Обществознание 11-А
Тема урока « Демография»
Цели урока: Формирование представления у учащихся о демографической ситуации в современном мире, выявление факторов, влияющих на демографические процессы; Развитие умений систематизации и анализа изученного материала, формулирование собственных выводов; Продолжение работы по формированию активной гражданской позиции, эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям, важности выбора поведенческих моделей.
«Если вы не думаете о будущем,
У вас его не будет».
Дж. Голсуорси
ХОД УРОКА:
Введение в тему
Сегодня мы будем говорить о рождаемости и смертности, о задачах государства по вопросам повышения рождаемости в России и ДНР. Одним словом, мы узнаем, что такое демография и какая демографическая ситуация в современном мире.
Изучение нового материала.
Среди наук об обществе есть наука, которая все или почти все знает о народонаселении. Название этой науке дал французский ученый Ашиль Гийяр, выпустивший в 1841 г. книгу «Элементы статистики населения, или Сравнительная демография». Он рассматривал демографию в широком смысле как «естественную и социальную историю человеческого рода» или более узко как «математическое познание населений, их общего движения, физического, гражданского, интеллектуального и морального состояния».
Официальное признание понятие «демография» получило в наименовании Международного конгресса гигиены и демографии, проходившего в Женеве в 1882 году.
Прежде чем говорить и обсуждать тему урока, нам нужно выяснить, что означает слово демография.
Демография (греч. δέμος — народ, γράφω — пишу) - естественная и социальная история человека или математическое изучение населения, изменений его физического, гражданского, интеллектуального и морального состояния».
Демография - это наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической и социальной обусловленности этого процесса.
Демография - наука о составе населения и его изменениях.
Источниками сведений о народонаселении являются текущий учет, реестры и списки, переписи населения, а также специальные выборочные обследования. О подобных переписях известно еще с незапамятных времен. Учет населения для сбора налогов вели в Древнем Египте, Месопотамии, Индии, Китае, Иудее. Одна из книг Ветхого Завета описывает перепись, проведенную царем Давидом, за которой последовала моровая язва, унесшая жизни 70 тыс. человек. Учет населения вели и античные полисы, и средневековые государи.
Считается, что учет населения ведет свое начало со времен татаро-монгольского нашествия, то есть со второй половины XIII века.
В 1718 г. Петр Великий издал указ, в котором предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько у кого, в которой деревне душ мужского пола».
С какой целью осуществлялся учет населения?
После отмены крепостного права начали проводиться переписи населения в отдельных городах и даже целых губерниях, однако многие из них представляли собой казенные полицейские «народосчисления», при которых у домохозяев просто собирали сведения о числе даже не проживающих, а прописанных. В переписях населения в России в XIX в.участвовали видные общественные деятели и знаменитые люди, в том числе П. П. Семенов-Тян-Шанский, Л. Н. Толстой. С этого момента и по нынешнее время основным источником по демографии нашей страны являлись переписи населения (общесоюзные и всероссийские).
Годами их проведения стали:
1897, 1920, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 2002, 2010.
В ходе переписи фиксировались все факты рождаемости, месте проживания смертности. Что же такое рождаемость и что такое смертность?
Рождаемость – демографический термин, характеризующий отношение количества рождений за определенный период.
Смертность – статистический показатель, оценивающий количество смертей.
До хрущевской «оттепели» демографическая статистика была под грифом «Совершенно секретно» и только с конца 1950-х гг. начала появляться в документах с пометкой «Для служебного пользования». С того времени и вплоть до 1985 г. сведения о численности населения, количестве родившихся и умерших приводились лишь в специальных изданиях, сведения же, например, о продолжительности жизни, младенческой смертности и числе искусственного прерывания беременности не публиковались никогда и нигде.
Сегодня в нашем обществе говорят о демографической катастрофе и понятно, что для ее преодоления потребуется немало усилий. Ведь рождение в семье двух детей может обеспечить лишь простое воспроизводство населения, в то время как стране необходимо для выправления сложившейся ситуации воспроизводство расширенное, т.е. рождение в семьях 3–4 детей.
По мнению западных демографов, Россия сегодня переживает демографический крах. Ученые Берлинского института народонаселения назвали Россию - «Исчезающая мировая держава». Разница между возрастающей смертностью и сокращающейся рождаемостью позволяет характеризовать Россию как страну с вырождающимся населением.
Демографическая ситуация, или состояние воспроизводства населения, привлекает к себе внимание правительства страны, так как очевидны ее неизбежные негативные последствия.
ПРИЧИНЫДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫСОВРЕМЕННОСТИ:
1. Естественная убыль населения;
2. Миграция населения;
3. Ранние браки;
4. Материальное положение молодой семьи;
5. Инфантилизация подрастающего поколения;
6. Повышенный процент заболеваемости и смертности;
Проблемы неполных семей.
Мы с вами проанализировали демографическую ситуацию, выяснили какие проблемы сегодня, существуют в социальной сфере. На решение этих проблем и направлена демографическая политика каждого государства.
Инструкция: Изучить §19, конспект. Устно отвечать на вопросы в конце параграфа. В классной работе сделать краткий конспект. В домашней работе письменно ответить на вопросы.
1)Известный ученый Т. Мальтус утверждал, что перенаселение не только беда человечества, но определение благо, которое заставляет многочисленных и ленивых от природы рабочих из-за конкуренции качественно трудится за невысокую плату. А как вы думаете, рост населения планеты - это хорошо или плохо? Свой ответ аргументируйте.
2)На одном заседании Правительства премьер-министр заявил, что к рождению и смерти людей следует подходить по-государственному: «Снижение трудоспособного населения – это не просто социальная проблема, а проблема успешного или неблагополучного развития нашего государства. А как вы думаете, нужно ли государству регулировать демографическую ситуацию. Если да, то как?