Оглавление
Введение…………………………………………………………………………......3
1.Особенности структуры и содержания земельных правоотношений…………5
2.Составляющие земельного правоотношения……………………………………8
3.Проблема объекта земельного правоотношения……………………………….12
Заключение………………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………………………………24
Введение
Актуальность исследования. Проблемы земельных правоотношений традиционно занимают одно из центральных мест в исследовании правового регулирования использования и охраны земель. Однако в последние десятилетия замечается некоторое ослабление внимания к этой категории.
Вместе с тем в условиях реализации экономических и социальных реформ, когда земельное законодательство подвергается кардинальным изменениям, обращение к категории «земельное правоотношение» особенно актуально. Одним из наиболее острых остается вопрос о земле как об объекте правового регулирования.
Обращение к проблемам земельного правоотношения является важным и в связи с активными дискуссиями, которые ведутся по наиболее существенным земельно-правовым вопросам. Так, продолжаются споры о роли земельного законодательства и отрасли «земельное право» в российской правовой системе. Обсуждаются основные концепции правового воздействия на отношения, касающиеся земли.
Еще одним поводом для обращения к проблемам земельных правоотношений стали кардинальные изменения, произошедшие в самих общественных земельных отношениях. За последние десятилетия возникли новые виды деятельности людей и способы общественного взаимодействия. Как следствие, возникают новые социальные и экономические проблемы. Наряду с этим не прекращается конкурентная борьба за земельные ресурсы, увеличивается негативное воздействие на окружающую среду.
|
За последние десятилетия обновились и научные взгляды на общество и закономерности его развития. Большое внимание уделяется роли государства в социальных процессах. Реальностью современной законотворческой и управленческой деятельности стали обеспечение кластерной политики[1] и развитие макротерриторий (Дальний Восток, Арктика, др.)[2]. Очевидно, что и механизм правового воздействия на земельные отношения не может оставаться неизменным.
Вместе с тем правовая специфика формирования и реализации мер государственно-правового воздействия на отношения по поводу использования и охраны земель в современных условиях исследована не полностью. В частности, одной из наиболее сложных задач остается обеспечение баланса между необходимыми преобразованиями и сохранением правопорядка и стабильности в обществе.
Традиционно актуальными остаются проблемы эффективности норм земельного законодательства.
Исследованию этих проблем может способствовать изучение возникновения и динамики земельных правоотношений как особого вида социальных взаимодействий.
Цель работы – исследовать понятие и особенности земельных правоотношений в России.
Задачи исследования:
- охарактеризовать понятие земельных правоотношений;
- охарактеризовать виды земельного законодательства;
- уяснить структуру земельных правоотношений;
|
- рассмотреть содержание земельных правоотношений;
- исследовать особенности объекта земельных правоотношений.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех вопросов и списка литературы.
1. Особенности структуры и содержания земельных правоотношений
Вопросы теории земельных правоотношений, их понятия, структуры принадлежат к числу базовых, фундаментальных вопросов земельного права, являются одними из наиболее актуальных в теории земельного права.
В советской научной литературе земельные отношения признавались особой категорией общественных отношений, поскольку в их основе лежали отношения исключительной государственной собственности на землю[3].
Следует отметить, что в советском земельном законодательстве особо подчеркивались цели и задачи правового регулирования земельных отношений, в качестве которых назывались прежде всего, обеспечение рационального использования и охраны земель[4].
Изначально новое российское законодательство также восприняло указанные цели и задачи правового регулирования земельных отношений в качестве основополагающих, базовых принципов осуществления земельной реформы.
Таким образом, определяя субъектный состав земельного правоотношения, независимо от его содержания, следует иметь в виду, что его обязательными участниками, исполняющими названные обязанности, являются Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.
