Диапазон классификаций групп очень широк:
• от ориентированных на информацию или на задачу до ориентированных на личность или понимание;
• от центрированных на руководителе до центрированных на участнике;
• от рациональных до аффективно спонтанных;
• от жестко структурированных до неструктурированных;
• от кратковременных до существующих длительное время21.
Классификация групп по К. Рудестаму Таблица 1
Центрированные на руководителе Центрированные на участнике
Рациональные Группы тренинга умений Группы встреч Т-группы
Аффективные Гсштальтгруппы Группы телесной терапии Психодрама Группы танцевальной терапии Группы терапии искусством Т-группы Группы встреч
Р. Кочюнас предлагает выделять 3 критерия классификации групп:
1) с точки зрения целей группы;
2) с точки зрения способов реализации целей;
3) с точки зрения теоретического основания группы.
С точки зрения целей:
• Группы совершенствования личности и обучающие группы (группы встреч и Т-группы).
• Группы решения проблем (группы, помогающие в решении трудностей в личной или профессиональной жизни, в кризисных ситуациях).
• Лечебные группы (основная их цель — изменения личности клиентов. Они делятся на стационарные и лабораторные).
С точки зрения способов реализации целей:
• Группы самопомощи (анонимные группы, группы развития самосознания).
• Группы поддержки (клубы, дискуссионные группы).
• Группы психологического просвещения (тематические
группы, семинары, группы обсуждения проблем).
• Группы, ориентированные на процесс (группы встреч,
Т-группы, группы психодрамы, учебные группы студентов).
• Клинические группы.
|
С точки зрения теоретического основания группы:
• Психоаналитические группы.
• Группы психодрамы.
• Гештальтгруппы.
• Экзестенциальны группы.
• Группы терапии поведения.
• Группы трансакционного анализа.
• Группы, ориентированные на личность.
Существуют также классификации, основанные на психологических характеристиках групп и групповых процессов. В частности, группы делятся исходя их композиционного состава и открытости своих границ (константность состава группы).
1. По композиции группы делятся на гетерогенные и гомогенные.
Гетерогенность — различие между характеристиками и свойствами объектов или субъектов (вплоть до диаметральной противоположности). Гомогенность — однородность, сходство, совпадение каких-то характеристик и свойств.
В основе определения однородности или неоднородности обычно лежат три критерия:
1) демографические различия — возраст, пол и образование;
2) личностные (психологические) проблемы — цели участия в группе, испытываемые затруднения, симптомы, жалобы, синдромы;
3) личностные особенности и образцы поведения — интеллект, характер, интересы, убеждения и ценностные ориентации, коммуникативная компетентность, тип межличностных
отношений, социальный статус.
Сочетание этих компонентов зависит от целей и времени нпнятий. Группы с коротким курсом занятий, а также те, чьей функцией является эмоциональная поддержка людей, стремятся к большему сходству среди участников (гомогенны по составу)- Группам с более длительным курсом занятий, цель которых — выработать межличностное понимание, полезна большая гетерогенность.
|
Большинство специалистов склоняется в пользу гетеропмшых групп в отношении психологических особенностей и межличностных стилей участников. В ряде исследований подчеркивается, что высокая степень продуктивности в разрешении личностных конфликтов участников и способов их преодоления фиксируется в рамках гетерогенных групп. Расхождения между участниками при включении в группу людей с разными типами личности и способами действия ведут к напряженности и конфронтации, преодолением которых достигается успех в оптимальном научении и росте личности. Людям с эмоциональным, экспрессивным стилем, например, могут быть полезны взаимоотношения с людьми более рационального, сдержанного склада, и наоборот25. Таким образом, различия, обнаруживающиеся в гетерогенной группе, открывают более широкие возможности для конфронтации и изменения.
Отмечается, что в идеальной группе должно поощряться потенциальное выражение всего диапазона человеческих эмоций, нключая чувства вины, депрессии, надежды, сексуальности, ненависти и гнева. Для достижения идеальной базовой эмоциональной структуры рекомендуется стремиться к гетерогенным группам в отношении как проблем, имеющихся у участников, так и функций, выполняемых участниками в группе26.
Наиболее общепринятое рациональное обоснование гетерогенности — желание создать репрезентативную модель общества в группе. Как считают Беннис и Шепард, «чем более гетерогенны участники, тем больше группа соответствует микрокосму остального их межличностного опыта». Однако недостатком гетерогенности является то, что она может приводить к возникновению изоляции отдельных участников. Более того, формальное смешение полов, профессий и рас может быть хуже, чем полное отсутствие различий.
|
Что касается гомогенных групп, то важно подчеркнуть следующее. Большая однородность необходима группам с коротким курсом занятий или имеющим целью помочь людям в преодолении узкой, специфической проблемы. Гомогенность в группе обычно предполагает высокую степень взаимной привлекательности и поддержки. Однородные по своему составу группы изначально более склонны к сплоченности, психологическая атмосфера в них более комфортна, люди чувствуют себя более свободно и раскованно. Они менее конфликтны, имеют лучшую посещаемость, чем гетерогенные.
Главный недостаток гомогенных групп состоит в недостаточной почве для споров. Это приводит к снижению групповой динамики, к отсутствию противоречий и конструктивных конфликтов, порой являющихся необходимыми для успешной работы группы.
Эмпирические исследования показывают, что особенно деструктивно влияют на работу группы ситуации, когда один человек резко отличен по каким-то параметрам от других: например, менее эффективны группы, в составе которых одна женщина, а все остальные мужчины, или наоборот, один мужчина в окружении женщин. «Чисто женские» и «чисто мужские» группы также имеют свою специфику, связанную с полоролевой идентификацией не только отдельных участников, но и группы в целом.
По постоянству состава группы подразделяются на открытые и закрытые.
Открытые группы не имеют постоянного состава участников: по мере окончания психокоррекции одни клиенты уходят из группы, и на их место в состав уже работающей группы включаются новые участники. В открытых группах, как правило, нет заранее фиксированной длительности работы. В качестве преимуществ открытых психокоррекционных групп называют более легкое усвоение пациентом, вступающим в уже работающую группу, групповых норм, целей, ценностей, всего того, что называется групповой культурой или групповой идеологией. Также отмечается большая эффективность при выполнении различных заданий тренингового и обучающего характера (в частности, научение более эффективным социальным контактам).
Закрытые группы отличаются постоянством состава участников, новые члены в группу не включаются даже в том случае, если из нее по какой-то причине выбывает участник до окончания срока психокоррекции. Закрытые группы обычно имеют фиксированную продолжительность работы. Можно укапать такие особенности закрытых групп, как их большую эффективность, совместное и одновременное прохождение все"ми пациентами фаз психокоррекционного процесса, значительная глубина и сила групповых переживаний, высокая степень идентификации руководителя с группой, его большая эмоциональная вовлеченность и ответственность, большая сплоченность и эффективность углубленной работы по достижению инсайта, наличие более благоприятных условий для проведения эксперимента по использованию различных методов психотерапии и их сравнению.В целом, большинство исследователей и практиков склоняются к тому, что закрытые психокоррекционные группы при ориентации на глубинную личностно-ориентированную психотерапию являются более эффективными, так как в них формируется более выраженная групповая сплоченность, взаимопонимание и взаимопомощь, более теплая эмоциональная атмосфера, а также более глубокое понимание целей и задач психотерапии, друг друга и себя самого.