Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения
Глубокое знание психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний).
Социальная установка на человека (аттракция).
Безусловное принятие ребёнка — принцип предвосхищающего уважения.
Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.
Воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать — готовность к эмпатии.
Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения).
Коммуникативные умения — умения вступать в общения, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения.
Речевое развитие.
Педагогическая интуиция.
Барьеры восприятия в общении
Эффект ореола — распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его ещё неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по-настоящему понять человека.
Эффект первого впечатления — обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нём, которое может оказаться ошибочным.
Эффект первичности — придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём, которая поступила раньше.
Эффект новизны — придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.
Эффект проекции — приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков — неприятным.
Эффект стереотипизации — использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.[1]
Стиль педагогического общения
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, А. П. Ершова, В. В. Шпалинский, М. Ю. Кондратьев и др.).
Виды стилей педагогического общения
Перспективные: общение на основе совместной творческой деятельности, общение на основе дружеского расположения.
Неперспективные: общение-устрашение, общение заигрывание.
В общении очень важно правильно определить дистанцию между воспитателем и воспитанниками. Дистанция — форма выражения отношения
Нет номера.Формирование самооценки и Я-концепции ребенка в дошкольном возрасте.
Становление индивидуальности связано с развитием содержательного и конструктивного "Я" ребенка. Познание собственной индивидуальности рассматривается в литературе как познание своеобразия и неповторимости личности. В дошкольном возрасте идет активное освоение не только картины мира, но и составление собственной картинки "Я", образа себя, Я-концепции, что проявляется в последующем поведении личности ребенка, сказывается на личностном росте. Известные исследователи Р. Берне, К. Блага, М. Шебек и другие утверждают, что в поведении ребенка нет ничего, чтобы не было бы связано сего Я-концепцией.
Индивидуальность как высочайшая точка развития личности проявляется в ее субъектных возможностях (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев). Осознание себя как субъекта деятельности начинается примерно с трех лет, в этот период формируется первоначальная социальная система "Я", возникает желание заявить о себе (знаменитое детское "Я сам!"). Элементы самовоспитания и самокоррекции в дошкольном возрасте только начинают складываться в пространстве "Я". Вместе с тем тенденция влиять на ребенка, давая ему представления о себе, слишком велика со стороны значимых окружающих его людей. Поэтому важно создать те психолого-педагогические условия, которые позволяют открывать и развивать в себе "запрятанные" глубоко способности, формировать увлечения, интересы, расширять знания о себе, ни в коей мере, не давая и не "приклеивая" специфические отрицательные характеристики и ярлыки, которые, к сожалению, могут стать строительным материалом собственного "Я" ребенка.
Исследователями Н.П. Колесниковой, М.В. Крулехт, Т.А. Репиной и многими другими выделяются предпосылки к самовоспитанию у детей старшего дошкольного возраста. По мнению В.И. Слободчикова, зарождение и проявление парциальной субъектности, которая характерна для дошкольников, обнаруживается в саморегуляции некоторых форм психической активности, самостоятельном осуществлении некоторых видов деятельности, реализации различных способов обращения с социальной действительностью и другими людьми, в элементарном самоконтроле и самооценке. Особенно элементы самовоспитания у старших дошкольников закладываются в условиях ведущей деятельности.
Современными исследованиями доказывается, что сознательное "Я" вырастает в социальном процессе (Г.М. Андреева, Н.Ф. Голованова, О.В. Хухлаева, Т. Шибутатти и др.). Маленький ребенок обнаруживает свое "Я" как существо, обладающее определенными намерениями только во взаимодействии с другими, во взаимодействии с социумом. То, как сообщают взрослые первую информацию ребенку о нем, как оцениваются его достижения, как осуществляется педагогическая и психологическая поддержка, во многом определяет, что может лечь в основу формирования "Я" ребенка. Дети дошкольного возраста, пока у них мал собственный опыт, "примеривают" и присваивают себе все позитивные и негативные характеристики, неслучайно они ссылаются на высказывания и мнения взрослых.
