Курсы по выбору (68 часов) ориентированы на организацию занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Для этого организованы модульные курсы по типу профессиональных проб, предоставляющих подросткам возможность не только приобрести опыт освоения посильных элементов профессиональной деятельности, но и осознать свои возможности, интересы, предпочтения.
Цели курсов:
- Выявление интересов и склонностей школьников, формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности;
- Помощь в принятии адекватного выбора дальнейшего направления образования, пути получения образования.
Типы профессий | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Человек- Техника | «Электрорадиотехнологии» | «История техники» | «Ремонт бытовой техники» | ||||
Человек-Человек | «Введение в педагогику» | «Человек-общество-мир» | «Практическое право» | «Окружающая среда и здоровье человека» | |||
Человек-Знаковая система | Делопроизводство «Офисные технологии» | «Путешествие во Францию» | Человек и книга | Экономика и предпринимательство | Мир цифр | ||
Человек-Худ образ | Керамика | «Массовая культура» | «Стилистика изобразительно-выразите льных средств» | Искусствове дение | «Современный дизайн» | ||
Человек-Природа | «Экология в эксперимен тах» | «Что мы знаем о небесных телах» | Растениеводство |
Календарный план работы по выявлению профессиональных интересов, склонностей и способностей.
Сроки реализации | Этапы | Взаимодействие | ||
7-8 класс | 9 класс | 10-11 класс | ||
1. Подготовительный этап | ||||
Сентябрь |
| Классный руководитель, Зам. дир. по В.Р. психолог | ||
2. Информационный этап | ||||
Октябрь | · Информирование учеников по проблемам досугового самоопределения. · Информирование о профильных классах данной школы и других школ города. · Информирование родителей о возможных вариантах выбора. | · Информирование учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута. | · Информирование учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения. · Представление в доступной форме профессиограмм наиболее популярных среди учащихся профессий. | Классный руководитель Психолог |
3. Диагностический этап | ||||
Ноябрь - Декабрь | · Диагностика интересов, потребностей и склонностей: - карта интересов; - диагностика включенности и эмоционального благополучия на уроках. · Диагностика возможностей: - анализ результатов успеваемости; - анализ результатов досуговой деятельности; - проведение экспресс-диагностики (определение типа мышления). · Анкетирование родителей: - анкета “Мнение”. | · Изучение интересов, потребностей и склонностей: - карта интересов; - диагностика свойств личности. · Диагностика возможностей: - анализ результатов успеваемости; - анализ результатов досуговой деятельности; - проведение экспресс-диагностики (определение типа интеллекта). | · Изучение интересов, потребностей и склонностей: - карта интересов; - диагностика свойств личности. - анкета “Ориентация” - опросник Дж. Голланда; · Диагностика возможностей: - анализ результатов успеваемости; - анализ результатов досуговой деятельности; - проведение экспресс-диагностики (определение типа интеллекта). - анкета “Стили познания”. | Психолог, учащиеся, родители |
4. Аналитический этап | ||||
Декабрь - Январь | · Анализ результатов диагностики интересов и возможностей каждого учащегося. · Анализ мнения родителей, классного руководителя и учителей. · Подведение итогов диагностической работы, подготовка рекомендаций. | · Обработка и анализ результатов диагностики. · Соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося. · Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий. | · Обработка и анализ результатов диагностики. · Соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося. · Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий. | Психолог Учащиеся совместно с психологом |
5. Обобщающий этап | ||||
Февраль – Март | · Индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики и выбору образовательного маршрута. · Индивидуальное консультирование родителей по итогам работы. · Беседа с классным руководителем по результатам работы с классом | · Определение основного и запасных вариантов с использованием алгоритма “сильные и слабые стороны выбора”. · Выработка конкретных шагов на ближайшее будущее по сбору информации для окончательного принятия решения по выбору профиля обучения. · Индивидуальное консультирование учащихся, родителей по проблемам выбора профиля обучения и профессионального самоопределения. | · Проведение серии индивидуальных консультаций для учащихся. · Работа с учащимися по анализу основного и запасного вариантов выбора с использованием алгоритма “Мой выбор”. · Индивидуальное консультирование родителей по проблемам выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения. | Психолог, администрация, классные руководители. |
6. Заключительный этап | ||||
Апрель - Май | · Работа по схеме “МОГУ + ХОЧУ + НАДО + Варианты выбора” | · Составление списков класса с указанием основного и запасного вариантов образовательного маршрута после окончания 9 класса. · Беседа с классным руководителем по результатам работы по оформлению портфолио. · “Круглый стол” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации. | · Составление списков класса с указанием основного и запасного вариантов выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения. · Беседа с классным руководителем по результатам работы по оформлению портфолио. · “Круглый стол” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации. | Классный руководитель, администрация психолог |
|
|
|
Приложение 5 Календарный план работы с портфолио | |||
Сроки | Мероприятия | Ответственные | Формы, используемые в мероприятии |
Сентябрь | Родительское собрание для параллели 9-х классов “Предпрофильная подготовка”. Обсуждаемые вопросы: - цели и задачи предпрофильной подготовки; - курсы по выбору; - портфолио (внешний вид, значение, формирование, знакомство с формами и их заполнением) - роль родителей, детей и школы в формировании портфолио; - итоговая аттестация. | Администрация школы, классные руководители, Приглашаются: родители, учащиеся 9-х классов | Образец портфолио |
Классный час “Предпрофильная подготовка, знакомство с портфолио, начало оформления и формирования” Заполнение титульного листа, листа самоанализа начала года | Классный руководитель, учащиеся | Журнал отчетных форм и пустая папка (у каждого учащегося) | |
Оформление стенда по предпрофильной подготовке с образцом заполнения портфолио и инструкцией (пояснением к нему), набором профилей в сети, структурой образовательной сети, списком курсов по выбору. Оформление стенда по предпрофильной подготовке с образцом заполнения портфолио и инструкцией (пояснением к нему), набором профилей в сети, структурой образовательной сети, списком курсов по выбору | Заместитель директора по НМР | Полный образец портфолио | |
Октябрь апрель | Посещение элективных курсов, заполнение зачетного листа посещения элективных курсов, накопление документов, образцов показательных работ в Копилке достижений. | Учащиеся, учителя (школы и ДОУ) | Грамоты, дипломы, свидетельства, удостоверения отчеты, проекты, научные исследования, журнал отчетных форм |
Апрель (последняя неделя) | Классный час “Оформление портфолио” составление перечня портфолио, заполнение листа самоанализа по итогам года, заполнение выписки из портфолио по профилю | Классный руководитель, учащиеся | Полный пакет портфолио |
Июнь | Заполнение итоговой ведомости образовательного рейтинга | Классный руководитель | Итоговая ведомость образовательного рейтинга по профилю |
Обнародование рейтинга по профилям выпускников 10-х классов | Администрация школы | ||
Выдача аттестатов, итоговых ведомостей и портфолио | Администрация школы, классный руководитель, учащиеся | Итоговая ведомость образовательного рейтинга по профилю, портфолио. | |
Прием заявлений на обучение по профилю в 10-11 классы любой школы образовательной сети | Администрация школы, учащиеся | Заявление, итоговая ведомость образовательного рейтинга по профилю, портфолио | |
Рассмотрение заявлений и предварительное формирование 10-х классов | Администрация школы | Заявление, итоговая ведомость образовательного рейтинга по профилю, портфолио | |
Оглашение предварительных списков 10-х классов | Администрация школы | ||
Решение конфликтных ситуаций по формированию профильных классов | Администрация школы, учащиеся, Конфликтная комиссия. | Портфолио учащихся | |
Август | Утверждение окончательных списков 10-х классов | Администрация школы |