Телефон доверия для детей, подростков и их родителей8-800-2000-122.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

 

СКАЖИ, О ЧЕМ МОЛЧИШЬ…

Профилактика насилия
в отношении несовершеннолетних
в образовательных организациях

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

САРАТОВ

УДК 37.013.42

ББК 74.6

С42

 

Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом

ГАУ ДПО «СОИРО»

С 42
Скажи, о чем молчишь… Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних в образовательных организациях:учебно-методическое пособие / сост.: М.Ю. Михайлина, Я.К. Нелюбова. –
Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2016. –60 с.

ISBN978-5-9980-0268-7

 

 

Методическое пособие поможет организовать профилактическую работу в образовательных учреждениях по предупреждению всех форм насилия в отношении обучающихся.Представленные разработки ориентированы на создание психологически безопасной культурно-образовательной среды школы, конструирование соответствующих предметно-пространственных, культурно-содержатель-ных, организационно-управленческих условий, максимально способствующих личностной самореализации всех участников образовательного процесса.

Пособие адресовано педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям образовательных организаций.

 

УДК 37.013.42

ББК 74.6

 

ISBN978-5-9980-0268-7 © Министерство образования Саратовской области, 2016

© ГАУ ДПО «СОИРО», 2016

СОДЕРЖАНИЕ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Письмо Министерства образования и науки

Российской Федерации № 06-224 от 10.03.2009

«Об организации в субъектах Российской Федерации работы

по профилактике жестокого обращения с детьми»

(методические рекомендации)............................................................................................... 4

Письмо Министерства образования и науки

Российской Федерации от № ВК-363/07 от 26.08.2013

«О принятии мер в связи с ратификации Конвенции Совета Европы

о защите детей от сексуальной эксплуатации

и сексуальных злоупотреблений».......................................................................................... 8

Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

в организации индивидуальной профилактической работы

с несовершеннолетними и семьями на территории Саратовской области

от 23.12.2014............................................................................................................................. 9

ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ:
ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫНА РАЗНЫХ УРОВНЯХ

Профилактика первого уровня

(ранняя профилактика насильственных отношений в семье)........................................... 18

Профилактика второго уровня (докризисный социальный патронат)............................ 18

Профилактика третьего уровня (кризисный патронат)..................................................... 20

Сценарий родительского собрания

«Защита детей от насилия и жестокого обращения»......................................................... 20

ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ
В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Сценарий классного часа для обучающихся 1-4 классов

на тему защиты половой неприкосновенности «Границы моего тела».......................... 26

Сценарий классного часа для обучающихся 5-6 классов «Насилие и закон»................. 29

Сценарий классного часа для обучающихся 7-8 классов «Мир без насилия»................ 32

Сценарий классного часа для обучающихся 9-11 классов «Ты и я»................................ 36

ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................................ 43

ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................................................... 45

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА
ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. В развитие этих положений ст. 19 Конвенции ООН о правах ребенка требует принимать все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия – уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики.

Рассмотрим нормативные документы, предписывающие проведение профилактической работы по созданию безопасной образовательной среды.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 06-224 от 10.03.2009 «Об организации в субъектах
Российской Федерации работы по профилактике
жестокого обращения с детьми»
(методические рекомендации)[1]

В целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и осуществления эффективного взаимодействия органов и организаций по профилактике жестокого обращения с детьми Минобрнауки России на-правляет для использования в работе методические рекомендации«Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми», разработанные на основании норм и положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федерального закона от 24 июля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов и психиатров убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Такая помощь выступает в качестве вторичной профилактики жестокого обращения с детьми. Вторичная профилактика снижает риск повторного совершения насильственных действий в отношении пострадавшего ребенка и предупреждает возможность возникновения насилия со стороны ставшей взрослым человеком жертвы жестокого обращения над собственными детьми.

