Оглавление
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы непрерывного образования. 8
1.1 Сущность и особенности непрерывного образования. 8
1.2 Требования к методической системе обучения как одному из условий непрерывности образования. 26
1.3 Требования к методической системе обучения как одному из условий непрерывности образования. 38
Введение
Актуальность исследования. В Меморандуме непрерывного образования Европейского Союза подчеркивается, что успешный переход к экономике и обществу, основанных на знании, должен сопровождаться процессом непрерывного образования – учения длиною в жизнь, ориентированного на всестороннюю учебную деятельность, осуществляемую на постоянной основе с целью улучшения знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций. Подчеркивается, что главная идея состоит в том, что непрерывность образования перестает быть лишь одним из аспектов образования и переподготовки; она становится определяющим принципом образовательной системы и участия в ней человека на протяжении всего непрерывного процесса его учебной деятельности.
Согласно Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года: «система образования призвана обеспечить … непрерывность образования в течение всей жизни человека». При этом под непрерывностью понимается «обеспечение каждому человеку постоянной возможности осуществлять собственное образование».
В.Н. Бобриков (Бобриков В.Н. Система подготовки инженеров в условиях непрерывного технического профессионального образования) выделяет ряд предпосылок для развития непрерывного технического образования:
- рост темпов научно-технического и социального прогресса, а, следовательно, и возрастание роли профессионального образования;
- высокий темп развития научной информации, ее перманентное обновление;
- изменение технологий и экономики производства и, следовательно, возрастание требований к уровню квалификации инженеров;
- расширяющиеся информационные возможности распространения средств массовой коммуникации.
Анализ научной, методической и учебной литературы, а также результатов диссертационных исследований позволил выявить следующие противоречия:
- на социально-педагогическом уровне – между социально обусловленными требованиями общества к реализации процесса непрерывного образования выпускников колледжей и сложившейся ситуацией перехода от одной образовательной ступени к последующей, не позволяющей в полной мере реализовать данный подход;
- на научно-педагогическом уровне – между необходимостью осуществления непрерывного образования и неразработанностью условий, обеспечивающих непрерывность образования;
- на научно-методическом уровне – между необходимостью обеспечения непрерывного образования в процессе обучения математике и существующими методиками обучения, не достаточно направленными на реализацию данного процесса.
Необходимость разрешения указанных противоречий обуславливает актуальность диссертационного исследования, а также определяет его проблему:?
В рамках решения данной проблемы была определена тема исследования: «Методическая система обучения математике в технических колледжах, обеспечивающая непрерывность образования».
Объект исследования: процесс непрерывного образования.
Предмет исследования: методическая система обучения математике в технических колледжах, направленная на обеспечение непрерывного образования.
Цель исследования: разработка и научное обоснование методической системы обучения математике в технических колледжах, обеспечивающей непрерывное образование.
Гипотеза:, если:
-;
-.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической, научно-методической литературы.
2..
3..
4..
5..
Методологическую основу.
Теоретической основой исследования являются результаты теоретических и практических исследований:
-;
-;
-;
-;
-;
-;
-.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы; анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, учебных программ, учебных пособий и методических материалов по математическому анализу; наблюдение за ходом процесса обучения студентов заочных отделений педагогических вузов; анкетирование; методы математической статистики, адекватные задачам исследования.
Научная новизна исследования:
-;
-;
-.
Теоретическая значимость исследования:
1..
2..
3..
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические результаты доведены до уровня практического применения, разработаны и внедрены в учебный процесс:
-;
-.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась использованием научно-обоснованных методов с опорой на основополагающие теоретические положения в области математики, методики обучения математическому анализу, внутренней непротиворечивостью логики исследования, использованием адекватных статистических методов обработки результатов педагогического эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе организации опытно-поисковой работы на.
Материалы исследования обсуждались на научно-методических семинарах при кафедре теории и методики обучения математике; на научно-практических конференциях всероссийского уровня; на научно-практических конференциях международного уровня. Результаты исследования были опубликованы в журналах «Интеграция образования» (2009 г., № 1), «Образование и наука» (2010 г., № 1).
Поставленные цели и задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа в период с по гг.
На первом этапе (- гг.) в рамках констатирующего эксперимента осуществлялся анализ нормативных документов, научной литературы по проблеме исследования, были определены методологические основы исследования и разработаны основные теоретические положения, сформулирована гипотеза исследования.
На втором этапе (- гг.) в условиях поискового эксперимента.
На третьем этапе (- гг.) был организован и проведен формирующий эксперимент, в ходе которого была проведена корректировка предложенной методики и проверена гипотеза исследования; обобщены результаты работы и сформулированы основные выводы.
На защиту выносятся следующие положения:
1..
2..
3..
4..
Структура и содержание работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего источников, приложений.
Глава I. Теоретические основы непрерывного образования