Классификация психокоррекционных групп




Диапазон классификаций групп очень широк:

• от ориентированных на информацию или на задачу до ориентированных на личность или понимание;

• от центрированных на руководителе до центрированных на участнике;

 

• от рациональных до аффективно спонтанных;

• от жестко структурированных до неструктурированных;

• от кратковременных до существующих длительное время21.

Классификация групп по К. Рудестаму Таблица 1

Центрированные на руководителе Центрированные на участнике

Рациональные Группы тренинга умений Группы встреч Т-группы

Аффективные Гсштальтгруппы Группы телесной терапии Психодрама Группы танцевальной терапии Группы терапии искусством Т-группы Группы встреч

Р. Кочюнас предлагает выделять 3 критерия классифика­ции групп:

1) с точки зрения целей группы;

2) с точки зрения способов реализации целей;

3) с точки зрения теоретического основания группы.

С точки зрения целей:

• Группы совершенствования личности и обучающие груп­пы (группы встреч и Т-группы).

• Группы решения проблем (группы, помогающие в реше­нии трудностей в личной или профессиональной жизни, в кри­зисных ситуациях).

• Лечебные группы (основная их цель — изменения лич­ности клиентов. Они делятся на стационарные и лабораторные).

С точки зрения способов реализации целей:

• Группы самопомощи (анонимные группы, группы разви­тия самосознания).

• Группы поддержки (клубы, дискуссионные группы).

• Группы психологического просвещения (тематические

группы, семинары, группы обсуждения проблем).

• Группы, ориентированные на процесс (группы встреч,

Т-группы, группы психодрамы, учебные группы студентов).

• Клинические группы.

С точки зрения теоретического основания группы:

• Психоаналитические группы.

• Группы психодрамы.

• Гештальтгруппы.

• Экзестенциальны группы.

• Группы терапии поведения.

• Группы трансакционного анализа.

• Группы, ориентированные на личность.

Существуют также классификации, основанные на психологических характеристиках групп и групповых процессов. В частности, группы делятся исходя их композиционного состава и открытости своих границ (константность состава группы).

1. По композиции группы делятся на гетерогенные и гомогенные.

Гетерогенность — различие между характеристиками и свойствами объектов или субъектов (вплоть до диаметральной противоположности). Гомогенность — однородность, сходство, совпадение каких-то характеристик и свойств.

В основе определения однородности или неоднородности обычно лежат три критерия:

1) демографические различия — возраст, пол и образование;

2) личностные (психологические) проблемы — цели участия в группе, испытываемые затруднения, симптомы, жалобы, синдромы;

3) личностные особенности и образцы поведения — интел­лект, характер, интересы, убеждения и ценностные ориента­ции, коммуникативная компетентность, тип межличностных

отношений, социальный статус.

Сочетание этих компонентов зависит от целей и времени нпнятий. Группы с коротким курсом занятий, а также те, чьей функцией является эмоциональная поддержка людей, стремят­ся к большему сходству среди участников (гомогенны по соста­ву)- Группам с более длительным курсом занятий, цель кото­рых — выработать межличностное понимание, полезна большая гетерогенность.

Большинство специалистов склоняется в пользу гетеропмшых групп в отношении психологических особенностей и межличностных стилей участников. В ряде исследований подчеркивается, что высокая степень продуктивности в разре­шении личностных конфликтов участников и способов их пре­одоления фиксируется в рамках гетерогенных групп. Расхождения между участниками при включении в группу лю­дей с разными типами личности и способами действия ведут к напряженности и конфронтации, преодолением которых до­стигается успех в оптимальном научении и росте личности. Людям с эмоциональным, экспрессивным стилем, например, могут быть полезны взаимоотношения с людьми более раци­онального, сдержанного склада, и наоборот25. Таким образом, различия, обнаруживающиеся в гетерогенной группе, открывают более широкие возможности для конфронтации и из­менения.