Учитывая международный опыт в этой области, следует:

– установить процедуры регистрации и эффективного расследования полученных от детей жалоб о случаях физического и психического насилия;

– обеспечить всем жертвам насилия доступ к консультативным услугам и помощи в целях восстановления и реинтеграции;

– обеспечить адекватной защитой детей – жертв злоупотреблений в кругу своей семьи.

Организация работы по профилактике жестокого обращения с детьми

Семейный кодекс Российской Федерации, федеральные законы от 24 апреля 2008 г.№ 48-ФЗ«Об опеке и попечительстве» и от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» создают правовую базу для работы по профилактике жестокого обращения с детьми, а также с детьми, ставшими жертвами жестокого обращения.

Важную роль в предупреждении жестокого обращения с детьми играют органы опеки и попечительства. Согласно статье 56 Семейного кодекса Российской Федерации при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при жестоком обращении с ним, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства.

Таким образом, органы опеки и попечительства являются наиболее доступным для детей любого возраста, а также для лиц, заинтересованных в их судьбе, государственным институтом, призванным предупреждать на-силие над детьми в семье.

Глава II Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусматривает обязанность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществлять работу по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, организации индивидуальной профилактической работы не только в отношении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, но и в отношении родителей или иных законных представителей, жестоко обращающихся с детьми.

В настоящее время профилактическую, реабилитационную и коррекционную работу в случаях жестокого обращения с детьми могут осуществлять органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные учреждения, органы управления социальной защитой населения, учреждения социального обслуживания населения (центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и т.д.), специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой на-селения (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), иные организации, создаваемые органами управления социальной защитой населения, органами управления образованием или органами опеки и попечительства.

Основными направлениями деятельности центров социальной помощи семье и детям являются:

– выявление и осуществление учета семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;

– проведение социального патронажа семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

– оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие;

– участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав.

Основными направлениями деятельности центров психолого-педагоги-ческой помощи населению являются:

– оказание квалифицированной социально-психологической и психотерапевтической помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

– осуществление мероприятий по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере семейного и родительского общения;

– психологическая коррекция конфликтных взаимоотношений родителей с детьми, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания ребенка (методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр психолого-педагогической помощи населению», утвержденные Постановлением Минтруда России от 19 июля 2000 г. № 53).

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; содействуют возвращению в семью несовершеннолетних, самовольно ушедших из дома, осуществляют реабилитацию несовершеннолетних с различными формами и степенью социальной дезадаптации, организуют социальный патронаж несовершеннолетних (примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. № 896).

Социальные приюты для детей выявляют несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи, обеспечивают их временное проживание при невозможности возвращения в семью (примерное положение о социальном приюте для детей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. № 896).

При работе с детьми в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, рекомендуется предусматривать:

– поэтапное проведение программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающее восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи;

– оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения (рекомендации по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденные Постановлением Минтруда России от 29 марта 2002 г. № 25).

Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, принимают детей, подвергшихся различным формам психического и физического насилия, а также детей, вынужденных покинуть семью, для проведения комплексной диагностики их психического и физического состояния, оказания им индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи, проведения психокоррекционной и психопрофилактической работы (типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867). В соответствии с типовым положением к работе с детьми и их родителями допускается привлекать всех необходимых специалистов: педагога-психолога, социального педагога, врачей-специалистов и других в зависимости от содержания и основных направлений деятельности центра.

Таким образом, в настоящее время значительное число учреждений социальной защиты населения и образовательных учреждений призваны оказывать помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, и их родителям (законным представителям).

Однако для этих учреждений работа с детьми – жертвами насилия – не является основным направлением деятельности. В то же время мировой опыт свидетельствует о том, что сложность проблем, возникающих при работе со случаями жестокого обращения с детьми, их комплексный (психологический, медицинский и юридический) характер, специфические методики, используемые для психологической диагностики и коррекции, требуют создания для оказания помощи этому контингенту детей специализированных учреждений.

