ЛЕКЦИЯ V.
Цели:
- изучить вокальные разновидности простой 2-х частной и простой 3-х частной форм;
- изучить собственно вокальные формы: куплетную, куплетно-вариационную,
куплетно-вариантную, запевно-припевную.
Задачи:
- определить специфические особенности простых форм в романсовой и оперной
литературе;
- определить принципы отличия куплетной и строфической форм.
I. Вокальная 2-х частная и 3-х частная формы.
Простая 2-х частная и 3-х частная формы именуются «песенными» благодаря жанровым связям с песнями и танцами, выражающимся в характере тематизма и симметрии структур. Более «песенной» является простая 2-х частная форма, в то время как простая 3-х частная более универсальна по содержанию и самостоятельна по своей логике. Двухчастность или трёхчастность формы в романсах непосредственно вытекает из текста. Это относится как к однотемным (развивающим), так и к двухтемным (контрастным) разновидностям. Например, в романсе Рахманинова «Ночью, в саду у меня» (развивающая АВ) двухчастность вытекает из сопоставления образов, данных в тексте («плакучая ива» и «нежная девушка- зорька»). В романсе «Всё отнял у меня» (1-я часть – «Всё отнял у меня», 2-я часть – «Одну тебя при мне оставил») двухчастность диктуется внутренними образными противопоставлениями, данными в тексте. В оперных формах, (чаще всего ариях), трёхчастность диктуется смысловыми соотношениями, например, в ариях Любавы из оперы Римского-Корсакова «Садко», Грязного из оперы Римского-Корсакова «Царская невеста», Марфы из оперы Римского-Корсакова «Царская невеста», смысл средней части в общей трёхчастной композиции заключён в обращении героев к безоблачному прошлому, на фоне меланхолической музыки крайних частей.
|
Простые формы в вокальной музыке отличаются от инструментальных форм некоторыми особенностями.
1.Строение 1-й части (1-го периода) нередко бывает более свободным, неквадратным; период, чаще чем в инструментальных пьесах, заканчивается половинной каденцией; период чаще состоит из одного предложения (Чайковский. «Нет, только тот кто знал…», «Ни слова, о друг мой»). Всё это обусловлено связью с текстом, который вносит в построение смысловую завершённость и ясность.
2. Середины романсов отличаются меньшей свободой строения, чем середины развивающего типы в инструментальных пьесах: частые модуляции трудны для голоса, а стихотворная структура текста не даёт оснований для большей, чем в 1-й части дробности построений.
3. Нередко стихотворный текст не даёт повода даже для репризы; в связи с этим, в романсах чаще чем в инструментальных пьесах встречается безрепризная двухчастная форма.
Свобода пропорций в большой степени наблюдается в романсах Рахманинова. Например, в романсе «Я жду тебя» (АВ) динамическое преобладание 2-й части сочетается с уменьшением её размеров (14+8). Это связано с тем, что экспозиционная кантилена (1-я часть) требует большей широты; патетическая декламация 2-й части, взволнованность изложения способствует большей краткости.
Развивающая АВ Контрастная АВ
Романсы: Романсы:
Лист. «Смертельной полны отравой»; Римский-Корсаков. «На холмах Грузии»;
«Ты, как цветок, прекрасна». «Ель и пальма»;
Чайковский. «Отчего?»; Шуберт «Смерть и девушка»;
|
Рахманинов. «У моего окна»; «Ночью, Даргомыжский. «Титулярный советник»;
в саду у меня»; «Я жду тебя»; «Островок»;
«Всё отнял у меня».
Танеев. «Когда, кружась…».
Развивающая АВА Контрастная АВА
Прокофьев. «Мертвое поле». Римский-Корсаков. «Не ветер, вея с
высоты».
II. Классификация собственно вокальных форм.
Собственно вокальные формы - это формы, которые специфичны именно для вокальных жанров. В основе классификации вокальных форм, предлагаемой для изучения, лежит принцип повторности. Специфическими вокальными формами являются: куплетная, куплетно-вариационная, куплетно-вариантная, запевно-припевная.
1. Куплетная форма.
Под куплетной формой понимается такая форма вокального произведения, которая состоит из нескольких проведений подряд одного и того же музыкального построения с различным словесным текстом, (то есть, характеризуется точным повторением музыкальной структуры с новым поэтическим текстом). Количество куплетов – от двух до значительного их числа. Куплетная форма чрезвычайно распространена в народной музыке самых различных народов, так же, как и в музыке профессиональной. Преимуществами являются простота, ясность формы, лёгкая запоминаемость музыки из-за многократного повторения сравнительно небольшого и простого музыкального построения. Изменения текста от куплета к куплету позволяет исполнителю вносить каждый раз новые выразительные оттенки. Примеры: Крылатов. «Колыбельная медведицы»; Зацепин. «Есть только миг», и.т.д.
2. Куплетно-вариационная и куплетно-вариантная формы.
Куплетно-вариационная форма предполагает, при сохранении той же структуры, либо:
|
а) орнаментальное варьирование в вокальной партии (Алябьев. «Соловей»);
б) фактурное и гармоническое варьирование в инструментальной партии (Мусоргский. Песня Марфы «Исходила младёшенька» из оперы «Хованщина»). Это quazi – вариации на мелодию остинато, либо на фольклорном материале, либо на близком к нему. Например, в «Колыбельной Волховы» из оперы Римского-Корсакова «Садко» после широкого запева «Сон по бережку ходил» (А –период из 3-х предложений ааа): припев «Баю-Бай», (в - 4 такта), краток, гармонически неустойчив и незавершён –он используется для гармонической разомкнутости I-го и II-го куплетов. В целом выстраивается куплетно-вариационная форма.
I куплет II куплет Ш куплет связка
А в А1 в А2 в
а а а а а а а а а
4 4 4т 4т 4 4 4т 4т 4 4 4т 4т
Вариантность, как метод развития, предполагает сохранение целостности темы при новом распевании отдельных оборотов мелодии, с расширением или сокращением её структуры. Сохраняются начала куплетов, а форма строится в целом на принципе «прорастания» (Чайковский. Романс Полины из оперы «Пиковая дама», Чайковский. «То было раннею весной»).
3. Запевно-припевная форма.
Запевно-припевная вокальная формасо схемой АВ – древнейшая из музыкальных форм, в основе которой лежит важный коммуникативный принцип – возможность объединять в пении припева всех присутствующих (исполнение народного обряда, застолье, солдатский поход и т.д.). Поэтому стилистика этой формы – народная – массовая, бытовая. В народной песне эта структура предполагает исполнение 1-й части (запева) запевалой, 2-й (припева) – хором. В этих случаях текст припева повторяется неизменно во всех строфах песни, а текст запева изменяется. Надо иметь в виду, что во многих крестьянских песнях запев представляет собой лишь небольшое вступление к основной части песни; в отечественной массовой песне запев и припев обычно приблизительно равны по протяжённости. Соответсвтеннен круг жанров: народная и массовая песня, салонный и бытовой романс, жанрово-бытовые сцены в опере.
В песнях запевно-припевная форма составляет структуру одного куплета куплетной формы. Музыки припева отличается более широким характером звучания, новой темой, устойчивым типом изложения. Запевно-припевная форма обладает большим структурным разнообразием: простая 2-х частная безрепризная и репризная, сложная 2-х частная формы. Например, в «Священной войне» Александрова 1-я часть (запев «Вставай, страна огромная») изложена в форме периода повторного строения (а а), 2-я часть (припев «Пусть ярость благородная») содержит новый раздел (в) и репризное возвращение 1-й темы (а). В целом форма простая 2-х частная. В «Песне Сольвейг» Грига куплет состоит из грустного запева в простой 2-х частной форме и оживленного танцевального припева в форме периода из 3-х предложений:
А В
аа –вв с с с
a-moll A- dur.
4. От куплетной, куплетно-вариационной форм следует отличать строфическую форму.
Отличие состоит в том, что в строфической форме музыка, соответствующая различным строфам поэтического текста, различна. Таким образом, строфической можно назвать форму, которая состоит из ряда построений, соответсвующих разделам-строфам поэтического текста и различных по музыкальному материалу.