Тип автомобилей и автобусов | Нормативы трудоемкости, чел.-ч: | |||
на одно техническое обслуживание: | на 1000 км пробега: | |||
ЕО | ТО-1 | ТО-2 | ТР | |
Легковые автомобили Малого литража (менее 2 л) | 0,45 | 2,90 | 11,90 | 5,40 |
Среднего литража (от 2 до 4 л) | 0,50 | 3,80 | 12,50 | 6,30 |
Большого литража (более 4 л) | 0,65 | 5,50 | 15,00 | 8,30 |
Автобусы Особо малой вместимости | 0,50 | 4,80 | 18,30 | 7,00 |
(9... 11 мест) Малой вместимости | 0,75 | 6,50 | 20,50 | 7,60 |
(до 42 мест) Средней вместимости (до 65 мест) | 1,00 | 7,80 | 24,00 | 8,80 |
Большой вместимости (более 65 мест) | 1,40 | 9,20 | 33,00 | 12,00 |
Грузовые автомобили Грузоподъемностью менее 2,5 т | 0,30 | 2,60 | 10,70 | 6,50 |
Средней грузоподъемности (2,5-3,4 т) | 0,40 | 3,00 | 11,50 | 7,00 |
Повышенной грузоподъемности | 0,55 | 3,50 | 13,50 | 7,70 |
сухого климатических районов, 30 % для холодного и жаркого сухого районов, 20 % для прочих районов.
Нормативы не учитывают трудовых затрат на вспомогательные работы, которые устанавливаются в пределах не более 30 % суммарной трудоемкости ТО и ТР по СТОА. В состав вспомогательных работ входят: техническое обслуживание и ремонт оборудования и инструмента; транспортные и погрузочно-выгрузочные работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей; перегон автомобилей внутри СТОА; хранение, приемка и выдача материальных ценностей; уборка производственных помещений, связанных с ТО и ремонтом автомобилей.
Данные нормативы приведены для базовых автомобилей и автобусов.
Трудоемкость ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР увеличивается по сравнению с базовыми моделями:
- • для седельных тягачей, работающих с прицепами, — на 10 %;
- • для автомобилей-самосвалов — на 10 %;
- • для автомобилей повышенной проходимости — на 10 %.
Положение о ТО регламентирует два вида корректирования нормативов ТО: ресурсный и оперативный. Ресурсный вид имеет целью корректирование нормативов в зависимости от изменения уровня надежности автомобилей, работающих в различных условиях эксплуатации. Данное корректирование приводит к изменению материальных ресурсов, необходимых для проведения ТО и ремонта автомобилей в различных условиях эксплуатации.
Оперативный вид корректирования нормативов проводится непосредственно на авторемонтных предприятиях (АРП) или СТОАи имеет целью повысить работоспособность автомобилей путем изменения состава операций ТО с учетом конструкции, условий эксплуатации автомобилей и особенностей данной СТОА.
Оперативное корректирование осуществляется только после внедрения на СТОА исходных нормативов, рекомендуемых Положением о ТО. Оно основывается на объективных данных действующей системы учета неисправностей, затрат на ТО и ремонт, а также результатов диагностических работ.
Основным методом оперативного корректирования является совместный анализ фактически выполняемых на данной СТОА операций ТО и диагностирования и возникающих при этом потребности в работах сопутствующего ТР, которые непосредственно связаны с режимами и качеством выполнения профилактических работ.
Регламентируемый Положением о ТО ресурсный вид корректирования учитывает следующие пять основных факторов: категорию условий эксплуатации; модификацию автомобилей по типу и конструктивному назначению; природно-климатические условия; пробег с начала эксплуатации и многомарочность обслуживаемого парка автомобилей.
Категория условий эксплуатации автомобилей характеризуется типом дорожного покрытия, типом рельефа местности, по которой пролегает дорога, и условиями движения. Корректирование нормативов ТО и ремонта автомобилей в зависимости от условий эксплуатации осуществляются в соответствии с их классификацией, включающей пять категорий.
При корректировании нормы пробега до КР двигателя К принимается равным: 0,7 — для III категории условий эксплуатации; 0,6 — для IV категории; 0,5 — для V категории.
При корректировании норм расхода запасных частей К для двигателя составляет: 1,4 — для III категории условий эксплуатации; 1,65 — для IV категории; 2,0 — для V категории.
При формировании нормативов учитывают необходимость их корректирования по типу и модификации транспортного средства в увязке со спецификой его транспортной деятельности. Модификация подвижного состава и особенности организации его работы в соответствии с Положением о ТО учитываются коэффициентом Аз, который применяется для корректирования трудоемкости ТО и ТР и берется в пределах 1,0—1,25, пробега до КР (1,0—0,75) и расхода запасных частей (1,0—1,3).
Природно-климатические условия учитываются при определении периодичности ТО, удельной трудоемкости ТР и норм пробега до КР. Корректирование по коэффициенту Аз, который соответственно изменяется с учетом агрессивности окружающей среды при определении: периодичности ТО — от 0,72 до 1,0; удельной трудоемкости ТР — от 0,9 до 1,43; при определении пробега до первого КР — от 0,63 до 1,1; расхода запасных частей — от 0,9 до 1,54.
Агрессивность окружающей среды учитывается и при постоянном использовании автомобилей для перевозки химических грузов, вызывающих интенсивную коррозию деталей.
Возраст автомобиля (пробег с начала эксплуатации) учитывается при корректировании удельной трудоемкости ТР и в соответствии с Положением о ТО вычисляется с использованием коэффициента Аф
Результирующий коэффициент корректирования с учетом всех факторов получается перемножением соответствующих коэффициентов (при этом он не должен быть меньше 0,5).