Сложность проблем, возникающих при оказании помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, доказывает целесообразность создания в каждом субъекте Российской Федерации учреждения, специализирующегося на работе с детьми – жертвами насилия. Это учреждение должно стать одним из механизмов организации работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми. Разорвать этот порочный круг насилия можно только с помощью своевременного оказания психотерапевтической и социальной помощи пострадавшему ребенку.

Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № ВК-363/07 от 26.08.2013
«О принятии мер в связи с ратификации Конвенции Совета Европы
о защите детей от сексуальной эксплуатации
и сексуальных злоупотреблений»

В связи с ратификацией согласно Федеральному закону от 7 мая 2013 г. № 76-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений» Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений Минобрнауки России просит принять дополнительные меры, направленные на защиту детей от сексуальных злоупотреблений и сексуальной эксплуатации, включая:

- организацию обучения педагогических работников образовательных организаций по вопросам предупреждения вовлечения несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) в сферу сексуальной эксплуатации и профилактики совершения сексуальных злоупотреблений в отношении детей и подростков, обучающихся в дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях;

- недопущение использования в образовательном процессе образовательных программ по сексуальному воспитанию несовершеннолетних, которые не соответствуют законодательству Российской Федерации и противоречат целям и задачам государственной политики в сфере образования и воспитания детей.

Также Минобрнауки России обращает особое внимание на соблюдение требованийфедеральных законов от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и от 29 июня 2013 г. № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей» при реализации основной образовательной программы образовательной организации.

Порядоквзаимодействия органов и учреждений
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних в организации индивидуальной
профилактической работы с несовершеннолетними и семьями
на территории Саратовской области от 23.12.2014[2]

Этот межведомственный региональный нормативный акт (далее – Порядок) разработан на основе Федерального закона № 120- ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Последняя редакция документа 2014. включила в себя ряд более ранних межведомственных соглашений, в том числе Методические рекомендациидля специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения(2005 г.).

В главе 1 «Общие положения» раскрываются понятия, имеющие отношение к профилактике жестокого обращения с детьми:

Жестокое обращение с детьми – нанесение физического, психологического ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями, воспитателем, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.

Насилие – умышленное применение индивидом или социальной группой различных форм принуждения в отношении, например, ребенка, ущемляющее его конституционные права и свободы как гражданина, наносящее ущерб или содержащее угрозу его физическому, психическому состоянию и развитию. Насилие может иметь формы физического, сексуального, психического воздействия и принуждения с целью унижения, вымогательства, удовлетворения сексуальных потребностей, подчинения своей воле, присвоения тех или иных прав.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, совершает правонарушения или антиобщественные действия (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Организация деятельности органов и учреждений системы профилактики по защите несовершеннолетних от жестокого обращения со стороны родителей, иных законных представителей отражена в главе 4 Порядка взаимодействияорганов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями на территории Саратовской области.

Организация деятельности органов и учреждений системы
профилактики по защите несовершеннолетних от жестокого
обращения со стороны родителей, иных законных представителей

Виды и признаки жестокого обращения

При организации органами и учреждениями системы профилактики работы по профилактике, в пределах своей компетенции, работы по защите детей от жестокого обращения предусматриваются следующие виды жестокого обращения:

1) физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или иных членов семьи, в результате которых физическое и умственное здоровье несовершеннолетнего нарушается или находится под угрозой повреждения, причинение телесных повреждений;

2) отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в продуктах питания, одежде, медицинском обслуживании, присмотре, ребенок не растет, не набирает вес, соответствующий возрасту, или теряет вес; ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет одежды по сезону, жилища; отсутствуют прививки, нуждается в услугах стоматолога, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия); отсутствуют средства гигиены – зубная щетка, полотенце, нижнее белье; не ходит в школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно; устает, апатичен, имеет отклонения в поведении;

3) психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми): обвинения в адрес ребенка, брань, крики; принижение его успехов, унижение его достоинства; отвержение ребенка; длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей; принуждение к одиночеству; совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка;

4) сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Вышеуказанные признаки насилия над детьми являются основаниями, требующими незамедлительного информирования органов внутренних дел и (или) следственного отдела следственного управления Следственного комитета по области, комиссий в муниципальном образовании области.

Действия отдельных органов и учреждений системы профилактики и иных органов при выявлении признаков жестокого обращения
с ребенком со стороны родителей, иных законных представителей

Специалисты комиссии в муниципальном образовании области:

1) регистрируют обращения, адресованные в комиссию, по факту жестокого обращения в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетних) в документах с учетом требований делопроизводства и Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации»;

2) направляют письма:

а) в организацию социального обслуживания семьи и детей о проведении обследования жилищно-бытовых условий семьи, в которой проживает несовершеннолетний, с участием представителей различных органов и учреждений системы профилактики, и о принятии мер, предусмотренных п. 11.1 настоящего Порядка;

б) в территориальный орган внутренних дел области о направлении информации о поступившем обращении, содержащем факты жестокого обращения в отношении несовершеннолетнего в семье, с обязательным уведомлением об этом заявителей;

в) в следственный отдел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по области о направлении информации о поступившем обращении, содержащем признаки сексуального насилия и (или) сексуальной эксплуатации в отношении несовершеннолетних в семье, с обязательным уведомлением об этом заявителей;

г) в орган, осуществляющий управление в сфере образования, в образовательную организацию о предоставлении характеристики на несовершеннолетнего, на родителей обучающихся несовершеннолетних;

д) в органы здравоохранения, в учреждения здравоохранения о предоставлении имеющейся информации о семье несовершеннолетнего;

3) в случае подтверждения факта допущения жестокого обращения в отношении несовершеннолетнего со стороны родителей, иных законных представителей, данный факт учитывается специалистами комиссии в муниципальном образовании области, при составлении ежемесячного статистического отчета о состоянии безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направляемого в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Саратовской области;

4) при получении обращения, содержащего информацию о непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, от голода из-за непредставления пищи, истязаний и т.п.) обеспечивают направление данной информации в орган опеки и попечительства;

5) в рамках своей компетенции осуществляет меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики по выявлению и устранению причин и условий, способствующих жесткому обращению с ребенком в семье;

6) организуют проведение органами и учреждениями системы профилактики межведомственной индивидуальной профилактической работы по реабилитации несовершеннолетних – жертв насилия со стороны родителей, иных законных представителей;

7) при получении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.35 КоАП РФ, в материалах которого содержится информация об антисанитарном состоянии жилого помещения, о несоблюдении элементарных правил гигиены, об отсутствии в жилом помещении спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, необходимых для обеспечения надлежащего ухода за детьми, о систематическом употреблении родителями, иными законными представителями алкогольной и иной спиртосодержащей продукции, даже если ранее родители не привлекались к административной ответственности по указанной статье специалисты комиссии:

а) готовят письма, содержащие поручения образовательной организации и (или) учреждению социального обслуживания семьи и детей о проведении обследования условий жизни и воспитания ребенка, с составлением акта обследования;

б) направляют информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком и акт обследования жилищно-бытовых условий семьи несовершеннолетнего в территориальный орган внутренних дел области, следственный отдел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по области (при наличии признаков сексуального насилия и (или) сексуальной эксплуатации) и в орган прокуратуры;

в) направляют информацию о выявленном факте жестокого обращения с детьми или о выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, в органы прокуратуры, внутренних дел и опеки и попечительства.

