Периодичность технического обслуживания автомобилей




Тема 4.2. Технология технического обслуживания и ремонта двигателей

Конспект: время на выполнение 4 часа.

ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ИСХОДНЫЕ НОРМАТИВЫПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ДВИГАТЕЛЕЙ, ИХ ВЫБОР И КОРРЕКТИРОВАНИЕ

Полноценное использование двигателя связано с необходимостью регулярного выполнения ряда технологических воздействий, направленных на поддержание его работоспособности. К ним относятся ТО и ТР.

С целью повышения срока службы деталей, агрегатов и двигателя в целом, а также предупреждения внезапных отказов и уменьшения времени простоя автомобиля в ремонте ТО проводится по плану через определенные периоды с учетом факторов пробега, условий эксплуатации и времени (табл. 2.1).

Для каждой категории условий эксплуатации наибольшая периодичность технического обслуживания принимается для легковых автомобилей и автобусов наибольшая, средняя — для грузовых бортовых автомобилей, наименьшая — для автопоездов и автомобилей-самосвалов.

Периодичность технического обслуживания автомобилей

Категория условий эксплуатации Характеристика условий эксплуатации Периодичность технического обслуживания, км пробега:
ТО-1 ТО-2
I Городские и загородные дороги преимущественно с асфальтом, бетонным и другим усовершенствованным твердым покрытием, находящимся в хорошем состоянии 1600-1800 8000-9000
II Загородные дороги преимущественно с щебеночным, гравийным, булыжным и другим каменным покрытием, находящимся в удовлетворительном состоянии. Работа в условиях напряженного городского движения 1300-1500 6500-7500
III Грунтовые, горные или неисправные дороги с щебеночным, гравийным, булыжным или другим твердым покрытием. Работа в условиях повышенного маневрирования (на строительстве дорог, в карьерах, на лесоразработках) 1000-1200 3000-6000

Под режимом проведения ТО автомобиля понимается периодичность воздействий профилактического характера, перечень технологических операций, обеспечивающих наименьшее число отказов в процессе эксплуатации автомобиля, и трудоемкость выполняемых работ. Нормы пробега автомобиля для ТО устанавливаются в соответствии с его типом, условиями и интенсивностью эксплуатации.

Для легковых автомобилей, как показала практика их обслуживания и эксплуатации, а также опыт работы заводов по повышению надежности и комфортабельности автомобилей, проведение ТО наиболее целесообразно проводить по талонам сервисной книжки после пробега автомобилями 2 или 5 тыс. км в начальный период эксплуатации, а начиная с 10 тыс. км пробега — через каждые 10—15 тыс. км.

Состав и объем технологических операций по ТО в соответствии с талонами сервисной книжки регламентируется специальным перечнем (для каждого вида талона). Периодичность и объем ТО по мере совершенствования конструкции автомобиля и применяемых эксплуатационных материалов могут меняться.

Большое многообразие выпускаемых моделей автомобилей предопределяет и большой разброс значений удельной трудоемкости ТО в человеко-часах на 1000 км для каждого конкретного автомобиля. Основным критерием приспособленности автомобиля к ТО является его эксплуатационная технологичность, определяемая удобством доступа, легкосъемностью агрегатов, узлов и деталей, уровнем взаимозаменяемости и унификации систем, узлов, агрегатов и отдельных деталей.

Удобство доступа к объекту ТО в значительной мере влияет на сокращение времени простоя автомобиля и трудовых затрат. При этом учитывается число и степень сложности сопутствующих операций, влияющих на снижение утомляемости, уменьшение временных затрат и способствующих повышению качества технического обслуживания.

Легкосъемность обусловливает приспособленность агрегата, узла или детали к быстрой замене с минимальными затратами труда и времени.

Взаимозаменяемость характеризует конструкцию, в которой из множества однородных деталей можно выбрать любую и установить на автомобиль без дополнительной пригонки по месту.

Унификация характеризует свойство систем, узлов и агрегатов максимально сокращающего число типов одного и того же назначения, применяемых в автомобильных конструкциях. Она позволяет упростить и удешевить процессы ТО, уменьшить номенклатуру запасных частей.

Технологические операции и специфические работы, выполняемые по ТО, могут производиться на специализированных станциях технического обслуживания автомобилей (СТОА), в специализированных мастерских или непосредственно владельцами автомобилей. Работы по ЕО (как составной части ТО) могут выполняться на специализированных мойках. Для качественного выполнения работ рабочие посты выполнения операций по ТО должны быть обеспечены необходимым оборудованием и инструментом.

Применение обоснованных нормативов выполнения профилактических и ремонтных работ является одним из важнейших принципов рациональной организации ТО автомобилей и двигателей. В технической эксплуатации различают следующие виды нормативов: норматив периодичности ТО и ремонта, норматив трудоемкости ТО, норматив ресурса до капительного ремонта (КР).

Основополагающим нормативным документом, регламентирующим планирование, организацию и содержание ТО и ремонта автомобилей, определение ресурсов, является Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (далее — Положение о ТО).

В современных условиях контроль за качеством выполнения нормативных положений по ТО и ремонту автомобилей обеспечивается благодаря существующей системе сертификации производственно-технической базы и полноте услуг по обслуживанию и ремонту. Нормативное регулирование для субъектов на рынке транспортных и сервисных услуг осуществляется системой лицензирования.

Для оперативного учета изменений конструкций автомобилей и условий их эксплуатации в Положении по ТО предусматриваются две части.

В первой части содержатся основные положения по организации ТО и ремонта подвижного состава. В данной части устанавливаются: система и виды ТО и ремонта, а также исходные нормативы, регламентирующие их; классификация условий эксплуатации и методы корректирования нормативов; принципы организации производства ТО и ремонта в автотранспортной организации; типовые перечни операций ТО и другие основополагающие материалы.

Вторая часть (нормативная) включает конкретные нормативы по ряду базовых моделей автомобилей и их модификациям. С целью объективного учета изменений выпускаемых автомобилей в отношении каждой из моделей (отечественного производства) данная часть разрабатывается и дополняется с периодичностью 3...5 лет в виде отдельных приложений к первой части.

Нормативы ТО и ремонта, установленные Положением о ТО, относятся к определенным условиям эксплуатации, называемым эталонными. За эталонные условия принята работа базовых моделей автомобилей, имеющих пробег от начала эксплуатации в пределах 50—75% от нормы пробега до капитального ремонта в условиях эксплуатации I категории в умеренном климатическом районе с умеренной агрессивностью окружающей среды. При работе в иных, отличных условиях эксплуатации изменяются безотказность и долговечность автомобилей, а также трудовые и материальные затраты на обеспечение их работоспособности, поэтому нормативы ТО и ремонта необходимо корректировать с учетом конкретных условий эксплуатации автомобилей.

В таблице 2.2. приведены ориентировочные величины нормативов трудоемкости ТО и ТР легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов различных классов.

Приведенные в таблице нормативы трудоемкости ТО-1 и ТО-2 не включают трудоемкость ЕО. Нормативы трудоемкости СО составляют 50 % от трудоемкости ТО-2 для очень холодного и очень жаркого



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: