ПОДГОТОВКЕ И ВЕДЕНИИ БОЯ




Влияние местности на подготовку и ведение боя определяется на фоне боевой задачи с учетом вооружения частей и подразделений, времени года и суток, а также метеорологических условий и характера действий противника. Местность может способствовать успешному исходу боя и ослаблять противника, но лишь в том случае, если командир правильно ее оценит и умело использует в конкретной боевой обстановке. Поэтому в Боевом уставе по подготовке и ведению общевойскового боя и Наставлении по подготовке и ведению военных действий ВС РФ местность рассматривают как один из важнейших элементов боевой обстановки.

При изучении местности вначале определяют тип местности, ее особенности и основные тактические свойства. После этого детально изучают и оценивают тактические свойства участков и отдельных элементов местности. Результаты изучения и оценки местности анализируют совместно с другими элементами обстановки, после чего делают выводы.

Основными источниками информации о местности являются:

личный осмотр местности (рекогносцировка, разведка) - командир непосредственно изучает и оценивает местность при организации боя. Недостаток - требуется много времени для детального изучения всего района действий подразделений, ограничена возможность изучения местности ночью, а также в глубине обороны противника;

топографическая карта - основной источник сведений о местности в современном бою. Карта позволяет быстро изучить местность на большой площади. Недостаток - старение карты;

аэрофотоснимки (фотодокументы) и специальные карты применяются в дополнение к топографическим картам, а при их отсутствии - как самостоятельные документы для изучения местности. Недостаток - трудность чтения фотографического изображений элементов местности;

описание местности (справка о местности) содержит сведения о проходимости местности, режиме рек, климатических особенностях и некоторые другие данные. Недостаток - необходимо значительное время на отбор нужных сведений и перенос их на карты;

опрос местных жителей и допрос пленных позволяют получить данные о проходимости местности, ее инженерном оборудовании, а также о планируемых противником мероприятиях по затоплению местности и разрушениям на ней. Недостаток - сведения отрывочные, слабо увязаны с картой и требуют проверки;

прогнозирование изменений местности применяется при изучении местности в районах применения оружия большой разрушительной силы.

Действия мотострелковых, танковых, артиллерийских, инженерных и других подразделений по-разному зависят от местности. Поэтому командиры различных подразделений одни и те же элементы местности изучают и оценивают с различных точек зрения, предъявляют к местности свои требования в отношении проходимости, маскировки, наблюдения, ведения огня, решая при этом вопрос о возможности и способах применения в данных условиях своих боевых средств.

При изучении и оценке местности для принятия решения уясняют характер ее элементов и их влияние на расположение и действия своих подразделений и подразделений противника. В выводах из оценки местности командир устанавливает, в какой мере она влияет на выполнение поставленной задачи, и определяет мероприятия, которые необходимо осуществить для того, чтобы наиболее полно использовать условия местности.

При оценке обстановки командир обязан: изучить общий характер местности и ее влияние на действия подразделений; установить наиболее вероятные направления действий самолетов, вертолетов и других воздушных целей противника на малых и предельно малых высотах; определить танкоопасные направления; выбрать наиболее выгодные позиции для размещения своих огневых средств. Определяя замысел боя, командир, кроме того, должен установить наиболее доступные направления действий подразделений и участки местности, от удержания которых зависят устойчивость обороны, рубежи боевых задач мотострелковых и танковых подразделений, места развертывания командно-наблюдательных пунктов подразделений, обеспечивающие наилучшее наблюдение за местностью, противником и действиями своих подразделений, наиболее устойчивые от разрушения местные предметы, которые можно использовать в качестве ориентиров.

В наступлении местность изучают и оценивают применительно к своим подразделениям, а также к подразделениям противника, что позволяет установить ее влияние на действия противника, расположение его подразделений, огневых средств, оборонительных сооружений и заграждений и вследствие этого выявить слабые места в расположении своих подразделений.

Изучение и оценку местности ведут по направлениям, участкам, рубежам или объектам в соответствии с задачами боя. При этом сначала изучают и оценивают местность в своем расположении, а затем в расположении противника.