Организация социального обслуживания семьи и детей в пределах своей компетенции:

1) проводит совместно с представителями органа опеки и попечительства и при необходимости с представителями территориального органа внутренних дел обследование условий жизни и воспитания ребенка, составляет акт обследования жилищно-бытовых условий семьи несовершеннолетнего;

2) направляет служебную записку руководителю организации о выявленных признаках жестокого обращения с ребенком, приложив акт обследования;

3) руководитель организации направляет информацию о выявленных признаках жестокого обращения с ребенком в территориальный орган внутренних дел области и (или) следственный отдел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Саратовской области (при наличии признаков сексуального насилия и (или) сексуальной эксплуатации несовершеннолетнего);

4) руководитель организации направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в комиссию в муниципальном образовании области.

Учреждения здравоохранения в пределах своей компетенции:

1) сотрудники учреждения здравоохранения проводят медицинскую оценку состояния несовершеннолетнего – жертвы жестокого обращения, – фиксируют данные в медицинской карте, составляют эпикриз;

2) при необходимости сотрудники учреждения здравоохранения принимают решение о госпитализации несовершеннолетнего, подвергшегося жестокому обращению;

3) сотрудники учреждения здравоохранения направляют служебную записку руководителю учреждения здравоохранения о выявленном случае жестокого обращения;

4) руководитель учреждения здравоохранения незамедлительно направ-ляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в территориальный орган внутренних дел, в случае наличия признаков сексуального насилия или сексуальной эксплуатации – в следственный отдел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по области, при наличии признаков совершения жестокого обращения со стороны родителей, иных законных представителей – в комиссию в муниципальном образовании области;

5) руководитель учреждения здравоохранения незамедлительно направ-ляет информацию в орган опеки и попечительства и комиссию в муниципальном образовании области о выявленных несовершеннолетних, пострадавших в результате насилия в семье.

Образовательная организация в пределах своей компетенции:

1) сотрудники образовательной организации незамедлительно направляют служебную записку руководителю образовательной организации о выявленном случае жестокого обращения с несовершеннолетним;

2) направляет несовершеннолетнего в учреждение здравоохранение для оценки состояния здоровья (в случае угрозы жизни и здоровья несовершеннолетнего);

3) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком руководитель образовательной организации незамедлительно сообщает в орган опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;

4) представитель органа опеки и попечительства совместно с представителями образовательной организации, территориального органа внутренних дел (при необходимости) проводят обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи несовершеннолетнего;

5) по итогам проведенных мероприятий руководитель образовательной организации незамедлительно направляет в территориальный орган внутренних дел либо в следственный отдел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по области (при наличии признаков сексуального насилия и (или) сексуальной эксплуатации) информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, приложив акт обследования жилищно-бытовых условий семьи несовершеннолетнего;

6) руководитель образовательной организации направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию в муниципальном образовании области.

Орган опеки и попечительства в пределах своей компетенции:

1) при получении информации о непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, от голода из-за непредоставления пищи, истязаний и т.п.) (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации):

а) сотрудники органа опеки и попечительства осуществляют выход по месту жительства ребенка с целью обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (при необходимости – с участием сотрудников территориального органа внутренних дел) и составления соответствующего акта;

б) по результатам рассмотрения сообщения о наличии такой угрозы принимается правовой акт исполнительной власти органов местного самоуправления об отобрании ребенка;

в) сотрудники органа опеки и попечительства принимают меры, на-правленные на исполнение акта об отобрании ребенка (при необходимости – с участием сотрудников территориального органа внутренних дел);

г) в установленном законом порядке сотрудники органа опеки и попечительства уведомляют об отобрании ребенка у родителей орган прокуратуры, который при наличии соответствующих оснований принимает меры, предусмотренные федеральным законодательством;

д) обеспечивает временное устройство ребенка (помещение в приют, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, дом ребенка и т.д.);

е) принимает иные меры в соответствии с федеральным законодательством;

2) при поступлении информации о жестоком обращении со стороны родителей, иных законных представителей с ребенком (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации):

а) направляет сообщение в территориальный орган внутренних дел области либо в следственный отдел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по области (при наличии признаков сексуального насилия и (или) сексуальной эксплуатации) для привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности;

б) направляет информацию в комиссию в муниципальном обр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: