Безопасность жизнедеятельности (состояние физической, психической и социальной защищенности) — необходимое условие полноценного развития ребенка, в том числе и ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
Содержание работы по формированию основ безопасности в быту, социуме, природе на первой ступени обучения младших Дошкольников с ТНР направлено на:
¾ обучение детей доступным их пониманию правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения:
¾ ознакомление с элементарными правилами безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
¾ формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Уже на первой ступени обучения взрослые обращают внимание детей на то, что безопасность окружающего мира — необходимое Условие существование каждого человека: взрослого и ребенка.
Содержание указанного раздела образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в рамках
¾ организованной образовательной деятельности (в процессе игровых занятий, направленных на обогащение жизненного опыта и формирование первичных представлений об окружающем мире, игровых действий, элементарных трудовых действий, изобразительных действий);
¾ образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (на прогулке, при приеме пищи и др.);
¾ самостоятельной деятельности детей и непосредственного общения со взрослыми в течение дня;
¾ взаимодействия с семьями детей, которые в повседневной жизни содействуют закреплению получаемых детьми в образовательной организации знаний и умений, стимулируют ребенка к безопасному поведению в конкретных жизненных ситуациях.
|
Задачи данного раздела образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» решаются как в совместной образовательной деятельности с детьми воспитателями, так и в ходе логопедической работы по формированию вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира и др.
Педагогические ориентиры
¾ обучение детей ориентировке в пространстве и познавательным действиям с материалами, необходимыми для организации игр на темы безопасности жизнедеятельности в различных ситуациях:
¾ реальных (на основе предметной и предметно-игровой деятельности);
¾ отраженных в знаках (светофор, дорожные знаки, знаки пожарной безопасности), в образных игрушках;
¾ условных, символических (в воображаемой игровой ситуации);
¾ обучение детей принятию игрового образа (роли): восприятию пространственного расположения собственного тела и ориентировке от себя в окружающем пространстве помещения (групповой комнаты, физкультурного и музыкального зала и т. п.), на игровой уличной площадке; наблюдение за тем, как педагог заменяет действия с натуральными предметами игровыми;
¾ обучение детей игровым и речевым образным действиям, которые помогают понять элементарные правила поведения (на улице, на дороге, в доме, в природе) в процессе сюжетных подвижных игр с использованием элементов детских игровых комплектов «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения», «Азбука здоровья и гигиены», «Азбука железной дороги» и др.;
|
¾ развитие психомоторики детей, обусловливающей точность выполнения действий с предметами и моделями: овладение движениями, действиями с предметами, отличающимися по форме, величине, пространственному расположению, с предметами-заместителями и т. п.;
¾ обучение детей элементарным операциям внутреннего программирования с опорой на реальные действия на невербальном и вербальном уровнях:
¾ показ и называние картинок с изображением движущихся автомобилей, сюжетных картинок, на которых изображено поведение детей и взрослых на улице (правильное и неправильное), обращение с огнеопасными предметами (правильное и неправильное) и т. д.;
¾ разыгрывание ситуаций, в которых необходимы звукоподражания (элементарное модулирование и интонирование речевых и неречевых звуков, имитирующих звук движения или сигнала автомобиля, звук, сопровождающий зеленый сигнал светофора, и т. п.);
¾ произнесение отдельных реплик по ситуации сюжетных подвижных игр или игр с образными игрушками (отобразительные игры);
¾ развитие слухового внимания: определение местонахождения источника звука (звуки движущегося транспорта, сигнал автомобиля, звуковой сигнал при зеленом свете светофора), сравнение контрастных и близких по звучанию неречевых звуков. восприятие звуков различной громкости (с использованием аудиокассет с записью «Звуки улицы»);
¾ формирование представлений о труде взрослых: шофер (водитель автомобиля) водит автомобиль (пожарный, грузовик, легковую машину, машину скорой помощи);
|
¾ обогащение словаря детей за счет расширения понимания речи (улица, дорога, пешеход, сигнал автомобиля, сигнал светофора, пешеходный переход, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, пожарная машина, трамвай, троллейбус, автобус, пожар, знаки информации: больница, детский сад и др.);
¾ развитие потребности детей в общении и формирование элементарных коммуникативных умений, способности взаимодействовать с окружающими (со взрослыми и детьми);
¾ формирование умений детей отражать в речи содержание выполненных игровых действий: автомобили едут по дороге; автомобиль приехал или уехал; загорелся красный (желтый, зеленый) свет светофора; загорелся красный свет — надо стоять, дер. жаться за руку взрослого; нельзя брать спички и играть ими, подходить к включенной плите, срывать и брать в рот ягоды, есть немытые овощи и фрукты т. п.;
¾ развивать умения детей переносить в игру правила здоровье сберегающего и безопасного поведения при участии взрослого
Основное содержание
Безопасность в доме (детском саду, детском доме). Знакомство детей с простыми и понятными для них правилами поведения в детской организации: во время игры не мешать друг другу, не причинять боль себе и другим детям.
Объяснение детям запрещающих правил поведения: нельзя брать в рот несъедобные предметы, нельзя засовывать предметы в нос, в ухо, так как это опасно (интеграция с образовательной областью «Физическое развитие» — раздел «Предоставления о здоровом образе жизни и гигиене»). Формирование у детей адекватной реакции на запреты (нельзя, опасно), выражаемые вербально и не вербально.
В практических упражнениях развитие у детей умения аккуратно перемещаться между предметами мебели в групповой комнате, спокойно, держась за перила, спускаться по лестнице и др.
Рассматривание вместе с детьми предметов, бытовых приборов (электрический чайник, утюг), которые могут включать только взрослые, четкое и доступное для детей объяснение, почему нельзя самостоятельно пользоваться этими предметами.
Образовательные ситуации, в ходе которых дети знакомятся с пожароопасными предметами, средствами пожаротушения, со знаками пожарной безопасности, запрещающими и эвакуационными знаками («Указатель выхода», «Запрещается пользоваться открытым огнем», «Питьевая вода»),
Знакомство детей с «памятками» «Каждый ребенок должен дать...», «Чего никогда не нужно делать...», «Что нужно делать, если - » (при отсутствии рядом взрослого), которые педагоги мор представить в виде картинок[10] (интеграция с логопедической той и образовательной областью «Речевое развитие»).
Безопасность на улице, в природе. Во время прогулки по территории детской организации рассматривание различных растений и разъяснение правил безопасного для окружающей природы поведения (нельзя рвать листья, срывать цветы и т. п.). Элементарные беседы с детьми о правильных способах взаимодействия с растениями и животными, не нанося им вреда, не пугая животных. Наблюдения за кошкой, собакой, которая гуляет с хозяином на поводке, за птицами, не беспокоя их, и не причиняя им вреда.
Экскурсии на улицу, во время которых дети вместе со взрослым наблюдают (на достаточном удалении от проезжей части) за движущимся транспортом, поведением пешеходов. Комментирование происходящего на доступном детям уровне (интеграция с образовательной областью «Речевое развитие»).
Знакомство детей с дидактическим (объемным светофором). Выбор красного, затем желтого и зеленого сигнала светофора. Проигрывание действий по сигналам светофора (вместе со взрослым). Выполнение игровых действий по сигналу «светофора» (вместе со взрослым): ждать сигнала, держась за руку, переходить улицу по зеленому сигналу светофора, стоять на красный свет. Игры. «Красный, зеленый свет», «Стой — иди» и др. (интеграция с разделом «Игра»),
Проигрывание с детьми ситуаций, в которых необходимы звукоподражания (элементарное модулирование и интонирование речевых и неречевых звуков), имитирующих звук движения или сигнала автомобиля звук, сопровождающий зеленый сигнал светофора и т. п. (интеграция с логопедической работой и образовательными областями «Речевое развитие», «Познавательное развитие», а также с разделом «Игры»),
Образовательные ситуации, в ходе которых дети знакомятся с правилами поведения на улице, со светофором и знаками дорожного движения («Велосипедная дорожка», «Движение на велосипеде запрещено»)[11].
Игровая деятельность по ознакомлению с безопасностью в быту, социуме, природе. Совместные с детьми игры с сюжетными игрушками (большого размера), в процессе которых выполняются действия, отражающие безопасные поведение и действия.
Обучающие игры с реальными предметами, с предметами заместителями; ориентация детей на самостоятельное их использование в сюжетных играх на темы безопасного поведения в дом в природе, на улице. В игровых ситуациях побуждение детей выражать с помощью вербальных и невербальных средств радость от выполнения правил безопасного поведения, вступать в общение со сверстниками (парное, в малых группах) (интеграция с разделом «Игра», с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»).
Игровые ситуации, в которых используются естественные звуки улицы, природы (аудиокассеты «Звуки улицы», «Звуки леса», «Театральные шумы»).
Совместные с детьми игры с сюжетом из нескольких действий. Разыгрывание ситуаций, в которых дети отвечают на вопросы «Кто это?», «Что мальчик правильно (не правильно) делает на улице?», «Что это?» и др. (интеграция с разделом «Игра», с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»). Организация игровой предметной среды, побуждающей детей дополнять игровую обстановку, самостоятельно разворачивать игру в игровом уголке, соблюдая последовательность действий в разных бытовых ситуациях с соблюдением норм безопасности.
Использование литературных произведений для театрализованных (режиссерские, драматизации), отобразительных игр, сюжетных подвижных игр (вместе со взрослыми) по основам безопасности жизнедеятельности. Игры по ознакомлению с пожароопасными предметами и средствами пожаротушения, со знаками пожарной безопасность, запрещающими и эвакуационными (два-три знака), исходя условий жизни детей (город, поселок, село, микрорайон), бытовой среды дома и образовательного учреждения (интеграция с разделом «Игра»),
В играх и игровых упражнениях знакомство детей с элементарными правилами поведения на улице, с дорожными знаками два-три знака, например, «Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено») (интеграция с разделом «Игра»),
В игровой форме знакомство детей с трудом пожарных, сотрудников ГИБДД (интеграция с разделами «Игра», «Труд»),
Вместе с детьми проигрывание несложных сюжетов с образными игрушками (кукольная одежда, игрушечная посуда, детские технические приборы: пылесос, микроволновая печь, детский телефон, детский светильник) и элементами комплектов «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения», «Азбука железной дороги» (интеграция с разделом «Игра»),
Побуждение детей к несложному ролевому диалогу, в ходе которого они называют себя в игровой роли (игры «Дочки-матери», «Семья», «Шофер», «Продавец» и др) (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»).
Чтение детям художественной литературы о безопасности жизнедеятельности. Чтение детям потешек, стихотворений, коротких рассказов, в которых говорится об источниках опасности для детей и элементарных правилах безопасного поведения на улице, в природе, в доме.
Воспитание у детей умения слушать (аудиальное чтение) звуковые книжки-игрушки со звуками транспортных средств, звуковых сигналов светофора и т. п. (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»).
Труд
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста с ТНР на первой ступени обучения в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выполнение элементарных трудовых поручений с помощью взрослого. В решении задач социализации младших дошкольников с ТНР именно эти направления работы с детьми являются главными.
Для всех направлений коррекционной работы, представленных в данной «Программе», основополагающим принципом является принцип «логопедизации». В данном случае он реализуется в подборе доступного детям речевого материала применительно к трудовым процессам, которые осваивает ребенок с нарушениями речи. Взрослые обучают детей использовать невербальные и вер. бальные средства общения в процессе самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур, элементарных трудовых поручений: сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью в случае возникновения трудностей.
Все необходимое для формирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметы гигиены, одежда, посуда и т. п.), для элементарных трудовых действий (клеенка, фартучки, тряпочки) хранится в определенных местах, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их. Большую помощь здесь могут оказать специальные символы (картинки, пиктограммы), с которымидети многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания в рамках данного раздела программы происходит не изолированно, а в тесной связи с другими направлениями коррекционно-воспитательной работы. В трудовом воспитании детей принимают участие все педагоги, однако ведущая роль здесь принадлежит воспитателям и помощникам воспитателей. Важную роль в трудовом воспитании играют родители, которые активно включают детей в доступные им трудовые процессы. Учитель-логопед и педагог-психолог также участвуют в формировании у детей трудовых навыков, уделяя особое внимание тем детям, у которых нарушена координация движений
При обучении детей самообслуживанию используются естественные бытовые и специально создаваемые педагогические ситуации, в процессе которых педагоги решают общеразвивающие и коррекционные задачи, различные игры и игровые упражнения
Педагогические ориентиры:
¾ стимулировать и поощрять стремление детей к самостоятельности как проявлению относительной независимости от взрослого;
¾ формировать элементарные орудийные действия в процессе самообслуживания;
¾ обучать детей необходимым движениям (осторожно брать предметы со стола, проходить между предметами и т. п.);
¾ учить детей узнавать и называть предметы бытового назначения (одежду, посуду, гигиенические средства и др.), которыми они постоянно пользуются или которые могут наблюдать, используя при этом вербальные и невербальные средства;
¾ формировать представления о воде как важном средстве поддержания чистоты тела и жилища;
¾ учить детей действовать с предметами домашнего обихода, предметами гигиены, выполнять орудийные действия с предметами бытового назначения;
¾ способствовать накоплению детьми опыта самостоятельных действий в быту, развитию самоуважения, чувства собственного достоинства;
¾ формировать основы культуры труда бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами гигиены, одеждой, обувью и т. п.;
¾ воспитывать опрятность, культуру еды (культурно-гигиенические навыки);
¾ формировать положительное отношение к чистому, опрятному ребенку;
¾ развивать общую и ручную моторику, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе умывания, раздевания и одевания, приема пищи;
¾ формировать элементарные математические представления в процессе самообслуживания: большое — маленькое (полотенце), много — мало (воды, зубной пасты) и т. п.;
¾ учить детей выполнять последовательную цепочку игровых действий, связанных с мытьем кукол, раздеванием и одеванием, сервировкой стола кукольной посудой, застилкой кукольной постели и т. д.;
¾ учить детей применять реальные бытовые действия в играх с образными игрушками: укладывать куклу (мишку, зайчика) в постель; усаживать куклу за стол и «кормить» ее; мыть кукле руки без мыла и с мылом, вытирать руки куклы развернутым полотенцем; умывать лицо куклы и вытирать его развернутым полотенцем; мыть куклу-голыша губкой без мыла и с мылом, вытирать ее развернутым полотенцем, вербализируя игровые действия:
¾ воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
-- воспитывать взаимопомощь в процессе самообслуживания (причесывание, раздевание и одевание), умение благодарить друг друга за помощь.
Основное содержание
Содержание и формы коррекционно-развивающей работы, примерный перечень обучающих игровых ситуаций, игр и игровых упражнений, направленных на формирование навыков самообслуживания и элементарных трудовых навыков, на первой ступени во многом совпадают с направлениями деятельности указанными в образовательной области «Физическое развитие» (раздел «Представления о здоровом образе жизни и гигиене») Поэтому в данном разделе отражены только программные требования, касающиеся выполнения трудовых поручений детьми и ознакомления их с трудом взрослых.
Формирование представлений о труде взрослых. Наблюдение за трудом взрослых (помощника воспитателя, дворника), обращая внимание детей на то, как и что делает взрослый, для чего он выполняет те или иные трудовые действия. Обучение детей умениям узнавать, показывать и называть некоторые трудовые действия помощника воспитателя и дворника (интеграция с разделом «Представления о мире людей и рукотворных материалах»).
Наблюдение за трудом помощника воспитателя по уборке групповой комнаты. Рассматривание и называние предметов, необходимых для уборки Элементарные беседы с детьми о значимости чистоты в помещении, ее поддержании и о роли помощника воспитателя в этом процессе (интеграция с разделом «Преставления о мире людей и рукотворных материалах» и образовательной областью «Физическое развитие» - раздел «Представления о здоровом образе жизни и гигиене»).
Мини-экскурсия в медицинский кабинет, наблюдение за трудом медсестры, беседа о значимости работы медсестры для поддержания здоровья детей (интеграция с образовательной областью «Физическое развитие» — раздел «Представления о здоровом образе жизни и гигиене»).
Выполнение трудовых поручений. Совместная деятельность с детьми по поддержанию порядка в групповой комнате: обучение умениям приносить нужную вещь, собирать разбросанные игрушки, класть их на место, складывать в коробку кубики, ставить «гараж» машины, а книги на полку.
Упражнения на формирование навыков самостоятельного обращения с детской мебелью: переносить, ставить стульчики, садиться за стол на детский стульчик и т. п.[12]
Педагогические ситуации, направленные на воспитание у детей умений поддерживать порядок в групповой комнате.
Выполнение вместе со взрослым посильных действий по уходу за растениями и животными: поддерживать лейку и наклонять ее при поливе растений, наливать воду в мисочки, обтирать листья широколиственных растений, вместе со взрослыми кормить рыбок и т. п.
Организация в игровой форме посильного участия (вместе со взрослыми) в уборке участка детского сада: собирать опавшие листья, уносить их на носилках в мусорную корзину, сгребать снег, посыпать дорожки песком и т. п.
Сервировка стола (вместе со взрослыми) к завтраку, обеду, полднику и ужину: умение ставить на стол чашки, салфетницы, раскладывать салфетки. Обучение детей убирать со стола: уносить по одному прибору в мойку, убирать салфетницу и т. п. (интеграция с разделом «Представления о мире людей и рукотворных материалах» и образовательной областью «Физическое развитие» — раздел «Преставления о здоровом образе жизни и гигиене»),
Отобразительные (предметные), ролевые, театрализованные игры по бытовым ситуациям, отражающим процессы самообслуживания, гигиенические процедуры, элементарные трудовые действия (интеграция с разделом «Игра» и образовательной областью «Физическое развитие» — раздел «Преставления о здоровом образе жизни и гигиене»),
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
В процессе разнообразных видов деятельности, осуществляемой вместе со взрослыми, дети узнают о функциональных свойствах и назначении объектов, учатся анализировать их, устанавливать причинные, временные и другие связи и зависимости между внутренними и внешними, пространственными свойствами. При этом широко используются методы наблюдения за объектами, демонстрации объектов, элементарные опыты, упражнения и различные игры. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» на первой ступени обучения обеспечивает:
¾ развитие у детей с ТНР познавательной активности;
¾ обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта;
¾ формирование предпосылок познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности;
¾ формирование представлений об окружающем мире;
¾ формирование элементарных математических представлений.
Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области «Познавательное развитие» на первой ступени обучения по следующим разделам:
1. Конструктивные игры и конструирование.
2. Преставления о себе и об окружающем природном мире.
3. Элементарные математические представления.