Л Е К Ц И Я 11 б
План лекции
10.2. Механические и рабочие характеристики трехфазного асинхронного двигателя.
10.3. Пуск и регулирование скорости вращения.
Рассмотрим асинхронный двигатель, на валу которого имеется нагрузка и обмотка статора которого потребляет из сети электроэнергию мощностью .
На энергетической диаграмме представлено распределение энергии при работе асинхронного двигателя.
Часть мощности теряется в статоре на потери в проводниках обмотки и потери на гистерезис и вихревые токи в стали сердечника Pc. ставшаяся часть электрической мощности посредством вращающегося
магнитного потока передается со статора на ротор:
электромагнитная мощность
Электромагнитная мощность Рэм определяется током и ЭДС ротора. Часть мощности Рэм теряется в проводниках обмотки Рэ. Оставшаяся часть мощности преобразуется в механическую мощность Рмех, под действием которой ротор асинхронного двигателя вращается. Часть механической мощности Рмех теряется на трение в подшипниках, на вентиляцию и т.д. и являются механическими потерями Рмх. Другая часть мощности теряется из-за рассеяния магнитного поля в зубьях статора и ротора и является добавочными потерями Рдоб.
Таким образом, полезная механическая мощность на валу двигателя
Эта мощность указывается в паспортных данных асинхронного двигателя. Коэффициент полезного действия (кпд) двигателя определяется
Двигатели малой и средней мощности имеют номинальный кпд в пределах 0,7 - 0,9, двигатели большой мощности имеют кпд 0,94 - 0,96.
Коэффициент мощности асинхронного двигателя.
Наряду с расходом активной энергии на валу двигателя и в самой машине часть энергии, реактивной, периодически возвращается в сеть. Эта часть энергии характеризуется реактивной мощностью Q1. Коэффициент мощности двигателя равен
|
Он зависит от момента нагрузки на валу двигателя. При холостом ходе коэффициент мощности
cos = 0,08 - 0,15. С возрастанием нагрузки активная мощность увеличивается, возрастает и cos до 0,75 - 0,95. С дальнейшим возрастанием нагрузки существенно увеличиваются токи статора и ротора, и возрастает реактивная мощность рассеяния. Cos постепенно уменьшается.
Рабочие характеристики асинхронного двигателя.
Механическая характеристика.
Зависимость скорости вращения ротора двигателя от момента, развиваемого им, называется механической характеристикой двигателя
n = f (Mэм), = f (Mэм),
где Мэм - электромагнитный момент, действующий на ротор.
Механической характеристикой является также зависимость S= f(Мэм).
В установившемся режиме Mэм = М, где М - момент на валу.
Известно, что момент можно представить:
Мощность Рэ2 можно выразить через ток I2, который легко определяется из схемы замещения. После подстановки получим подобной трансформатору
Из формулы видно, что с возрастанием скольжения S момент вначале возрастает и далее уменьшается. Максимальное значение момента соответствует критическому скольжению Sкр. Приближенно, при можно считать:
где - реактивное сопротивление потока рассеяния.
Для практических целей удобно пользоваться другой формулой момента:
где Мmax - максимальное значение момента.
Из формулы видно, что с изменением изменяется ход механической характеристики. Она, например, смещается вниз с увеличением .
|
Зависимости n, S, M, cos и = f (P2) при U1= Uном = const, f = const,представленные на рис., являются рабочими характеристиками асинхронного двигателя.
К рабочим характеристикам относят также зависимость I1= f(P2). Зависимость n=f(P2) или S=f(P2) называется скоростной характеристикой. На холостом ходу, т.е. при Р2 =0, ротор вращается со скоростью . С увеличением мощности нагрузки
Рис.
скорость вращения n уменьшается, а скольжение S растет.
Зависимость M = f(P) называется моментной характеристикой. При отсутствии нагрузки к валу двигателя приложен небольшой момент на преодоление сил трения. Поэтому при Р2 = 0 М = Мтр. С возрастанием Р кпд вначале возрастает, а в дальнейшем уменьшается, так как при больших токах статора и ротора мощность электрических потерь, пропорциональная квадрату токов, возрастает быстрее мощности P2.
Так как при холостом ходе I1 = I0 и его основной составляющей является намагничивающая составляющая, совпадающая по фазе с магнитным потоком, cos асинхронных двигателей довольно низок - примерно 0,2. С увеличением нагрузки ток статора все в большей степени определяется активной составляющей тока ротора и cos увеличивается. При больших мощностях увеличивается мощность рассеяния.