Младший дошкольный возраст — время интенсивного сенсорного развития ребенка, в том числе и ребенка с речевыми нарушениями. В этот период дети приобретают сенсорный опыт, необходимый для овладения всеми видами деятельности и представлениями об окружающей мире. Целенаправленное формирование сенсорного опыта детей с ТНР на первой ступени обучения значимо для дальнейшего познавательного развития детей.
Работа по сенсорному развитию носит комплексный и непрерывный характер. Она осуществляется в процессе организованных и самостоятельных игр детей с игрушками, природными и рукотворными предметами и материалами, в повседневной жизни в непосредственном общении с ребенком. Особое место в ней занимают специально организованные игровые занятия, основанные на использовании развивающих возможностей дидактических и конструктивных игр и направленные на уточнение и систематизацию сенсорного опыта ребенка, развитие сенсорно-перцептивных действий, способности воспринимать и моделировать пространственные, временные и количественные отношения.
На первой ступени обучения коррекционно-развивающая рас детьми с ТНР имеет целью прежде всего уточнение и расширение сенсомоторного опыта детей, формирование системы обследовательских действий, а также познавательных установок «Что это?», «Какой он?» В совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности дети с помощью различных анализаторов начинают выделять основные признаки предметов, дифференцировать их, соотносить со словом. Это необходимое условие формирования целостных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.
Внимание детей привлекается к функциональным и пространственным свойствам окружающих предметов (форме, отношениям по величине и расположению) и цвету. Они обучаются действовать, учитывая эти свойства, сравнивать объекты по этим признакам, находить сходство и различие, объединять в группы.
|
Одновременно у детей формируются первые практические ориентировочные действия («поисковая» результативная проба, практическое примеривание), умение пользоваться указательным и соотносящим жестами в ходе предметных и орудийных действий, при сравнении объектов, система «взгляд — рука (руки)».
Такой комплексный подход к формированию способов восприятия приводит к возникновению очень важной для познавательного развития ребенка сенсорно-перцептивной способности. Он также способствует развитию концентрации внимания, умения сосредоточиться на содержании и выполнении игрового задания, придавая вниманию устойчивость и произвольность.
Конструктивная деятельность детей способствует обогащению их сенсорного опыта, формированию у них первичных представлений о признаках цвета, формы, величины, строения объектов Действительности, расположения в пространстве их элементов по отношению друг к другу, а также практическое использование этих свойств в создаваемых моделях реальных объектов.
Конструктивные игры с детьми с ТНР и обучение их конструированию имеет целью решение широкого спектра коррекционно- развивающих задач, в том числе их речевое развитие. В ходе замятий с различным конструктивным материалом:
¾ обогащается сенсомоторный опыт детей;
|
¾ развивается их анализирующее восприятие;
¾ формируются представления о предметах окружающей действительности и их пространственных свойствах;
¾ совершенствуется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;
¾ формируются система «взгляд — рука»;
¾ серийность и произвольность движений;
¾ происходит развитие словесной регуляции действий в виде словесного отчета и объяснительно-сопровождающей речи с использованием вербальных и невербальных средств общения;
¾ развиваются контрольные функции детей.
Конструктивные игры и игровые занятия по конструировании с детьми проводит воспитатель.
Конструктивные игры и собственно конструктивная деятельность на этой ступени обучения широко используются не только на специально организованных занятиях, но и в процессе совместной деятельности взрослого с детьми по различным образовательным областям, в ходе психокоррекционной работы которую осуществляет педагог-психолог.
Содержание данного направления образовательной области «Познавательное развитие» тесно связано с логопедической работой, прежде всего:
¾ с формированием предметного, предикативного, адъективного словаря экспрессивной речи детей;
¾ с развитием импрессивной речи;
¾ с формированием слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур— с развитием произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.
Конструктивный, природный (песок, плоды, камешки, ракушки и др.) и рукотворный (строительные деревянные конструкторы, конструктор Lego – duplo, крупная мозаика, сборно-разборные игрушки, разрезные картинки, пазлы. мягкий модульный материал и др.) материал активно используется для развития движений кистей рук и совершенствования межанализаторного взаимодействия зрительного, слухового и тактильного анализаторов.
|
В конструктивных играх у детей формируется кинетическая основа движений пальцев рук. Элементы конструирования включаются также в подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия с детьми.
В групповой комнате, в кабинете педагога-психолога необходимо иметь в достаточном количестве и ассортименте различный строительный материи, конструктивные игры, полифункциональные мягкие модули, природный материал и применять их с учетом особенностей психофизического и речевого развития детей. При этом одна часть оборудования и материалов применяется для проведения занятий, а другая находится в распоряжении детей, которые по желанию могут использовать его для свободных игр и занятий вместе со взрослыми и самостоятельно.
Педагогические ориентиры:
¾ знакомить детей с различными конструктивными материалами;
¾ стимулировать интерес детей к материалам, к процессу и результату конструктивной деятельности;
¾ стремиться заинтересовать детей созданием построек и вызвать у них радостное восприятие достигнутого результата;
¾ учить детей включать готовые постройки в игру;
¾ обучать детей созданию конструкции на основе анализа простейшего образца, по представлению;
¾ учить детей адекватно реагировать на разрушение конструкций, объясняя, почему и как можно их восстановить;
¾ учить детей использовать элементы строительных наборов в качестве предметов-заместителей;
¾ формировать пространственно -величинные представления (вперед — назад, впереди — сзади, рядом, на и т. п.) в процессе игр с конструктивными материалами и игрушками;
¾ учить детей сравнивать по размеру элементы детских строительных наборов (понимать и употреблять слова: большой — маленький, больше — меньше, одинаковый, длинный — короткий и т.п.);
¾ учить детей группировать строительные детали, элементы конструктора по форме и цвету (красный, желтый) по образцу;
¾ учить детей действовать двумя руками (одной удерживать постройку, другой — устанавливать дополнительные элементы);
¾ развивать у детей систему «взгляд - рука» (прослеживание взглядом движений рук);
¾ формировать навык элементарной кооперативной деятельности детей в ходе создания коллективных построек (строим оливковые постройки, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственно с участием взрослого;
— использовать в индивидуальных случаях действия по подражанию и совместные действия, если ребенок не может создать конструкцию на основе образца.
Основное содержание
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно -развивающей среде. Знакомство детей с дидактическими сборно разборными игрушками и детским строительным материалом Выбор каждым ребенком наиболее интересных конструкторов и сборно-разборных игрушек для конструирования (пирамидки, матрешки, деревянные, пластмассовые и другие строительные наборы). Выполнение постройки: дети наблюдают, затем привлекаются к совместной деятельности. Организация игр с конструктивными материалами с малыми группами детей (совместно учитель-логопед, воспитатель и другие взрослые) (интеграция с логопедической работой).
Знакомство детей с местом расположения сборно-разборных игрушек, дидактическими столами, настольными и напольными конструкторами. Совместное с детьми рассматривание постройки из строительного материала, выполненной взрослыми, побуждение детей называть (показывать) конструкции. Организация совместного с детьми взаимодействия с различными конструктивными материалами. Показ детям действий со строительным материалом (постройка простых конструкций, сборка дидактической игрушки из деталей).
Игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве. Обучение детей подбору фигуры к образцу (по форме, цвету величине),используя приемы прикладывания и накладывания (интеграция с логопедической работой и разделом «Элементарные математические представления»).
В совместных играх и упражнениях обучение детей группировке элементов строительных наборов (кубиков, брусков, треугольных призм) по двум-трем образцам и соотнесению их с плоскостными фигурами (интеграция с разделом «Элементарные математические представления»).
Игры и упражнения, в которых детям необходимо узнать целый предмет по его фрагментам. В совместных играх и упражнениях обучение детей способам узнавания целого предмета по его фрагментам.
В процессе конструирования из крупного и мелкого строительного материала, мозаики, разрезных картинок, сборно-разборных игрушек развитие пространственных представлений детей вверх — вниз, вперед — назад и т. п.).
Игры и игровые упражнения на развитие наблюдательности, памяти, внимания: перемещение двух-четырех объемных или плоскостных элементов относительно друг друга (интеграция с логопедической работой, психокоррекционной работой).
Игры и упражнения на группировку элементов строительных наборов (кубиков, брусков, треугольных призм) по двум-трем образцам обучение детей умению соотносить их с плоскостными фигурами (интеграция с разделом «Элементарные математические представления»).
В совместных играх обучение детей анализировать и передавать в постройках взаимное расположение частей предмета.
В конструктивных и дидактических играх учить детей соотносить части конструкции с частями игрушки или конструкции- образца.
В коллективных играх и упражнениях развивать умения детей группировать элементы строительных наборов (кубики, бруски, пластины, треугольные призмы) по двум-четырем образцам, соотносить их с плоскостными фигурами (интеграция с разделом «Элементарные математические представления»).
Уточнение представлений детей о пространственном расположении (вверх — вниз, вперед — назад и т. п.) частей конструкций, предлагая им одноименные постройки из различного конструктивного материала (крупный и мелкий строительный материал, мозаику, разрезные картинки, сборно-разборные игрушки).
Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками).
Воспроизведение детьми по подражанию, а затем по образцу комбинаций из двух- четырех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора, представляющих собой простую конструкцию (.стол, стул, дом, скамейка, мостик и т. п.). Вместе с детьми обыгрывание постройки (сюжет предлагает взрослый). Стимулирование желания детей использовать эти конструкции для игр с образными игрушки (при необходимости образец дает взрослый).
Организация совместных с детьми игр со сборно-разборными игрушками (разобрать целое на части, собрать части в целое), с разрезными картинками, на которых изображены эти же игрушки (картинки разрезаны в соответствии с разборными частями игрушек). Расширение ассортимента сборно-разборных игрушек, разрезных картинок, предлагаемых детям для игр (интеграция с логопедической работой и разделом «Элементарные математические представления»).
Складывание разрезных картинок из двух-четырех частей с использованием приема накладывания на образец и по образцу (игрушки, овощи, фрукты, знакомые животные). Подбор к составленным разрезным картинкам соответствующих игрушек и предметов по словесной просьбе взрослого. Называние предметов и картинок, используя доступные вербальные и невербальные средства общения (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»).
Игры с вырубными сюжетными картинками (вырублены две-четыре части круглой, квадратной формы) (интеграция с логопедической работой и разделом «Элементарные математические представления»).
Складывание целого изображения из иллюстрированных кубиков (четыре кубика).
Дополнение детьми готовых рисунков различными элементами, например, разложить окна и двери на контурах зданий
Обучение детей конструированию плоскостных изображений предметов, геометрических фигур из палочек (по подражанию и образцу): дом. солнышко, заборчик, ворота и т. п. (интеграция с логопедической работой и разделом «Элементарные математические представления»).
В играх и игровых упражнениях с водой и различными полистироловыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене, создание плоскостных конструкций (домик, елка ит. п.) (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»),
Конструирование. Выполнение простых построек (башня заборчик, дорожки, скамеечки) по образцу после его предварительного анализа с использованием вербальных и невербальных средств общения: выделение основных частей постройки, определение необходимых строительных элементов (интеграция собразовательной областью «Речевое развитие»).
Постройка двух-трех объектов после их предварительного анализа (по образцу, по словесной инструкции, а при необходимости и по подражанию: гараж, ворота, забор, мебель для кукол и т. п. Обучение детей переносить полученные навыки в новые условия создание знакомых построек из нового для детей строительного материала). Создание знакомых построек с незначительным изменением конструкции из нового для детей строительного материала. Вместе с детьми обыгрывание построек (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»),
Конструирование плоскостных изображений предметов, используя плоскостной конструктор, специально изготовленные картонные фигуры (круги, квадраты, треугольники), бельевые прищепки различного размера и цвета: например, солнышко (желтый круг и лучики-прищепки), дом (квадрат и треугольник,,труба - прищепка) (интеграция с логопедической работой и разделом «Элементарные математические представления»).
Обыгрывание постройки сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.
После предварительного анализа образца (основные части постройки, необходимые строительные материалы), который проводится под руководством взрослого, выполнение детьми простых построек (по образцу) с использованием при этом вербальных и невербальных средств общения (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»),
В совместных с детьми играх создание знакомых детям объектов из конструкторов Lego, «Самоделкин-строитель», «Самоделкин- семья» и др. (с помощью взрослого, а затем самостоятельно).
Вместе с детьми конструирование объектов из тематических конструкторов и мозаик.
Уточнение понимания и (по возможности) использования детьми в речи: конкретных и обобщающих существительных и глаголов (в соответствии с тематикой конструирования;; прилагательных: качественных (одинаковые, разные, круглые, квадратные), в сравнительной степени (больший, меньший), указательных местоимений (этот, тот, такой), наречий: количественных (много, мало, еще), обстоятельственных (высоко, низко), в сравнительной степени (больше, меньше), количественных числительных (один, два, три), предлогов (в, на, за, под, из, у, с, от) (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»).