К. Блага и М. Шебек отмечают, что между третьим и шестым годами развиваются и укрепляются все создавшиеся оси структурного Я. Они же констатируют, что в дошкольном возрасте глобальное Я более сцеплено, чем в раннем возрасте. Ось идеала Я у детей дошкольного возраста часто включает идентификационные модели родителей, бабушек, дедушек, старших детей, сверстников. Важно и то, что дошкольник начинает постепенно создавать о себе критическое представление. Это вызвано тем, что "структурное-Я" обогащается еще одной осью - осью совести, т.е. появляются "идущие изнутри" правила поведения.
Внутренние правила позволяют организовать внутреннее пространство личности, а значит, внутреннее "Я". В перспективе становления личности, оценки ее личностного роста внутренние правила, на наш взгляд, постепенно перерастают в личностное кредо.
В структуре Я-концепшш детей дошкольного возраста особо следует выделить когнитивный компонент (то.что дети думают и знают о себе) и оценочный компонент (то, какого они о себе мнения). Важнейшим структурным компонентом является "идеальное-Я", без него трудно представить саморазвитие личности, ее самоизменение. "Идеальное Я" - это установки, связанные с представлениями о том, каким человек хотел бы быть, оно включает стремления, нравственные идеалы и ценности. На протяжении всего дошкольного возраста происходит становление и формирование Я ребенка. Это обеспечивается во многих отношениях за счет расширения и нарастания устойчивости линий Я, самоизменений в когнитивном и оценочном Я, уточнения самооценки ребенка о самом себе.
Следует также отметить положения психологии о том, что у дошкольников формируются новообразования, которые содействуют становлению внутреннего "Я". В раннем возрасте ценным является "Открытие Я", появление линий "Я есть", "Я могу", "Я хочу", "Я имею", первичной рефлексии, освоение правил и обязанностей, регулирующих поведение ребенка. Особо следует выделить важнейшее психологическое новообразование - эмоциональную децентрацию (умение принимать во внимание чувства и мысли других людей).
Уже у ребенка третьего-четвертого года жизни появляется первичная потребность в саморазвитии. Постепенно ребенок начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества, более осознанно это происходит в возрасте пяти - шести лет. Потребность в самоизменении, хотя и имеет свою специфику в этом возрасте, но может выражаться не только вербально, но и посредством проявления реальных Я-усилий. Таким образом, тенденции поведения, заложенные в Я-концепции, проявляются в конкретных поступках ребенка. У детей старшего дошкольного возраста слова "надо", "можно", "нельзя" становятся, как справедливо считает О.В. Хухлаева, основой для саморегуляции. Эти слова-нормативы мысленно произносятся самим ребенком, постепенно формируются умения учитывать их в собственном поведении, а также в поведении другого человека, учитывать его чувства и мысли. Происходит стабилизация Я ребенка, он начинает задумываться над тем, какой он - плохой или хороший.
Важнейшее значение для стабилизации Я играет процесс идентификации с родителем своего пола. Поскольку в дошкольном возрасте активно развивается самосознание, ребенок осознает, что он в целом хороший, но имеет некоторые недостатки. Расширяется сфера общения за счет включения в нее сверстников и воспитателя детского сада - первого чужого взрослого.
Таким образом, дошкольный период является важнейшим психологическим пространством, в котором формируется Я ребенка. Именно в этот период ребенок становится энциклопедистом, философом, мыслителем, так как впервые открывает многие грани окружающего мира, выстраивает собственную Картину мира, совершает "открытия", развивается как субъект деятельности и саморазвития.
.Психологические основы формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка.
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяется: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов Деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная Деятлеьность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Игра как ведущая Деятлеьность. Виды игр: 3 – 4 г. – режиссерская; 4 – 5 л. – образно-ролевая; 5 – 6 л. – сюжетно-ролевая; 6 – 7 л. – игры по правилам (в каждой игре свои игровые условия; сюжет – та сфера Деятельности, кот. отражается в игре; содержание – моменты в Д и отношениях со взрослыми, которые воспроизводятся ребенком). Игра «вырастает» из предметно-манипулятивной Деятельности в конце раннего детства. Аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно.
Игра – ведущая Деятельность, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы Деятельности и связанные с ними цели. В развитой ролевой игре с ее замысловатыми у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Благодаря децентрации, происходящей в ролевой игре, открываем и путь к формированию новых интеллектуальных операций.
Развитие психических функций
Речь. В основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Язык становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный запас речи. Средние данные по В. Штерну: в 1,5 г. ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 г. – 1000 – 1100, в 6 л. – 2500 – 3000. Развивается грамматический строй речи. Ребенок 3 – 5 л. не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность. Это позволяет перейти к контекстной речи. Овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и тому подобное. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия.
Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее хар-ном для этого возраста.
Мышление. Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к сло-весному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже.
К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки (маленький предмет – значит легкий, большой – значит тяжелый, если тяжелый, то в воде утонет и так далее).
Память. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 г.) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования Личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.
Развитие Личности
Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев – это «период первоначального фактического склада Личности».
Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. Переживания становятся сложнее и глубже. Изменяется содержание аффектов – расширяется круг эмоций. Особенно важно появление таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание. Как уже подчеркивалось, развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его Деятельность является эмоционально насыщенной.
Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере связывают начало становления его Личности.
Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Появляются новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием – мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система.
Самосознание. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения.
Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения.
Начинается осознание себя во времени. В 6 – 7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».
Это период первоначального становления Личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы – вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.
40.Психологическое здоровье детей. Пути сохранения и укрепления психологического здоровья в условиях дошкольного учреждения.
Жизнедеятельность человека в современных условиях сопряжена с повышенной стрессовой нагрузкой как на взрослых членов общества, так и на детей. Развивающаяся личность ребенка крайне уязвима, так как не обладает устойчивыми механизмами психологической защиты. В результате зачастую у детей возникают различные нарушения психологического здоровья, негативные последствия которых не только отражаются на особенностях данного этапа развития ребенка, но и накладывают отпечаток на всю его последующую жизнь.
Поэтому в настоящее время проблема психологического здоровья детей стоит крайне остро: существует необходимость организации специальных мероприятий по его сохранению.
Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Проблема психического здоровья привлекает внимание исследователей из разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, социологов и др. Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин «психологическое здоровье» неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает собою две науки и две области практики – медицинскую и психологическую. В основе этого лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии. Для нас важно, что взаимовлияние «духа» и тела признается, безусловно. Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды. Медики, психологи, педагоги, родители отмечают у детей нарушения, отклонения, несоответствия нормам развития, в первую очередь это касается нервной системы. Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности. Из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Поэтому в детском саду необходимо внедрять целенаправленную систему работы по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников с момента поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая его выпуском в первый класс общеобразовательной школы.
Для оказания психолого- педагогической помощи детям мы продумываем комплексную систему действий, конкретных мероприятий в совокупности со специалистами и родителями, что позволяет преодолеть или хотя бы скомпенсировать возникшую проблему психического состояния ребенка. Координатором этой деятельности становится психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения.
Сформированное нами представление о задачах и средствах комплексного обеспечения психического здоровья дошкольника отражено в основных направлениях деятельности психолого-педагогической службы:
Организационно-методическая;
Прогнозирование и психологическая подготовка педколлектива;
Психопрофилактика и психопросвещение;
Исследовательская деятельность;
Коррекционно-развивающая работа;
Консультационная работа.
Каждое направление обеспечивается программой работы с педагогами, родителями, детьми, а затем они объединяются в единый, логически завершенный процесс комплексного обеспечения психического здоровья детей.
Какие основные этапы проходит ребёнок за время своего пребывания в детском саду, которые влияют на его психологическое здоровье, и упущение которых нами взрослыми, ведёт к развитию различных негативных проблем у ребёнка?
Можно выделить следующие:
1. Адаптация ребёнка к ДОУ;
2. Эмоционально-личностное развитие детей (как основа понимания внутреннего мира маленького человека, его психического состояния, и возможные перспективы коррекции и развития);
3. Подготовка в школу и профилактика дезадаптации.
НАША ЦЕЛЬ: развитие и укрепление психологического здоровья у детей, дошкольного возраста; психологическая профилактика и коррекция негативных проблем.
НАШИ ЗАДАЧИ: создать условия для полноценного физического и психического развития дошкольников, их эмоционального и личностного благополучия, скорректировать действия всех участников воспитательно-образовательного процесса для эффективного развития и укрепления психологического здоровья детей. вовремя выявить проблему и оказать соответствующую помощь ребёнку, обеспечить выпуск ребёнка подготовленного к школе. Подготовка включает в себя: психологическая и социальная готовность к школе; развитие психофизиологических функций; развитие познавательной деятельности и состояние здоровья будущего школьника.
Каждая программа:рассчитана на определённый возраст;имеет свою цель и задачи, необходимые для решения и получения положительного результата в работе; позволяет планирование мероприятий для профилактической и коррекционной работы после отслеживания первичных результатов диагностики;предусматривает обязательную совместную деятельность педагога-психолога с сотрудниками детского сада; имеет свои ожидаемые результаты.
Адаптация ребёнка к ДОУ
В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого “адаптационного синдрома” является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. В целом проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению.
Эмоционально-личностное развитие ребёнка является первоосновой всего его психического здоровья.
Сама по себе эмоционально-личностная сфера не может развиваться. Её необходимо развивать. Существенную роль в развитии эмоционально-личностной сферы старших дошкольников могут сыграть целенаправленные занятия. Цель: психопрофилактика и коррекция развития эмоционально-личностной сферы дошкольников. Задачи: Обучение положительному самоотношению и принятию других людей; Обучение рефлексивным умениям; формирование потребности в саморазвитии Содействие росту, развитию ребёнка.
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в развитии представлений психологической науки.
Научные исследования показали, что начинать учебу в школе могут дети, обладающие достаточной функциональной готовностью, т. е. «школьной зрелостью». Психологи определяют школьную зрелость как достижение такой степени развития, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении».
Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению. Цель: подготовка ребёнка к школе и профилактика дезадаптационного периода при поступлении дошкольников в школу.
Задачи: развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности; развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста); обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения.
41.Влияние педагога на развитие детского творчества.
Творчество, его формирование и развитие одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определённым потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребёнок, и этот потенциал надо раскрыть. Ребёнок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Эмоциональные переживания возникают и проявляются в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, они же способствуют развитию мотивационной установки на активное участие в художественной деятельности. Эмоционально-эстетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искусства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересов и предпочтений, на основе которых формируется нравственно-эстетическая направленность. Но, оказывается, дать технические навыки недостаточно. Даже при хорошем овладении ими ребёнок, да часто и взрослый, остаётся на уровне ремесла, а не творчества. Ведь важно вложить в своё произведение то, что раньше называлось душой, а теперь определяется как эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт. Если мы поймём, что составляет основу эмоционального переживания действительности и воплощения этого переживания в художественном произведении, то сможем оказать влияние на развитие чувств ребёнка, которые придадут неповторимость и полноту его творчеству. Нужно давать основы того, что составляет эмоциональный мир любого художника: умение сочувствовать, сопереживать людям, животным, цветам и самым простым предметам, которые нас окружают. Ведь именно это сопереживание, сочувствие умение представить или вообразить внутренний мир всех и всего создают неповторимую поэтичность и красоту многих произведений. Нужно давать детям уроки такого сочувствия и сопереживания. После таких занятий работы детей приобретают эмоциональность, индивидуальность, приближаясь к действительно творческим произведениям. В становлении личности ребёнка нравственность его воспитания значение эмоционального развития огромно. В.А. Сухомлинский писал: «В период детства мышления мыслительные процессы должны быть, как можно тесно связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира... Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества». Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его творческого воображения. От степени обученности, образованности, характера дарования, восприятия определённых традиций, творческого осмысления опыта мастеров зависит особенность изобразительного языка ребёнка – индивидуальная манера, индивидуальный стиль. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной гармонически развитой и творчески активной личности.Воспитание творческого восприятия природы или любого вида искусства пробуждает у детей способность не только чувствовать в том гармонию, красоту, но и создавать их в любой своей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми, с окружающим миром. Педагог, показывая большое количество репродукций и подлинных произведений мастеров искусства, должен всегда подчёркивать, что свойственная им блистательная, неподражаемая манера была найдена для отражения их времени, их мыслей и чувств. У каждого художника, даже самого юного, есть свои взгляды на мир, свои интересы, привязанность и любимые темы, свои приёмы и секреты работы, т.е. качества, составляющие творческую индивидуальность и педагог должен эти качества поддержать, укрепить и развить. Творческая индивидуальность – то не только особенное восприятие формы и цвета предметов, не только выбор определённых технических средств в работе. Всё это связано с мировоззрением человека, с его отношением к людям и их поступкам, к природе, ко всему, что нас окружает. Всё обучение должно быть направлено на то чтобы вдохновить ребёнка, вселить уверенность в своих возможностях. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость. |
42.Психологические аспекты полового воспитания. Учет гендерных различий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении.
Актуальность темы заключается в том что, отечественная педагогика оказалась «бесполой», ориентированной на абстрактного ребенка без учета таких его важнейших характеристик, как половые психологические особенности. В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен на развитие «усредненного существа».
Изучение психолого-педагогической литературы позволило определить понятие гендера.
Гендер (от англ. gender – род, пол) – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение «мужчина» и «женщина».
Смысл понятия «гендер» заключается, прежде всего, в идее социального моделирования и репрезентации пола в различных ситуациях взаимодействия. А гендерный подход – это учет социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процесс т.е, в основе гендерного подхода лежит дифференциация по признаку пола. Под дифференциацией обучения и образования Г. М. Коджаспирова понимает - организацию учебной деятельности дошкольников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком.
Проблема воспитания ребёнка с учётом половых различий, позволяющая по –иному увидеть специфику педагогической работы с детьми дошкольного возраста, по значимости и актуальности не имеет аналогов. Поиск истоков духовности человека, представляющей сегодня наибольший дефицит, неизбежно приводит к культурно- историческому прошлому, закреплённому в традициях разных народов, ориентированному на дифференцированный подход к детям разного пола.
Гендерные аспекты воспитания и обучения детей привлекают внимание специалистов разных областей – нейрофизиологов, нейропсихологов, психологов, педагогов. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов, именно различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов. У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление. У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.
Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.
В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:
в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
организации внимания;
в формах активации эмоций;
в мотивации деятельности и оценки достижений;
в поведении.
Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.
Девочки:
быстрее схватывают новый материал;
легче усваивают алгоритмы и правила;
любят задания на повторение;
чаще используют ближнее зрение;
воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;
новую информацию анализируют с помощью левого полушария;
Мальчики:
труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;
лучше выполняют задания на сообразительность;
не терпят однообразия;
лучше выполняют задания при ярком свете
Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления. К сожалению, на сегодняшний день не существует специальных развивающих программ, которые способствовали бы оптимизации гендерного общения и формированию гендерной идентичности. Предлагаю ряд рекомендаций для педагогов, воспитателей и родителей, которые могут быть использованы для развития психосексуальной сферы детей.
48.Развитие личности детей с разным уровнем успеваемости в младшем школьном возрасте.
Младший школьник – еще ребенок, зависящий от взрослого, значимого для него, и необыкновенно привязанный к близким. Это, наверное, самое главное в понимании этого возраста и нашего влияния на податливую, меняющуюся, растущую личность ребенка.
Младший школьный возраст – последний период детства. Впереди – отрочество, следующий возрастной этап, когда ребенок превращается в подростка и отделяется от родителей и учителей, ориентируется на сверстников и молодежь. Тогда гораздо труднее будет «вложить» в него свои взгляды на жизнь, свои ценности и идеалы, отношение к миру, к людям и делу.
Но это впереди. А пока папа, мама и первая школьная учительница – авторитет, их мнение определяет почти все в жизни ребенка, даже если он упрямится и капризничает. Наша задача – не упустить этот последний этап детства, постараться не только помочь сыну или дочке освоить счет и пр