Лекция 2. Развитие и становление детской литературы рубежа веков (конец 19-нач. 20 веков)




Итак, на прошлой лекции, мы с вами отмечали, что рубеж веков - э то период больших, исторически значимых событий в развитии России: рост российской буржуазии, первая мировая война, активность революционного движения.

Возникают новые учебные заведения, наблюдается подъем в сфере образования, расширяется издательская деятельность.

Литература для детей развивается как составная часть общей национальной культуры.

Период между 1890 и 1917 годами называют Серебряным веком. В создании литературных произведений принимают участие представители различных направлений и течений: реалисты, символисты, акмеисты, футуристы и т.д. Детство становится ведущей темой литературы.

Реалисты М.Горький, Л.Андреев показывали, как «свинцовые мерзости жизни» закаляют детский характер (повесть «Детство» Горького) или губят детскую душу несбыточностью надежд (рассказы Л.Андреева «Ангелочек», «Петька на даче»).

В.Короленко специально для детей не писал, но в круг чтения детей и подростков входят повести: «Дети подземелья» и «Слепой музыкант». В первой повести рассказывается о детях судьи - Васе и Соне и «детях подземелья» - Валеке и Марусе. Прием контраста помогает читателю увидеть разницу в условиях жизни и воспитания детей, но есть между ними и общее. Дети обделены вниманием взрослых. Только вмешательство бродяги пана Тыбурция Драба помогло отцу Васи лучше узнать сына, полюбить его.

А.Куприн написал несколько рассказов о детях, которые и сегодня входят в круг чтения детей: «Детский сад», «Чудесный доктор», «В недрах земли» и др. Самый известный рассказ этого ряда - «Белый пудель» (1904). Главные герои - старый шарманщик, мальчик Сережа и их верный друг-пудель Арто. Они - уличные артисты. Живут подаяниями. У них нет дома, но они знают, что такое дружба, друзей не предают. Избалованный мальчик Трилли потребовал у матери пуделя Арто. Бродячим артистам предлагают любые деньги, но они не согласились. Ночью собаку украли, а уже утром Сергей смог найти пса и освободить его. Симпатии автора на стороне храброго и верного Сергея и его деда.

Литература Серебряного века внесла свой вклад в развитие поэзии для детей. Многие поэты-символисты писали стихи для детей.

Например, А. Блок издал два сборника стихов для детей: «Круглый год» - для читателей младшего возраста, «Сказки» - для среднего возраста. Сборник «Круглый год» составлен по образцу народного календаря: открывает сборник стихотворение «Вербочки», закрывает – «Рождество». Каждое стихотворение книги характеризует определенное время года, христианские праздники. Для «Сказок» Блок отобрал стихотворения с мотивами русской мифологии: «Гамаюн, птица вещая», «Сын и мать», «Колыбельная песня». Стихи и других поэтов-символистов вошли в круг детского чтения: В.Брюсова, К.Бальмонта.

Многие поэты-акмеисты обращались к теме детства: О.Мандельштам, Н.Гумилев, С.Городецкий. Н.Гумилев в стихотворении «Детство» стирает границы между растительным, животным и человеческим царствами. Ребенок для Гумилева - соединительное звено от царства растений к царству людей. Образ детства, традиционно связанный в русской литературе с образом родины, дополнен в его творчестве идеями и мотивами интернационального единства человечества.

В детских журналах были опубликованы его стихи: «Маркиз де Карабас», «Лесной пожар», «Капитаны». Для детей Н.Гумилев написал пьесу в стихах «Дерево превращается» (1918). В «индийской» истории о том, как звери съели чудесные плоды и превратились в людей, иронически переосмысливается ведическая философия перерождений, а также мысли героя Ницше- мудреца Заратустры - о превращении человеческого духа в верблюда, верблюда - во льва, а льва - в ребенка. Драматургический опыт Гумилева был достаточно смелым: в детскую пьесы были введены актуальные философские учения, показаны их связь и борьба. Автор предельно упростил условия постановки и стиховую форму, так что пьесу с ее сложным подтекстом могли сыграть и дети.

В конце 19 века журналы становятся более демократичными по содержанию. Каждые две недели выходит журнал «Светлячок» (1902-1920). Он предназначался для читателей младшего возраста. Для среднего возраста - журнал «Тропинка» (1906-1912).На его страницах публиковались народные сказки, былины, легенды в обработке известных литераторов. Для детей старшего и среднего возраста выходил журнал «Маяк» (1909-1918).В ней печатался Л.Толстой, Демьян Бедный и др.

Литература:

1.Афанасьев Б.Н. Александр Иванович Куприн.-М.,1972.

2.Киселев Б. Как Куприн А.И. писал рассказы о животных//В кн.: Куприн А.И. «Ю-Ю».-М.,1975.

3.Короленко В.Г.Дети подземелья. Слепой музыкант. Школьникам для подготовки к урокам литературы. - М.,2001.

4. Светов Ф.Короленко-детям// В сб.: Детская литература. - М.,1975.

5. Путилова Е.А.А. И.Куприн о детстве// В сб.: О литературе для детей. Вып 10-Л.,1965.

Задание: 1. К экзамену (лето) выучить 10 (десять) стихотворений Серебряного века, входящие в круг детского чтения. Уметь их анализировать.

2. Старосте группы Потаповой Александре предоставить список выученных стихов (за неделю до экзамена).

3. К экзамену каждый студент получит индивидуальные сообщения, которые нужно будет выполнить и прислать мне ВК до экзамена. По результатам работы будут выставлены оценки (если будем учиться он-лайн).

4. Все произведения, упомянутые в обзоре, прочитать к экзамену.

На все вопросы отвечу через старосту группы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: