01.06.20
Итоговая контрольная работа в группе ПК1
По предмету «Обществознание»
Профиль: социально-экономический
Часть 1. За каждый правильный ответ 3 балла
ВАРИАНТ 1(Андреева- Курзина)
Часть А
А1. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины- это
1) знание, которое не может быть опровергнуто
2) суждения, лишенные субъективных оценок
3) выводы, полученные научным путем
4) экспериментально установленные факты
А2. К. — небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?
1) традиционному | 3) информационному |
2) индустриальному | 4) постиндустриальному |
А3. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.
Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А4. К категориям нравственности относятся понятия
1) честь и достоинство | 3) природа и культура |
2) комфорт и удобства | 4) здоровье и успех |
А5. Василий учится на 5-м курсе университета, он готовится к сдаче государственных экзаменов и защите диплома. На какой ступени образования находится Василий?
1) полное (среднее) образование | 3) высшее профессиональное образование |
2) среднее профессиональное образование | 4) дополнительное образование |
А6. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-своему.
|
Б. В произведениях искусства используются художественные образы.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А7. К основным факторам (ресурсам) производства относится
1) капитал | 2) цена | 3) торговля | 4) спрос |
А8. Государственный бюджет — это планируемые государством на год
1) объемы промышленного производства | 3) народнохозяйственные пропорции |
2) расходы и доходы | 4) показатели роста экономики |
А9. Что является характерным признаком нации?
1) общность исторической памяти | 3) конкурентоспособность |
2) наличие политической системы | 4) наличие аппарата управления |
А10. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?
А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией семьи.
Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводство) функция семьи сохраняет свое значение в обществах любого типа.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А11. Что является отличительным признаком демократического режима?
1) федеративное устройство | 3) гарантии прав и свобод граждан |
2) право на взимание налогов | 4) наличие публичности |
А12. Верны ли следующие суждения о политике?
А. Любые властные отношения носят политический характер.
Б. Политика как сфера общественной жизни сложилась в индустриальном обществе.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А13. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политические партии появились вместе с возникновением общества.
|
Б. Политические партии объединяют людей с общими интересами и идеалами.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А14. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет
1) Государственная Дума | 3) Совет Федерации |
2) Правительство РФ | 4) Общественная палата |
А15. Президент Российской Федерации является главой
1) главой государства | 3) главой законодательной власти |
2) главой политической системы | 4) главой судебной власти |
Часть 2 За каждый правильный ответ 5 баллов
Часть В
В1. В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) является областью духовной культуры
2) использует художественные образы
3) требует точности и обоснованности утверждений
4) создает духовные ценности
Черт сходства | Черты отличия |
В2. Найдите в приведенном ниже списке доходные статьи государственного бюджета и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) таможенная пошлина | 4) прибыль государственных предприятий |
2) государственные закупки товаров | 5) зарплата чиновников госаппарата |
3) акцизы |
Ответ: ___________________
В3. Установите соответствие между типами социальных структур и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ТИПЫСИСТЕМ |
А) права и обязанности членов социальной группы закреплены юридически | 1) классовая |
Б) отдельные группы имеют подкрепленные законом привилегии | 2) сословная |
В) принадлежность к группе не передается по наследству |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
|
А | Б | В |
В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «формы государственного правления».
1) конфедерация, 2) конституционная монархия, 3) республика, 4) абсолютная монархия, 5) ограниченная монархия.
Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.
Ответ:_____________
В5. В приведенном списке указаны черты сходства племени и нации и отличия племени от нации. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) возникает в догосударственный период | 3) является элементом социальной структуры | ||
2) относится к этническим общностям | 4) основывается на кровном родстве | ||
Черты сходства | Черты отличия | ||
В6. Найдите в приведенном ниже списке принципы, присущие демократическим выборам, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны
1) многостепенность | 2) всеобщность | 3) открытое голосование | |
4) равенство | 5) соревновательность |
Ответ: _____________
В7. Установите соответствие между общественными отношениями и отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ | ОТРАСЛИ ПРАВА |
А) права собственности | 1) гражданское право |
Б) личные неимущественные отношения | 2) административное право |
В) деятельность исполнительной власти | |
Г) поведение в общественных местах |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В | Г |
В8. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «общество».
1) социальная группа, 2) способ взаимодействия людей, 3) природа, 4) общие интересы, 5) связи между людьми.
Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.
Ответ:
Часть 3. За каждый ответ от 5 до 8 баллов
Часть С
Для ответов на задания этой части (С1 – С2) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С2.
Как обширная, но не приведенная в порядок библиотека не может принести столько пользы, как хотя бы весьма умеренное, но вполне устроенное книгохранилище; так точно и огромнейшая масса познаний, если они не переработаны собственным мышлением, имеет гораздо меньше ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко и многосторонне продуманных... Продумать можно только то, что знаешь; потому-то нужно чему-нибудь учиться; но знаешь также только то, что продумал. Но к чтению и к учению можно себя добровольно принудить; к мышлению же, собственно, нет.
Ученые — это те, кто начитался книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества — это те, кто читал непосредственно в книге вселенной.
В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя. Чужая вычитанная мысль относится к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению...
Если иногда случается, что медленно и с большим трудом, путем собственного мышления и соображения, приходишь к истине и выводу, которые можно было бы с удобствами найти готовыми в книге, то все-таки эта истина будет» сто раз ценнее, если достигнешь ее посредством собственного мышления...
А. Шопенгауэр. Афоризмы и максимы
С1 Какие образные сравнения использует А. Шопенгауэр для характеристики процесса мышления? Назовите любые три образа. Объясните любое из названных вами образных сравнений.
С2 С давних времен известен принцип: «Чтение — вот лучшее учение». Соответствует ли эта фраза основной идее текста? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на» этот вопрос.
Итоговая контрольная работа в группе ПК1