При наступлении с ходу в исходном районе изучают и оцениваю характер рельефа, районы, выгодные для расположения подразделений; характер и состояние дорог, пути подхода и выхода из района, проходимость местности внутри района; условия маскировки и защиты личного состава и боевой техники; условия использования средств механизации для инженерного оборудования местности, наличие местных строительных материалов; условия водоснабжения; возможность образования завалов и пожаров внутри района и на подступах к нему в случае применения противником ядерного оружия.

На маршруте выдвижения изучают и оценивают характер дорог и дорожных сооружений, их состояние, условия движения вне дорог на случай развертывания подразделений при внезапной встрече с противником; труднодоступные участки, способы их преодоления или пути обхода; возможную скорость движения по участкам; условия ориентирования на маршруте и мероприятия по регулированию движения; естественные маски; дальность обзора местности непосредственно с маршрута и с высот, находящихся в радиусе действия подразделений охранения; районы, в которых по условиям местности возможны засады противника; участки и объекты местности, для осмотра которых необходимо выслать дозорное отделение.

На рубеже развертывания изучают и оценивают условия маскировки и защиты в складках местности; просматриваемость рубежа со стороны противника и условия наблюдения на самом рубеже; условия проходимости местности вне дорог; естественные препятствия, укрытия и подступы к ним; скрытые пути выдвижения на рубеж; районы, выгодные для расположения огневых позиций артиллерии и минометов; направления (маршруты) движения с одного рубежа на другой; условия ориентирования, начертание переднего края обороны противника и его особенности; скрытые подступы к переднему краю.

На рубеже безопасного удаления изучают и оценивают емкость и порядок использования естественных укрытий для защиты личного состава и боевой техники от поражающих факторов ядерного взрыва.

На рубеже спешивания изучают естественные маски и укрытия от огня противника, просматриваемость рубежа со стороны противника; условия ориентирования, направление выхода на рубеж атаки, места постановки (уточнения) задач.

На рубеже перехода в атаку изучают и оценивают возможность скрытного выдвижения на этот рубеж танковых и мотострелковых подразделений; условия ведения огня из основных видов оружия.

условия проходимости местности, позволяющие подразделениям безостановочно на максимальной скорости достичь переднего края обороны противника в указанное время.

В расположении противника изучают и оценивают характер и состояние дорог; танкодоступные направления; наличие и характер естественных препятствий перед передним краем и в глубине обороны противника; степень просматриваемости местности на переднем крае и в ближайшей глубине обороны с рубежа перехода в атаку; районы и участки местности, выгодные для расположения опорных пунктов, огневых средств и резервов противника; районы местности, от удержания которых зависит устойчивость обороны противника; вероятные направления и рубежи развертывания резервов противника для контратак; участки местности, удобные для постановки инженерных заграждений; места проходов в заграждениях и переходов через естественные препятствия; скрытые подступы к переднему краю обороны противника, его опорным пунктам и условия маневра при овладении ими; направление сосредоточения основных усилий подразделения в зависимости от характера местности.

При наступлении из положения непосредственного соприкосновения с противником изучают и оценивают характер рельефа; естественные маски и укрытия, обеспечивающие скрытное размещение и наименьшую уязвимость от огня противника; защитные свойства местности; скрытые пути для подхода и занятия исходного района; районы и рубежи, выгодные для расположения элементов боевого порядка; выгодные рубежи перехода в атаку; условия наблюдения и ведения огня; пути подвоза и эвакуации.

При организации обороны для изучения местности используют карты более крупных масштабов, чем при планировании наступательного боя. При этом сначала изучают и оценивают местность в расположении противника, а затем в своем расположении.

В расположении противника изучают и оценивают наличие и характер дорог, проходимость местности вне дорог; танкодоступные направления; вероятные районы сосредоточения; возможные пути выдвижения и рубежи развертывания в предбоевые и боевые порядки; направления для наступления противника; возможность маневра вдоль фронта; места вероятного расположения огневых позиций артиллерии, командных и наблюдательных пунктов, радиолокационных станций противника; степень просматриваемости местности со стороны противника; скрытые подступы к переднему краю своей обороны; районы и рубежи, по которым целесообразно нанести огневые удары, чтобы задержать выдвижение противника и нанести ему потери.

В расположении своих подразделений изучают и оценивают рубежи и районы, выгодные для организации обороны; начертание переднего края и первых траншей; участки и направления, наиболее доступные для наступательных действий противника, степень просматриваемости местности со стороны противника; районы и местные предметы, от удержания которых зависит устойчивость обороны; препятствия перед передним краем и их использование для усиления обороны; районы расположения командных наблюдательных пунктов и условия наблюдения с них; районы выгодные для создания опорных пунктов, расположения огневых позиций артиллерии, резервов, командно-наблюдательных пунктов (наблюдательных постов) и подразделений технического обеспечения и тыла; направления и рубежи развертывания для контратак; проходимость местности вне дорог и танкодоступные для противника направления; естественные и искусственные препятствия, которые необходимо прикрыть огнем; участки сосредоточенного и заградительного огня; защитные свойства местности естественные маски и укрытия; условия инженерного оборудования местности, пути подвоза и эвакуации.

При успешном развитии наступления подразделение в зависимости от обстановки может быть назначено в передовой или рейдовый отряд для уничтожения или захвата в глубине обороны противника важных объектов (командных пунктов, переправ через водные преграды, артиллерийских и ракетных батарей, аэродромов и др.). Командир подразделения при рейдовых действиях по топографической карте тщательно изучает маршрут выдвижения в указанном направлении, пути обхода отдельных опорных пунктов противника и особенно подробно уточняет все детали местности, прилегающей к объекту противника.

Одновременно изучается маршрут выхода подразделения к очередному объекту или в район сбора, где ему ставится новая задача или где оно присоединяется к главным силам.

Как правило, маршрут рейдового отряда выбирают с учетом характера местности и возможности использования открытых флангов, промежутков и слабых мест в обороне противника. Подробное изучение местности, прилегающей к объекту противника, позволяет командиру организовать быстрый и скрытный выход и внезапную атаку объекта с разных направлений.

При оценке местности по маршруту предполагаемого рейда необходимо изучить: направление и маршруты движения войск, исходный район и возможные районы нахождения противника; возможные пути отхода подразделений противника и районы их укрытия; вероятные места устройства противником засад, минирования, участков затопления и завалов, рубежи проведения контратак; возможность проведения обходных маневров в целях отсечения противника; наиболее важные участки и районы, дороги, перевалы и высоты, от удержания которых или овладения зависит успех рейдовых действий; возможность использования различных видов боевой техники и специальной техники родов войск и служб для всестороннего обеспечения рейда.

Особое внимание необходимо уделять изучению местности при планировании рейдов в горной и горно-лесистой местности, чтобы исключить внезапные удары противника в ущельях, долинах, туннелях, на горных дорогах, болотистых местах, то есть там, где значительно ограничены возможности для маневра своих подразделений. Вследствие того, что в горах движение колесных и гусеничных машин возможно в основном по дорогам, долинам, вдоль ущелий и рек, изучение проходимости маршрута должно стать одним из главных элементов в подготовительный период, до начала рейда При этом надо учитывать крутизну подъемов и спусков, радиусы поворотов, доступность и характеристику перевальных участков, наличие и качество инженерных сооружений (мостов, туннелей, выемок, насыпей и т. д.). В результате изучения и оценки дорожной сети должно быть четко определено, где, когда и какая техника может быть использована.

При изучении маршрута рейдовых действий на местности с ограниченными возможностями для маневра (ущелья, теснины и т, д.) предусматривают обходные маршруты или отходные пути. Особенно тщательно изучают такие места, как перевалы, туннели, мосты, где возможны засады противника, минирование или подготовленные к взрыву крутости для создания завалов, камнепадов, лавин и т. п.

В горно-лесистой местности существенно ограничены условия обзора и наблюдения за противником. Поэтому при изучении маршрута по карте необходимо заранее определить поля невидимости, выбрать места для устройства наблюдательных пунктов, определить ориентиры и оформить графически схемы ориентиров, условия наблюдения и маскировки, дать (уточнить) характеристики важных объектов.

При планировании рейда надо учитывать не только влияние условий проходимости, наблюдения и маскировки, но и возможные изменения местности в районах применения оружия большой разрушительной силы (это также относится к оценке местности в наступлении и обороне).

РАЗВЕДКА МЕСТНОСТИ

Разведка местности является составной частью войсковой разведки. Она проводится для определения влияния местности на выполнение боевых задач, быстрого ориентирования на ней и эффективного использования своих огневых и технических средств.

Разведка местности - добывание, сбор и изучение сведений о местности в районе (полосе) предстоящих действий войск: о рельефе, водных преградах, гидротехнических сооружениях (с учетом возможных изменений местности в результате их подрыва), почвенно-растительном покрове, дорожной сети, неселённых пунк тах, а также о других элементах местности, влияющих на боевые действия войск.

Основными задачами разведки местности являются: выявление изменений местности по сравнению с топографической картой; определение ее проходимости, защитных и маскирующих свойств; характера укрытий и масок; выяснение состояния дорог, дорожных сооружений и источников воды; определение скрытых подступов к объектам противника, границ полей невидимости, характера водных преград и условий их форсирования с ходу, заграждений на местности, участков затоплений и очагов пожаров.

Основными способами разведки местности в подразделении являются наблюдение и непосредственный осмотр отдельных участков и объектов. Сведения о местности могут также добываться опросом местных жителей, допросом пленных, изучением захваченных у противника документов (топографических карт, аэрофотоснимков, схем местности и т. п.). Результаты разведки местности обычно наносят на рабочую карту командира, аэрофотоснимок местности или изображают на схемах и карточках.

Наблюдение - наиболее распространенный способ разведки местности, осуществляемый непрерывно днем и ночью, в любое время года и при любой погоде. Ночью для наблюдения применяются приборы ночного видения и средства освещения местности. Наблюдение ведут командиры подразделений лично, наблюдательные посты, наблюдатели рот (взводов, отделений, танков) и расчеты дежурных огневых средств.

Основными задачами при разведке местности наблюдением являются: выявление и уточнение скрытых подступов к объектам противника; обнаружение и изучение изменений местности в секторе наблюдения; выявление естественных препятствий, заграждений и путей их обхода.

Наблюдатель, получив задачу, детально изучает местность в указанном секторе и, если позволяет обстановка, составляет схему ориентиров. Этой схемой он пользуется при указании местоположения обнаруженных объектов и направлений на них относительно ориентиров.

Данный способ разведки местности позволяет собрать необходимые сведения лишь в пределах видимости. Наблюдение вначале выполняют невооруженным глазом, а затем через оптически прибор. Открытые участки местности осматривают быстрее, аз крытые - более тщательно. При обнаружении изменений в местоположении объектов, их количестве или форме наблюдатель немедленно докладывает об этом своему командиру.

На марше, в наступлении, в обороне при отсутствии соприкосновения с противником и в других случаях разведка ведется разведывательным дозором непосредственным осмотром участков местности и отдельных объектов.

Непосредственный осмотр позволяет получить наиболее достоверные сведения о местности (изучить ее особенности, оценить проходимость, защитные и маскирующие свойства, определить условия ведения огня и ориентирования). Этот способ разведки применяется при отсутствии непосредственной угрозы столкновения с противником при возможности приблизиться к разведываемым объектам местности для их детального обследования и необходимых измерений.

Основной задачей непосредственного осмотра местности является уточнение ее тактических и защитных свойств и проходимости.

В ряде случаев местность может быть главным или самостоятельным объектом разведки, например при разведке естественных препятствий и путей их обхода или преодоления, при разведке маршрутов и колонных путей.

Разведка реки организуется для получения сведений, необходимых для оценки водной преграды при принятии решения на организацию ее форсирования. В зависимости от обстановки и боевых задач разведка реки ведется наблюдением, воздушным фотографированием, осмотром дозорами и другими способами. Сведения о реке для планирования форсирования ее с ходу в наступлении собираются разведывательными дозорами еще до подхода подразделений к реке. Наблюдатели осматривают реку и ее пойму с возвышенных мест, обследуют русло реки и прилегающую к ней местность.

В результате разведки реки составляют схему участка переправы. На схеме и в легенде отображают следующие данные: ширину, глубину, скорость течения реки; русло реки, грунт дна, характер берегов, отмелей, островов и бродов; заболоченные и труднопроходимые участки, места, удобные для переправы танков под водой по дну реки, подходы и съезды к реке, их состояние, места для скрытного расположения войск; толщину льда (зимой), а в период ледохода - места заторов и интенсивность ледохода.

Ширину реки определяют на глаз, глубину измеряют бечевкой с грузом или шестом с нанесенными дециметровыми делениями. Скорость течения чаще всего определяют с помощью поплавка, измеряя с точностью до одной секунды время, за которое поплавок проплывет известное расстояние.

Грунт дна определяют шестом (если шест входит в грунт легко, то грунт илистый, если с трудом - глинистый или песчаный). Профиль дна реки разведывают при форсировании ее танками по дну. Для этого промеры глубины реки выполняют через определённые интервалы по всей ее ширине. Крутизна скатов при входе в воду и выходе из воды на противоположном берегу не должна превышать для автомобилей 4 - 6°, для танков 10 - 15°. Важно также убедиться, что на дне реки в этом месте нет ям, крупных камней и других препятствий.

Места бродов на реке могут быть определены ориентировочно по косвенным признакам (дорога подходит к реке с обеих сторон, расширение реки на отдельном участке), а также с помощью шнура с грузилом, привязанного к поплавку.

Толщину льда на реке определяют непосредственным измерением. При этом необходимо установить прочность соединения льда с берегом и наличие его провисаний над водой.

При разведке моста устанавливают сведения о его характеристике и состоянии, способах усиления (при необходимости), а также о наличии материалов для его ремонта и усиления.

Разведку болот выполняют в целях определения направления пути их преодоления или обхода.

Вначале болото осматривают с возвышенности или с дерева, затем устанавливают характер его поверхности (гряды, кочки) и растительности, наличие дорог (троп), водных поверхностей водотоков и местных предметов, которые могут служить ориентирами. Обследование болота начинают с его окраины, продвигаясь к середине. Глубину болота и толщину его торфяного слоя определяют с помощью кола или железного прута.

При разведке заболоченных участков без торфяного покрова (луговых и пойменных болот, мокрых лугов, солончаков, плавней) изучают глубину слоя воды, топкость грунта дна. Заболоченные участки проходимы колесными машинами, если их глубина до твердого грунта не более 40 см.

Зимой при разведке болота определяют глубину его промерзания, толщину снежного покрова и выявляют незамерзшие участки, опасные для движения.

При разведке леса уточняют на карте или отображают на схеме местности границы леса (опушки), дороги, просеки (вырубки) и поляны, лесные завалы, гари, заболоченные участки, овраги, обрывы, ориентиры вдоль дорог и просек, направления движения без дорог, магнитные азимуты этих направлений, пути обхода труднопроходимых и непроходимых участков.

В наступлении разведка леса осуществляется в целях определения его проходимости и условий ориентирования. При этом обследуют сквозные дороги, просеки и другие возможные пути движения в направлении наступления, отмечают на карте (схеме) естественные или искусственные ориентиры, определяют и указывают магнитные азимуты направлений движения через лес, отмечают места, где необходимо усилить проходимость отдельных участков.

В обороне лес обследуют в целях определения условий ведения огня, маскировки, наблюдения и защитных свойств. Вначале изучают подступы к лесу со стороны противника, наносят на схему точное очертание опушки леса, а затем обследуют лес, обходя (объезжая) его по дорогам и просекам. При необходимости определяют высоту и толщину деревьев.

При оценке проходимости леса учитывают среднее расстояние между деревьями, характер рельефа и состояние грунта, а при оценке маскирующих свойств - характеристику леса и время года, так как лиственные леса летом имеют хорошие маскирующие свойства, а потеряв листву, они хорошо просматриваются, особенно с воздуха.

Разведка маршрута ведется в целях выяснения условий движения по маршруту (особенно тяжелой и крупногабаритной техники), определения мер по устранению имеющихся на маршруте препятствий, а также для оценки условий маскировки, развертывания, рассредоточения и укрытия войск в районах привалов и отдыха.

При разведке маршрута предварительно изучают маршрут движения по карте, определяют участки местности, требующие более детального обследования (места переправ, мосты, пути обхода препятствий, рубежи возможного развертывания и др.). При необходимости составляют схемы более крупного масштаба, чем масштаб карты.

Разведка маршрута ведется на машинах повышенной проходимости. Двигаясь по маршруту, обследуют полосу местности обычно шириной 250 - 500 м в каждую сторону от оси маршрута. Во время движения, сличая карту (схемы) с местностью, наносят на нее и записывают в легенду необходимые сведения. Расстояния вдоль маршрута определяют по спидометру.

В ходе разведки маршрута уточняют и выявляют: тип дорог, качество и состояние полотна (ширину проезжей части, земляного полотна), разрушенные и поврежденные участки, крутые подъемы и спуски, возможность съездов с дороги и условия движения по обочинам; ориентиры, особенно на поворотах маршрута, у развилок и перекрестков дорог; защитные свойства местности в полосе маршрута, укрытия и их характеристики; характеристики узких проходов (выемок, насыпей, гатей и др.), мостов (состояние, длину, ширину, грузоподъемность), бродов (глубину, ширину, грунт дна, крутизну входа в воду и выхода из воды), естественных препятствий и пути их обхода; условия маскировки от воздушной и наземной разведки противника.

Там, где маршрут проходит вне дорог, главное внимание уделяют проверке проходимости.

Если маршрут проходит через районы, подвергшиеся воздействию оружия массового поражения противника, то выявляют и наносят на карту (схему) участки, зараженные радиоактивными и отравляющими веществами, районы пожаров (с указанием скорости и направления их распространения), затопленные и заболоченные участки.

На рис. 15.1 показано оформление на схеме результатов разведки участка маршрута. В отдельных случаях результаты разведки оформляют абрисом (рис. 15.2).

 

 

 

 

Абрис отличается от схемы местности тем, что ось маршрута независимо от поворотов на местности условно принимается за прямую линию, которая проводится вдоль страницы по ее середине.

Все измеренные расстояния подписывают и наносят на абрис без соблюдения масштаба. На исходной точке и на всех углах поворотов определяют по компасу и записывают в абрисе азимуту каждого участка маршрута.

Положение ориентиров и других объектов определяют способом кругового визирования, по перпендикулярам, по створам; расстояния до объектов определяют глазомерно.

Разведка колонного пути. Колонный путь намечают по карте и уточняют разведкой на местности. Колонный путь выбирают так, чтобы он проходил преимущественно по обратным скатам возвышенностей, вдоль лощин, через кустарники и лесные массивы, с тем, чтобы обеспечить маскировку и защиту войск от оружия массового поражения.

При разведке колонного пути проверяют, не проходит ли он через заминированные участки; определяют характер труднопроходимых участков и места, где имеются подручные материалы для усиления проходимости таких участков; выявляют места, просматриваемые противником с господствующих высот. Если на пути встречаются овраги и другие препятствия, отыскивают обходы с наименьшим отклонением от заданного направления.

Колонный путь наносят на схему местности чаще всего компасным ходом. В легенде описывают характер местности вдоль колонного пути, мосты, броды, грунт, характер растительности и другие данные. При разведке колонного пути зимой определяют толщину снежного покрова, а также льда на реках и озерах, по которым проходит маршрут. Особое внимание уделяют при этом разведке и обследованию углублений рельефа, занесенных снегом, незамерзших участков болот, обледенений на подъемах и спусках.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: