В момент пуска частота вращения n = 0, а скольжение S = 1. Поэтому имеет место бросок пускового тока, который в 5-6 раз больше номинального. Для снижения пускового тока используют пусковые реостаты в двигателях с фазным ротором или понижают на период пуска напряжение, подводимое к статору. Пуск с помощью пускового реостата осуществляют только для двигателей с фазным ротором. К обмотке каждой фазы ротора через контактные кольца подключен пусковой реостат.
Рис.35
При включении пускового реостата, имеющего максимальное сопротивление, двигатель трогается с места при Мп = Мmax (характеристика I на рис.). После того, как ротор приходит во вращение, его момент начинает уменьшаться (точка 1'). Сопротивление пускового реостата уменьшают, что приводит к переходу рабочей точки на новую характеристику (точка 2) Таким образом, с вводом реостата рабочая точка механической характеристики перемещается по ломаной 1 - 1' - 2 - 2' - 3 - 3' -.... и т. д. пока не выйдет по естественной ветви при сопротивлении реостата, равном нулю, в номинальный режим (точка А, рис.). Пуск при пониженном напряжении применяют для двигателей с короткозамкнутым ротором. Так как вращающий момент пропорционален квадрату напряжения, такой способ пуска применим только при отсутствии нагрузки на валу двигателя. В нормальном режиме обмотки статора двигателя соединены треугольником. При пуске обмотки соединяют звездой, что приводит к уменьшению напряжения на обмотке в раз. Во столько же раз уменьшается и фазный ток в обмотке статора. Так как при соединении звездой Iл = Iф, а при
соединении треугольником он больше фазного в раз, то при переключении обмоток двигателя на звезду линейный ток уменьшается в три раза. После разгона двигателя обмотку статора переключают на треугольник. Скорость вращения асинхронного двигателя можно регулировать следующими способами:
|
1 - включение добавочных сопротивлений в цепь ротора (для двигателей с фазным ротором).
С увеличением сопротивления скорость вращения ротора уменьшается.
Достоинства: возможность плавного регулирования скорости.
Недостатки: а) дополнительные потери в роторе,
б) уменьшается жесткость механической характеристики,
т.е. увеличивается ее наклон на рабочем участке.
2 - изменением числа пар полюсов (переключением статорных обмоток)
Этим добиваются изменения скорости вращения магнитного поля.
Достоинства: не вызывает дополнительных потерь, т.е. не снижает кпд двигателя.
Недостатки: а) ступенчатое изменение скорости,
б) увеличение веса и габаритов двигателя.
3 - регулирование частоты питающего напряжения.
Этим способом достигается возможность плавного регулирования скорости двигателя и в то же время не сопровождается дополнительными потерями, т.е. соединяет в себе достоинства 1-го и 2-го методов. Недостатки: применение сложного и дорогостоящего оборудования. Данный метод наиболее перспективный. Обычно используется в асинхронных двигателях с короткозамкнутым ротором.