В научной литературе пореформенного периода и настоящего времени существуют разные подходы к определению земельных правоотношений.
|
С.А. Чаркин под земельным правоотношением подразумевает урегулированную правом внешнюю (юридическую) сторону общественных отношений в области использования, управления и охраны земель, субъекты которых обладают соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями, а их реализация гарантирована возможностью применения мер государственного принуждения; при этом автор подчеркивает, что земельные правоотношения, наряду с нормами права, могут порождать судебный прецедент и правовой обычай[5]. В качестве иллюстрации возможности возникновения земельных правоотношений по названным основаниям автор приводит Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года[6], отдельные нормы действующего законодательства о публичном сервитуте (пп. 7 п. 3 ст. 23 ЗК РФ) и об особенностях природопользования коренных малочисленных народов (ст. 13 Федерального закона от 7 мая 2001 года № 49-ФЗ[7]).
В современной литературе получили распространение новые взгляды относительно роли и значения судебного прецедента[8], нормативно-правового договора[9], административного прецедента[10], «негосударственных юридических источников права»[11].
В целях решения названных задач и повышения эффективности управления земельными ресурсами страны актуальные направления развития земельного законодательства определены Основами государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 годы (далее - Основы), утвержденными распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2012 года № 297-р[12]. Характерно, что Основы вновь обратились к категориям «целей» и «задач» в сфере земельной политики. Второй раздел Основ именуется «Цели и задачи государственной политики по управлению земельным фондом». В качестве целей государственной политики Основы называют повышение эффективности использования земель, охрану земель как основного компонента окружающей среды и главного средства производства в сельском хозяйстве при обеспечении продовольственной безопасности страны[13].
Основными задачами государственной политики по управлению земельным фондом признаны: создание условий для организации рационального и эффективного использования земельных участков, включающих в себя учет общественных и отраслевых потребностей, требования устойчивого развития территорий, а также соблюдение гарантий прав участников земельных отношений; обеспечение охраны природы и окружающей среды, в том числе охраны земель и сохранения объектов культурного наследия; сохранение и повышение качественного состояния земель; сохранение статуса особо охраняемых природных территорий как особо охраняемых земель в составе земельного фонда; обеспечение условий для повышения эффективности гражданского оборота земельных участков, в том числе направленных на защиту прав на недвижимое имущество, а также для снижения административных барьеров и обеспечения налогообложения недвижимости.
Таким образом, земельные правоотношения следует рассматривать как урегулированные нормами земельного права в целях обеспечения рационального и эффективного использования и охраны земель общественные отношения, участники которых являются носителями соответствующих субъективных прав и юридических обязанностей, гарантированных участием органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в этих отношениях.
Указание на обеспечение рационального и эффективного использования и охрану земель в совокупности позволяет рассматривать земельные отношения как в аспекте экономических (имущественных) отношений, где главным объектом выступает земельный участок, так и в аспекте природоохранных отношений, т.е. сделать акцент на земле как природном объекте и природном ресурсе, состоящем в системе экологических связей в окружающей среде.
Такой подход позволяет рассматривать рациональное использование и охрану важнейшего природного объекта и природного ресурса - земли как способ достижения более широкой цели - обеспечения рационального природопользования, а также как конечную цель реализации земельно-правовых норм и как основной критерий оценки эффективности их действия.
С точки зрения отраслевой классификации правовых отношений, возникающих по поводу земли (земельных участков, частей земельных участков, земельных долей и др.), критерий цели правового регулирования и публично-правовой характер этих отношений позволяет отграничить собственно земельные правоотношения от гражданских и иных правоотношений.
Составляющие земельного правоотношения
Одной из основных тем правовой теории является изучение элементов, без которых правоотношение не может возникнуть и существовать как правовое явление. Вместе с тем составляющие земельного правоотношения обсуждаются в литературе довольно редко.
Собственно, существование земельного правоотношения немыслимо без всех категорий (субъекты, объекты, норма, взаимодействие субъектов). Вместе с тем в самом правоотношении как социальном взаимодействии людей можно выделить только субъекты и их взаимную связь. Последнее с точки зрения юридической науки именуется содержанием правоотношения и включает в себя субъективные права и обязанности. Что же касается объекта правоотношения и правовой нормы, то эти категории, не являясь элементом самого земельного правоотношения, включаются в качестве предпосылок возникновения правоотношения в состав сложного процесса его существования наряду с юридическим фактом.
Обратимся к категории субъекта земельного правоотношения.
Статьей 5 ЗК РФ определены правовые условия участия лиц в земельных отношениях. Это имеет существенное значение для субъектного состава земельных правоотношений, поскольку перечнем установлены все их потенциальные участники. Так, участниками земельных правоотношений являются граждане (в том числе иностранные граждане и лица без гражданства), юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Вместе с тем в той же статье ЗК РФ приведен перечень специальных правовых статусов, делающих лиц именно участниками земельных правоотношений. Это собственники земельных участков; землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Таким образом, субъекты земельных правоотношений - это лица, обладающие с правовой точки зрения определенным правовым статусом, заданным как иными отраслями права и законодательства, так и земельным законодательством. Правовой статус участника земельного правоотношения формируется не только из определения его отношения к земле или земельному участку. Важны и иные составляющие правового статуса субъекта и его социальные роли, без которых конкретизировать его участие в земельном правоотношении не всегда возможно. Это касается не только установления гражданства, но и выполнения субъектом определенных социальных или экономических функций (сельскохозяйственный товаропроизводитель, застройщик, военнослужащий, ветеран войны, член многодетной семьи, глава крестьянского хозяйства, др.). Собственно, закрепленные законом статусы субъекта земельного правоотношения только в совокупности определяют его социальную роль и роль участника социального взаимодействия по поводу земли.
Тем, какие социальные роли выполняет участник земельного правоотношения, определяется содержание его интереса в использовании земли, т.е., то, что составляет основу деятельности субъекта и устанавливает, зачем им приобретается и используется земельный участок. Содержание интереса в использовании земли составляет основу определения субъективных прав участника земельных правоотношений, а значит, и содержания земельного правоотношения.
Обращаясь к категории «содержание правоотношения», приходится признать, что это один из малоизученных элементов. Данная категория приобретает у авторов разное наполнение. Так, существует мнение, согласно которому правовое отношение составляют его правовая форма и содержание.
Следует заметить, что и специалисты в области земельного права чаще обращаются к юридической стороне содержания земельного правоотношения - земельным субъективным правам и обязанностям.
Важное значение для понимания земельного правоотношения как социально-правового явления имеет дискуссия о месте категории «интерес» в содержании земельного правоотношения.
Интерес в правоотношении реализуется через определенные субъективные права и обязанности. Таким образом, степень учета интереса в содержании земельного правоотношения определяет эффективность реализации всего правоотношения и правовой нормы, лежащей в его основе[14].
Таким образом, в земельном правоотношении интерес в использовании земли реализуется приведенными способами, обеспеченными и защищенными правовой нормой. При этом способ применения, во многом будет зависеть от содержания социального интереса в использовании земли.
Что же касается соотношения юридической и фактической сторон в содержании земельного правоотношения, хотелось бы обратить внимание на те высказывания в литературе, которые связывают содержание правоотношения и таких категорий, как интерес участника правоотношения и цель (объект), на которую этот интерес направлен. Так, Н.М. Коркунов замечал, что право есть возможность осуществления интереса, а осуществление наших интересов непременно предполагает использование для этого тех или других средств. Поэтому каждое субъективное право, по мнению ученого, должно иметь свой объект, на который и направлен интерес. Опираясь на данную точку зрения, в содержании земельного правоотношения можно обнаружить интерес, удовлетворение которого осуществляется посредством использования земли.[15]
Этот интерес может быть связан с возведением жилья, производством сельскохозяйственной продукции, организацией заповедника или другими целями, соответствующими основной социальной роли субъекта земельных правоотношений.
Но особенностью земельных общественных отношений как таковых является то, что удовлетворение интереса может быть осуществлено только путем потребления конкретных благ, предоставляемых землей (будь то плодородный слой, пространство для застройки или что-то другое). Таким образом, интересы субъектов земельных правоотношений, удовлетворить которые предполагается посредством потребления определенных благ, предоставляемых землей, по нашему мнению, составляют сущностное, фактическое содержание субъективных прав и юридических обязанностей участников земельных правоотношений.
При этом хотелось бы обратить внимание, что категорию «благо, предоставляемое землей» мы отличаем от самого земельного участка или части поверхности земли как материального объекта земельного правоотношения. Земля является носителем различных качеств, способных удовлетворить множество социальных интересов. Но только определенные блага, как правило, оказываются целью удовлетворения интереса, находящегося в основе правоотношения. Стороны не могут изменить установленную категорию земель, режим охранной или защитной зоны, иные установленные требования использования земельного участка, составляющие его правовой режим. То есть допустимый вид потребляемого в процессе использования земель блага уже, как правило, задан нормативно. Лишь в рамках, допускаемых законодательством, субъекты правоотношения могут незначительно изменить характер использования участка, но не вид потребляемого блага.
Таким образом, блага, предоставляемые землей, мы относим к категории, от которой зависит возникновение и существование социального взаимодействия по поводу земли и, следовательно, земельного правоотношения, но которая находится вне этого социально-правового явления, т.е. является его предпосылкой. К тем же категориям, по нашему мнению, следует отнести норму права, на основании которой возникло правоотношение, юридический факт (жизненные обстоятельства, ставшие причиной возникновения земельного правоотношения) и юридически оформленную часть земной поверхности как материальный объект, по поводу которого возникло правоотношение. Приведенный перечень факторов, как представляется, должен относиться к предпосылкам возникновения или реализации земельного правоотношения (предпосылкам правоотношения). Следует также заметить, что ни один из перечисленных факторов участники земельного правоотношения не в состоянии изменить по собственной воле. Это касается не только правовой нормы, но и правового режима участка, по поводу которого возникло правоотношение.
Собственно, предпосылки являются неотъемлемым основанием возникновения правоотношений, и этой категории в литературе уделяется существенное внимание.
К юридическим предпосылкам, как правило, относятся: норма права, юридический факт, правосубъектность управомоченного субъекта, обеспечить которую можно только действиями (бездействием) обязанного субъекта. С точки зрения теории права юридический факт составляет содержание гипотезы нормы, на основании которой возникает земельное правоотношение.
Таким образом, можно сделать вывод, что земельное правоотношение представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, без которых невозможны возникновение и реализация земельного правоотношения как социально-правового явления.
Сущностное содержание земельного правоотношения составляет определенный социальный интерес. Особенностью земельных правоотношений при этом является то, что удовлетворение интереса может быть осуществлено потреблением конкретных благ, предоставляемых землей (будь то плодородный слой, пространство для застройки или что-то другое).
Если рассматривать земельное правовое отношение как основанное на норме социальное взаимодействие лиц, то к юридическим предпосылкам, без которых такое правоотношение не может возникнуть, следует отнести: правовую норму, направленную на регулирование земельных отношений, юридический факт, т.е. жизненные обстоятельства, лежащие в основе правоотношения, часть земной поверхности, способную предоставить обществу определенные блага. При этом части земли как объекту придана определенная законом правовая форма, и в отношении ее установлен правовой режим использования (земельный участок, территория, др.).
Следует заметить, что земельное правоотношение, его состав и реализация предопределяются характером предоставляемого землей блага, которое целесообразно считать особым объектом земельного правоотношения. Таким образом, земельные правоотношения возникают в совокупности - по поводу земли и конкретного блага, ею предоставляемого.