Программа дисциплины
История художественной культуры
(История художественной культуры Западноевропейских стран эпохи Возрождения и XVII –XVIII вв.)
Искусство эпохи Возрождения.
Введение.
Историческое значение Возрождения. Победа светского начала в культуре Возрождения. Утверждение реалистического метода в живописи. Обогащение видов и жанров изобразительного искусства, возрождение классического языка архитектурных форм. Исторические корни, хронологические рамки и принципы исторической периодизации Возрождения. Общие закономерности и национальные особенности Возрождения.
Искусство Италии XIII – XIV вв.
Формирование раннебуржуазных отношений в средневековых городах Италии, развитие торговли и раннекапиталистической экономики, рост светских элементов в городской культуре. Творчество Данте, Петрарки и Боккаччо, становление нового мировосприятия, основанного на интересе к реальной действительности, к человеку. Развитие локальных художественных школ (флорентийской, пизанской, сиенской, болонской, падуанской и др.). Флоренция – ведущий центр передовой итальянской культуры и искусства. Проторенессанс и готика в искусстве Флоренции XIII – XIV вв. (Никколо и Джованни Пизано). Художественное своеобразие сиенской школы треченто. Творчество Дуччо, Симоне Мартини, Амброджо и Пьетро Лоренцетти. Позднеготическое искусство Италии рубежа XIV – XV вв.
Раннее Возрождение в Италии.
Расцвет итальянских городов – коммун и региональных тираний. Борьба с пережитками феодализма в городах – коммунах Италии. Развитие гуманизма, его роль в формировании культуры и искусства раннего Возрождения. Утверждение принципов гуманизма и нового искусства в культуре Флоренции XV в., своеобразие исторического развития флорентийской художественной школы. Связь науки с искусством. Теоретическое обоснование нового искусства (трактаты Л.Гиберти, Л.Б.Альберти).
|
Архитектура раннего Возрождения. Обращение к античному наследию, поиски выразительных и тектонических возможностей архитектуры для воплощения идеи соразмерности мира и его гармонии. Творчество Ф. Брунеллески и Л.Б. Альберти. Сложение нового типа светского (палаццо, общественное здание, вилла) и культового (развитие идеи центрического и базиликального храма) зданий.
Скульптура раннего Возрождения. Выработка новых принципов пластического языка, основанного на пристальном изучении натуры и на обращении к античным традициям, в творчестве Донателло – ведущего мастера ренессансной пластики XV в. Развитие ренессансного рельефа и круглой скульптуры (монумент, надгробие, скульптурный портрет) в творчестве Л. Гиберти, Я. делла Кверчи и А. Верроккио.
Живопись раннего Возрождения. Флорентийская школа XV в. Мазаччо – основоположник ренессансного реализма в живописи XV в. Формирование нового художественного языка, основанного на пристальном изучении законов реалистического отражения действительности. Использование научно обоснованного метода математической и линейной перспективы, разработка теории пропорций, изучение законов оптики и анатомии. Художники – экспериментаторы – П. Уччелло, А. дель Кастаньо, А. Бальдовинетти. Средневековая мистика и реализм в искусстве Фра Анджелико. Противоречивый характер флорентийской культуры и искусства рубежа XV – XVI вв. Творчество С. Боттичелли.
|
Сиенская школа XV в. (Сассетта, Джованни да Паоло и др.). Живопись раннего Возрождения в Северной и Средней Италии. Творчество Пьеро делла Франческа, его интерес к проблемам передачи света и воздуха, его учение о перспективе, пропорциях и правильных геометрических телах. Археологические увлечения А. Мантеньи, его страстный интерес к античности. Гравюры Мантеньи. Умбрийская школа XV в. Культура и искусство раннего Возрождения в Венеции. Своеобразие исторического развития венецианской художественной школы. Творчество Дж. Беллини, его интерес к пейзажу и портрету. Развитие венецианского колоризма и ренессансного в творчестве В. Карпаччо. Связь искусства Антонелло да Мессины с художественной культурой Нидерландов. Портреты Антонелло да Мессины.
Вклад искусства и культуры раннего Возрождения в развитие мирового искусства.
Высокое Возрождение в Италии.
Расцвет искусства Высокого Возрождения как итог всего предшествующего развития итальянской культуры. Роль Рима как политического и художественного центра Италии. Воплощение в искусстве гуманистических идеалов совершенной личности, гармонического единства мироздания.
Творчество Д. Браманте и А. Палладио – высшие достижения архитектурной мысли эпохи. Творчество Леонардо да Винчи – основоположника искусства Высокого Возрождения. Эстетические взгляды и теоретическое наследие Леонардо. Его творческий метод и основные направления деятельности (живопись, скульптура, архитектура). Влияние Леонардо на развитие итальянского искусства первой половины XVI в.
Творчество Рафаэля Санти, воплощение гуманистических идеалов эпохи в его монументальных и станковых произведениях. Рафаэль – портретист. Рисунки Рафаэля. Архитектурное творчество Рафаэля. Школа Рафаэля.
Выражение гуманистических представлений и гражданских идеалов времени в скульптурных и живописных произведениях Микеланджело. Микеланджело и античная традиция. Основные скульптурные и живописные произведения мастера. Трагический характер его позднего творчества. Микеланджело – рисовальщик. Архитектурные произведения. Влияние Микеланджело на современную ему художественную жизнь Италии.