Цели и задачи групповой психотерапии




Реферат

На тему:

«Цели и задачи групповой психотерапии»

 

Дисциплина «Основы психотерапии»

 

Выполнила: Синникова Екатерина Валерьевна

Студентка 4 курса

14.С(Д)ОЗБ.15СП.1

Заочной формы обучения

 

 

Москва 2019 г


Содержание

 

Введение……………………………………………………………….....3

1. Понятие групповой психотерапии ………… ………………………...4

1.2. Основы психотерапии………………….…………………………..4

2. различия между групповой и индивидуальной психотерапией Классификации отклоняющегося развития. Виды.………………..5

3. Особенности дизонтогенеза………………………………………….6

Заключение………………………………………………………………9

Список используемой литературы…………………………………….10

 

 

Введение

Групповая психотерапия стала применяться с середины ХХ века. По мере развития психологии в практике появлялось множество методов и теоретических подходов для работы с пациентами. Группы стали классифицироваться по расстройствам и проблемам.

Групповую психотерапию проходят люди с расстройствами питания, онкологические больные, жертвы сексуального насилия и многие другие. Нельзя выделить определенные условия и стили, в которых канонично должна протекать групповая психотерапия.

Сущность групповой психотерапии состоит в проведении сеанса не с одним человеком, а с целой группой. Число людей в группе – от пяти до пятнадцати, к тому же в этой форме психотерапии может работать не один, а сразу несколько терапевтов. Участники собираются один или два раза в неделю. Минимальным курсом считается посещение шести сеансов, хотя наиболее распространенный вариант – год терапии.

 

Понятие групповой психотерапии

Групповая психотерапия — форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей (психотерапевтическая группа) регулярно встречается под руководством психотерапевта для достижения следующих целей: разрешения внутренних конфликтов, снятия напряжения, коррекции отклонений в поведении, и иной психотерапевтической работы.

Существуют методы психотерапии, изначально разработанные как групповые, например, психодрама.

Одно из наиболее емких определений сути психотерапии принадлежит М.Я. Мудрову: «…зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они исчерпываются из науки мудрости, чаще из психологии: своим искусством печального утешить, сердитого умягчить, нетерпеливого успокоить, резкого испугать, робкого сделать смелым, скрытого откровенным, отчаянного благонамеренным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания».

Важный вклад в развитие отечественной и мировой психотерапии внесли труды И.П.Павлова, его учеников и последователей. Предложив торию физиологических механизмов сна, переходных состояний и гипноза, Павлов заложил основы одного из направлений научного толкования многих явлений, которые веками считались таинственными и загадочными. Учение Павлова о сигнальных системах, физиологическом влиянии слова и внушения стало основой для научной психотерапии. На Западе особую роль в развитии психотерапии сыграли труды З.Фрейда, его учеников и последователей.

Клинический подход к проведению психотерапии, помимо учета

нозологического характера болезни, ее патогенетических механизмов, закономерностей течения, включает в себя также постановку целей, задач, выбор методов психотерапии, адекватных различным организационным формам, в которых она осуществляется: учреждения амбулаторного, полустационарного, стационарного, санаторного и других типов.

Краткий вариант групповой психотерапии критиковали многие. В работе «Теория и практика» Ялом (Американский психиатр и психотерапевт, доктор медицины, профессор психиатрии Стэнфордского университета) приводит доказательства того, что на эффективность терапии больше влияния оказывает продолжительность лечения, а не количество сеансов. Новый опыт, полученный в результате работы в группе, должен стать неотъемлемой частью реальной жизни человека, а на это требуется время. С другой стороны, для облегчения кризисов, связанных с потерей работы или разрывом отношений, достаточно восемь сеансов.

 

Основы психотерапии

Термин «психотерапия» имеет двоякое толкование, связанное с буквальным его переводом с греческого (psyche - душа иtherapeia – забота, уход, лечение), - «лечение души» и «исцеление душой». Введен термин Уильям Тьюком английским бизнесменом и филантропом. Он способствовал развитию более гуманных методов в заключении и заботе о людях с расстройствами психики, подход, который стал известным как моральное лечение. («Иллюстрация влияния разума на тело») и стал широко использоваться с конца X1X века. Однако до настоящего времени нет единого мнения о границах, формах и методах психотерапии, подготовке специалистов в этой области, как нет и общепризнанного ее определения. Учитывая, что психотерапия в отечественной науке и практике традиционно относилась к медицине – рассматривалась как один из методов лечения и профилактики заболеваний (в 1985 г. он была выделена в самостоятельную медицинскую специальность), наиболее отвечающим ее сути, вероятно нужно признать следующее определение: психотерапия – целенаправленное использование психических (психологических) методов для лечения болезней. Ее принято рассматривать как комплексное лечебное воздействие на психику больного, использующее его эмоциональные реакции, когнитивные, интеллектуальные, волевые возможности, условно рефлекторные связи, а в результате – навесь организм с целью устранения болезненных симптомов, изменения отношения к своему заболеванию, своей личности и окружающей среде.

Одно из наиболее емких определений сути психотерапии принадлежит М.Я. Мудрову: «…зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они исчерпываются из науки мудрости, чаще из психологии: своим искусством печального утешить, сердитого умягчить, нетерпеливого успокоить, резкого испугать, робкого сделать смелым, скрытого откровенным, отчаянного благонамеренным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания».

Важный вклад в развитие отечественной и мировой психотерапии внесли труды И.П.Павлова, его учеников и последователей. Предложив торию физиологических механизмов сна, переходных состояний и гипноза, Павлов заложил основы одного из направлений научного толкования многих явлений, которые веками считались таинственными и загадочными. Учение Павлова о сигнальных системах, физиологическом влиянии слова и внушения стало основой для научной психотерапии. На Западе особую роль в развитии психотерапии сыграли труды З.Фрейда, его учеников и последователей.

Знание психологии больного, его личностных особенностей и возможностей, его понимание болезни и отношения к ней, дает врачу возможность целенаправленно использовать в лечебном комплексе психотерапевтические методы, что, безусловно, повышает эффективность медицинской помощи. Слово врача действует на больного не меньше, а иногда даже и больше, чем медикаменты. Афоризм «Плох тот врач, после беседы с которым больному не стало легче» должен помнить каждый врач, находящийся у постели больного. Поэтому, прежде чем приступить к обследованию, необходимо узнать пациента, побеседовав с ним, и обязательно дать ему надежду на выздоровление или по крайней мере на улучшение состояния. В этом заключаются первые этапы психотерапевтической помощи пациенту.

Психотерапию принято разделять на общую и частную, или специальную. Под общей психотерапией или психотерапией в широком смысле слова, понимают весь комплекс психических факторов воздействия на больного любого профиля с целью повышения его сил в борьбе с болезнь, создания охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую травматизацию. Такая психотерапия служит вспомогательным средством; она необходима в любом лечебном учреждении. Иными словами, каждое лечебное воздействии должно включать и психотерапевтический компонент. Поэтому каждый врач, независимо от его специальности, должен быть также психотерапевтом для своего пациента.

Известный отечественный психиатр В.В.Ковалев, занимавшийся психическими расстройствами у соматических больных, подчеркивал, что особенно действенна психотерапия, проводимая лечащим врачом.

Психотерапевтическое воздействие на больного оказывают поведение врач, беседа о характере заболевания, особенностях его лечения, лечебные назначения и рекомендации. Все это дает психотерапевтический эффект только в том случае, если поведение врача подчинено главной цели – формированию у пациента адекватной реакции на болезнь и ее поддержанию на всем протяжении диагностического и лечебно-реабилитационного процесса. Это по существу и составляет психологический и психотерапевтический аспекты работы лечащего врача. Нормализация понимания болезни, правильная оценка и отношение к ней достигаются через апелляцию к личности больного, а также путем влияния на окружающую больного среду. Процесс коррекции соматонозогнозии предусматривает максимальную мобилизацию резервных возможностей больного для успешного обследования и лечения, формирование выдержки и мужества в борьбе с болезнью и ее последствиями с целью быстрейшего возвращения к активной жизни.

При проведении психотерапии врач оказывает влияние на личность больного, стремится изменить личностные реакции, которые способствовали возникновению заболевания. Личностные особенности больного и клинические проявления болезни определяют задачи, стоящие перед врачом, проводящим психотерапию, поэтому необходим индивидуальный подход в каждом случае.

 

Цели и задачи групповой психотерапии

Цели и задачи групповой психотерапии как метода, ориентированного на личностные изменения, дифференцируются в зависимости от концептуальных представлений о личности и природе её нарушений, но существенно сближает позиции опора на групповую динамику. В первом приближении её цели можно определить как раскрытие, изучение и переработку проблем клиента, его личностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на почве анализа использования межличностных взаимодействий.

Конкретные задачи групповой психотерапии:

а) в познавательной сфере групповая психотерапия способствует осознанию участником ситуаций, вызывающих тревогу, страх и прочие негативные эмоции; связь между негативными эмоциями и симптоматикой; особенности своего поведения и эмоционального реагирования; восприятие и оценку его поведения и его последствий другими людьми; рассогласование между образом Я и восприятием себя другими; собственные мотивы, потребности, стремления, отношения, установки, особенности эмоционального реагирования и степень их конструктивности; внутренние психологические проблемы, характерные защитные механизмы; особенности межличностных взаимодействий и связанные с этим конфликты.

б) в эмоциональной сфере групповая психотерапия нацелена на помощь в виде: эмоциональной поддержки со стороны группы и её руководителя; переживания в группе часто испытываемых в реальной жизни чувств; переживания некоторых неадекватных реакций; научиться искренности в отношении себя и других людей, став более свободным в понимании и выражении собственных позитивных/негативных чувств; изменить способ переживаний, эмоционального реагирования, восприятия себя самого и своих отношений с другими; произвести эмоциональную коррекцию своих отношений.

в) в поведенческой сфере групповая психотерапия призвана помочь участнику: увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы; приобрести навыки более искреннего и свободного общения, развивать связанные с сотрудничеством и ответственностью формы поведения; закрепить новые формы поведения, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни.

Таким образом, задачи групповой психотерапии нацеливаются на три составляющих части самосознания: самопонимание (познавательная сфера), отношение к себе (эмоциональная сфера) и саморегуляция (поведенческая сфера).

 

Заключение

Врач любой специальности может осуществлять и должен не жалеть на это времени, психотерапевтическое общение с пациентами. Психотерапия тесно переплетается с практикой психологии, психогигиены и психопрофилактики.

Хотя правилами группы обычно предусматривается конфиденциальность, никто не может дать абсолютной гарантии того, что сведения, озвученные на сеансе, не попадут вовне. Так что стоит соблюдать осторожность. В целом такие казусы случаются редко, а процесс лечения проходит эффективнее тогда, когда все участники честны и открыты друг с другом.

Групповая психотерапия – по-настоящему мощное средство для того, чтобы по-новому взглянуть на себя и изменить свое отношение к миру. В ходе терапии можно проработать старые конфликты, научиться быть ближе к людям, понимать и принимать других, избавиться от страха.

Мы все с самого детства входим в группы – семья, школа, компании на улице, университет, работа. И переход в группу психотерапии открывает нам возможности приобрести необходимые социальные навыки, разглядеть те модели поведения, которые создают нам дискомфорт, и просто осознать свои желания.

Признавая за семьей ведущую роль в формировании самостоятельной, нравственной личности, следует помнить о необходимости накопления социального опыта ребенком в свободном общении в кругу сверстников, не только себе подобных. Интегрированное образование в различных его формах при условии психолого-медико-педагогического сопровождения не только детей, но и их родителей позволит решить проблемы социализации личности, преодолеть трудности, которые возникают в семьях, где есть дети с прблемами в развитии.

 

 

Список используемой литературы

 

1. https://www.imc-new.com/teaching-potential/58-metodrecommend/675-2014-09-29-12-10-09

2. https://www.purimcro.ru/rpmpk/method/pedagog/500/

3. Государев Н.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2008.
4. Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. М., 2003.
5. Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2005.
6. http // www.autism. ru /read. Asp?id=82 &vol=0
7. https:// www.dislexia.ru/index.php?id=156
8. http: //psyholog. Pomorsu.ru/spec.htm

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: