Психологические причины формирования зависимости




Профилактика зависимого поведения у детей

Ни один родитель не пожелал бы, чтобы его ребёнок попал в дурную компанию, стал зависим от алкоголя или наркотиков. Каковы причины зависимости и как провести профилактику, читайте ниже.

Любая зависимость это био-, психо-, социо-, духовное заболевание. Ученые выделяют 200 разновидностей этого недуга, но цель у них одна – увести человека от реальности.

Что же заставляет человека получать удовольствие от измененного состояния сознания? Почему подросткам, которые знают о вредных привычках, так ИНТЕРЕСНО попробовать наркотик, уйти от реальности?

Биологическая причина формирования зависимости

Дефицит эндорфинов (гормонов радости). Он может быть вызван алкоголизмом родителей и даже бабушек-дедушек. С рождения у таких людей понижено настроение, они вялы, склонны к депрессии. Слова многих наркоманов: «Приняв наркотик, впервые почувствовал себя нормально». Занятия физкультурой на 15% повышают уровень эндорфинов. Отсюда мнение, что спорт является профилактикой вредных привычек. Но цифра невелика и среди спортсменов этот недуг также встречается.

Психологические причины формирования зависимости

Эмоциональные качели в семье. В общении с близкими имеют место резкие и полярные перепады настроения. Хохот ребенка резко переходит в плач. Жестокое наказание сменяется лаской из жалости. Мать то безумно любит отца-алкоголика, то горячо ненавидит его. Наблюдается диссонанс между поведением взрослых и их словами, например, родители поссорились, но мама говорит, что ничего не случилось. Возникает конфликт, суть которого ребенок не может уяснить, а если нет ответа, то возникает неприятие реальности, желание от неё уйти.

Запрет на чувства. Ребенок словно мешает родителям, ему часто говорят: «Не плач!», «Не кричи!», «Не смейся!», «Успокойся!». В результате маленький человек учится заглушать свои чувства/реакции на окружающий мир. Такие дети могут «не слышать» с первого раза взрослых. Они не могут ответить задире, т.к. им сложно оценить свою позицию. Поэтому ситуация, когда ребенок выражает протест, более благоприятна той, когда он со всем соглашается: в последнем случае личность сломлена.

Взрослые могут «хвалить»: «Какой хороший ребенок: не видно–не слышно!». А значит, чтобы заслужить родительскую любовь нужно стать незаметным.­­­­ В будущем взрослый человек не может выразить, понять свои чувства. А если так, то трезвость ложится на него тяжелым гнетом, наркотики же становятся более привлекательными, т.к. искусственно вызывают спектр сильных ощущений. Запрет на чувства не дает понять реальность, а значит, уводит от нее.

Фоновые чувства стыда, вины. Люди отличаются друг от друга эмоциональным состоянием. Спектр привычных эмоций человек выносит из семьи. При этом некоторые эмоции являются фоновыми – мы можем не замечать их, считая нормой. Так, находясь в дома атмосфере чрезмерной критики, обвинений, скандалов у ребенка формируется фоновые чувства вины, стыда. Эти эмоции становится потребностью. Например, женщина может переедать не из-за того, что испытывает слабость к сладкому, а потому что привыкла с детства к обвинениям. А переедание – отличный способ постоянно испытывать чувство вины.

Фоновые чувства стыда, вины возникают у детей, если родители чрезмерно критикуют, указывают на недостатки, игнорируя достоинства. Желая воспитать ребенка, они приходят к противоположному результату. Ребенок усваивает лишь образцы поведения родителей, если родители критикуют его, он начинает обвинять себя, если родители показывают пример достойной жизни, дети копируют его.

Родительский гнев. Одна из самых тяжелых эмоций, которую сложно держать в себе, – это гнев. Зачастую в семье он выплескивается на самых беззащитных и слабых – детей. Ребенок, который становится жертвой гнева, всеми силами стремиться уйти от реальности, в компьютерные игры, просмотр ТВ, в мир фантазий, и, скорее всего, как только позволит возраст, станет употреблять психоактивные вещества. Поэтому за подростковым интересом попробовать запретное стоит желание убежать от спектра негативных эмоций, непонимания своих чувств и отвращение к реальности.

Стоит сказать, что гнев не является продуктивным методом воспитания. Человек воспринимает гнев в качестве наказания, но если наказан, значит, можно продолжать совершать те же действия и дальше. Гнев вызывает отторжение реальности.

Стресс/ фоновый страх. В неблагополучной семье (семье с тоталитарным контролем) ребенок постоянно пребывает в страхе, что является причиной неприятия реальности. Из-за пребывания в состоянии тревоги вытекает желание «расслабиться, забыться», в т.ч. и через наркотические вещества.

Социальные причины формирования зависимости:

Культурное потребление в семье. Ребёнок доверяет родителям больше, чем себе. Если самые авторитетные в жизни люди пьют и курят, разве может быть это опасным?.. Соответственно, он принимает такой образ жизни как норму.

Влияние СМИ, школы, подростковой среды. Многие родители боятся «подворотни», плохой компании. Подростки собираются в компанию, где одни интересы и ценности, где смешно от общих шуток, где одни мотивы поведения, но при этом социальный статус семей может быть разным. Если отношения в семье честные, психологически трезвые, то ребенку в неблагополучной компании будет скучно, и он в ней не задержится.

1. Духовные причины формирования зависимости:

Отсутствие воспитания духовных ориентиров. Ребёнка не учат тому, «что хорошо и что плохо».

Формирование низкой самооценки. Самооценка, как и эмоции формируются в семье. Родители относятся к своим детям, как к своему продолжению – самим себе. Таким образом, они передают свою самооценку детям.

Разрушение личности ребенка может пройти и в благополучной семье, пример:

Сломанный медведь — любимая детская игрушка. Чтобы пожалеть ребёнка, родители говорят: «Ничего страшного, не плачь, купим нового». Подтекст этой фразы: «Твои чувства именно к этой игрушке, дружба с Мишкой не имеют ценности». Тогда как правильным будет посочувствовать малышу в потере друга.

Если личность разрушена, то вслед за ней следует и физическое разрушение. В книге А.Элиота «Эпоха пропаганды» шла речь о солдатах-смертниках в Корее, которые выжили после войны, но умерли вскоре в мирных условиях: «жертва нашла себя».

Родители — «окна» в мир ребенка.
Относясь к чаду как к уникальной личности родители способны дать положительный импульс к развитию ребенка на всю жизнь. Тогда человек будет созидать, преображать мир вокруг себя, творить.

Властолюбие родителей (гиперопека/контроль). Чрезмерный родительский контроль мешает ребёнку видеть реальность, учиться ответственности и самостоятельности, вводит в состояние беспечности и расслабленности. Гиперопека приводит к безответственности, низкой самооценке («я настолько плох, что все делают за меня»). При выборе употребить ли наркотик ребёнок не задумается о последствиях, потому что не привык к этому, ведь за него решают старшие.

В связи с этим становится понятна история, когда два брата в деревне бросили пить после смерти родителей. На вопрос: «Почему вы не сделали этого раньше?» был ответ: «Теперь нам надеяться не на кого».

Одна из задач воспитания: с каждым годом отходить на шаг назад от ребенка, чтобы к 18 годам сформировалась самостоятельная полноценная личность.

 

Методы воспитания ребенка в трезвости:

1. Режим дня. Дает ощущение мира, покоя, порядка. Такая реальность располагает, и наоброт, кризис и хаос провоцируют уход нее. Ведь хронический недосып – тоже измененное состояние сознания.

2. Метод «Педагогического ориентирования». В определенный отрезок времени следует уделять внимание формированию только одного навыка до тех пор пока он не будет освоен полностью. Далее взрослые переходят к освоению следующего умения, наиболее востребованного для ребёнка.

3. Позволять ребенку ошибаться. Увидеть последствия своих действий, сделать выводы самому.

Послушание родителям.

В русской культуре дети всегда слушались родителей. Для воспитания послушания попробуйте применять такую модель поведения: дайте ребёнку задание и остановитесь на нем, не переключая внимание на другие вопросы. Например, мама дает задание пятилетней Даше почистить зубы. Однако девочка игнорирует, продолжает играть в игрушки. Мать не повторяет свою просьбу снова. Но все последующие обращения Даши к маме заканчиваются заданием почистить зубы. Тон речи мамы ровный спокойный, без гнева, назиданий, но строгий – в случае, если просьба не выполняется. Такой метод называют «эффективной сердитостью».

Послушание – выверенный родителями план действий по освоению ребёнком самостоятельности. Послушание развивает личность. При правильном подходе, когда удается заинтересовать ребенка, он с радостью спешит выполнить ответственные задания родителей. И наоборот, дети, воспитанные без послушания, обречены на неприятности. В будущем такой человек будет лишен ответственности, неисполнителен, кому захочется иметь с ним общее дело?

5. Честность и порядок в воспитании. Единая система ценностей, запретов в зависимости от возраста, отказ от манипулирования. Ребёнок должен понимать, что хорошо, а что плохо, и эти ориентиры должны быть незыблемыми.

6. Формирование доверия к миру. Если мир хорош, его хочется постигать, совершенствовать. Если мир агрессивный и злой, зачем стремиться к чему-либо, все равно не примут, не поймут – фактор ухода от реальности.

Таким образом, мы видим, что за подростковым ИНТЕРЕСОМ попробовать наркотическое вещество, на самом деле стоит желание уйти от реальности, находиться в которой или скучно, или больно, или невыносимо тяжело. Все мы родом из детства!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: