Глава 1. Общее представление о шизофрении




Содержание

 

Введение

Глава 1. Общее представление о шизофрении

Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального восприятия и реагирования в норме и патологии

Заключение

Список литературы


Введение

 

Даже люди без каких-либо психических нарушений по-разному воспринимают и переживают эмоциогенные ситуации. Было бы интересно узнать, как данный процесс будет протекать у людей с психическими отклонениями: настолько же он многообразен, существуют ли отличия в восприятии и субъективном переживании таких ситуаций у психических нездоровых людей. В данной работе были обследованы люди с диагнозом шизофрения. В исследовании хотелось бы проследить закономерности в переживаниях фрустрации у здоровых и больных людей, отмечая, сопровождаются ли нарушения в переживании отличиями в восприятии и эмоциональном реагировании или нет.

Нарушения восприятия могут самым различным образом негативно влиять на эмоции и поведение. Переработка и кодирование раздражителей могут быть нарушены, если определенные части информации анализируются и передаются в ЦНС неточно и некорректно, а их репрезентация не внушает доверия или если информация модифицируется (иллюзии), или продуцируются восприятия, не имеющие отношения к действительности (галлюцинации). В качестве возможных последствий можно ожидать неполную репрезентацию (актуального) внешнего мира, а также ограничение или изменение процессов сличения с уже имеющимся опытом восприятия и создаваемые таким образом неверные основы для регуляции тех составляющих поведения, для которых существенно необходимы соответствующие (элементарные) функции. Может нарушаться проверка содержания восприятия или эмоций и «самопродуцированных» представлений о внешнем мире или своем теле, о собственном восприятии (например, галлюцинации). Может быть нарушено и переживание воспринятого, например при выпадении аффективного компонента.

Нарушения элементарных функций приводят к нарушениям сложных, хотя задействованные в них когнитивные компоненты и не повреждены; эти компоненты, правда, не могут заменить нарушенную функцию восприятия (Циль, 2003).

Объектом нашего исследования были особенности эмоционального поведения людей с диагнозом шизофрения.

Предмет - особенности восприятия и реагирования на эмоциогенные стимулы у шизофреников.

Целью данного исследования является выявление различий в восприятии фрустрационных ситуаций у психически здоровых людей и больных шизофренией.

Задачи:

выявить и описать различия у психически здоровых людей и больных шизофренией,

предложить возможные объяснения их причин,

сделать выводы относительно гипотезы о том, что в эмоциогенных ситуациях больные шизофренией будут иначе, чем здоровые люди, воспринимать ситуацию в целом или отдельные ее компоненты.

Гипотезы:

) В результате сравнения испытуемых с диагнозом шизофрения и контрольной группы выявятся значимые различия в том, как испытуемые интерпретируют ситуацию фрустрации.

) Наиболее существенные различия будут касаться способов интерпретации ОП и СЛ (их характеристика будет приведена ниже), отражающих тенденцию человека помещать себя в позицию жертвы или воспринимать происходящее как случайное событие. Так человек без психических патологий некоторые фруструационные ситуации и обвинения воспринимает просто как случайность, нежели позиционирует себя как жертву происходящего (Кравченко, 2004).


Глава 1. Общее представление о шизофрении

 

Шизофрения-психотическое расстройство <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B7>, характеризующееся ухудшением восприятия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5> окружающей действительности <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C> и значительной социальной дисфункцией.

Симптомы шизофрении делятся на позитивные (дополнительные признаки, отсутствующие у нормального человека) и негативные (уменьшение или отсутствие признаков, которые есть в норме).

Для постановки диагноза используют классификации: Международную Классификацию Болезней (МКБ-10) <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2_%D0%9C%D0%9A%D0%91-10> в раздел F2*, а также DSM-IV.

 

Таблица 1 - Диагностические критерии шизофренических расстройств по МКБ-10 (в сокращенном виде, полностью нем. версия см. Dilling et al., 1994, S. 85, 86) и DSM-IV (в сокращенном виде, полностью см. American Psychiatric Association, 1996, S. 340, 341) (Ватцль, Коэн, 2003)

  МКБ-10 DSM-IV
Характерные симптомы 1. «Эхо» мыслей, вкладывание или отнятие мыслей, их радиовещание (открытость) 2. Бред влияния или пассивности, отчетливо относящийся к движениям тела или конечностей или к мыслям, действиям или ощущениям; бредовое восприятие 3. Галлюцинаторные голоса, представляющие собой текущий комментарий поведения больного или обсуждение его между собой; другие типы галлюцинаторных голосов, исходящих из какой-либо части тела 4. Стойкие бредовые идеи другого рода, которые неадекватны для данной социальной культуры и совершенно невозможны по содержанию, такие как идентификация себя с религиозными или политическими фигурами, заявления о сверхчеловеческих способностях (например, о возможности управлять погодой или об общении с инопланетянами) 5. Постоянные галлюцинации любой сферы, которые сопровождаются нестойкими или неполностью сформированными бредовыми идеями без четкого эмоционального содержания, или постоянные сверхценные идеи, которые могут появляться ежедневно в течение недель или даже месяцев 6. Прерывание мыслительных процессов или вмешивающиеся мысли, которые могут привести к разорванности или несообразности в речи; или неологизмы 7. Кататонические расстройства, такие как возбуждение, застывание или восковая гибкость, негативизм, мутизм и ступор 8. «Негативные» симптомы, такие как выраженная апатия, бедность речи, сглаженность или неадекватность эмоциональных реакций, что обычно приводит к социальной отгороженности и снижению социальной продуктивности; должно быть очевидным, что эти признаки не обусловлены депрессией или нейролептической терапией А1. Бред А2. Галлюцинации A3. Дезорганизованная речь (например, частые сбои или разорванность) А4. Грубо дезорганизованное или кататоническое поведение А5. Негативные симптомы, т. е. уплощенные аффекты, алогичность или безволие В. Нарушения в социальной или профессиональной сфере: в таких сферах, как работа, социальные отношения и самостоятельность оказываются заметно ниже того уровня, который был характерен пациенту до возникновения расстройства
Необходимое количество По крайней мере один однозначно устанавливаемый симптом из пп. 1-4 (два или больше при неоднозначном определении симптомов) или по крайней мере два симптома из пп. 5-8 По крайней мере два симптома типа А или только один, если речь идет о причудливом бреде, о комментирующих или вступающих в диалог голосах
Необходимая продолжительность Почти постоянно в течение одного месяца или дольше По крайней мере 6 месяцев непрерывающегося расстройства (включая продромальную и резидуальную симптоматику); наличие симптомов типа А по крайней мере в течение 1 месяца
Дифференциальный диагноз аффективных расстройств - шизофреническое расстройство: в том случае, если шизофренические симптомы появляются перед аффективными симптомами - шизоаффективное расстройство: в том случае, если шизофренические и аффективные симптомы появляются одновременно и с одинаковой интенсивностью - в остальных случаях диагноз «аффективное расстройство» Шизофреническое расстройство: только если аффективные симптомы появляются одновременно с острыми психотическими симптомами и длятся меньше, нежели острая и резидуальная фазы

 

Стоит также упомянуть и о причинах данного заболевания, но подробно останавливаться на них не имеет смысла для данной работы. Анализируя труды ведущих специалистов в области психиатрии, Ф. Рист, Г. Ватцль и Р. Коэн говорили о том, что в риск заболевания шизофренией вносят свой вклад генетические факторы, повреждения головного мозга и психосоциальные перегрузки. Несмотря на то, что генетические модели риска хорошо развиты, все же они не могут объяснить до конца причины заболевания. Это хорошо видно на примере близнецов с одинаковой наследственностью, но все же сильно отличающихся друг от друга. Если искать причину заболевания в структурных изменениях головного мозга, то и здесь не удается найти однозначного ответа, так как данные подтверждаются лишь на части больных шизофренией. То есть нельзя утверждать что, что определенные изменения в головном мозге вызывают шизофрению, но появление самого этого подхода подводит исследователей к изучению не только наследственности, изменений структур мозга, но и анализу протекания беременности, осложнениям при родах, также важен фактор влияния окружающей среды. Эти факторы могут вызвать нарушение мозговых структур и как следствие, отклоняющееся поведение. К сожалению, изучение больных шизофренией так и не привело к однозначному ответу о причинах возникновения заболевания. Шизофрения является таким расстройством, которое очень многообразно в своих проявлениях, течение заболевания зачастую очень специфично для каждого человека. Течение шизофрении у различных групп больных иногда не согласуется с конвенциональной психиатрической классификацией.

Также не достаточно знаний и о влиянии психосоциальных стрессовых факторах, хотя связь между заболеванием, жизненными событиями, отношением родных и близких к пациенту прослеживается достаточно хорошо. Но очень сложным является установление таких факторов, так как он нестабилен во времени, подвержен изменениям, сложно выделить из ряда других факторов как значимый. Даже когда психосоциальные факторы удается установить, то они все равно не могут полностью объяснить причины заболевания. На возникновение шизофрении также влияют факторы риска. Многообразие факторов риска, возможно, определяет различные картины болезни. Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что ученым так и не удалось установить какой-то определенной причины заболевания, в основном специалисты сходятся во мнении, что на возникновение заболевания влияет совокупность всех вышеописанных факторов. Различные их комбинации и доминирование одних над другими определяет различные картины болезни. Стоит отметить и то, что причины различных нарушений также как и причины самого заболевания, четко установить пока не удалось. Картины болезней отличают тем, что доминирование одним нарушений над другими у различных больных складываются по-разному, в связи с этим можно выделить лишь какие-то общие закономерности.

Остановимся на особенностях восприятия и эмоциональной сферы.

Особенности восприятия при шизофрении

Восприятие представляет собой необходимую предпосылку для анализа и познания окружающего мира, а также регуляции и контроля поведения; кроме того, восприятие оказывает влияние на чувства и настроения (см. Lindsey & Norman, 1981). Функции восприятия можно выделить по их модальности, но важно учитывать и то, что описывая какие-то характеристики качества тяжело составить представление о нем в целом, то есть описание отдельных элементарных функций не позволяет нам дать описание сложной функции в целом. Для данного случая является характерным то, что сумма частей ещё не есть целое. Восприятие предполагает также и наличие таких психических функций как мотивация к получению информации, внимание и прочее. Важную роль играет способность к долговременному хранению воспринятой информации в памяти. Без этой функции невозможно было бы выполнение повседневных дел, узнавание родных, а также формирование опыта как основы регуляции поведения. Стоит отметить и то, что «качество»содержания нашей памяти зависит от качества переработки и кодирования информации, как это ни удивительно, но даже регуляция моторики зависит от восприятия. С помощью восприятия человек может оценивать и себя самого, например, как он себя чувствует, с помощью восприятия в ЦНС появляются дополнительные ощущения, создается настроение, при этом аффективные компоненты сами могут стать источником информации. Таким образом, нарушение восприятия могут приводить к нарушению других когнитивных функций (например, эмоций, памяти) или приводить к изменению чувств и настроения.

Нарушения восприятия являются достаточно распространенной патологией, потому изучение этих нарушений является очень важным в клинической практике, для которой важно и влияние восприятия на поведение, переживания, нарушение когнитивных функций и навыков. У пациентов с нарушениями внимания в рамках повреждения структур ЦНС обнаруживаются и взаимосвязанные нарушения восприятия: нарушение скорости переработки информации и ее воспринимаемого объема, отбора информации, управления процессами восприятия и контроля над ними (см. Beck, 1972; Cohen & O'Donnell, 1993 a, b; Süllwold, 1995). Поэтому с точки зрения диагностики следует различать первичные нарушения восприятия и нарушения процессов восприятия, которые обусловлены расстройствами функций внимания. Такие расстройства, в свою очередь, представляют собой ведущий когнитивный симптом в симптоматике шизофрении и аффективных расстройств (Nuechterlein & Dawson, 1984; Hartlage, Alloy, Vasquez & Dykman, 1993).

Важно различать первичные нарушения восприятия и изменение оценки воспринятого. Имеется ввиду что речь прежде всего идет о «социальном» восприятии: узнавании лиц, голоса других людей, выражение лица, интонаций с точки зрения аффективного компонента. Так как у пациентов с шизофренией нарушается эмоциональный компонент, то можно говорить и о нарушении эмоциональной оценки содержания восприятия, и как следствие неадекватное поведение.

У пациентов с шизофренией наблюдаются нарушения процессов селекции информации, одновременной переработки разных видов информации, зрительно-пространственного восприятия и нарушения правильной интерпретации мимики (Grüsser & Landis, 1993; Hemsley, 1993). Ученые предполагают, что на появление у шизофреников галлюцинаций влияет обособление нейронной активности, так что зрительные представления, голоса и т.д. продуцируют теми механизмами ЦНС, что и в обычных условиях(McGuire, Shau & Murray, 1993; Shedlack, McDonald, Laskowitz & Krishnan, 1994). Возможно, из-за отсутствия «высших процессов контроля, тот материал, который получается при нарушенной обработке принимается за реальный, следовательно, влияет на поведение, при чем может происходить отрицание того, что происходит на самом деле в окружающем мире, реальность больных может даже конкурировать с «подлинной» реальностью, в крайнем случае, даже доминировать над ней. Как следствие, происходит неправильная интерпретация происходящего, истолкование и оценка впечатлений и,соответственно, это проявляется уже в поведении и эмоциональной сфере(Emrich, 1988; Frith, Friston, Liddle & Frackowiak, 1991). Рассмотрим более подробно нарушения эмоциональной сферы.

Особенности эмоциональных проявлений

При шизофрении, как в прочем и при других расстройствах, симптоматика эмоциональный нарушений разнообразна, но все же принято выделять три основных аспекта.

) Происходит упрощение эмоциональной сферы и как следствие нехватка как позитивных, так и негативных эмоций.

) Эмоции при шизофрении могут возникать совершенно неожиданно, ярко, резко сменяя друг друга, обычно кажутся неадекватными (смех в ситуациях горя и т.п.). Есть и противоположная особенность, когда больные никакой реакции не проявляют вообще. Оба вида реагирования являются неадекватными. В обоих случаях неадекватность проявления эмоций связывают с неадекватной оценкой ситуации, с нарушением восприятия. Недостаток эмоций вносит вклад в недостаток мотивации и действий, то есть уже можно проследить связи эмоции и поведения больного.

Мотивационные расстройства при шизофрении могут принимать разнообразные формы. При гебефренической шизофрении (дезорганизованный тип шизофрении по DSM-IV) может возникнуть весьма значительный недостаток мотивации и действий, это как раз связывают с упрощением эмоциональной сферы. Также при этом виде шизофрении отмечают стереотипные, ритуальные действия, а также быстрая смена способов поведения. Действия в основном нереалистичны и не ведут к достижению цели. Причину этого видят в упрощении мышления, которое усложняет формирование мотивов и действий, адекватных реальности. Эти же закономерности можно наблюдать и при кататонической шизофрении.

) При параноидной шизофрении мотивация и действия нарушены меньше. Систематизированный бред, такой как мания преследования и ревности, вызывает страх и/или злость, которые, в свою очередь, приводят к ориентированному на избегание поведению в виде отступления и/или враждебному социальному поведению (Перкун, 2003). То есть для того, чтобы избегать чего-либо больным нужно каким-то образом оценивать ситуацию, но оценка получается неадекватной, вследствие чего и развиваются нарушения в поведении.

Восприятие непосредственно связано и с эмоциональной сферой. Для шизофреников характерно обеднение эмоциональной сферы и ухудшение восприятия, так как различные психологические нарушения часто содержат в своей основе нарушения в эмоциональном интеллекте, связанные с особенностями восприятия человеком ситуаций, вызывающих переживания.

Исследования, проводившиеся на выборке испытуемых, без психических отклонений показали, что наиболее высокий уровень развития самых разных эмоций сопровождается частичным или полным принятием ответственности за ситуацию, в которой возникло переживание фрустрации. Переживание ответственности возможно тогда, когда происходит осознание нарушения некоторой социальной и культурной нормы. Наличие у человека таких норм и осознание их свидетельствует о высоком уровне культурного развития, развитие норм происходит на достаточно позднем этапе онтогенеза, когда уже произошло созревание основных структур личности, в том числе и эмоциональной сферы (Л. Кольберг: в кн. Гулевич О.А., Голынчик Е.О., 2003). Было бы интересно сравнить реагирование на фрустрацию, описанное выше в норме, с реагированием больных шизофренией.При шизофрении происходит упрощение эмоциональной сферы, восприятия, человек перестает владеть социальной и культурной нормой, в следствие чего такие сложные переживая как вина и ответственность за происходящее, могут не возникнуть.

Представления о эмоциогенной ситуации различают по когнитивной сложности и культурной опосредованности. Существуют более или менее сложные представления о эмоциогенной ситуации. Соответственно сложные представления характерны для более зрелой личностей. Важной характеристикой здесь является принятие ответственности за совершенные поступки. Высшие эмоции более дифференцированы в отношении конкретных особенностей эмоциогенных ситуаций. Человек, который не может воспринять всю сложность эмоциогенной ситуации, будет характеризоваться снижением сложности когнитивной сферы. Такому представлению о ситуации соответствует снижение способности к рефлексии поведенческих проявлений своего и чужого переживания (Кравченко, 2004). То есть при шизофрении происходит деградация личностных структур, когнитивной сложности представления о ситуации, вследствие чего происходит снижение способности к рефлексии поведенческих проявлений, а значит человек не будет осознавать какие именно действия и почему делает он сам и другие люди, и почему другие так или иначе относятся и переживают какие-либо события.

Чтобы более подробно ознакомиться с поведенческими и эмоциональными особенностями шизофреников стоит обратиться к описанию шизоидного типа у А.Е. Личко, так как считается, что шизоиды это «недошизофреники», то есть они обладают шизофренными чертами, но выраженными в менее паталогичной форме. Яркими чертами шизоидного типа являются замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. Так в детстве шизоиды выглядят как играющие сами с собой, молчаливые и не контактные дети. В подростковом возрасте они не стремятся найти себе друзей, погружены в свой мир. Если же они пытаются найти себе друзей, то возникают проблемы в общении, быстрая истощаемость в контакте, не понимание их особого мира другими и как следствие может возникнуть ещё более глубокий уход в себя.

Отмечается недостаток интуиции (Ганнушкин, 1933), они не умеют проникаться переживаниями других людей, угадывать желания, догадываться о положительном или отрицательном отношении к себе других. К недостатку интуиции добавляют неумение разделять радость и горе других людей, то есть недостаток сопереживания, часто очень холодны. Также к шизоидным особенностям относят неумение убеждать своими словами других (Каменева, 1974).

Внутренний мир практически постоянно закрыт и приоткрывается только иногда избранным людям. Существует и такая особенность, что шизоидам легче раскрываться перед незнакомыми людьми, хотя для близких людей происходящее может так и оставаться загадкой. Недоступность и скрытность внутреннего мира делают многие поступки шизоидоа странными для окружающих, так как они не знают о мотивах. Поражает в них и то, что шизоиды в подростковом возрасте могут хорошо переносить даже мелочную опеку, но когда хоть немного пытаются приоткрыть их внутренний мир, это вызывает яркую реакцию протеста. Нередко они могут раскритиковать кого-либо или что-либо, не думая о последствиях для себя. Шизоидные подростки, как правило, не включены в группу, так как у них присутствуют проблемы в общении, а также они редко подвержены влиянию, так как постоянно находятся в совеем мире. Какие-либо увлечения будут отличаться яркостью и устойчивостью, в выборе предмета хобби поражает их прихотливость. Негармоничность моторики будет наблюдаться не всегда и может корректироваться самим подростком. Самооценка в основном связана с трудностью контакта, замкнутостью, одиночеством, любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность. Противоречивости своего поведения, как правило, не придают внимания (А.Е. Личко, 1982).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: