлять путём проведения контрольных работ, разработанных В.Н.Максимовой [4, с.20,22]. Диагностическая контрольная работа проводится в течение одного урока (не реже 1 раза в полугодии) и содержит 6 вопросов разного характера: на узнавание, запоминание, понимание, обобщение внутри темы, межтемное обобщение, межпредметное обобщение.
Для определения уровня обученности по русскому языку в 1 классе, в 1 полугодии можно использовать следующую диагностическую работу:
1. на узнавание (0-1)
Ливень льёт! Ливень льёт!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывёт! Плот плывёт!
Плот по луже кружится!
Выпиши предложения, которые соответствуют данной схеме:
! __ ____ ____ ____.
2. на запоминание (0-2)
Подчеркни одной чертой в словах часы, ветер, новость согласные буквы.
3. на понимание (0-3)
Раздели слова на слоги: парта, парус, пары, парник.
4. на обобщение внутри темы (0-4)
Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет:
гуси-……., двери-………., дома-………, машины-……….
5. межпредметные обобщения (0-5) (диктант)
Снежинки падали, кружились. Упали снежинки и на кота Ваську.
6. межпредметные связи (0-6)
Закончите текст 2-3 предложениями.
Жили мужик да баба. Был у них кот Рыжик. Выдумал он в лес убежать……..