Отмечается, что в идеальной группе должно поощряться по­тенциальное выражение всего диапазона человеческих эмоций, нключая чувства вины, депрессии, надежды, сексуальности, ненависти и гнева. Для достижения идеальной базовой эмоцио­нальной структуры рекомендуется стремиться к гетерогенным группам в отношении как проблем, имеющихся у участников, так и функций, выполняемых участниками в группе26.

Наиболее общепринятое рациональное обоснование гетеро­генности — желание создать репрезентативную модель обще­ства в группе. Как считают Беннис и Шепард, «чем более гетерогенны участники, тем больше группа соответствует микро­косму остального их межличностного опыта». Однако недостат­ком гетерогенности является то, что она может приводить к возникновению изоляции отдельных участников. Более того, формальное смешение полов, профессий и рас может быть хуже, чем полное отсутствие различий.

Что касается гомогенных групп, то важно подчеркнуть сле­дующее. Большая однородность необходима группам с корот­ким курсом занятий или имеющим целью помочь людям в преодолении узкой, специфической проблемы. Гомогенность в группе обычно предполагает высокую степень взаимной при­влекательности и поддержки. Однородные по своему составу группы изначально более склонны к сплоченности, психологи­ческая атмосфера в них более комфортна, люди чувствуют себя более свободно и раскованно. Они менее конфликтны, имеют лучшую посещаемость, чем гетерогенные.

Главный недостаток гомогенных групп состоит в недостаточ­ной почве для споров. Это приводит к снижению групповой динамики, к отсутствию противоречий и конструктивных кон­фликтов, порой являющихся необходимыми для успешной ра­боты группы.

Эмпирические исследования показывают, что особенно де­структивно влияют на работу группы ситуации, когда один че­ловек резко отличен по каким-то параметрам от других: на­пример, менее эффективны группы, в составе которых одна женщина, а все остальные мужчины, или наоборот, один муж­чина в окружении женщин. «Чисто женские» и «чисто муж­ские» группы также имеют свою специфику, связанную с полоролевой идентификацией не только отдельных участников, но и группы в целом.

По постоянству состава группы подразделяются на открытые и закрытые.

Открытые группы не имеют постоянного состава участни­ков: по мере окончания психокоррекции одни клиенты уходят из группы, и на их место в состав уже работающей группы включаются новые участники. В открытых группах, как пра­вило, нет заранее фиксированной длительности работы. В ка­честве преимуществ открытых психокоррекционных групп называют более легкое усвоение пациентом, вступающим в уже работающую группу, групповых норм, целей, ценностей, всего того, что называется групповой культурой или групповой идео­логией. Также отмечается большая эффективность при выпол­нении различных заданий тренингового и обучающего харак­тера (в частности, научение более эффективным социальным контактам).

Закрытые группы отличаются постоянством состава участ­ников, новые члены в группу не включаются даже в том слу­чае, если из нее по какой-то причине выбывает участник до окончания срока психокоррекции. Закрытые группы обычно имеют фиксированную продолжительность работы. Можно ука­пать такие особенности закрытых групп, как их большую эф­фективность, совместное и одновременное прохождение все"ми пациентами фаз психокоррекционного процесса, значительная глубина и сила групповых переживаний, высокая степень иден­тификации руководителя с группой, его большая эмоциональ­ная вовлеченность и ответственность, большая сплоченность и эффективность углубленной работы по достижению инсайта, наличие более благоприятных условий для проведения экспе­римента по использованию различных методов психотерапии и их сравнению.В целом, большинство исследователей и практиков склоня­ются к тому, что закрытые психокоррекционные группы при ориентации на глубинную личностно-ориентированную психо­терапию являются более эффективными, так как в них формируется более выраженная групповая сплоченность, взаимопони­мание и взаимопомощь, более теплая эмоциональная атмосфе­ра, а также более глубокое понимание целей и задач психоте­рапии, друг друга и себя самого.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: